Научная статья на тему 'О специальных мерах противодействия насильственной преступности несовершеннолетних членов смешанных организованных преступных групп'

О специальных мерах противодействия насильственной преступности несовершеннолетних членов смешанных организованных преступных групп Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
766
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / СМЕШАННЫЕ ПРЕСТУПНЫЕ ГРУППЫ / НАСИЛЬСТВЕННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ORGANIZED CRIME / JUVENILE / MIXED CRIMINAL GANGS / VIOLENT CRIME / CRIME PREVENTION / SPECIAL PREVENTION / THE ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппов Артем Рудольфович

Рассматривается роль органов внутренних дел в сфере противодействия криминальному насилию несовершеннолетних членов смешанных организованных преступных групп. Дается анализ Федерального закона РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Формулируются задачи, которые необходимо решить в целях локализации раскрываемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL PREVENTION OF VIOLENT CRIMES OF JUVENILES, THE MEMBERS OF ORGANIZED CRIME GROUPS

This work considers the role of Internal Affairs Agencies in the sphere of counteraction to crime violence of the juvenile members of mixed organized crime groups. Analysis is given of the Federal law of the Russian Federation no. 120 «On the fundamentals of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency». Formulates the tasks to be solved in order to localization of disclosure of the problem.

Текст научной работы на тему «О специальных мерах противодействия насильственной преступности несовершеннолетних членов смешанных организованных преступных групп»

Key words: Germany, real estate, contract of sale, transfer of ownership, registration, land

register.

Trukhina Margarita Leonidovna, PhD student of the Department of Civil Law and Process at the Law Faculty of M.M. Speransky, margaritat@,bk.ru, Russia, Moscow, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

УДК 351.759

О СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕРАХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАСИЛЬСТВЕННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЧЛЕНОВ СМЕШАННЫХ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ ГРУПП

А.Р. Филиппов

Рассматривается роль органов внутренних дел в сфере противодействия криминальному насилию несовершеннолетних членов смешанных организованных преступных групп. Дается анализ Федерального закона РФ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Формулируются задачи, которые необходимо решить в целях локализации раскрываемой проблемы.

Ключевые слова: организованная преступность несовершеннолетних, смешанные преступные группы, насильственная преступность, предупреждение преступности, специальная профилактика, деятельность органов внутренних дел.

Среди организованных преступных групп (ОПГ) высок удельный вес так называемых смешанных возрастных преступных групп. Под организованной смешанной преступной группой несовершеннолетних следует понимать сообщество преступников различной возрастной и половой дифференциации (с доминированием в численном отношении подростков мужского пола), которая отличается общностью способов проявления криминальной активности, преступных интересов, жесткими и устойчивыми внутригрупповыми связями, четким распределением ролевых функций, строгой соподчиненностью. Возглавляет группу лидер - организатор и руководитель; непосредственно к нему примыкают наиболее активные члены преступной группы, за ними следуют рядовые участники. Характерна высокая самоидентификация каждого члена с группой. Члены группы обладают уголовно-профессиональными навыками и четко придерживаются установок криминальной субкультуры.

Нередко такие группы входят в состав структурно и организационно более сложных преступных сообществ.

С 2010 г. по 2015 г. было выявлено следующее количество подростков, совершивших преступления: 2010 г. - 72692 (-14,9 %); 2011 г. - 65963 (-9,3 %); 2012 г. - 59961 (-9,9 %); 2013 г. - 60761 (+2,2 %); 2014 г. - 54369 (-11%); 2015 г. -55365 (+2,4%) [16]. То есть ежегодно, за указанный период, количество официально зарегистрированных лиц, данной категории уменьшалось (исключение составил 2013 год, когда произошло повышение на 2,2%, а также отмечен рост на 2,4 % за 2015 г.) [16].

Важно отметить, что на протяжении ряда лет в Российской Федерации несовершеннолетними или при их соучастии совершается каждое восемнадцатое-двадцатое преступление: в 2010 г. каждое восемнадцатое (5,5%); 2011 г. каждое восемнадцатое (5,5%); 2012 г. каждое двадцатое (5,1%); 2013 г. каждое восемнадцатое (5,4%); 2014 г. каждое двадцатое (5,0%); 2015 г. каждое двадцатое (4,9%) преступление [16].

