УДК 614.8-051:625
В.П. Сломянский к.т.н., В.Ю. Глебов к.т.н., И.В. Пляскина к.м.н. (ФГУВНИИГОЧС(ФЦ))
ОБ ОСНОВНЫХ ФАКТОРАХ СИСТЕМЫ СПАСЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ
V. Slomyansky, V. Glebov, I. Plyaskina (FGU VNIIGOChS Emercom of Russia (FC)) ABOUT THE MAIN FACTORS OF RESCUE SYSTEM OF SUFFERED IN CAR ACCIDENTS
В статье рассматриваются основные вопросы совершенствования системы спасения пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях, вопросы взаимодействия федеральных органов власти (МВД России, МЧС России,
Минздравсоцразвития России), участвующих в ликвидации последствий ДТП.
There are viewed main questions of rescue system improvement in traffic accidents, questions of cooperation of federal bodies involved in accident and accident consequences liquidation.
В.П. Сломянский
В.Ю. Глебов
И.В. Пляскина
При спасении пострадавших важным фактором является время происшедшее с момента возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) до начала спасательных работ. Наиболее эффективно спасение пострадавших, когда действия спасателей проводятся в течение 30 минут с момента дорожно-транспортного происшествия.
Анализ данных региональных центров показал, среднее время прибытия спасателей при расстоянии от мест их дислокации до ДТП 10 км составляет 11,6 мин, до 20 км —17,7 мин, до 30 км — 28,1 мин, 40 км — 36 мин, 50 км — 53 мин и свыше 50 км — 1 час 15,6 минут. При этом среднее удаление спасателей от мест ДТП составило 19,3 км. Таким образом, в среднем после оповещения спасатели могут прибыть на место ДТП через 20 минут. Если учесть время обнаружения и оповещения, то помощь пострадавшим в ДТП оказывается за пределами 30 минут, что существенным образом снижает ее эффективность.
В связи с этим совершенствование системы спасения при ДТП прежде всего должно быть направлено на сокращение времени обнаружения, оповещения и доставки спасателей к месту дорожно-транспортных происшествий.
Задача сокращения времени обнаружения решается путем установки вдоль автомобильных трасс информационных щитов с указанием координат служб спасения, датчиков на транспортных средствах, сигнализирующих службы спасения о ДТП.
В настоящее время происходит дальнейшее совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (АИУС РСЧС).
В рамках АИУС созданы единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС), решающие задачи приема экстренной информации в т.ч. и о ДТП. Наибольший опыт в этом вопросе накоплен в Москве, Красноярском крае, Курской, Ростовской, Ярославской, Нижегородской, Саратовской, Московской областях.
Следующей задачей совершенствования системы спасения является сокращение времени доставки спасателей к месту ДТП.
В МЧС России ставится задача рационального размещения мобильных групп ПСС в местах концентрации ДТП на территориальной и федеральной сети дорог. В настоящее время места постоянной дислокации поисково-спасательных служб значительно удалены от участков концентрации дорожно-транспортных происшествий. Обоснование рациональных мест размещения спасателей с учетом ожидаемых мест и объемов выполнения аварийно-спасательных работ при ДТП, особенно на федеральных автомобильных дорогах, позволит существенно сократить сроки прибытия спасателей на место ДТП.
Спасатели с необходимым оборудованием доставляются к месту ДТП аварийно-спасательными мотоциклами, машинами и вертолетами. Аварийно-спасательные мотоциклы могут быстро доставить двух спасателей и небольшой комплект аварийно спасательного оборудования к месту ДТП. В аварийно-спасательных машинах (АСМ) может
о
VO «
CP
го «
CP
и
CU т s
I
X
eu f— I
0
1
т
^
re I
Рабочее совещание дирекции ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.»
0
ю
а р
го
а р
е и к
с е
т
и н
х
е т
1
о н
т
у
а
I
разместиться значительно больший расчет спасателей и комплект оборудования. Удаленность пунктов расположения аварийно-спасательных формирований и лечебных учреждений от мест автомобильных аварий (особенно происходящих вне населенных пунктов), перегруженность автомобильных дорог, транспортные пробки, наличие разрушений, затоплений и других препятствий на маршрутах движения затрудняет или делает невозможным доставку спасателей и эвакуацию пострадавших наземным транспортом. В этих условиях возникает необходимость в применении аварийно-спасательных вертолетов (АСВ), позволяющих своевременно доставить требуемые силы и средства и эвакуировать пострадавших в безопасные места или лечебные учреждения.
Анализ результатов экспериментов по отработке спасательных вертолетных технологий в г. Москве и Нижегородской области свидетельствует о высокой эффективности вертолетных технологий при эвакуации пострадавших в лечебные учреждения. Время доставки пострадавших до городских лечебных учреждений составило 5-7 минут, до районных 10-20 минут.
Одним из направлений улучшения системы спасения пострадавших в ДТП является совершенствование технологии спасения на месте дорожно-транспортных происшествий.
