Научная статья на тему 'ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1593
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / образовательная организация / дошкольная образовательная организация / дополнительное образование / образовательная программа / education / educational organization / preschool educational organization / additional education / educational program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Блинова Юлия Викторовна, Гончарюк Наталья Леонидовна

Настоящая статья посвящена одной из наиболее актуальных тем современного образования в России, дополнительному образованию детей. Как известно, дополнительное образование находится в нашей стране на этапе трансформации, поиска новых форм и решений. Ведь наше государство однозначно наметило курс на развитие системы дополнительного образования, и к 2030 г. в соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года» доля детей от 5 до 18 лет, посещающих организации дополнительного образования, должна достичь 82 %. Выполнение этого поручения вполне логично ложится на общеобразовательные организации и на организации дополнительного образования. Поэтому в рамках настоящей статьи будут рассмотрены понятие дошкольного образовательного учреждения, типы образовательных организаций с точки зрения осуществляемых ими образовательных программ, примеры этих программ, а также особенности реализации дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях, их преимущества и недостатки. Согласно ФГОС дошкольного образования, программы дополнительного образования могут иметь следующие направленности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие. Поэтому школы, кружки, секции, клубы, студии и образовательные центры могут иметь одну конкретную направленность либо объединять несколько направленностей, что так или иначе будет способствовать развитию личности ребенка. Кроме того, следует иметь в виду специфику дополнительного образования детей, которая проявляется в том, что это не просто образование, но и досуг. Поэтому можно говорить о большей открытости, мобильности и гибкости дополнительного образования детей, что связано с большей ориентированностью дополнительного образования на внешнюю среду, запросы детей, родителей и общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Блинова Юлия Викторовна, Гончарюк Наталья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ORGANIZING OF ADDITIONAL EDUCATION FOR PRESCHOOL CHILDREN

This article is devoted to one of the most relevant topics of modern education in Russia, additional education of children. As you know, additional education in our country is at the stage of transformation, the search for new forms and solutions. After all, our state has clearly outlined a course for the development of the system of additional education, and by 2030, in accordance with the «Concept for the development of additional education for children until 2030», the share of children from 5 to 18 years old attending additional education organizations should reach 82%. The fulfillment of this assignment quite logically falls on general education organizations and organizations of additional education. Therefore, within the framework of this article, the concept of a preschool educational institution, types of educational organizations from the point of view of educational programs implemented by them, examples of these programs, as well as features of the implementation of additional education of children in preschool educational institutions, their advantages and disadvantages will be considered. According to the Federal State Educational Standard for Preschool Education, additional education programs can have the following directions: social and communicative development, cognitive development, speech development, artistic and aesthetic development, physical development. Therefore, schools, clubs, sections, studios and educational centers can have one specific direction or combine several directions, which in one way or another will contribute to the development of the child's personality. In addition, it should be borne in mind the specifics of additional education for children, which is manifested in the fact that it is not just education, but also leisure. Therefore, we can talk about greater openness, mobility and flexibility of additional education for children, which is primarily due to the greater direction of additional education to the external environment, the needs of children, parents and society as a whole.

Текст научной работы на тему «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПЕДАГОГИКА

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 11. С. 7-16. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022. No. 11. P. 7-16.

Научная статья УДК 373.24

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-11-7-16

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1 2 Юлия Викторовна Блинова , Наталья Леонидовна Гончарюк

