ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК: 37.026.6:374
DOI: 10.18503/2658-3186-2022-6-2-13-18
Н. Г. Супрун (Магнитогорск, Россия) А. В. Томаров (Магнитогорск, Россия)
К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития познавательного активности обучающихся в условиях дополнительного образования. Авторы обосновывают целесообразность совершенствования традиционных подходов к ее решению. В работе выделены особенности содержания категории «познавательная активность обучающихся». Сделан вывод о том, что познавательный интерес и мотивация являются основными составляющими познавательной активности современных школьников. Особую роль в указанном процессе играет использование таких методик и технологий, которые позволили бы повысить мотивацию и достижение поставленных целей обучения. Эти структурные элементы являются ключевыми в выборе методов и средств развития познавательной активности. В работе представлены результаты исследования, целью которого стало сопоставление результатов диагностики уровня развития познавательной активности обучающихся на базе МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодёжи» г. Магнитогорска и соответствующего опроса родителей. На основе данных результатов были определены тенденции и приоритеты в совершенствовании методов и приемов развития познавательной активности обучающихся. Материалы статьи включают опыт работы, который позволил педагогам решать задачи развития познавательной активности обучающихся, осуществлять взаимодействие с родителями, оказывая им необходимую помощь и поддержку, путем организации и проведения специально разработанных мероприятий. Условия, созданные в данном образовательном учреждении, расширяют возможности для самореализации личности ребенка, раскрытия его индивидуальных способностей и возможностей. Обобщенные результаты опроса родителей относительно познавательной активности детей свидетельствуют о том, что необходима интеграция усилий специалистов образовательного учреждения и родителей. В целом, следует подчеркнуть высокую степень заинтересованности родителей и удовлетворенность качеством образовательных услуг МАУ ДО «ДТДМ», направленных на развитие познавательной активности детей. Анализ результатов исследования дал четкое представление о необходимости разработки программы по развитию познавательной активности обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования. Целью подобной программы должно стать развитие познавательной активности детей на основе системы развивающих занятий, где бы использовались современные комплексные методы и технологии развития у детей познавательной активности, была бы осуществлена структуризация методического и диагностического материала, учитывались бы возрастные и индивидуальные особенности детей. Создание подобной программы позволит системно и интегративно развивать познавательную активность обучающихся, способствовать полноценному развитию и саморазвитию личности.
Ключевые слова: познавательная активность, познавательный интерес, обучающиеся, дополнительное образование, средства обучения.
Введение
Актуальность проблемы развития познавательной активности у обучающихся вызвана тем, что в данный момент модернизация национальной системы образования ориентирована на формирование личности нового типа, готовой принимать самостоятельные решения, проектировать свою деятельность и прогнозировать результаты деятельности. Перед системой дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности и самобытности каждого ребенка, ставится задача развития его познавательной активности.
В настоящее время, согласимся с оценкой О. М. Дементьевой, дополнительное образование детей является особой личностно ориентированной средой, способствующей развитию познавательной активности как интегративного качества личности [2]. Как показывает практика, в развитии познавательной активности обучающихся недостаточно учитываются педагогический потенциал развивающей среды учреждения дополнительного образования детей, в частности, наблюдается игнорирование познавательных интересов и потребностей школьников.
Познавательная активность определяется многими исследователями как личностная черта. По мнению Н. Ю Пешковой, она проявляется в понимании необходимости знаний, творческом овладении системными научными знаниями, осознании целей деятельности и готовности к энергичным познавательным действиям [7].
1. Познавательная активность: определение, факторы развития
Понятие «активность», несмотря на широкое использование термина в психолого-педагогической теории и практике, является достаточно сложным и неоднозначным. Мы считаем, что активность следует рассматривать, как один из компонентов деятельности. Познавательная активность лежит в основе любой учебной деятельности школьника на всех возрастных этапах его развития. Важнейшим мотивирующим фактором к активной деятельности обучающихся является успех в обучении, который в конечном итоге определяется отношением к учебно-воспитательному процессу, стремлением к познанию, то есть активностью, нацеленностью на осознанное и самостоятельное приобретением знаний и умений.
Учитывая существование различных точек зрения на природу познавательной активности, мы придерживаемся той из них, где к основным ее свойствам относится мотивация и получение конкретного результата деятельности. Под познавательной активностью мы будем понимать заинтересованность в учебной деятельности и овладении знаниями, положительное отношение к изучению предметов, стремление к постижению новых данных. Это проявление всех сторон личности школьника: и интерес к новому, и стремление к успеху, и радость познания. Это установка на разрешение учебных и жизненных проблем; готовность к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе обучения.
