УДК 378.147.88:34 ББК 74.480.267.4
Об организации практики студентов юридических вузов в условиях формирования адаптивной образовательной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Н.И. Калашник
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
On the Organization of Practice for Law Students within the Adaptive Educational Environment for Disabled People
N.I. Kalashnik
Altai State University (Barnaul, Russia)
Получение профессионального образования — важное условие успешной социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При освоении образовательных программ высшего образования должна быть обеспечена доступность обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В статье рассматриваются вопросы организации практики студентов, обучающихся в юридических институтах (факультетах), из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Предлагается направлять таких студентов на практику в структурные подразделения образовательной организации. При этом отмечается обязательность учета психофизических особенностей здоровья обучающихся при определении формы и содержания индивидуальных заданий, а также необходимость комплексного сопровождения студентов во время практики руководителем от образовательной организации. Подобный подход к организации практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья позволяет организовать обучение в период практики с учетом психофизических особенностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, что, в свою очередь, способствует формированию компетенций, направленных на решение практических задач.
Ключевые слова: инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, специальные условия для получения образования, практика обучающихся, федеральные государственные образовательные стандарты.
DOI 10.14258/izvasu(2018)6-43
Vocational education is an important condition for the successful socialization of people with disabilities. The development of educational programs of higher education requires its availability to persons with disabilities. The article deals with the organization of practice for students with disabilities at studying law at law institutes and law faculties of universities. It is proposed to arrange their practice in the structural units of the educational institution. At the same time, it is considered mandatory to take into account the psychophysical features of the health of students in determining the form and content of individual tasks, and the need for comprehensive support of students during the practice by the head of their practice in the structural units of the educational institution. The given approach to the arrangement of practice for physically disabled people allows organizing their training during the practice, considering their psychophysical characteristics, which in turn contributes to the formation of competencies aimed at solving practical problems.
Key words: disabled people, special conditions for education, practice of law students, federal state educational standards.
Успешная социализация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от получения этими лицами профессионального образования.
На основании п. 1 ст. 24 Конвенции о правах инвалидов [1] государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. Вопросам инклюзивного образования посвящены и другие международные акты, в частности — Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые 20 декабря 1993 г. Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН [2], Европейская стратегия по вопросам инвалидности на период 2010-2020 гг. [3] и др.
Статья 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4] устанавливает, что федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79). Обязанность по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья возлагается на образовательные организации (п. 10 ст. 79).
Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека. Таким образом, доступность образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должна быть обеспечена в течение всей жизни, в том числе и при освоении образовательных программ высшего образования.
Практическая составляющая является важной частью подготовки студентов. Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» основные профессиональные образовательные программы предусматривают проведение практики обучающихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры) устанавливают, что практика является обязательной частью основной образовательной программы. Она представляет собой вид учебных занятий, ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Одним из наиболее сложных и проблемных вопросов обучения студентов-юристов является вопрос подготовки профессионалов, имеющих навыки решения конкретных практических задач. Формирование таких навыков должно иметь место в процессе всего курса обучения на юридическом факультете. Особая роль при этом отводится практикам.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) [5], федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Магистр») [6], федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность» (уровень специали-тета) [7] предусматривают, что студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция», проходят учебную и производственную практики. Кроме того, при реализации магистерских программ по данному направлению подготовки учебная и производственная практики могут включать в себя научно-исследовательскую, педагогическую практику, юридическое консультирование. Перечень видов (типов) практик и способы ее проведения образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с образовательными стандартами.
При организации практики должны быть созданы условия для формирования у студентов навыков выполнения практических задач. Такими условиями являются правильное определение цели и задач практики, индивидуальных заданий студентам на период ее прохождения, оценочных средств, позволяющих оценить сформированность соответствующих компетенций, а также выбор места прохождения практики.
В соответствии с Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383) [8], практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (п. 4). Следовательно, при организации и проведении практики таких студентов необходимо дифференцированно подходить к определению индивидуальных заданий на практику, оценочных средств и выбору места прохождения практики.
При организации практики инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, получающих профессию юриста, важно учитывать, что достижение целей и задач практики во многом зависит от выбора места ее прохождения. Определяя места прохождения практики для таких студентов, необходимо учитывать ряд обстоятельств.
Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 08 апреля 2014 г. № АК-44/05вн) [9] указывается, что при определении мест учебной и производственной практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация должна учитывать рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда (п. 6.4).
Этим же актом предусмотрено, что выбор мест прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом требований их доступности для данных обучающихся (п. 6.4). Приказом Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2015 г. № 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи [10; 11]. Определяется, что условия доступности включают
в себя требования к доступности объекта, доступности получения информации, а также оказанию иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
Следовательно, на местах прохождения практики инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом имеющихся у них ограничений жизнедеятельности должны быть созданы специальные условия для формирования необходимых компетенций.
Студенты-юристы, как правило, проходят практику в организациях, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках образовательной программы (профильных организациях). Практика реализуется на базе органов государственной власти и местного самоуправления, судов разных уровней и компетенций, органов внутренних дел, прокуратуры и Следственного комитета РФ, адвокатских образований, юридических консультаций, нотариальных контор (у частнопрактикующих нотариусов), юридических отделов государственных или негосударственных (коммерческих) организаций и других организаций, деятельность которых соответствует формируемым профессиональным компетенциям.
Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383), предусматривает, что практика может быть проведена как в организациях, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках основной профессиональной образовательной программы высшего образования (профильных организациях), так и непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность по основной профессиональной образовательной программе высшего образования (п. 8). В таком случае в распорядительном акте, оформляющем направление на практику, обучающиеся закрепляются за организацией (п. 16).