Применительно к деятельности членов смешанных ОПГ, следует обратить пристальное внимание на ответственности лиц, вовлекших несовершеннолетних в совершение преступлений. В то же время, анализ конкретных уголовных дел показывает, что несовершеннолетние лидеры ОПГ также могут вовлекать в организованную преступную деятельность взрослых граждан (такие случаи имели место в 44 % изученных нами уголовных дел).

В этой связи весьма показателен следующий случай. Неоднократно судимый несовершеннолетний Н. организовал преступную группу из шести человек, куда также входили братья Г. (Александр - 18 лет и Михаил - 19 лет), а также инвалид по психическому заболеванию, вор-рецидивист Б. (75 лет). 20 января 2006 г. Н. совместно с братьями Г. совершили разбойное нападение на Гаврилову Р.И. Нападение было совершено в целях хищения её имущества, с применением насилия опасного для жизни, по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия (двух пневматических пистолетов), с незаконным проникновением в жилище. В результате нападения был причинен тяжкий вред здоровью Гавриловой, в результате которого наступила смерть потерпевшей. То есть имело место умышленное причинение смерти другому человеку, группой лиц по предварительному сговору, сопряженное с разбоем. 22 января 2006 г. несовершеннолетние Н. и С. совершили разбойное нападение на соседку вора-рецидивиста Б., гражданку Михайлову К.С. То есть имело место нападение в целях хищения чужого имущества, с применением насилия, опасного для жизни, группой лиц по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия (подростки использовали бейсбольные биты и травматический пистолет), с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшей в результате чего наступила смерть Михайловой К.С. В дальнейшем следствие квалифицировало действия подростков как умышленное причинение смерти другому человеку, группой лиц по предварительному сговору, сопряженное с разбоем. Б. и несовершеннолетние Н., С., братья Г.

совершили разбойное нападение на пенсионеров Калмыковых. То есть ими предприняты преступные действия в целях хищения чужого имущества. 6 марта 2006 года около 13 часов 30 минут несовершеннолетние Н., Г. и С. проникли в помещении магазина №20 Опочецкого РАЙПО и напали на продавца Михайлову К.С. Несовершеннолетние нанесли потерпевшей множественные удары по различным частям тела, в том числе жизненно важным. В результате указанных действий, последовала смерть потерпевшей Михайловой К.С. на месте происшествия. С целью сокрытия совершенного преступления Н. и Г. переместили труп Михайловой К.С. в подсобное помещение магазина, после чего похитили различные товары. Следствием было установлено, что в группе существовала жесткая дисциплина, а роль лидера и организатора играл несовершеннолетний Н. Вор-рецидивист Б. выполнял функцию «консультанта», обучал подростков криминальной деятельности в сфере совершения разбойных нападений и сокрытия следов преступлений, а также совместно с Н. планировал каждое преступление.

Суд квалифицировал действия преступников следующим образом:

Действия Н. - по ч. 3 ст. 33, п.п. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ; п. «а» ч. 4 ст. 162 УК РФ. Наказание в виде девяти лет лишения свободы;

Действия Алексея Г. - по п.п. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ; п. «а» ч. 4 ст. 162 УК РФ. Наказание в виде восьми лет лишения свободы.

Действия Михаила Г.- по п.п. «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ; п. «а» ч. 4 ст. 162 УК РФ. Наказание в виде восьми лет лишения свободы;

Действия С.- по «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ; п. «а» ч. 4 ст. 162 УК РФ. Наказание в виде восьми лет лишения свободы;

Вор-рецидивист Б. был признан невменяемым и направлен на принудительное лечение в специальную психиатрическую больницу [17].