Л. Я Смирновой выявлены следующие факторы, связанные с развитием познавательной активности у детей: дружеская атмосфера взаимодействия между участниками образовательного процесса, творческая деятельность детей, уверенность в себе, учебная самостоятельность детей и ответственность детей к процессу обучения [10]. Для нас познавательный интерес и мотивация являются основными составляющими познавательной активности. Эти структурные элементы должны стать ключевыми в выборе методов и средств формирования познавательной активности, а значит, и познавательной деятельности в целом, то есть методы и средства формирования познавательного интереса и учебной мотивации обучающихся могут применяться и для активизации познавательной деятельности.
Познавательный интерес является важным фактором обучения, определяющим мотив учебно-познавательной деятельности. Благодаря интересу как знания, так и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта [6]. Рассмотрение различных педагогических систем показывает, что большое количество воспитательных технологий, заложенных в самом процессе обучения, могут реализовываться при интегративном подходе к обучению и воспитанию [3]. Данный подход дает возможность преодолеть односторонность в решении учебно-воспитательных задач, развить инициативность и самодеятельность школьников. В решении проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса, как справедливо отмечает А. Я. Бурдяк, значительно повышается уровень познавательной активности [1, с. 100].
Развитие познавательной активности обучающихся подразумевает использование на практике наглядных и технических средств обучения, которые делают изложение материала ярким, привлекательным деталями; подчеркивают актуальные идеи; позволяют делать необходимые замечания; приводить реалистичные, современные примеры и факты; допускают самостоятельное выделение обучающимися теоретических и логических положений, собственную постановку вопросов в ходе освоения материала. Таким образом, развитие индивидуальности и самостоятельности ребенка, его активной познавательной позиции является важным показателем эффективности и результативности процесса обучения.
В развитии и формировании познавательной активности, следует выделить три этапа: начальный (познание), средний (закрепление и применение знаний), завершающий (систематизирование новых знаний); а при оценке ее сформированности можно выделить три уровня: высокий, средний и низкий [13; 9].
2. Обобщение результатов исследования уровня развития познавательной активности обучающихся на базе МАУДО «ДТДМ» г Магнитогорска и соответствующего опроса родителей
Показателен опыт решения проблемы развития познавательной активности реализован в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи» г. Магнитогорска (МАУ ДО «ДТДМ»). В данном образовательном учреждении была создана своя система мероприятий, способствующих развитию познавательной активности обучающихся, открывающих возможности для самореализации личности ребенка. С каждым годом в этом образовательном учреждении увеличивается количество обучающихся, вовлеченных в организацию мероприятий (конкурсов, фестивалей) по демонстрации достижения воспитанников.
Педагоги активно работают над развитием познавательной активности детей, предоставляя обучающимся возможность проявлять себя в разных ситуациях. Однако, педагогический потенциал МАУ ДО «ДТДМ» г. Магнитогорска для качественного развития познавательной активности школьников, с нашей точки зрения, используется не в полной мере. Для выявления направлений дальнейшего совершенствования приемов и методов развития познавательной активности обучающихся МАУ ДО «ДТДМ» г. Магнитогорска мы провели анкетирование семей обучающихся. Важно было определить сначала, как родители оценивают уровень сформированной познавательной активности детей, а затем определить уровень познавательной активности их детей. Методами исследования стали анкетный опрос родителей (вопросы анкеты представлены в таблице) и тестирование обучающихся с помощью методики «Оценка уровня познавательной активности» Ч. Д. Спилбергера [12]. Результаты анкетирования представлены в Таблице.
Таблица 1 - Мнение родителей о процессе развитии познавательной активности детей
Вопросы анкеты Количество ответов %
1. Познавательная активность Вашего ребёнка проявляется в...
поиске информации в Интернете 28 60 %
общении со сверстниками и учителями 14 30 %
совместных занятия с родителями 8 10 %
2. Как Вы поддерживаете познавательный интерес Вашего ребёнка?
Поощряю, побуждаю. 11 20 %
Проявляю положительные эмоции. 19 30 %
Сотрудничаю, поясняю. 30 50 %
3. Бывает ли так, что начатый в ДОУ познавательный интерес проявляется дома?
Часто 35 60 %
Иногда 25 40 %
Никогда 0
4. Интересы Вашего ребёнка постоянные?
Да 33 55 %
Нет 27 45 %
5. Что Вы предпочитаете делать в семье для развития интересов ребёнка?