1 Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия jblinova@yandex.ru

2 Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия naleo@yandex.ru

Аннотация. Настоящая статья посвящена одной из наиболее актуальных тем современного образования в России, дополнительному образованию детей. Как известно, дополнительное образование находится в нашей стране на этапе трансформации, поиска новых форм и решений. Ведь наше государство однозначно наметило курс на развитие системы дополнительного образования, и к 2030 г. в соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года» доля детей от 5 до 18 лет, посещающих организации дополнительного образования, должна достичь 82 %. Выполнение этого поручения вполне логично ложится на общеобразовательные организации и на организации дополнительного образования. Поэтому в рамках настоящей статьи будут рассмотрены понятие дошкольного образовательного учреждения, типы образовательных организаций с точки зрения осуществляемых ими образовательных программ, примеры этих программ, а также особенности реализации дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях, их преимущества и недостатки. Согласно ФГОС дошкольного образования, программы дополнительного образования могут иметь следующие направленности: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Поэтому школы, кружки, секции, клубы, студии и образовательные центры могут иметь одну конкретную направленность либо объединять несколько направленностей, что так или иначе будет способствовать развитию личности ребенка. Кроме того, следует иметь в виду специфику дополнительного образования детей, которая проявляется в том, что это не просто образование, но и досуг. Поэтому можно говорить о большей открытости, мобильности и гибкости дополнительного образования детей, что связано с большей ориентированностью дополнительного образования на внешнюю среду, запросы детей, родителей и общества в целом.

Ключевые слова: образование, образовательная организация, дошкольная образовательная организация, дополнительное образование, образовательная программа

Для цитирования: Блинова Ю.В., Гончарюк Н.Л. Об организации дополнительного образования детей дошкольного возраста // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 11. С. 7-16. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-11-7-16

Original article

ON THE ORGANIZING OF ADDITIONAL EDUCATION FOR PRESCHOOL CHILDREN

© Блинова Ю.В., Гончарюк Н.Л., 2022

1 2 Yulia V. Blinova , Natalia L. Goncharyuk

1 Altai State University, Russia, Barnaul jblinova@yandex.ru

2 Altai State University, Russia, Barnaul naleo@yandex.ru

Abstract. This article is devoted to one of the most relevant topics of modern education in Russia, additional education of children. As you know, additional education in our country is at the stage of transformation, the search for new forms and solutions. After all, our state has clearly outlined a course for the development of the system of additional education, and by 2030, in accordance with the «Concept for the development of additional education for children until 2030», the share of children from 5 to 18 years old attending additional education organizations should reach 82%. The fulfillment of this assignment quite logically falls on general education organizations and organizations of additional education. Therefore, within the framework of this article, the concept of a preschool educational institution, types of educational organizations from the point of view of educational programs implemented by them, examples of these programs, as well as features of the implementation of additional education of children in preschool educational institutions, their advantages and disadvantages will be considered. According to the Federal State Educational Standard for Preschool Education, additional education programs can have the following directions: social and communicative development, cognitive development, speech development, artistic and aesthetic development, physical development. Therefore, schools, clubs, sections, studios and educational centers can have one specific direction or combine several directions, which in one way or another will contribute to the development of the child's personality. In addition, it should be borne in mind the specifics of additional education for children, which is manifested in the fact that it is not just education, but also leisure. Therefore, we can talk about greater openness, mobility and flexibility of additional education for children, which is primarily due to the greater direction of additional education to the external environment, the needs of children, parents and society as a whole.

Keywords: education, educational organization, preschool educational organization, additional education, educational program.

For citation: Blinova Yu.V., Goncharyuk N.L. On the organizing of additional education for preschool children. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022;11:7-16. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-11-7-16

Введение

Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование, при этом гарантируется бесплатность и общедоступность, в частности, дошкольного образования в государственных или муниципальных организациях, с одной стороны, а обязательным выступает только основное общее образование, с другой стороны [Конституция 2020]. Но в силу разных потребностей, способностей и возможностей детей вполне понятно, что на любой ступени развития без их дополнительного образования обойтись невозможно.

Дополнительное образование детей в России эклектично, оно не всегда укладывается в стандарты. Под ним понимают разные явления: от музыкальных школ до стратегических игр в социальных сетях, научных шоу, мультимедийных проектов, студий граффити. Многие новые формы рождаются в ответ на ожидания семей и не вписываются в строгие определения [Яфизова, Ничипоренко, Атарова, Новиков 2018: 70].

