Исаев Муслим Хасанбекович
соискатель ВНИИ МВД России Бобырев Сергей Викторович
соискатель ВНИИ МВД России (тел.: 88712624017)
Об организации профилактики правонарушений несовершеннолетних в Чеченской республике
Аннотация
В статье дана характеристика различных уровней профилактики и класси-фикация субъектов предупреждения правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике, в зависимости от специфики выполняемых ими функций и степени воздействия на девиантных подростков. Кроме того, рассмотрен комплекс мер по устранению причин и условий, способствующих росту преступности несовершеннолетних.
Annotation
In article is given feature different level preventive maintenances and categorization subject warning the offenses minor in Chechen Republic, depending on specifics executed by them function and degree of the influence on девиантных teenager. Besides, complex of the measures is considered on eliminating the reasons and conditions, promoting growing to criminality minor.
Ключевые слова: профилактика, безнадзорность, несовершеннолетний, правонарушение, преступность.
Key words: preventive maintenance, neglect, minor, offense, criminality.
нтеграция России в международное
О сообщество, приоритет обще-человеческихценносгей, закрепление их в законодательстве Российской Федерации потребовали нового социокультурного подхода к криминопо-тческим проблемам, в том числе к изучению проблем предупреждения преступлений [1, С 56]. Несомненно, расширение правового поля в сфере предупреждения правонарушений несовершеннолетних и формирование системы такого предупреждения происходят за счет международных норм и стандартов.
В современных условиях предупреждение преступлений несовершеннолетних, профилактика безнадзорности являются одним из приоритетных направлений системы профилактики в целом. Понимание преступ-ности несовершеннолетних как социально негативного явления предполагает соответствующую стратегию ее предупреждения, главным направлением которого является воздействие на причины, ее порождающие. Наряду с термином "предупреждение" используется также "профилактика" [2, С.178].
Под профилактикой преступлений понимается
специально осуществляемая деятельность по учету и предупреждению криминогенных последствий человеческой деятельности, а также по выявлению, изучению и воздействию на криминогенные факторы, условия и обстоятельства, различ-ные негативные явления и процессы, которые в решающей степени влияют на живучесть и распространенность преступности, в основном не принудительными методами.
Заметное воздействие на национальную правовую базу предупреж-дения правонарушений несовершеннолетних оказала деятельность международного сообщества, прежде всего Организации Объединенных Наций. Оценивая роль международного права в формировании национальной системы предупреждения правонарушений несовершеннолетних, необходимо прислушаться к суждению Н.Н. Ефремовой о том, что, следуя по собственному пути развития, необходимо использовать и зарубежные достижения. Подлинный прогресс цивилизации, в частности правосудия как одного из ее факторов, несомненно, связан с приобщением к мировому опыту, к общечеловеческим ценностям [3, С. 40].
63
В Чеченской Республике после окончания двух военных кампаний одно из главных направлений политики Президента Чеченской Республики Героя России РА. Кадырова - проведение комплексной и целенаправлен-ной работы по патриотическому и нравственному воспитанию молодежи, решению ее социально-экономических проблем, активному включению молодых людей в трудовую и общественную деятельность.
Принимаются меры по развитию детско-юношеского спорта, формированию здорового образа жизни, воспитанию физически и духовно разви-того подрастающего поколения. Развернута решительная борьба против наркомании и алкоголизма. Полностью ликвидирован игровой бизнес.
Ежеквартально проводятся заседания созданной в апреле 2008 г. Межведомственной комиссии Чеченской Республики по профилактике правонарушений, которую возглавляет первый заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики Х.Х. Вайханов.
В республике действует Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве ЧР, председателем которой является заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики Л.А. Магомадов.
В текущем году на заседаниях комиссии с участием представителей МВД по ЧР обсуждались вопросы:
-профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних;
- временного трудоустройства подростков, состоящих на профилактическом учете, в период каникул и свободное от учебного процесса время;
- обеспечения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями и условиями для благополучной жизнедеятельности;
-устранения причин и условий, способствующих росту преступности несовершеннолетних.
Предупреждение должно основываться на анализе реальной действительности и обеспечиваться комплексностью применяемых мер [3, С.40].
В целях повышения эффективности взаимодействия с другими субъектами системы профилактики по предупреждению и устранению причин и условий преступности среди несовершеннолетних на территории республики проведены целевые комплексные профилактические мероприятия по противодействию экстремизму в молодежной среде, патриотическому, духовнонравственному воспитанию подростков: "Беспризорник", "Милиция и дети", "Семья", "Стоп,
наркотик!", "Группа", "Здоровье", "Экстремизм", "Дорога и дети". Именно подобное профилактическое воздействие на преступность несовершеннолетних сегодня позволит обществу добить-ся снижения своей криминализации в будущем [4, С. 86].