Чтение познавательной литературы. 19 30 %
Творческие занятия. 20 35 %
Просмотр видео, фильмов. 18 30 %
Посещение театра, выставок, кружков, спортивных секций. 28 45 %
Совершение совместных прогулок. 32 55 %
6. 6. Удовлетворяет ли Вас качество образовательных услуг по развитию, познавательной активности которые оказываются в МАУ ДО «ДТДМ» г. Магнитогорска
Да 54 93 %
Нет 0 -
Частично 6 7 %
7. За какой помощью Вы обратитесь по вопросам формирования познавательной активности у детей?
Участие в открытых занятиях. 36 60 %
Возможность проведения развивающих занятий для ребенка в домашней обстановке. 12 20 %
Поддержка в развитии школьной программы 37 63 %
Возможность получения консультаций по проблемам развития ребенка 36 60 %
Анализируя результаты проведенного анкетирования, мы сделали следующие выводы. По мнению родителей, дома у детей познавательная активность проявляется в разных видах деятельности: 60 % - получение информации в интернете, 30 % детей - в общении со сверстниками и учителями, 10 % в совместной деятельности с родителями.
Поддерживая познавательный интерес ребёнка, 50 % родителей оказывают ему сотрудничество. Одобрение и поддержку оказывают -30 % опрошенных, а 20 % - проявляют интерес. Около 55 % родителей назвали познавательные интересы ребёнка постоянными, 60 % респондентов отмети-
ли, что достаточно часто начатая в учреждении познавательная деятельность детей продолжается дома.
В целом, почти все родители удовлетворены качеством образовательных услуг по познавательному развитию, оказываемых в учреждении.
Однако анкетирование показало, что в вопросах формирования познавательной активности детей родителям требуется помощь и поддержка - доступность консультирования по проблемам развития или обучения ребенка, участие в групповых открытых занятиях учреждения, обеспечение развивающими заданиями, которые можно выполнять с ребёнком в домашней обстановке.
Достаточно высоко оценив уровень познавательной активности своих детей, родители проявили заинтересованность в дальнейшем развитии познавательных интересов своих детей. И в этом вопросе родители предпочитают обращаться за помощью и поддержкой к специалистам образовательного учреждения.
Изучение уровня развития познавательной активности школьников с помощью методики «Оценка уровня познавательной активности» выявлило следующее:
- несмотря на оценки родителей, более чем у половины детей (52 %) преобладает низкий уровень познавательной активности. Это воспроизводящая активность, которая отмечается готовностью детей понимать, усваивать и воспроизводить знания, овладевать действием по образцу, однако данный уровень характризуется неустойчивостью волевых усилий школьников, отсутствием у них интереса к углубленному изучению материала;
- у 28 % испытуемых выявлен средний уровень познавательной активности. Это так называемая интерпретирующая активность. Она проявляется в стремлении детей к выделению основ изучаемого материала, к познанию явлений, проце ссов и выявлению связей между ними, к овлад ению способами примене ния знаний в изменен ных ус ловиях. Эт от уров ень, по мнению
B. С. Собкина и Е. А. Калашникова характеризуется уже значительной устойчивостью волевых усилий, в стремлении учащихся довести начатое дело до конца, при возникновении трудностей не отказываться от выполнения задания, а искать пути решения [11];
- у 20 % испытуемых диагностирован высокий уровень - творческая активность. У детей с данным уровнем развития познавательной активности отмечается устойчивый интерес к познанию нового и стремление не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ поиска ответа на возникающие вопросы. Как отмечают
C. Г. Косарецкий, Б. В. Куприянов и Д. С. Филиппова, этот уровень характеризуется возникновением противоречий между знаниями детей, их опытом и новой информацией [5]. Такие противоречия формируют у обучающихся стремление к самостоятельному поиску различных путей решения познавательных задач, мотивируют детей к самообразованию и самовоспитанию.
Таким, образом, в результате диагностики познавательной активности обучающихся МАУ ДО «ДТДМ» г. Магнитогорска было выявлено, что система мероприятий дома творчства, направленная на развитие познавательной активности детей, дает свои положительные результаты, которые очевидны родителям. Однако нельзя утверждать, что эта система мероприятий не требует совершенствования, так как более половины воспитанников имеют низкий уровень активности, а также родители обучающихся испытывают потребность в получении консультационной помощи педагогов.
Заключение
Обобщение данных, накопленных в педагогичской науке, анализ психолого-педагогического опыта по обеспечению развития познавательной активности у обучающихся в МАУ ДО «ДТДМ» г. Магнитогорска, результаты опроса родителей и проведение диагностической работы с обучающимися позволяют сделать вывод о том, что целенаправленная работа образовательной организации и родителей по развитию познавательных процессов у обучающихся является важной составляющей развития познавательной активности детей.