Одной из причин запаздывания в сроках начала оказания медицинской помощи на месте ДТП является блокирование (зажатие) пострадавших в салоне автомобиля, препятствующее доступу к ним медицинского персонала. В этом случае для оказания медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП необходимо выполнять разборку автомобилей: вскрывать двери, удалять крышу, снимать рулевую
колонку и приборную панель, полностью разбирать боковую сторону транспортного средства (ТС) со стороны пострадавшего и т.п.
В МЧС России разработан проект «Технического регламента ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий», в котором определены основные операции, выполняемые спасателями при ликвидации последствий ДТП с зажатием пострадавших. Технический регламент определяет основные действия, при проведении этих операций, их последовательность и необходимые средства для проведения.
По данным научно-практической работы, проведенной МЧС России, в Республике Башкортостан из 1493 случаев ДТП, спасатели привлекались только 27 раз, в Амурской области из 268 случаев — 6 раз, в Астраханской области из 340 — 4 раза, в Псковской из 1075 — 27 раз, в Томской из 708 — 7, в Ярославской из 397 — 11 раз; в то время как по крайней мере 10 % зафиксированных случаев ДТП требуют участия спасателей. В субъектах в ликвидации последствий ДТП в основном принимали участие пожарные и аварийно-спасательные формирования, содержащиеся за счет местных бюджетов.
Эффективность системы спасения пострадавших в ДТП существенным образом зависит от организации взаимодействия всех участников ликвидации последствий ДТП.
Основными целями взаимодействия являются:
- оказание помощи пострадавшим в возможно короткие сроки;
- предотвращение распространения вторичных поражающих факторов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях;
- создание условий для восстановления в короткие сроки нормального функционирования участка
^Российско-шведскии семинар по дорожно-транспортной безопасности
' У ssian-Swedish Road and Traflic Safety Seminar ' / Ж
№ .-acea, 25 сентября. 2007 sV September 25,h,2007
Г
Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» (1 ноября 2007года в г. Санкт-Петербурге)
дороги, железнодорожного переезда, дорожных сооружений, а также прилегающей территории и расположенных на этой территории объектов, подвергшихся воздействию поражающих факторов при ДТП;
- обеспечение сохранности вещественных доказательств и фиксации обстановки на месте ДТП до окончания спасательных и необходимых оперативных и следственных действий.
В настоящее время согласовано «Положение о взаимодействии органов управления и сил МВД России, МЧС России и Минздравсоцразвития России, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий».
В результате проведенных исследований установлен ряд причин, при которых затруднено спасение людей при ДТП и даны предложения по их устранению.
1. Низкое оперативное реагирование спасателей на ЧС, связанных с ДТП, объясняется потерей времени при передачи информации о произошедшем случае. Часто информация от пострадавшего или очевидца ДТП поступает к спасателям, через четыре-пять промежуточных инстанций (сотрудники ДПС — районный отдел ГИБДД — городское (республиканское) управление ГИБДД — диспетчер ЕДДС-01 — ОД КЧ ПСО), при этом происходит сильное искажение реальной обстановки и данных о точном месте ЧС.
2. Причиной задержки проведения АСНДР на месте ДТП и оказания доврачебной помощи пострадавшим, является значительная удаленность мест дислокации аварийно-спасательных формирований от автомобильных трасс. Необходима активизация работы главных управлений МЧС России субъектов по отработке и внесению изменений в планы прикрытия автомобильных дорог органами ГИБДД и
медицинскими службами и рациональное размещение подразделений АСФ и ПСО с учетом наиболее опасных участков федеральной сети дорог. Необходимо проводить учебно-тренировочные сборы для овладения спасателями современными методами ведения АСР при ДТП, а также использования опыта и наработок по данной проблеме.
3. Запаздывание сроков оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП из-за несвоевременного выполнения мероприятий по деблокированию (извлечению) людей (на месте происшествия не всегда есть в наличии специальный гидравлический инструмент и специалисты, умеющие пользоваться этим инструментом). Необходимо доукомплектовать ПСО современным аварийно-спасательным гидро-, пневмо-, электро-инструментом и оборудованием, позволяющими выполнять работы по деблокированию пострадавших из автомобилей с улучшенными показателями безопасности.
4. Невозможность спасателей приступить к проведению работ по оказанию помощи пострадавшим в ДТП до окончания проведения следственных мероприятий правоохранительными органами.
5. Необходимо рассмотреть возможность о централизованной поставке в ПСО или финансировании приобретения на месте средств пожаротушения при ДТП.
6. Усилить требования к квалификации диспетчеров ЕДДС-01 по аналогу иностранных служб (обязательное наличие знаний в области медицины и психологии, понятий об аварийно-спасательных технологиях и сфере их применения и т.п.)
7. Необходимо проводить обучение сотрудников ГИБДД методике проведения работ по ликвидации последствий ДТП и других ЧС, возникающих на автомобильных дорогах.
о
VO га ср
го «
ср
и
CU т X I
X CU н
I
0
1 т
I