В стадии решения Правительством Чеченской Республики находится вопрос о введении 120 должностей "школьных" инспекторов милиции в учреждениях среднего образования республики с численностью более 700 учащихся. Указанный вопрос включен также в перечень инициатив депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от Чеченской Республики, для оказания содействия в его решении на федеральном уровне.
Анализ причин преступности несовершеннолетних показывает, что это, как правило, лица, не достигшие социальной, психологической и нравственной зрелости, не имеющие достаточного образования и воспитания [4, С. 86].
В зависимости от иерархии причин и условий преступности, совершаемых несовершеннолетними, выделяют три уровня ее предупреждения: общесоциальный, специально-криминологический, индивидуальный.
Общесоциальный уровень (общая профилактика) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни, в нравст-венно-духовной сфере и т.д. В рамках общесоциального предупреждения преступности можно обозначить реализацию Республиканской целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2009 - 2012 годы": в 115 школах республики созданы 117 отрядов юных друзей милиции общей численностью 1195 детей и подростков.
Общая профилактика проводится в жизнь посредством государственных планов экономического и социального развития. Через план дости-гается единство воздействия на общесоциальные причины преступности всех предупредительных мер -экономических, социальных, идеологических, культурологических, управленческих и технологических.
Специально-криминологический уровень (криминологическая профилактика) состоит в целенаправленном воздействии на криминогенные фак-торы, связанные с отдельными видами и группами преступного поведения (насильственная преступность, экономическая и др.). Устранение или ней-трализация комплексов специфических причин и условий преступности определенного вида осуществляется в процессе деятельности соответст-вующих субъектов, для которых профилактическая функция является вы-
64
полнением их профессиональных задач. 16 июля 2009 г. вопрос "О мерах по совершенствованию многоуровневой системы профилактики правонарушений в Чеченской Республике, вовлечению в систему государственной профилактики всех субъектов предупреждения правонарушений, общест-венных формирований и граждан, а также ходе выполнения Плана комплексных мероприятий по обеспечению взаимодействия ОВД ЧР и уголовно-исполнительных инспекций УФСИН России по ЧР по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы" рассмотрен на совместном заседании оперативного совещания ВОГОиП МВД России и коллегии МВД по Чеченской Республике.
Индивидуальный уровень (индивидуальная профилактика) включает в себя деятельность в отношении конкретных лиц (в частности несовершеннолетних), поведение которых вступает в конфликт с правовыми нормами. В зависимости от степени криминальной пораженности личности индивидуальная профилактика (ИПП) бывает четырех видов.
Криминологическая профилактика осуществляется в форме ведомственных и межведомственных планов (программ) по усилению борьбы с преступностью. В них предусматривается система мероприятий, направленных на профилактику конкретных видов и групп преступности и в целом всей преступности на определенной территории. Обеспечение предусмотренных программой мероприятий достигается во взаимодействии и согласовании работы различных субъектов профилактики.
В научной литературе предлагалась классификация субъектов предупреждения правонарушений несовершеннолетних, связанная не только со спецификой деятельности таких субъектов, но и с особенностями профилактики на различных этапах жизни. По мере нарастания выраженной социальной дезадаптации девиантный подросток, действительно, становится объектом воздействия разных государственных учреждений, занимающихся профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних. Эти учреждения в зависимости от выполняемых ими функций В.В. Пан-кратов и Е.И. Цимбал условно разделяют на четыре уровня:
Первая ступень - учреждения первичной социальной профилактики, куда входят детские сады, школы и т.д. Деятельность учреждений первой ступени направлена, в первую очередь, на адекватную социализацию основной массы детей, на реализацию их прав и законных интересов;
Вторая ступень - учреждения первичной социальной специализации:приюты, реабилитационные центры для детей с ограниченными возможно-стями, центры
социальной помощи семье и детям и др. Все эти учрежде-ния оказывают помощь социально дезадаптированным несовершеннолет-ним, оказавшимся в трудной ситуации. Эта система профилактики работает с детьми, имеющими повышенный риск совершения правонарушений;
Третья ступень - учреждения вторичной специальной профилактики: органы внутренних дел, в том числе подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, открытые и закрытые специальные учебно-воспитательные заведения системы Министерства образования Российской Федерации. Данные учреждения призваны осуществлять ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей и детей, уже совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста наступле-ния уголовной ответственности, а также иные противоправные деяния, до направления их в места лишения свободы;
Четвертая ступень - учреждения уголовноправовой и уголовно-исполнительной профилактики: воспитательные колонии, главной задачей которых является предупреждение повторной преступности несовершеннолетних [5, С. 20-21]. В уголовноправовой науке со времен Ч. Бекария утверждается мысль о том, что потребность в самом существовании уго-ловного наказания обосновывается необходимостью государства "защищать хранилище общего блага от посягательств отдельных лиц" [6, С. 90].
