может отразиться не только на престиже фирмы и имидже руководителя, но и помешать заключению выгодных контрактов.
Внимательно проанализировав особенности коммуникативного имиджа менеджера, хотелось бы остановиться на основных моментах.
Во-первых, коммуникативный имидж менеджера содержит в себе множество составляющих, а именно вербальные и невербальные навыки.
Во-вторых, имидж фирмы неразрывно связан с имиджем руководителя, как правило, именно звено менеджеров выступает по внешним интересам предприятия и вступает во взаимоотношениях с третьими лицами.
В-третьих, ораторские способности менеджера составляют основу его коммуникативного имиджа, это обуславливает необходимость менеджера соблюдать правила делового и речевого этикета.
Таким образом, понятие коммуникативный имидж менеджера носит сложный комплексный характер и представляет собой важный элемент в формировании эффективной системы управления персоналом и предприятием.
Список литературы:
1. Бенедиктова В.И. Деловая репутация (личность, культура, этика, имидж делового человека).
М.: Институт новой экономики, изд. 2016.
2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. . М.: Инфа-М, изд. 2014.
3. Долгова, И.В. Профессиональный имидж менеджера внешнеторгового профиля / И.В.
Долгова // Внешнеэкономический бюллетень. Изд. 2015.
4. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: пер.с англ. СПб.: Питер, изд. 2010.
5. Кузин Ф. А. Имидж бизнесмена: Практическое пособие. М.: «ОСЬ-89», изд.2014.
6. Рогалева Н.Л Современная концепция имиджа организации. М., изд.2014
7. Сацков Н.Я Методы и приемы деятельности менеджеров и бизнесменов. Санкт-Петербург.:
Лен-издат, изд. 2015.
8. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для
менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. М.: Инфа-М, изд. 2014.
9. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации.М.: МГИЭТ, изд.2014.
УДК 005.7
МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГБПОУ НАО «НЕНЕЦКИЙ АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ
В.Г.ВОЛКОВА»
Сидорова Наталья Николаевна, заместитель директора по учебной работе, ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г.Волкова», г. Нарьян-Мар, 2017
Аннотация: Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (далее - СПО) обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется техникумом с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся. Техникум создает специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ. В статье приводится локальный нормативный акт регулирующий данные вопросы.
Ключевые слова: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инвалид, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа среднего профессионального, адаптационная дисциплина.
Введение
Настоящее положение содержит перечень нормативно-правовых документов, требования к организации образовательного процесса и порядок проведения государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидов в ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г. Волкова» (далее - техникум).
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.03.2014 г. №06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464;
- Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 968;
- Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 года № 513;
- Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 года № 1199;
- Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 06-2412 вн;
Основная часть
Содержание среднего профессионального образования и условия организации обучения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
1.4. Обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (далее - СПО) обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется техникумом с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
1.5. Техникум создает специальные условия для получения среднего профессионального образования обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ.
Под специальными условиями для получения среднего профессионального образования обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, обеспечение доступа в здания филиала и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ.
1.6. Ответственность за создание специальных условий для получения образования обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ возлагается на директора техникума.
1.7. При организации обучения по программам подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ филиал вправе применять электронное обучение, предусматривающие возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
С учетом особых потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ техникумом обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.
Образование обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ может реализовываться через следующие модели:
1.7.1. Полная инклюзия - обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ посещают учебные занятия наряду с другими обучающимися и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующей учебной группы, а также могут посещать внеурочные мероприятия.
1.7.2. Частичная инклюзия - обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением учебных занятий и обучаются по индивидуальным учебным планам; могут посещать внеклассные мероприятия, если это не противоречит рекомендациям медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.
1.8. Сроки получения среднего профессионального образования по ППССЗ, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличиваются для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ не более чем на 10 месяцев.
1.9. Техникум организует сбор сведений об обучающихся инвалидах и лицах с ОВЗ, обеспечивает их систематический учет. Основными источниками сведений являются: приемная комиссия, учебная часть, медицинский кабинет, информация, полученная классными руководителями.
1.10. Для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, как и для остальных обучающихся, установлена шестидневная учебная неделя.
- организация образования обучающихся с ОВЗ и инвалидов может быть как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах;
- численность обучающихся с ОВЗ и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек;
- создание образовательными организациями специальных условий для получения СПО обучающимися с ОВЗ;
- адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG).