Полученные результаты показали не только необходимость совершенствования имеющейся системы мероприятий, но и разработки программы по развитию познавательной активности у обучающихся в организациях дополнительного образования. Целью программы должно стать развитие познавательной активности детей на основе системы развивающих занятий с использованием комплекса современных методов и технологий развития у детей познавательной активности. Кроме того, планомерное развитие познавательной активности обучающихся позволит структурировать методический и диагностический материал; отслеживать и учитывать в такой работе возрастные и индивидуальные особенности детей, а также потребности родителей, заинтересованных в развитии познавательной активности детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурдяк А. Я. Дополнительные занятия по школьным предметам: мотивация и распространенность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 2. C. 96-112.
2. Дементьева О. М. Особенности познавательной деятельности в образовательном процессе. // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. С. 78-79.
3. Золотарева А. В., Куличкина М. А., Синицын И. С. Концепция обеспечения доступности дополнительных общеобразовательных программ // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6. С. 61-74.
4. Иванюшина В. А., Александров Д. А. Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 174-196.
5. Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В., Филиппова Д. С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 168-190.
6. Куприянов Б. В. Воспитание и социализация в учреждениях дополнительного образования детей // Дополнительное образование и воспитание. 2016. № 7. С. 27-28.
7. Пешкова Н.Ю. Развитие познавательной активности обучающихся в системе дополнительного образования // Студент и наука (гуманитарный цикл): материалы междунар. студ. науч.-практ. конф. / гл. ред. Н. Н. Макарова, отв. ред. М. С. Закамалдина. Магнитогорск : Изд-во МГТУ им. Г.И. Носова, 2020. С.1000-1007.
8. Поплавская А. А., Груздев И. А., Петлин А. В. Выбор организаций дополнительного образования детей в России: к постановке проблемы // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 261-281.
9. Саенко Л. А., Зритнева Е. И. Анализ факторов, приводящих к деструкции социализации обучающихся // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 70-71.
10. Смирнова Л. Е. Теоретические основы проблемы оценивания и его роли в развитии познавательной активности учащихся // Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова. ФЛИНТА. Наука. 2014. С. 128-129.
11. Собкин В. С, Калашникова Е. А. Ученик основной школы: отношение к дополнительному образованию // Вопросы психологии. 2013. № 4. С. 16-26.
12. Спилберг Ч. Д. Оценка уровня познавательной активности. М.: Просвещение, 1987. 116 с.
13. Чеснокова Л. В. Развитие познавательной активности младших школьников посредством интегрирования предметов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008. № 7. С. 118-124.
N. G. Suprun (Magnitogorsk, Russia) A.V. Tomarov (Magnitogorsk, Russia)
ON THE ISSUE OF THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN THE
CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION
Abstract. The article is devoted to the actual problem of the development of students' cognitive activity in the conditions of additional education. The authors substantiate the expediency of improving traditional approaches to the solution to the problem. The paper highlights the features of the content of the category "cognitive activity of students". It is concluded that a cognitive interest and a motivation are the main components of cognitive activity of modern schoolchildren. A special role in this process is played by the use of such techniques and technologies that would increase a motivation and achieve the learning goals. These structural elements are to be essential in the choice of methods and means of developing students' cognitive activity. The paper presents the results of a study aimed at comparing the diagnostics results on the level of development of students' cognitive activity on the basis of the MAI AE "Palace of Creativity of Children and Youth" in Magnitogorsk and the corresponding survey on parents. Basing on these results there were identified, trends and priorities in improving methods and techniques for the development of the students' cognitive activity. The materials of the article include work experience that allowed teachers to solve the problems of developing students cognitive activity, interact with parents, providing them with the necessary help and support by organizing and conducting specially designed events and activities. The conditions created in this educational institution expand the opportunities for self-realization of the child's personality, the disclosure of individual abilities and capabilities. The generalized results of the survey on parents regarding the cognitive activity of children indicate that it is necessary to integrate the efforts of specialists of the educational institution and parents. In general, it should be emphasized the high degree of parents' interest and satisfaction with the quality of educational services of MAI AE "P C Ch Y" aimed at the development of children's cognitive activity. The analysis of the results of the study gave a clear idea on the need to develop a program for the of students cognitive activity development in additional education institutions. The purpose of such a program should be the development of children's cognitive activity on the basis of a system of developmental classes, where modern complex methods and technologies for the development of children's cognitive activity would be used, the structuring of methodological and diagnostic material would be carried out, the age and individual characteristics of children would be taken into account. The creation of such a program will allow systematically and integratively develop the students' cognitive activity, contribute to the full development and self-development of the individual.