В настоящее время процесс предупреждения преступности в Российской Федерации не имеет самостоятельной правовой базы. Существующие правовые нормы разбросаны по различным отраслям законодательства, за-частую фрагментарны, несогласованны между собой и тем самым не способствуют консолидации профилактической деятельности различных субъектов.
Деятельность органов внутренних дел по предупреждению преступлений, совершаемых несовершеннолетними, осуществляется на основании: Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" №120-ФЗ от 24 июня 1999 г.; приказов МВД России от 29 января 2009 г. № 60 "О некоторых мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по профилактике правонарушений", от 11 августа 1998 г. № 490 "Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внут-ренних дел по предупреждению преступлений", от 26 мая 2000 г. № 569 "Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел" [7]; республиканской
65
целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений не-совершеннолетних на 20092012 годы".
Указанные ведомственные нормативные акты и целевые программы позволили существенно повысить эффективность профилактической деятельности органов внутренних дел.
По состоянию на 1 января 2010 г. на профилактическом учете ОВД республики состоят 276 несовершеннолетних правонарушителей (-33,3%), а также 219 неблагополучных родителей (лиц, их заменяющих), не исполняющих надлежащим образом обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних детей (-8,7%).
Несовершеннолетними совершено 52 уголовнонаказуемых деяния (56 за АППГ; -7,1%). Доля тяжких и особо тяжких составов в общем массиве подростковой преступности сократилась на 13,1 пункта и составила 26,9% (АППГ - 40,0%).
Деятельность подразделений и служб органов внутренних дел с другими субъектами системы профилактики по повышению эффективности работы по профилактике преступлений, совершаемых несовершеннолетними, необходимо направить на: активизацию законотворческой работы по защите прав и интересов детей;
обеспечение на всех уровнях реализации и финансирования мероприятий в рамках реализации республиканской программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2009-2012 годы";
обеспечение комплекса мер по повышению размеров оплаты труда, пенсий и пособий;
улучшение положения несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, развитие форм семейного устройства, решение жилищного вопроса выпускников школ-интернатов [8].
Актуальность организации работы по предупреждению преступлений, совершаемых несовершеннолетними, еще более возросла после принятия Национальным антитеррористическим комитетом решения о пре-кращении с 16 апреля 2009 года действия правового статуса контртеррористической операции на территории Чеченской Республики.
Решать все обозначенные проблемы необходимо общими, скоординированными действиями органов внутренних дел и других субъектов системы профилактики. Ощутимых результатов можно будет достичь, уделяя внимание не только организации борьбы с правонарушениями несовер-шеннолетних, но и устраняя причины, их порождающие.
1. Пономорева В. П. Международные стандарты в области предупреждения преступности несовершеннолетних // Криминологический Журнал. 2003. №1.
2. В криминологии некоторыми авторами эти термины рассматриваются как самостоятельные. Подобное разграничение носит условный характер, что подтверждается этимологическим сходством вышеназванных терминов. Поэтому их можно использовать как равнозначные и взаимоза-меняющие (Криминология. Под ред В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева. СПб, 2002.
3. Папкова Т. П. Совершенствование системы предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации: - М.: ВНИИ МВД России, 2005.
4. Талхигова Л. А. О некоторых причинах совершения правонарушений несовершеннолетними в Чеченской Республике// Материалы научнопрактической конференции "Совершенствование деятельности органов внутренних дел, других субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чеченской Республике" (6 октября 2007г.). М., 2008.
5. См. подробнее: Панкратов В. В., Цимбал Е.И. Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних: общие принципы и региональная специфика // Профилактика безнадзорности правонарушений несовершеннолетних.
6. Бекария Ч. О преступлениях и наказаниях / Сост. и предисл. В. С. Овчинский М. 2004
7. Настольная книга инспектора подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел / (Сборник инструктивнометодических материалов по организации деятельности органов внутрен-них дел в области профилактики правонарушений среди несовершенно-летних) ГУ Городской Центр по профилактике безнадзорности, преступ-ности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних "Дети улиц" Голубовский В.Ю., Волкова С.В., Иванова Т.К., Котов Ю.Б./ Москва, 2004 г., ДООП МВД РФ
8. О положении детей в Чеченской Республике доклад за 2006 год // Министерство труда и социального развития Чеченской Республики // Грозный, 2007 год.
66