И значение дополнительного образования в целом, и дополнительного образования детей, в частности, как фактора развития личности ребенка трудно переоценить. Так, в своей монографии И.Р. Лазаренко относительно дополнительного профессионального образования утверждает, что оно (дополнительное профессиональное образование) есть «интегрирующий этап в системе непрерывного образования, так как, во-первых, актуализирует имеющиеся знания и опыт, во-вторых, констатирует профессиональные затруднения и, в-третьих, позволяет определить перспективы профессионального совершенствования [Лазаренко 2011: 6]. Таким образом, дополнительное образование детей служит мостиком в их дальнейшее образование, вскрывая слабые стороны, требующие дополнительной коррекции, либо же указывающее на нецелесообразность того или иного (профессионального) выбора.

Основная часть

Согласно статье 23 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ с точки зрения реализуемых образовательных программ в качестве основного вида деятельности все образовательные организации можно разделить на три типа: дошкольные, общеобразовательные и профессиональные. С точки зрения реализуемых программ дополнительного образования все образовательные организации могут быть организациями дополнительного или дополнительного профессионального образования. При этом в силу части 4 этой же статьи дошкольные образовательные организации в качестве неосновного вида деятельности имеют право осуществлять исключительно дополнительные общеразвивающие программы, в то время как общеобразовательные организации - в том числе дополнительные общеобразовательные программы, а организации дополнительного образования - в том числе образовательные программы дошкольного образования. Соответственно, получается, что дошкольная образовательная организация по действующему российскому законодательству об образовании самостоятельно уполномочено только на реализацию дополнительных общеразвивающих программ.

Для лучшего понимания специфики общеразвивающих программ как неосновной деятельности в рамках дошкольной образовательной организации считаем целесообразным дифференцировать понятия «общеразвивающая программа» и «общеобразовательная программа», с одной стороны, а также «общеразвивающая программа» и «предпрофессиональная программа», с другой стороны.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 12 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» понятие «дополнительные общеобразовательные программы» является родовым по отношению к понятиям «дополнительные общеразвивающие программы» и «программы профессиональной переподготовки». Иными словами, понятие «общеобразовательный» является более общим по отношению к понятию «общеразвивающий». Следовательно, можно сделать вывод, что закон рассматривает развитие составной частью образования, что никак не противоречит педагогическим основам.

Так, А.М. Новиков в педагогическом словаре приводит следующие определения понятия «образование»: 1) это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов); 2) это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; 3) это процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества [Новиков 2013: 129-130]. Автор при этом подчеркивает, что в соответствии с иерархической структурой личности образование включает в себя три компонента: воспитание, обучение и развитие. Применительно к последнему речь идет о развитии психических процессов.

В свою очередь под развитием понимается становление и развитие психических процессов - специфически человеческих высших психических функций: внимания, воли, чувств, мышления и т. д. [там же: 183].

С 1 января 2023 года в пункт 1 части 4 статьи 12 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» будут внесены изменения, в соответствии с которыми понятие «программы профессиональной переподготовки» заменяется на понятия «дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств» и «дополнительные образовательные программы спортивной подготовки» [ФЗ 2012]. Соответственно, понятие «общеобразовательные программы» станет еще более емким. Вместе с тем, соотношение общего развития и общего образования как часть и целое сохраняется.

По мнению Б.В. Куприянова, общеразвивающие программы в отличие от предпрофессиональных не ориентированы на какую-то конкретную профессию и могут рассматриваться как связанные со сферой деятельности, которая ещё (или уже) нормативно не позиционируется в качестве профессии, а является досуговым занятием или вообще не

вкладывается в чётко обозначенные рамки однородных задач и способов их решения. На житейском уровне общеразвивающие программы можно трактовать как развивающие «многие свойства личности понемногу», не выделяющие явно каких-либо приоритетов среди многообразных способностей. В более строгом научном ключе общеразвивающие программы могут интерпретироваться исходя из понимания словосочетания «общее развитие» [Куприянов 2013а: 127]. При этом, с точки зрения Л.В. Занкова, под общим развитием следует понимать развитие способностей - свойств личности, обусловливающих успешность решения человеком тех или иных задач. Перечень способностей (в рамках общего развития) включает следующие три группы: наблюдательность, способность воспринимать явления, факты, естественные, речевые, математические, эстетические и другие; мышление, способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. д.; практические действия, способности создать материальные объекты, производить ручные операции, используя (и развивая одновременно) восприятие и мышление [Образовательные программы. Начальное общее образование. 1-4 классы. 2020: 4-5].