Таким образом, если указанные выше условия для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профильных организациях не могут быть созданы, следует отступить от традиционного подхода в выборе места прохождения практики студентов-юристов и направлять обучающихся рассматриваемой категории на практику в структурные подразделения института (факультета). В этом случае студенты могут проходить практику на выпускающих кафедрах юридического института (факультета), в правовой клинике, центрах оказания
правовой помощи, примирительных процедур (медиации) и других структурных подразделениях вуза. Выбор структурного подразделения должен осуществляться исходя из рекомендации медико-социальной экспертизы.
Согласно Положению о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383), обучающиеся выполняют индивидуальные задания, которые разрабатываются руководителем практики от образовательной организации.
Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Министерством образования и науки РФ 08 апреля 2014 г. № АК-44/05вн) устанавливаются требования к выбору методов обучения, осуществляемых образовательной организацией, исходя из их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Выбор методов обучения определяется среди прочего особенностями восприятия учебной информации студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья (п. 6.2). Подбор и разработка учебных материалов должны производиться так, чтобы предоставлять этот материал в различных формах и чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения — аудиально (например, с использованием программ — синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств (п. 6.3).
Следовательно, при подготовке индивидуальных заданий для студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать их особенности восприятия и усвоения материала. В полной мере это возможно, если руководитель практики, работающий с такими студентами, имеет навыки организации образовательного процесса с учетом психофизических особенностей рассматриваемой категории обучающихся.
Основное назначение практики как вида учебных занятий — повышение уровня практической подготовки. Прохождение практики на кафедрах и в других структурных подразделениях образовательной организации в определенной степени осложняет процесс формирования компетенций, направленных на решение практических задач. Преодоление этой проблемы возможно с помощью правильного определения содержания индивидуальных заданий, выполняемых студентами в период практики.
Содержание индивидуальных заданий, имеющих практическую направленность, формируется руководителем практики от структурного подразделения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья каждого конкретного обучающегося данной категории. В случае необходимости содержание практики может быть полностью индивидуализировано при условии сохранения возможности формирования у обучающегося профессиональных компетенций.
Руководителем практики осуществляется комплексное сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья во время прохождения практики: организация специального рабочего места, подбор методических, справочных материалов, планирование работы на период практики, корректирование индивидуального задания, помощь в оформлении документации (дневника, отчета по практике и т.п.), поддержка в случае возникновения проблемных ситуаций, своевременное консультирование для выполнения индивидуальных заданий.
Индивидуальные особенности рассматриваемой категории студентов должны быть учтены и при оценке результатов прохождения практики.
Проведя процедуру оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, следует предусматривать использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены вузом, или студенты используют собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов прохождения практики инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должна предусматривать предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации. Для лиц с нарушениями зрения — в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, в форме аудиофайла. Для лиц с нарушениями слуха — в печатной форме, в форме электронного документа. Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата — в печатной форме, в форме электронного документа, в форме аудиофайла. Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
Предложенный подход к организации практики инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в юридических институтах (юридических факультетах), соответствует идее адаптивности образовательного процесса особенностям развития и интересам человека и способствует формированию навыков решения конкретных практических задач.
Библиографический список
1. Конвенция о правах инвалидов // СЗ РФ. — 2013 г. — № 6. — Ст. 468.
2. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты в г. Нью-Йорке 20 декабря 1993 г. Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс]. — URL : http : // www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2950/ (дата обращения 30.08.2018).
3. Европейская стратегия по вопросам инвалидности на период 2010-2020 гг. (European Disability Strategy 20102020) [Электронный ресурс]. — URL : http : // eur-lex.europa.eu/ LexUriServ/LexUriServ.do?uri=C0M:2010:0636:FIN:EN:PDF (дата обращения 30.08.2018).
4. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. (в ред. от 03.08.2018 г.) № 273-ФЗ // СЗ РФ. — 2012. — № 53 (ч. 1). — Ст. 7598.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) (ред. от 11.01.2018) : приказ Министерства образования и науки РФ от 01 декабря 2016 г. № 1511 [Электронный ресурс]. — URL : http : // www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_210457/ee369dc9fb89a8ddae72ae5c0fa014f37e7c 91f3/ (дата обращения 30.08.2018).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Магистр») (ред. от 31.05.2011) : приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763 [Электронный ресурс]. — URL : http : // www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_110623/ (дата обращения 30.08.2018).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 «Судебная и прокурорская деятельность» (уровень специалитета) : приказ Министерства образования и науки РФ от 16 февраля 2017 г. № 144 [Электронный ресурс]. — URL : http : // www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_213914/bc50cc53cbc7f6da0c9d40ef3d3d70f036c 1e511/ (дата обращения 30.08.2018).
8. Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (в ред. 15.12.2017) : приказ Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. № 1383 [Электронный ресурс]. — URL : http : // www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190917/ (дата обращения 30.08.2018).
9. О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса») (утв. Министерством образования и науки РФ 08.04.2014 № АК-44/05вн) : Письмо Министерства образования и науки РФ 16 апреля 2014 г. № 05-785 [Электронный ресурс]. — URL : http : // www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_159405/ (дата обращения 30.08.2018).
10. Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (в ред. от 18.08. 2016) : приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2015 г. № 1309 [Электронный ресурс]. — URL : http : // www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_190309/ (дата обращения 30.08.2018).
11. Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования (вместе с «Разъяснениями по вопросам исполнения приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" и от 2 декабря 2015 г. № 1399 "Об утверждении Плана мероприятий („дорожной карты")"» : письмо Министерства образования и науки РФ от 12 февраля 2016 г. № ВК-270/07 [Электронный ресурс]. — URL : http : // www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196554/ (дата обращения 30.08.2018).