Статья 150 УК РФ устанавливает возраст субъекта вовлечения подростка в совершение преступления с 18 лет. Однако паспортный возраст едва ли может свидетельствовать об уровне психического развития человека, поскольку способность оценивать характер общественно опасных действий зависит от множества факторов (биологических, социальных и т.д.). Как мы уже указывали, в ряде случаев интеллектуальный уровень 15-17 - летних лидеров смешанных ОПГ может быть значительно выше, чем у более взрослых членов группы (особенно если у тех имеет место олигофрения в легкой степени дебильности, дисгармоничный инфантилизм и т.д.). Нам представляется целесообразным понизить порог наступления уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних (а также лиц не подлежащих уголовной ответственности) в совершение преступления до 16 лет.

В то же время необходимо пояснить, что, несмотря на выраженное доминирование несовершеннолетних лидеров в ряде смешанных ОПГ, указанные лица нередко испытывают определенное влияние со стороны взрослых рецидивистов (которые могут и не входить в группу), согласовывают характер своей деятельности с криминальными «авторитетами», передают им часть доходов, полученных преступным путем.

Следует согласиться с Ю.Е. Пудовочкиным, который пишет, что на квалификацию действий субъекта преступления влияет тот факт, что, вовлекая подростка в организованную преступную группу, преступное сообщество, банду, незаконное вооруженное формирование, незаконное религиозное или общественное объединение, взрослый преступник создает одновременно два состава преступления и его действия должны квалифицироваться по двум статьям: за преступление против общественной безопасности (создание конкретной группы или подстрекательство к участию в ней) и преступление против личности (квалифицированное вовлечение) [13, с. 118].

Подтверждением вышесказанного может служить следующий случай. Неоднократно судимый за развратные действия в отношении несовершеннолетних Брызго К.Ю. (21 год) создал организованную группу, в которую вошли: нигде не работающий Смирнов А.А. (19 лет) и четверо несовершеннолетних, которым на момент создания группы исполнилось 17 лет. Смирнов А.А. являлся «черным следопытом» и снабдил участников группы оружием времен Великой Отечественной войны (пистолетом Вальтер, штык-ножом и винтовкой Мосина). Целью создания группы было нападение на предпринимателей, работающих на Кондратьевском рынке г. Санкт-Петербурга и вымогательство у них денежных средств. В целях осуществления разработанного плана Брызго К.Ю. распределил роли каждого из участников предстоящего преступления, группа неоднократно собиралась на квартире Смирнова А.А., где несовершеннолетние демонстрировали свои навыки и обсуждали возможные варианты событий, а также за городом в районе поселка Пупышево, где члены группы тренировались в стрельбе. 19 декабря 1999 года участниками организованной группы были похищены, а затем убиты два предпринимателя из Средней Азии. Судом действия Брызго К.Ю. были квалифицированы по ч.1 ст. 209 УК РФ (бандитизм); п. «а» ч.3 ст. 126 УК РФ (похищение человека); п. «д», п. «ж», п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство с отягчающими обстоятельствами); ч.4 ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления). Брызго К.Ю. было назначено наказание в виде 20 лет лишения свободы. Несовершеннолетние члены группы были наказаны лишением свободы на срок - 8 лет (каждый) [18].

Субъективная сторона криминального насилия членов смешанных организованных преступных групп определяет отношение указанных лиц к содеянному и его последствиям, а также объединяет всю совокупность предусмотренных уголовным законом признаков, характеризующих широкий спектр антисоциальной поведенческой активности, и, прежде всего, интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу подростков во время совершения ими преступных деяний совместно со взрослыми преступниками.

Далее в рамках рассматриваемой нами проблемы целесообразно перейти к оценке эффективности противодействия насильственной организованной преступности несовершеннолетних с участием взрослых, которая в значительной степени определяется широким спектром способов и средств воздействия на преступность, как на социальное явление. При этом недостаточно продуманное,

необоснованное, не обеспеченное материально-техническими ресурсами воздействие на причины и условия криминальной активности подростков может привести лишь к временной и весьма сомнительной «результативности». К сожалению, на современном этапе в Российской Федерации пока еще не создана гибкая, научно обоснованная и максимально приближенная к жизненным реалиям система противодействия организованной подростковой преступности (как, впрочем, и иным правонарушениям несовершеннолетних), что, безусловно, негативно сказывается на криминогенной обстановке среди ювенальных слоев населения.

Противодействие смешанным организованным преступным группам следует рассматривать как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций, которая выражается: 1) в предупреждении организованной подростковой преступности и криминального насилия (в обществе); 2) в выявлении и устранении причин указанных явлений; 3) в минимизации или ликвидации последствий насильственных преступлений, совершаемых членами смешанных ОПГ.

Весь исторический опыт развития криминологии свидетельствует о приоритетности дифференцированного подхода к решению проблемы преступности, основанного на разработке и реализации системы мер, направленных на упреждение, ограничение и устранение факторов, образующих ее причинный комплекс, состоящий из отдельных структурных компонентов [4, с. 211-215; 7, с. 455; 10, с. 57].

Предупреждение преступности представляет собой систему, включающую в себя: а) объекты профилактики; ее основные уровни и формы; меры предупредительного воздействия; б) субъекты, осуществляющие данную деятельность [9]. Являясь одной из составляющей процесса предупреждения, криминологическая профилактика «нацелена» на истоки, на то, что воспроизводит преступность [7, с. 296; 11, с. 183]. Под пресечением принято понимать мероприятия, направленные на выявление лиц, уже готовящихся совершить конкретное преступление.

По мнению отечественных криминологов, процесс предупреждения преступности несовершеннолетних должен представлять собой организованную и управляемую деятельность, проявление системы в сочетании мер общесоциального и специально-криминологического характера, первые из которых создают основу для применения вторых [3, с. 376-380; 14, с. 902-904]. Следует также указать, что с учетом иерархии детерминант преступности в криминологии традиционно выделяют предупредительные меры индивидуального характера.

Обращаясь непосредственно к проблеме предупреждения преступности несовершеннолетних Д.В. Павлов абсолютно правильно замечает, что высокой значимостью обладает виктимологический аспект проблемы, связанный как с причинением вреда несовершеннолетнему, так и с вовлечением его в преступную или антиобщественную деятельность. «Важность знаний

индивидуальной виктимности несовершеннолетних высока, так как должна учитываться не только при разработке и осуществлении мероприятий общей профилактики, но и при индивидуальной предупредительной деятельности. Существенна значимость данных знаний и при разработке предупредительных мер в отношении преступлений, предусмотренных ст. 150 и ст. 151 УК РФ» [12, с. 190].

Отдельного внимания заслуживает анализ деятельности органов внутренних дел. Сейчас трудно назвать аналогичную им структуру, которая проводила бы в таком же масштабе работу среди молодежи и несовершеннолетних. По этой причине органы власти на местах зачастую рассматривают возможность решения многих ювенальных вопросов, которые в принципе могли обеспечивать социальные и общественные структуры, исключительно посредством сил и средств органов внутренних дел [3, с. 371-380; 5, с. 158-161; 8, с. 116-122].

Одним из уже действующих в настоящее время федеральных законов, касающихся основ взаимодействия субъектов профилактики, является Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1].

В нем определена система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, права лиц, в отношении которых проводится работа. Общая координирующая функция в деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сохраняется за комиссиями по делам несовершеннолетних. Федеральный закон об основах профилактики положен в основание разработки ряда нормативных документов, регламентирующих деятельность субъектов в отношении несовершеннолетних [15].

Статья 22 Федерального закона № 120-ФЗ определяет деятельность Центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП). Центр осуществляет индивидуальные профилактические мероприятия с подростками, раскрывает причины и условия, которые способствовали совершению преступлений; далее информация на каждого конкретного подростка поступает в органы внутренних дел по месту жительства несовершеннолетнего. Важным направлением деятельности Центра является круглосуточная работа «горячей линии», круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних с целью оказания им всесторонней помощи, защиты их жизни, здоровья, а также предупреждения возможных преступлений и правонарушений. Кроме того, Центр несет ответственность за доставку несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Данный центр работает во всех федеральных центрах, в том числе и в Санкт-Петербурге, в частности, ежегодно через него походит более тысячи подростков, в основном это безнадзорные и беспризорные, которые не имеют отношения к организованной преступности. Эффективность центра, по нашему

мнению, достаточно высокая, поскольку подростки получают высококвалифицированную диагностику, а дальнейшая судьба их решается квалифицированными специалистами в плане направления на учебу, трудоустройство или лечение.

Существенным недостатком рассматриваемой статьи является то, что в ней не прописан порядок опротестования и обжалования постановления судьи о помещении несовершеннолетнего в ЦВИНП. Указанная недоработка законодателя может привести к нарушению прав несовершеннолетних, которые не имеют возможности самостоятельно обжаловать судебное решение.

Согласно ст. 23.1 Федерального закона № 120-ФЗ, следственные изоляторы в пределах своей компетенции проводят воспитательную работу с несовершеннолетними подозреваемыми и обвиняемыми в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, организуют оказание им медицинской, социальной и психологической помощи. Воспитательные колонии в пределах своей компетенции также проводят психолого-педагогические и иные мероприятия по исправлению несовершеннолетних осужденных, организуют получение ими начального общего, основного общего, среднего общего, а также среднего профессионального образования. Уголовно-исполнительные инспекции в пределах своей компетенции проводят воспитательную работу с несовершеннолетними осужденными, оказывают им помощь в трудоустройстве, а также осуществляют иные мероприятия по предупреждению преступлений и правонарушений.

Непосредственно противодействием организованной подростковой преступности (в том числе и криминальной активности смешанных ОПГ) занимаются сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН). В целях совершенствования деятельности указанной структуры, на основании приказа МВД РФ от 15 октября 2013 г. №845 была утверждена Инструкция по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации [2]. Данная инструкция в значительной мере конкретизирует основные положения Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В Инструкции прописано, что на подразделения по делам о несовершеннолетних ОВД «ложится» обязанность проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями. В процессе предупредительной деятельности сотрудники должны выявлять и учитывать индивидуальные особенности личности подростка, его поведения, характер негативных и позитивных микросредовых влияний. В Инструкции прописаны меры контроля за поведением подростка со стороны сотрудников ОВД с целью предупреждения возможных правонарушений (преступлений); меры, применяемые к родителям, отрицательно влияющим на детей, уклоняющихся от выполнения

воспитательных функций; принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые судом к несовершеннолетним; меры, направленные на профилактику рецидива (к таким мерам относятся: психолого-педагогическое воздействие к осужденным, наказание которых не связано с лишением свободы, перевоспитание подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях; помощь в бытовом и трудовом устройстве и т.д.). Кроме того, сотрудники ПДН обязаны выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или иных антиобщественных поступков; выявлять подростков, оказавшихся без попечения родителей.

Раздел XI Инструкции посвящен организации работы с группами несовершеннолетних антиобщественной направленности. В пункте 95 указывается, что сотрудники ПДН в целях профилактики групповых правонарушений несовершеннолетних выявляют несовершеннолетних лиц, принадлежащих к группам антиобщественной или иной направленности, лидеров и активных участников этих групп, места их концентрации:

- при проведении оперативно-профилактических мероприятий, операций.

- при рассмотрении материалов в отношении несовершеннолетних на заседаниях КДНиЗП, а также при изучении сообщений органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

- по результатам проведенных проверок по жалобам, сообщениям, заявлениям граждан, сообщениям средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей.

- при изучении материалов КУСП территориального органа МВД России, книги учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, журнала учета несовершеннолетних, доставленных в территориальный орган МВД России.

- по результатам рассмотрения письменных сообщений (рапортов, сообщений, карточек, отдельных поручений, представлений) сотрудников территориальных органов МВД России.

- при проведении индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в ПДН территориальных органов МВД России.

- при работе на обслуживаемой территории.

- в рамках обеспечения охраны общественного порядка при проведении культурно-массовых, спортивных и общественно-политических мероприятий.

Кроме того, сотрудники ПДН анализируют информацию, полученную при проведении мероприятий, предусмотренных вышеуказанными подпунктами настоящей Инструкции, а также из иных источников с целью установления фактов антиобщественной направленности группы, антиобщественных и противоправных действий членов группы.

Значительным профилактическим потенциалом обладают оперативно-розыскные мероприятия, которые направлены на выявление лиц, готовящихся совершить преступление и, соответственно, на недопущение совершения

преступных посягательств со стороны указанных субъектов. Оперативно-розыскная профилактика, прежде всего, предполагает сбор негласной разведывательной информации о составе группы, ее лидерах, планах, основных направлениях преступной деятельности, «преступных связях», взаимоотношениях между ее членами, степенью сплоченности и т.д.

В заключении следует особо подчеркнуть, что результативность органов внутренних дел в сфере противодействия членам смешанных ОПГ в значительной степени зависит от сочетания оперативно-розыскных, организационно-тактических и следственных действий, а также от взаимодействия с прокуратурой, Следственным комитетом, судами, общественными организациями.

Список литературы

1. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 13.07.2015) (дата обращения 20 февраля 2016 г.).

2. Приказ МВД РФ от 15 октября 2013 г. №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2014 N 31238) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 11, 17.03.2014 (дата обращения 21 февраля 2016 г.).

3. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Монография. М., 2001.

4. Амельчакова В.Н. К вопросу о профилактике и противодействия правонарушениям несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 7. С. 211-215.

5. Богданов А.В. Основные направления деятельности полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1. С. 158-161.

6. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб., 2013.

7. Гилинский Я.И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. Курс лекций. СПб., 2002.

8. Демидова-Петрова Е.В. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъект специального предупреждения преступности несовершеннолетних (по материалам Республики Татарстан) // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 6. С. 116-122.

9. Криминология. Учебное пособие / под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. 2-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб., 2016.

10. Кудрявцев В.Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003.

11. Кунц Е.В. Преступность среди женщин в современной России. М.,

2009.

11. Милюков С.Ф. Причины преступности // Криминология. Учебное пособие / под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб., 2016.

12. Павлов Д.В. Место и роль виктимологического аспекта при осуществлении профилактики преступного поведения несовершеннолетних: психолого-юридические аспекты: Материалы межвузовской науч. практич. конф. (г. Санкт-Петербург, 6 апреля 2007 г.). СПб., 2007.

13. Пудовочкин Ю.Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних по российскому уголовному праву. СПб., 2002.

14. Чапурко Т.М. Преступность несовершеннолетних // Криминология: учебник / под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2010.

15. Чернова Э.Р. Правовое регулирование профилактики безнадзорности несовершеннолетних в современной России // Политика, государство и право. 2015. № 9. URL: http://politika.snauka.ru (дата обращения: 13 февраля 2016 г.).

16. Состояние преступности в Российской Федерации. URL: https://mvd.ru (дата обращения 20 марта 2016 г.).

17. Архив Ленинградского областного суда. Уголовное дело №2-14/07.

18. Архив Федерального суда Калининского района г. Санкт-Петербурга. Уголовное дело №2-21/01.

Филиппов Артем Рудольфович, соискатель кафедры уголовного права, Заместитель начальника УМВД России по Калининскому району- начальник СУ, rudolfovich@rambler.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский университет МВД России

SPECIAL PREVENTION OF VIOLENT CRIMES OF JUVENILES, THE MEMBERS OF

ORGANIZED CRIME GROUPS

A.R. Filippov

This work considers the role of Internal Affairs Agencies in the sphere of counteraction to crime violence of the juvenile members of mixed organized crime groups. Analysis is given of the Federal law of the Russian Federation no. 120 «On the fundamentals of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency». Formulates the tasks to be solved in order to localization of disclosure of the problem.

Key words: organized crime, juvenile, mixed criminal gangs, violent crime, crime prevention, special prevention, the activities of internal affairs bodies.

Filippov Artem Rudolfovich, Applicant, Criminal Law Department, Deputy Head of the Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Kalininsky District- Chief of the Court, rudolfovich@rambler.ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.