2. Требования к кадровому обеспечению
Работа педагогического коллектива с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий, стимулирующих личностный и профессиональный рост, в обеспечении психологической защищенности абитуриентов и обучающихся в поддержке и укреплении их психического здоровья, в осуществлении социальной защиты, выявлении потребности обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и их семей в сфере социальной поддержки, в определении направления помощи в адаптации и социализации, в участии в установленном законодательством Российской Федерации порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления.
2.2. Педагогические работники техникума должны быть ознакомлены с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и учитывать их при организации образовательного процесса.
3. Требования к работе с абитуриентами из числа лиц с ОВЗ и инвалидов
Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ОВЗ в техникуме должна способствовать их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению.
3.2. Основными формами профориентационной работы в техникуме являются: дни открытых дверей, консультации по вопросам приема и обучения для данной категории обучающихся и родителей.
3.3. Особенности поступления в техникум для лиц с ОВЗ определяются Правилами приема в ГБПОУ НАО «Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г. Волкова» на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования.
3.4. На сайте техникума в сети Интернет создан специальный раздел «Доступная среда», отражающий наличие в образовательном учреждении специальных условий для получения образования обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.
3.5. Зачисление на обучение по адаптированной образовательной программе осуществляется по личному заявлению поступающего инвалида или лица с ОВЗ на основании рекомендаций, данных по результатам медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Возможен перевод обучающегося инвалида или лица с ОВЗ на адаптированную образовательную программу в процессе обучения.
3.6. Инвалид при поступлении на адаптированную образовательную программу должен предъявить индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) с рекомендацией об обучении по данной специальности, содержащую информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья при поступлении на адаптированную образовательную программу должно предъявить заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данной специальности, содержащей информацию о необходимых специальных условиях обучения.
4.1. Создание безбарьерной среды в техникуме учитывает особенности здоровья обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.
4.2. Территория техникума соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. Доступность путей движения обеспечивается обучением инвалидов и лиц с ОВЗ на первом этаже зданий техникума.
4.3. В филиале имеется вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата.
4.4. Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ пользуются универсальной туалетной кабиной, предназначенной для пользования всеми категориями обучающихся, в которой установлены опорные поручни.
5.1. В целях обеспечения права инвалидов и лиц с ОВЗ на получение среднего профессионального образования, а также реализации специальных условий для обучения данной категории обучающихся филиал разрабатывает адаптированные образовательные программы среднего профессионального образования, ориентированные на решение следующих задач:
- создание в техникуме условий, необходимых для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, их социализации и адаптации;
- повышение уровня доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ;
- повышение качества среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ;
- возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ;
- формирование в техникуме толерантной социокультурной среды.
5.2. Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования (далее - адаптированная образовательная программа) содержит комплекс учебно-методической документации, включающий учебный план, календарный учебный график, рабочие программы общеобразовательных учебных дисциплин, общепрофессиональных учебных дисциплин, профессиональных модулей, иных компонентов, определяет объем и содержание образования по специальности СПО, планируемые результаты освоения ППССЗ, специальные условия образовательной деятельности.
Адаптированная образовательная программа должна обеспечивать достижение обучающимися инвалидами и обучающимися с ОВЗ результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО).
5.3. Адаптированная образовательная программа разрабатывается и утверждается техникумом самостоятельно на основе соответствующего ФГОС СПО по специальности и в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ОВЗ, их индивидуальных возможностей.
5.4. Адаптированная образовательная программа разрабатывается в отношении обучающихся с конкретными видами ограничения здоровья, с учетом рекомендаций, данных обучающимся по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, или индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).
5.5. При проектировании содержания адаптированной образовательной программы особое внимание уделяется описанию способов и приемов, посредством которых обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ будут осваивать содержание образования.
5.6. В структуру адаптированной образовательной программы, в отличие от универсальных ППССЗ, включен адаптационный учебный цикл. Адаптационный учебный цикл состоит из адаптационных учебных дисциплин, перечень которых определяется техникумом самостоятельно, исходя из особенностей контингента обучающихся.
Введение адаптационных дисциплин предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.
5.7. Все учебные циклы (кроме адаптационного) реализуются для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в объемах, установленных в соответствии с ФГОС СПО по специальности.
5.8. В рамках адаптированной образовательной программы реализуется учебная дисциплина «Физическая культура». Техникум самостоятельно устанавливает порядок и формы освоения данной учебной дисциплины для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.