Keywords: cognitive activity, cognitive interest, students, additional education, learning tools.
REFERENCES
1. Burdyak A. Ya., Dopolnitel'nye zanyatiya po shkol'nym predmetam: motivatsiya i rasprostranennost', Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny [Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes], 2015, no. 2, pp. 96-112.
2. Dement'eva O. M., Osobennosti poznavatel'noi deyatel'nosti v obrazovatel'nom protsesse, Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education. Surgery], 2017, no. 2, pp. 78-79.
3. Zolotareva A. V., Kulichkina M. A., Sinitsyn I. S., Kontseptsiya obespecheniya dostupnosti dopolnitel'-nykh obshcheobrazovatel'nykh program, Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2018, no. 6, pp. 61-74.
4. Ivanyushina V. A., Aleksandrov D. A., Sotsializatsiya cherez neformal'noe obrazovanie: vneklassnaya deyatel'nost' rossiiskikh shkol'nikov, Voprosy obrazovaniya [Educational Studies Moscow], 2014, no. 3, pp. 174-196.
5. Kosaretskii S. G., Kupriyanov B. V., Filippova D. S., Osobennosti uchastiya detei v dopolnitel'nom ob-razovanii, obuslovlennye razlichiyami v kul'turno-obrazovatel'nom i imushchestvennom statuse semei i meste prozhivaniya, Voprosy obrazovaniya [Educational Studies Moscow], 2016, no. 1, pp. 168-190.
6. Kupriyanov B. V., Vospitanie i sotsializatsiya v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya detei, Dopolnitel'noe obrazovanie i vospitanie, 2016, no. 7, pp. 27-28.
7. Peshkova N.Yu., Razvitie poznavatel'noi aktivnosti obuchayushchikhsya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya, Student i nauka (gumanitarnyi tsikl): materialy mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf. / gl. red. N. N. Makarova, otv. red. M. S. Zakamaldina, Magnitogorsk, Izd-vo MGTU im. G.I. Nosova, 2020, pp. 1000-1007.
8. Poplavskaya A. A., Gruzdev I. A., Petlin A. V., Vybor organizatsii dopolnitel'nogo obrazovaniya detei v Ros-sii: k postanovke problem, Voprosy obrazovaniya [Educational Studies Moscow], 2018, no. 4, pp. 261-281.
9. Saenko L. A., Zritneva E. I., Analiz faktorov, privodyashchikh k destruktsii sotsializatsii obuchayushchikhsya, Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture and education], 2018, no. 3 (70), pp. 70-71.
10. Smirnova L. E., Teoreticheskie osnovy problemy otsenivaniya i ego roli v razvitii poznavatel'noi aktivnosti uchashchikhsya, Ulyanovsk, Ul'yanovskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet imeni I. N. Ul'yanova, Flinta, Nauka, 2014, pp. 128-129.
11. Sobkin V. S, Kalashnikova E. A., Uchenik osnovnoi shkoly: otnoshenie k dopolnitel'nomu obrazovaniyu, Voprosy Psychologii, 2013, no. 4, pp. 16-26.
12. Spilberg Ch. D., Otsenka urovnya poznavatel'noi aktivnosti, Moscow, Prosveshchenie, 1987, 116 p.
13. Chesnokova L. V., Razvitie poznavatel'noi aktivnosti mladshikh shkol'nikov posredstvom integrirovaniya predmetov, Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya [The Bulletin of Adyghe State University: Internet Scientific Journal], 2008, no. 7, pp. 118-124.
Супрун Н.Г., Томаров А. В. К вопросу развития познавательной активности обучающихся в условиях дополнительного образования // Гуманитарно-педагогические исследования. 2022. Т. 6. № 3. С. 13-18.
Suprun N. G., Tomarov A. V. On the Issue of the Development of Cognitive Activity of Students in the Conditions of Additional Education, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2022, vol. 6, no. 2, pp.13 -18.
Дата поступления статьи - 17.04.2022; 0,55 печ. л.
Сведения об авторах
Супрун Нелли Геннадьевна - доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; suprunnelli@yandex.ru.
Томаров Алексей Владимирович - доцент, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования Института гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия; cool.tomarova@mail.ru.
Authors:
Nelly G. Suprun, Associate Professor, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Social Work and Psychological and Pedagogical Education of the Institute of Humanitarian Education of the Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, Magnitogorsk, Russia; suprunnelli@yandex.ru.
Alexey V. Tomarov, Associate Professor, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Social Work and Psychological and Pedagogical Education of the Institute of Humanitarian Education of the Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, Magnitogorsk, Russia; cool.tomarova@mail.ru.