В соответствии с этим, общеразвивающими можно считать программы дополнительного образования, которые формируют у ребенка компетенции осуществлять универсальные действия: а) личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация); б) регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция); в) познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем); г) коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка действий партнёра, полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации) [там же: 128]. Иначе говоря, целью дополнительного образования дошкольников в условиях детского сада будет являться общее развитие, а не подготовка к конкретным профессиональным программам и изучение чего-либо.

В дополнение к показанной выше дифференциации нужно упомянуть еще об одной. Статья 86 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в качестве разновидности общеразвивающих программ называет общеразвивающие программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних обучающихся на военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях [ФЗ 2012]. Как следует из названия, данные программы не распространяются на детей дошкольного возраста и не могут реализовываться в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Главной особенностью организации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации является его интеграция с реализуемыми дошкольной образовательной организацией образовательными программами, но оно ни в коем случае не должно их дублировать [Голубева 2020: 172]. А. В. Золотарева уточняет, что дополнительное образование в детском саду возможно проводить с детьми любого возраста, если общеразвивающая программа соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей [Золотарева 2013: 196].

ФГОС дошкольного образования формулирует нижеследующие направления образования и развития детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие [ФГОС 2019]. Применительно к дополнительному образованию данная норма означает, что по этим направлениям может и должно двигаться (дополнять) дополнительное образование. Рассмотрим более подробно указанные направления.

ФГОС дошкольного образования предусматривает, что социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

При познавательном развитии предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие подразумевает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие заключается в развитии предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становлении эстетического отношения к окружающему миру; формировании элементарных представлений о видах искусства; восприятии музыки, художественной литературы, фольклора; стимулировании сопереживания персонажам художественных произведений; реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Наконец, физическое развитие включает в себя приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Подобным образом развивается и педагогическая практика. На основании учета интересов самих дошкольников, а также запроса их родителей (законных представителей) по дополнительному образованию дошкольная образовательная организация может предложить следующие направления общеразвивающих программ: художественно-эстетическое развитие, физическое воспитание и развитие, интеллектуальное развитие, раннее развитие, экологическое воспитание [Голубева 2020: 172]. В этой связи целесообразно остановиться на передовом опыте некоторых дошкольных образовательных организаций. Так, в целях формирования творческих способностей детей средствами театрального искусства были разработаны и реализуются дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Театральная мозаика», а в целях развития мелкой моторики руки у детей среднего и старшего дошкольного возраста - дополнительная общеразвивающая программа для детей 4-7 лет по развитию мелкой моторики рук посредством оригами «Страна

Ори-Ландия» [Рязанова, Сабурова 2020: 54, 56]; для старших дошкольников реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Танцевальный калейдоскоп» [Ивашкина 2020: 156] и др. [Котова 2022, Быкова, Ходос 2022]. Обращает на себя внимание тот факт, что в отсутствие строгих нормативных предписаний относительно возраста ребенка, с которого он может быть включен в дополнительное образование, на практике разрабатываются дополнительные общеобразовательные программы для детей начиная от 2-3 лет, например, общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный песок», ориентированная на развитие творческих способностей, психических познавательных процессов, мышления и речи посредством занятий по «рисованию» сухим песком на световом планшете и лепки из кинетического песка [Агафонова, Ефимова, Шмидова, Суслова 2022: 55].

С точки зрения существующих в настоящее время подходов к дополнительному образованию думается, что основополагающим подходом применительно к дополнительному образованию детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации выступает личностно ориентированный, поскольку практически все педагоги-ученые и практики единогласно утверждают, что, во-первых, дополнительное образование позволяет каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы [Сингелейцева 2022]. Во-вторых, каждый ребенок неповторим и уникален [Командин 2021]. Детский сад является первой ступенью общей системы образования, а главная цель дошкольного образования согласно ФГОС дошкольного образования - всестороннее развитие личности.

В то же время, учитывая возраст детей-дошкольников, деятельностный подход также играет определенную роль при реализации дополнительного образования. Наконец, детский сад как дошкольная образовательная организация предлагает в каждом случае уникальную среду, где дети дошкольного возраста получают дополнительное образование. О необходимости создавать и учитывать образовательную среду говорит также и ФГОС дошкольного образования.

Говоря об особенностях дополнительного образования детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации, необходимо отметить следующее: с формальной точки зрения дополнительное образование не ограничивается каким-либо федеральным государственным образовательным стандартом (как, например, дошкольное образование) или федеральными государственными требованиями (как дополнительные предпрофессиональные программы), что означает, что государством каких-либо требований к детям, получающим дополнительное образование, не установлено, т. е. любые лица могут включаться в дополнительную общеразвивающую программу, если иное не обусловлено спецификой этой программы [Куприянов 2013 а: 124].

Сравнение содержательных, функциональных возможностей организаций дополнительного образования детей и дошкольных образовательных организаций позволяет отметить, что первые предлагают более разнообразные, многочисленные дополнительные общеразвивающие программы, включая предпрофессиональные образовательные программы, что исходит из положений законодательства об образовании. Так, по мнению аналитика Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Б. В. Куприянова, разнообразны не только программы по уровню и содержанию, но и образовательные отношения. Эксперт выделяет два полюса: клубы и школы спортивные, художественные, музыкальные. В клубах образовательные отношения строятся на основе идей педагогики сопровождения и поддержки, сотрудничества. Содержание образования зачастую определяется самими участниками, корректируется с учётом их интересов. В спортивных школах, напротив, существует режим постоянных тренировок и демонстрации достижений детей [Куприянов 2013: 152].

Дополнительное образование детей, являясь по своей сути услугой, может осуществляться как на платной, так и бесплатной основе (статья 101 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). При этом в дошкольной образовательной организации эти услуги могут получать как дети, посещающие детский сад, так и не посещающие.

К недостаткам реализации дополнительного образования детей дошкольного возраста в организациях дополнительного образования нужно отнести, скорее, тот факт, что управление траекторией развития ребенка делегируется родителям, они сами определяют загруженность ребенка, при этом не всегда обладают профессиональными познаниями или возможностью получить качественную консультацию по тайм-менеджменту у специалиста, что приводит к перегрузкам ребенка дополнительными образовательными услугами [Голубева 2020: 173]. И наоборот, в дошкольных образовательных организациях за счет интеграции программы дополнительного образования с основной снижается нагрузка на ребенка; кроме того, происходит расширение содержания базового компонента образования.

Упоминая о загруженности ребенка дошкольного возраста, следует иметь в виду, что согласно СанПин от 29.05.2013 дошкольные образовательные организации функционируют в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8-10 часового пребывания), полного дня (10,5-12 часового пребывания), продленного дня (13-14 часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей. В дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет [Санпин 2013]. Данный документ предусматривал также требования к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста при освоении ими дошкольной образовательной программы. Например, на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов. Что же касается детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет, то длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. СанПин допускает осуществление образовательной деятельности в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут), в т. ч. на игровой площадке во время прогулки. При организации дополнительного образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, чтобы продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет была не более 15 минут, для детей от 4-х до 5-ти лет -не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 минут, а для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 минут. При этом максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не должен превышать 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности не могут быть менее 10 минут [СанПин 2013].

Помимо неправильного планирования дополнительного образования детей родителями с психофизической точки зрения, достаточно часто встречается форсирование родителями психического развития ребенка путем включения его в виды деятельности, не свойственные его возрасту, ожидание родителями высоких познавательных достижений ребенка, то есть по сути неучет апробированной концепции А. В. Запорожца об амплификации психического развития ребенка [Психология 1964; Яфизова, Ничипоренко, Атарова, Новиков 2018: 69]. С другой стороны, в некоторых зарубежных странах выявлена иная проблема: в связи с нехваткой детских садов развитие ребенка, включая его подготовку к школе, возлагается исключительно на учреждения дополнительного образования, а потому если ребенку не удается по тем или иным причинам посещать и такие кружки (клубы и пр.), то трудностей в школе не избежать [Молдалиева 2018: 52].

Вместе с тем при реализации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации происходит максимальное удовлетворение потребностей родителей (законных представителей) детей без траты усилий на трансфер ребенка; осуществляется общее планирование образовательного процесса. Кроме того, немаловажным выглядит и факт, что ребенок в привычной и знакомой уже ему среде чувствует себя комфортнее [Рязанова, Сабурова 2020: 54]. С другой стороны, в некоторых случаях указанные преимущества получения дополнительного образования в дошкольной образовательной организации могут трансформироваться в недостатки: существенной

проблемой дополнительного образования в целом и дополнительного образования детей дошкольного возраста выступает дублирование базовой программы, а также использование однотипных форм организации дополнительного образования, что проявляется в том, что все занятия проводятся одними и теми же преподавателями [Голубева 2020: 173].

Заключение

На сегодняшний день можно наблюдать стремительные изменения и нашей страны, и общества, которые имеют далеко идущие перспективы. Именно поэтому очень важной является задача - в потоке исторических событий «не забыть» о наших детях, их здоровье и всестороннем развитии. Как раз этому способствует постоянная работа, направленная на изучение, систематизацию знаний и передового опыта в области дополнительного образования детей.

Закон РФ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: www.garant.ru (дата обращения: 25.10.2022).

Список литературы

1. Агафонова М.В. Интеграция дошкольного и дополнительного образования дошкольников в условиях ДОУ // Дополнительное образование детей: педагогический поиск: сб. научно-метод. статей с международным участием / под общей редакцией Б.П. Черника / М.В. Агафонова, И.В. Ефимова, Н.В. Шмидова, С.Г. Суслова. Вып. 4. Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2022. С. 55-57.

2. Быкова М.С. О возможностях дополнительного образования в условиях детского сада // Дополнительное образование детей: педагогический поиск: сб. научно-метод. статей с международным участием / под общей редакцией Б.П. Черника / М.С. Быкова, А.В. Ходос. Вып. 4. Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2022. С. 135-137.

3. Голубева И.А. Дополнительное образование в ДОУ // Дополнительное образование детей: педагогический поиск: сб. научно-метод. статей с международным участием / под общей редакцией Б. П. Черника. Вып. 2. Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2020. С. 172-174.

4. Золоторева А.В. Принципы организации дополнительного образования детей в России // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 194-199.

5. Ивашкина В.А. Дополнительное образование старших дошкольников на основе хореографического искусства // Дополнительное образование детей: педагогический поиск: сб. научно-метод. статей с международным участием / под общей редакцией Б.П. Черника. Вып. 2. Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2020. С. 156-158.

6. Командин Е.Н. Организация дополнительного образования в ДОУ как система непрерывного образования [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2021/09/05/tema-organizatsiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-dou-kak-sistema (дата обращения: 25.10.2022).

7. Котова Л.М. О некоторых современных подходах, способах, технологиях в сфере дополнительного образования детей // Дополнительное образование детей: педагогический поиск: сб. научно-метод. статей с международным участием / под общей редакцией Б.П. Черника. Вып. 4. Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2022. С. 75-77.

9. Куприянов Б.В. Ребенок в пространстве свободного времени // Народное образование. 2013. № 3. С.151-156.

10. Куприянов Б.В. Программы в организациях дополнительного образования: нормативные основы // Народное образование. 2013. № 9. С. 123-128.

11. Лазаренко И.Р. Управление инновационными процессами в системе дополнительного профессионального образования: монография. Барнаул: АлтГПА, 2011. 148 с.

12. Молдалиева З.А. Подготовка детей к школе в условиях дополнительного образования Кыргызстана // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 3. С. 51-54.

13. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЕТ, 2013. 268 с.

14. Образовательные программы. Начальное общее образование. 1-4 классы. Система Л.В. Занкова: учеб.-метод. пособие / сост. Н.В. Нечаева, С.В. Сабина. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. 240 с.

15. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964. 352 с.

16. Рязанова К.В. Реализация дополнительных программ как расширение возможностей обучения детей в ДОУ // Дополнительное образование детей: педагогический поиск: сб. научно-метод. статей с международным участием / под общей редакцией Б.П. Черника / К.В. Рязанова, Н.С. Сабурова. Вып. 2. Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2020. С. 54-57.

17. Санпин — Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26) [Электронный ресурс]. URL: www.garant.ru (дата обращения: 25.10.2022).

18. Сингелейцева О. Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-dopolnitelnogo-obrazovanija-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdenijah-v-sotvetstvi-s-fgos.html (дата обращения: 25.10.2022).

19. ФГОС Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019). Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. № 30384 [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 25.10.2022).

20. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм.) [Электронный ресурс]. URL: www.garant.ru (дата обращения: 25.10.2022).

21. Яфизова Р.И. Перспективная Модель организации дополнительного образования для детей дошкольного возраста: опыт реализации / Р.И. Яфизова, Л.К. Ничипоренко, А.Н. Атарова, М.С. Новиков // Ученые записки ЗабГУ. 2018. Т. 13. № 3. С. 68-79.

References

1. Agafonova M.V. Integratsiya doshkol'nogo i dopolnitel'nogo obrazovaniya doshkol'nikov v usloviyakh DOU [Integration of preschool and additional education of preschoolers in a preschool educational institution]. Dopolnitel'noe obrazovanie detei: pedagogicheskii poisk: sb. nauchno-metod. statei s mezhdunarodnym uchastiem. Iss. 4, Novosibirsk, Agentstvo «Sibprint», 2022, pp. 55-57. (In Russ.).

2. Bykova M.S. O vozmozhnostyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya v usloviyakh detskogo sada [On the possibilities of additional education in a kindergarten]. Dopolnitel'noe obrazovanie detei: pedagogicheskii poisk: sb. nauchno-metod. statei s mezhdunarodnym uchastiem. Iss. 4, Novosibirsk, Agentstvo «Sibprint», 2022, pp. 135-137. (In Russ.).

3. Golubeva I.A. Dopolnitel'noe obrazovanie v DOU [Additional education at the preschool educational institution]. Dopolnitel'noe obrazovanie detei: pedagogicheskii poisk: sb. nauchno-metod. statei s mezhdunarodnym uchastiem. Iss. 2, Novosibirsk, Agentstvo «Sibprint», 2020, pp. 172-174. (In Russ.).

4. Zolotoreva A.V. Printsipy organizatsii dopolnitel'nogo obrazovaniya detei v Rossii [Principles of organizing additional education for children in Russia]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2013, no. 1, pp. 194-199. (In Russ.).

5. Ivashkina V.A. Dopolnitel'noe obrazovanie starshikh doshkol'nikov na osnove khoreograficheskogo iskusstva [Additional education of older preschoolers based on choreographic art]. Dopolnitel'noe obrazovanie detei: pedagogicheskii poisk: sb. nauchno-metod. statei s mezhdunarodnym uchastiem. Iss. 2, Novosibirsk, Agentstvo «Sibprint», 2020, pp. 156-158. (In Russ.).

6. Komandin E.N. Organizatsiya dopolnitel'nogo obrazovaniya v DOU kak sistema nepreryvnogo obrazovaniya [Organization of additional education in preschool educational institutions as a system of continuous education]. (In Russ.). Available at: https://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2021/09/05/tema-organizatsiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-dou-kak-sistema (accessed: 25.10.2022).

7. Kotova L.M. O nekotorykh sovremennykh podkhodakh, sposobakh, tekhnologiyakh v sfere dopolnitel'nogo obrazovaniya detei [About some modern approaches, methods, technologies in the field of additional education of children]. Dopolnitel'noe obrazovanie detei: pedagogicheskii poisk: sb. nauchno-metod. statei s mezhdunarodnym uchastiem. Iss. 4, Novosibirsk, Agentstvo «Sibprint», 2022, pp. 75-77. (In Russ.).

9. Kupriyanov B.V. Rebenok v prostranstve svobodnogo vremeni [Child in the space of free time]. Narodnoe obrazovanie. 2013, no. 3, pp. 151-156. (In Russ.).

10. Kupriyanov B.V. Programmy v organizatsiyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya: normativnye osnovy [Programs in organizations of additional education: regulatory framework]. Narodnoe obrazovanie. 2013, no. 9, pp. 123-128. (In Russ.).

11. Lazarenko I.R. Upravlenie innovatsionnymi protsessami v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Management of innovative processes in the system of additional professional education]. Barnaul, AltGPA, 2011, 148 p. (In Russ.).

12. Moldalieva Z.A. Podgotovka detei k shkole v usloviyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya Kyrgyzstana [Preparing children for school in conditions of additional education in Kyrgyzstan]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2018, no. 3, pp. 51-54. (In Russ.).

13. Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnykh ponyatii [Pedagogy: a dictionary of the system of basic concepts]. Moscow, Izdatel'skii tsentr IET, 2013, 268 p. (In Russ.).

14. Obrazovatel'nye programmy. Nachal'noe obshchee obrazovanie. 1-4 klassy. Sistema L.V. Zankova [Educational programs. Primary general education. 1-4 classes. System L.V. Zankov]. Moscow, BINOM. Laboratoriya znanii, 2020, 240 p. (In Russ.).

15. Psikhologiya detei doshkol'nogo vozrasta. Razvitie poznavatel'nykh protsessov [Psychology of preschool children. Development of cognitive processes]. Moscow, Prosveshchenie, 1964, 352 p. (In Russ.).

16. Ryazanova K.V. Realizatsiya dopolnitel'nykh programm kak rasshirenie vozmozhnostei obucheniya detei v DOU [Implementation of additional programs as an expansion of opportunities for teaching children in preschool]. Dopolnitel'noe obrazovanie detei: pedagogicheskii poisk: sb. nauchno-metod. statei s mezhdunarodnym uchastiem. Iss. 2. Novosibirsk, Agentstvo «Sibprint», 2020, pp. 54-57. (In Russ.).

17. Sanpin - Sanitarno-epidemiologicheskie pravila i normativy SanPiN 2.4.1.3049-13 «Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k ustroistvu, soderzhaniyu i organizatsii rezhima raboty doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsii» [Sanpin - Sanitary and epidemiological rules and regulations SanPiN 2.4.1.304913 "Sanitary and epidemiological requirements for the device, content and organization of the working hours of preschool educational organizations"]. (In Russ.). Available at: www.garant.ru (accessed: 25.10.2022).

18. Singeleitseva O. Organizatsiya dopolnitel'nogo obrazovaniya v doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh v sootvetstvii s FGOS [Organization of additional education in preschool educational institutions in accordance with the Federal State Educational Standard]. (In Russ.). Available at: https://www.maam.ru/detskijsad/organizacija-dopolnitelnogo-obrazovanija-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdenijah-v-sotvetstvi-s-fgos.html (accessed: 25.10.2022).

19. FGOS Doshkol'noe obrazovanie. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 № 1155 [GEF Preschool education. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated October 17, 2013 No. 1155]. (In Russ.). Available at: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (accessed: 25.10.2022).

20. Federal'nyi zakon «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ (s izm.) [Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273-FZ]. (In Russ.). Available at: www.garant.ru (accessed: 25.10.2022).

21. Yafizova R.I. Perspektivnaya Model' organizatsii dopolnitel'nogo obrazovaniya dlya detei doshkol'nogo vozrasta: opyt realizatsii [A promising model for organizing additional education for preschool children: implementation experience]. Uchenye zapiski ZabGU. 2018, vol. 13, no. 3, pp. 68-79. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах Ю.В. Блинова - кандидат филологических наук, доцент, Алтайский государственный университет; Н.Л. Гончарюк - старший преподаватель, Алтайский государственный педагогический университет.

Information about the authors Yu. V. Blinova - Ph.D. (Philology), Associate Professor, Altai State University; N.L. Goncharyuk - Senior Lecturer, Altai State Pedagogical University.

Статья поступила в редакцию 29.08.2022; одобрена после рецензирования 26.09.2022; принята к публикации 25.11.2022

The article was submitted 29.08.2022; approved after reviewing 26.09.2022; accepted for publication 25.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.