5.9. Выбор методов обучения в каждом отдельном случае обуславливается целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, уровнем профессиональной подготовки преподавателей, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися, наличием времени на подготовку и т.д. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создания комфортного психологического климата в учебной группе.
5.10. В рамках адаптированной образовательной программы реализуются все виды практик, предусмотренные в соответствующем ФГОС СПО по специальности. Для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ форма проведения практики устанавливается техникумом самостоятельно с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
5.11. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации техникум создает фонды оценочных средств, адаптированные для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, позволяющие оценивать достижение ими результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой. Формы проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для прохождении промежуточной аттестации.
5.12. Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается техникумом самостоятельно на основе Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.
5.13. Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При составлении индивидуального учебного плана могут предусматриваться различные варианты проведения занятий: в учебной группе, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
5.14. По окончании обучения выпускники инвалиды и выпускники с ОВЗ должны освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в ФГОС СПО видов деятельности. Введение каких-либо дифференциаций и ограничений в адаптированные образовательные программы в отношении профессиональной деятельности выпускников инвалидов и выпускников с ОВЗ не допускается.
5.15. Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляются во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, общественными организациями инвалидов, образовательными организациями в соответствии с разработанным планом мероприятий по содействию трудоустройству указанных лиц.
Основными формами содействия трудоустройству выпускника из числа инвалидов и лиц с ОВЗ являются презентации и встречи работодателей с обучающимися выпускных учебных групп, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги. В программах подготовки в рамках адаптационных учебных дисциплин может быть предусмотрена подготовка выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ к трудоустройству, как следующему этапу социализации, связанному непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных во время учебы компетенций.
6. Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережения
6.1. Организационно-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ направлено на контроль учебной деятельности в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования.
Организационно-педагогическое сопровождение может включать: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, в ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ, коррекцию трудных ситуаций; периодические инструктажи для преподавателей и иную деятельность.
6.2. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося, его профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.
6.3. Медико-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.
6.4. Социальное сопровождение предполагает совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ при инклюзивном образовании,
5. Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса:
- наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями слуха;
- наличие компьютерной техники, использующей систему Брайля (рельефно-точечного шрифта), электронных луп, видеоувеличителей, программ невизуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями зрения;
- наличие компьютерной техники со специальным программным обеспечением, адаптированной для лиц с ОВЗ, альтернативных устройств ввода информации и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
6. Требования к адаптации образовательных программ и учебно-методическому обеспечению образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидов:
- определение содержания среднего профессионального образования (далее - СПО) и условий организации обучения обучающихся с ОВЗ адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также индивидуальной программой реабилитации инвалида;
- разработка адаптированной образовательной программы на основе образовательной программы СПО с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся с ОВЗ и инвалидов;
- включение в вариативную часть образовательных программ СПО адаптационных дисциплин;
- выбор методов обучения, осуществляемый ПОО, исходя из доступности для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;
- выбор мест прохождения практики для обучающихся лиц с ОВЗ и инвалидов с учетом требований их доступности;
- проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся с ОВЗ и инвалидов;
- разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучающихся с ОВЗ и инвалидов;
- подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ОВЗ и инвалидов и их закреплению на рабочих местах;
7. Требования к организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий:
- использование средств организации электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нарушений функций организма человека;
- обеспечение обучающихся с ОВЗ и инвалидов учебно-методическими ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья;
- обеспечение сочетания on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
8. Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению:
- осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидов в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии;
- установление ПОО особого порядка освоения дисциплины «физическая культура»;
- оснащение ПОО спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ОВЗ с различными нарушениями функций организма человека;
- создание в ПОО толерантной социокультурной среды, волонтерской помощи обучающимся с ОВЗ и инвалидам;
- наличие отделения поликлиники или медпункта в ПОО. >
I. Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов государственная итоговая аттестация проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников.
При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ОВЗ и инвалидов в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;
присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);
пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;
обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).
Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:
а) для слепых:
задания для выполнения, а также инструкция о порядке государственной итоговой аттестации оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;
письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;
выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;
б) для слабовидящих:
обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;
задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;
в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:
обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования; по их желанию государственный экзамен может проводиться в письменной форме; д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):
письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;
по их желанию государственный экзамен может проводиться в устной форме. Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации.