Библиографический список / References
1. Hargrove S.A Cross-institutional Study of the Case Study Teaching in the Sciences Method. S. Luster-Teasley, W. Gibson. ASEE Annual Conference & Exposition. 2015: 26.30.126.30.9.
2. Strange C.C. Constructions of Student Development Across the Generation: Serving the Millenial Generation. New Directions for Student Services ed. San Francisco. 2004: 47 - 57.
3. Smith K.A. Sheppard S.D., Johnson D.W., Johnson R.T. Pedagogies of Engagement: Classroom-Based Practices. Journal of Engineering Education. 2005: 87 - 101.
4. Herreid C.F. Cooking with Betty Crocker. A Recipe for Case Writing. JCST. 2000: 156 - 158.
Статья поступила в редакцию 12.11.18
УДК 373:374
Chalenko N.N., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Department of Economics, Far Eastern Federal University (branch) (Ussuriysk, Russia),
E-mail: chalenkon@yandex.ru
Kosienko R.S., MA student, School of Education, Far Eastern Federal University (Ussuriysk, Russia), E-mail: Alter_ego15@mail.ru
MODERN TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN. The article examines the issues of organizing the interaction of educational institutions and institutions of additional education. The work develops the idea that due to such interaction the additional education becomes an integral component of a single educational space, is a catalyst for the positive and stable functioning of the entire educational environment. Nevertheless, there is a lack of a unanimous opinion of the pedagogical community about the preference of a particular approach to a number of problems in the additional education of children. As a research task, the authors identified an attempt to assess the potential for interaction between educational institutions and institutions of additional education. It justifies the idea that such potential should be fully realized. It is necessary to work clearly and coherently on the whole system of integration of general and additional education in each region. The authors come to the conclusion that promising areas for improving the interaction management system of educational institutions and supplementary education institutions are the development and testing of new mechanisms, procedures, and management technologies.
Key words: educational institutions, additional education, educational environment, child's personality, interaction.
Н.Н. Чаленко, канд. ист. наук, доц. каф. экономики, Дальневосточный федеральный университет (филиал), г. Уссурийск,
E-mail: chalenkon@yandex.ru
Р.С. Косиенко, магистрант Школы педагогики, Дальневосточный федеральный университет, г. Уссурийск, E-mail: Alter_ego15@mail.ru
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В статье исследуются вопросы организации взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. На основе изученных источников обосновывается мысль о том, что, благодаря такому взаимодействию, дополнительное образование становится неотъемлемым компонентом единого образовательного пространства, является катализатором положительного и стабильного функционирования всей образовательной среды. Тем не менее, прослеживается отсутствие единого мнения педагогической общественности о предпочтительности того или иного подхода к целому ряду проблем дополнительного образования детей. В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка оценить потенциал взаимодействия общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования. Обосновывается мысль о том, чтобы такой потенциал был реализован в полной степени, необходимо четко и слаженно работать над всей системой интеграции общего и дополнительного образования каждого региона. Авторы приходят к выводу, что перспективными направлениями совершенствования системы управления взаимодействием общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования является разработка и апробация новых механизмов, процедур, технологий управления.
Ключевые слова: общеобразовательные учреждения, дополнительное образование, образовательная среда, личность ребенка, взаимодействие.
Инновационное развитие российских регионов невозможно представить без соответствующих изменений в сфере образования. Именно в развитии и повышении эффективности рынка образовательных услуг многие ученые видят потенциал трудового, технологического, экономического, культурного и социального развития регионов. Рынок образовательных услуг удовлетворяет не только производственные, но и социальные и духовные потребности, как отдельных граждан, так и общества в целом [1]. На современном этапе дополнительное образование детей занимает особое место в образовательном пространстве и значительно расширяет спектр образовательных услуг
Научные подходы к изучению, содержанию и организации деятельности в сфере дополнительного образования, представленные в публикациях российских авторов, достаточно разнообразны. Преемственность исторического опыта в организации системы внешкольного воспитания детей поднимает в своей работе Д.Е. Яковлев [2]. Подробное исследование всех аспектов организации дополнительного образования детей рассматривают в своих исследованиях Е.Б. Евладова [3], О.Е. Лебедева [4], В.Н. Иванченко [5]. Изучение профессиональной деятельности педагога дополнительного образования поднимает в своей работе Б.В. Куприянов [6], а Л.Н. Буйлова исследует формирование системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования [7]. Л.Б. Малыхина предлагает интересный опыт проведения аттестации педагогических работников дополнительного образования [8]. В.А. Березина отмечает уникальные социально-педагогические возможности по развитию различных творческих способностей детей в различных областях [9], а ГА. Шепотько изучает развитие практики социального партнерства учреждения дополнительного образования детей [10].
Мы согласны с мнением А.В. Золотаревой, что для того, чтобы данная система взаимодействия отвечала современным тенденциям развития образования, необходима четкая смоделированная система управления, разработанная органами управления образования конкретного региона [11].
Вместе с тем, при анализе научных источников, был выделен ряд проблем, которые не получили должного освещения и остаются дискуссионными и в настоящий период: это недостаток квалифицированных кадров по различным направлениям дополнительного образования в регионах, нехватка материальной заинтересованности педагогов и других мер мотивации их труда. Кроме того, на наш взгляд, недостаточно изучена проблема социального заказа на дополнительное образование детей, прослеживается нехватка технологий и разработанных методик по его изучению, невозможность полностью удовлетворить социальный заказ детей из-за недостаточной развитости материальной базы учреждений дополнительного образования.
В качестве исследовательской задачи в данной статье авторами была определена попытка обобщить научные подходы к организации развития системы дополнительного образования детей, оценить потенциал взаимодействия общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования.
20 июня 2017 года в г Владивостоке были выработаны Рекомендации заседания «круглого стола» по теме «Развитие системы дополнительного образования детей через интеграцию с другими формами и уровнями образования». С января 2018 года, по словам министра образования и науки РФ О.Ю. Васильевой, был введен профессиональный стандарт педагога дополнительного образования [12].
Эмпирические исследования деятельности организаций дополнительного образования в Приморском крае показали, что перспективными направлениями совершенствования системы управления взаимодействием общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования данного региона являются:
- совершенствование механизмов вовлечения детей в систему дополнительного образования;
- развитие механизмов интеграции и сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений с учреждениями дополнительного образования, а
1551\11991-5497.МИР НАУКИ,КУЛЬТУРЫ,0БРА30ВАНИЯ. №6(73)^(^18
Рис.ДУорелздениидополнитедыного о0разпванияПруморскогокроя,(%)
также разработка апробация новых механизмов, процедур, технологий управления.
Межведомственнкз профамло развзтия дьполлизкьного оЗрызованияре-тей в Российской Федерации до 2020 года предполагает увеличение к 2020 году числа детбйыкзоаоке отТ до18 лел, мб»-лющимся обрмо-
вательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%, предусмотрев, что немеыее 5е%извлхдолжны «Жкиатксо те «чет асс федерального бюджета [13].
По деннлбокцыюнбоь ного прокл-«ЫЬзлзование» П римоБСкегькрая в 2018 г из 1171 образовательной организации было 94 организации дополнительного обраооввнипБетек,квотстых о6зоак8сзВ1917детдд [1С].
Площадка дополнительного образования Приморского края показана на рис. 1.
Как видно из рисунка, в крае преобладают учреждения дополнительного образоваыив фвзлузввуроо-сгемтиокого ихудожостзетного нвмравдениЛ
Перспективным направлением является повсеместное развитие детских технопарков «Кзантооикт».8ДоссБисыщесБВвкт 2ЬТ такикремюозыыкое илы-д, полагается создание 900 тыс. новых ученико-мест дополнительного образования. В Ппиксрском фтесоздвмо толытоЛеавох "^е^н^кнарка. Очень важным представляется решение о создании мобильного технопарка. Его маршрут в Приморье охватит м^н^^^г^ы^ь^вук^^^^м^^^к^оРь^лд^а, Наьзиталска.Бртеме, Уссурийска, Арсеньева, Спасск-Дальнего, Дальнегорска.
По пеогеамьн «Сзриоткцикд халожокнизв еднед оузяципаллткее продлится 2 недели. Экипаж технопарка составит 7 наставников и водитель. 440 детеncмсl"вдздc»т-твр«x60пкыкв овим огь«нт.Буыьт«|-ов едлюо4Д чаыом очных и дистанционных занятий для детей. За год 5200 детей посетят такой технопарз[18].
Вместе с тем, следует иметь в виду, что рост числа образовательных организаций дополнительногеебеаз о ва ни-ео должствплтвся с амоцелью. Зоконо, дательство РФ предусматривает, что главным приоритетом является повышение охвата деБеыккгеьзкнными прогрбБмамльазнотьлгмввБе н^с^мти[1 к^;^ (Зо
Всё бовкезазктные развютбемом.чыетгрьшкв^алБзт1ыкгбогкамы дополнит^;^ьзог9^М^0^^я^;^н»яДетм иными лиоами. К ихмисвт
относятсякp(aн«36оикcфм»ы-яВБтypы (раБы^ые м^. бз&кетдки),ямо рвм (разнообразные спортивные клубы), молодежной политики и социального обслуживания [1р].
Однако обращает на себя внимание тот факт, что наличие ведомственной разобщенности во всей системе дополнительного образования по отраслям, культуры, физической культуры и спорта, которым подведомственны учреждения дополнительного образования разной направленности и общественная потребность эффективного использования имеющихся в крае ресурсов, особенно в малых и сельских населенных пунктах, все больше требуют обеспечения межведомственной кооперации и сетевой формы реализации образовательных программ в системе дополнительного образования детей.
Прослеживается отсутствие единого мнения педагогической общественности о предпочтительности того или иного подхода к целому ряду проблем дополнительного образования детей. Среди них отметим следующие:
- отсутствие четких критериев оценки качества разных направлений дополнительного образования детей;
- требуют уточнения вопросы, которые касаются расширения обязанностей родителей и различных общественных организаций в том, чтобы определять понятные нормативные подходы к оценке дополнительного образования учащихся;
- остро стоят вопросы повышения квалификации всех педагогов дополнительного образования, повышение уровня их подготовки;
- вопросы о роли и месте дополнительного образования детей в предпро-фильной подготовке.
Конкурентоспособность принятых форм дополнительного образования детей активно снижается. Основной причиной сложившейся ситуации, по нашему мнению, является развитие разнообразных инновационных игровых возможностей досуга. Детям стали доступны очень широкие возможности в выборе развлечений, а также других форм проведения интересного досуга, которые совсем не требуют приложения серьёзных усилий.
Явно недостаточно и количество детей, посещающих учреждения дополнительного образования. Возможно, причина кроется не только в качестве самих образовательных программ, но и в более глубоких социально-психологических изменениях. Современных детей уже не устраивает постоянные обязательные занятия как формаполучениядополнительногообразования.
Эмпирические исследования показывают, что в Приморском крае управление взаимодействием общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования осуществляется путем решения методических и органи-зационныхзадач.
К методическим задачам управления взаимодействием школ и учреждений дополнительного образования можно отнести:
- стратегическое планирование взаимодействия;
- оценка имеющихся образовательных ресурсов учреждений дополнительного образования;
- оказание помощи по составлению планов и программ по взаимодействию;
- оценка результатоввзаимодействия.
К организационным задачам управления взаимодействием школ и учреж-денийдополнительногообразования относятся:
- выбор модели взаимодействия;
- распределение ролей между участниками взаимодействия и определение механизмов его финансирования;
- созданиенормативнойбазывзаимодействия;
- составление планаиразработка расписания взаимодействия;
- координация взаимодействия;
- информационноеобеспечениевзаимодействия.
Для решения перечисленных задач необходимо определить проблемы образовательного пространства взаимодействия общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования в каждом регионе и организовать их поэтапное решение.
Вместе с тем, данный механизм совершенствования существующей образовательной среды, изменяя организацию системы образования, нуждается в непрерывном управлении. Только тогда данное взаимодействие станет катализатором положительного и стабильного функционирования всей системы дополнительного образования.
Необходимо чётко и слаженно работать над всей системой интеграции общего и дополнительного образования. Такая интеграция позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.
Процесс управлением взаимодействием будет наиболее эффективным,
если:
- осуществлять управление системой взаимодействия общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования;
- разрабатывать программы для реализации успешного взаимодействия общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования.
Подводя итог, авторы пришли к выводу, что, поскольку дополнительное образование работает с индивидуальными образовательными (познаватель-
ными) задачами и индивидуальными траекториями освоения детьми знаний, к тому же, имеет дело с различными сферами интересов, оно должно быть организовано не как иерархия многочисленных учреждений, а как пространство выбора учащимися возможностей формирования способностей и глубоких зна-
Библиографический список
ний. В зависимости от социально-экономических условий и кадровых потребностей конкретного региона определяется содержание целей, ставятся задачи и выделяются целевые ориентиры организации дополнительного образования учащихся.
1. Дьяков И.И. Предпринимательская активность образовательных организаций: сущность и содержание понятия. Крымский научный вестник, 2017; № 2-3 (14-15): 74 - 82.
2. Яковлев Д.Е. Система внешкольного воспитания в России: преемственность исторического опыта. Власть. 2012; 10: 171 - 173.
3. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. Москва: Владос, 2015.
4. Лебедева О.Е. Дополнительное образование детей Москва: Книга по Требованию, 2016.
5. Иванченко В.Н. Инновации в образовании. Общее и дополнительное образование детей. Москва: Феникс, 2016.
6. Куприянов Б.В. Педагог ДО: анатомия профессиональной деятельности. Дополнительное образование и воспитание, 2010; 1: 10 - 13.
7. Буйлова Л.Н. Формирование системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования города Москвы в современных условиях. Инновационные проекты и программы в образовании, 2016; 6. Available at: http://www.in-exp.ru/faivorite-articles/520-2016-06-11-05-51-38.html
8. Малыхина Л.Б., Конасова Н.Ю., Бочманова Н.И. Аттестация педагогов дополнительного образования. Москва: Планета, 2014.
9. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учебное пособие. Москва: Диалог культур, 2007.
10. Шепотько Г.А. Развитие практики социального партнерства учреждения дополнительного образования детей. Дети, техника, творчество, 2009; 3: 52 - 54.
11. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Москва: Академия развития, 2016.
12. Официальный сайт Департамента образования и науки Приморского края. Available at: https://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/education/
13. Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года. Available at: http://dopedu.ru/attachments/ article/263/megvedomst-programma.pdf
14. Национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ» как фактор опережающего развития Приморского края: Available at: https://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/ departments/education/news.php?ELEMENT_ID=149228
15. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон,.2012; №273-ФЗ. Available at: https://duma.consultant.ru/page.aspx?1646176
16. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства РФ № 1726-р: 4 сентября 2014. Available at: http://static.government.ru/media/ files/ipA1NW42XOA.pdf
References
1. D'yakov I.I. Predprinimatel'skaya aktivnost' obrazovatel'nyh organizacij: suschnost' i soderzhanie ponyatiya. Krymskijnauchnyj vestnik, 2017; № 2-3 (14-15): 74 - 82.
2. Yakovlev D.E. Sistema vneshkol'nogo vospitaniya v Rossii: preemstvennost' istoricheskogo opyta. Vlast'. 2012; 10: 171 - 173.
3. Evladova E.B., Loginova L.G., Mihajlova N.N. Dopolnitel'noe obrazovanie detej. Moskva: Vlados, 2015.
4. Lebedeva O.E. Dopolnitel'noe obrazovanie detej Moskva: Kniga po Trebovaniyu, 2016.
5. Ivanchenko V.N. Innovacii v obrazovanii. Obschee idopolnitel'noe obrazovanie detej. Moskva: Feniks, 2016.
6. Kupriyanov B.V. Pedagog DO: anatomiya professional'noj deyatel'nosti. Dopolnitel'noe obrazovanie i vospitanie, 2010; 1: 10 - 13.
7. Bujlova L.N. Formirovanie sistemy povysheniya kvalifikacii pedagogov dopolnitel'nogo obrazovaniya goroda Moskvy v sovremennyh usloviyah. Innovacionnyeproekiyiprogrammy vobrazovanii, 2016; 6. Available at: http://www.in-exp.ru/faivorite-articles/520-2016-06-11-05-51-38.html
8. Malyhina L.B., Konasova N.Yu., Bochmanova N.I. Attestaciya pedagogov dopolnitel'nogo obrazovaniya. Moskva: Planeta, 2014.
9. Berezina V. A. Razvitie dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v sisteme rossijskogo obrazovaniya: uchebnoe posobie. Moskva: Dialog kul'tur, 2007.
10. Shepot'ko G.A. Razvitie praktiki social'nogo partnerstva uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Deti, tehnika, tvorchestvo, 2009; 3: 52 - 54.
11. Zolotareva A.V. Dopolnitel'noe obrazovanie detej. Moskva: Akademiya razvitiya, 2016.
12. Oficial'nyj sajt Departamenta obrazovaniya i nauki Primorskogo kraya. Available at: https://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/education/
13. Mezhvedomstvennaya programma razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v Rossijskoj Federacii do 2020 goda. Available at: http://dopedu.ru/attachments/article/263/ megvedomst-programma.pdf
14. Nacional'nyj proekt «OBRAZOVANIE» kak faktor operezhayuschego razvitiya Primorskogo kraya: Available at: https://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/ departments/education/news.php?ELEMENT_ID=149228
15. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon, .2012; №273-FZ. Available at: https://duma.consultant.ru/page.aspx?1646176
16. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF № 1726-r: 4 sentyabrya 2014. Available at: http://static.government.ru/media/files/ ipA1NW42XOA.pdf
Статья поступила в редакцию 22.11.18
УДК 378
Chertkoeva V.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool Education, North Ossetian State Pedagogical Institute
(Vladikavkaz, Russia), E-mail: Valgrich50@mail.ru
PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE CEI TEACHER IN THE DEVELOPMENT OF THE PRESENTATION OF PRESCHOOLS. Teacher of the CEI plays an important role in the creative and artistic and aesthetic development of preschool children. Proper management of artistic culture foundations formation directly depends on the level of the teachers' professionalism. The article presents the results of the study of the professional competencies of the CEI teachers reflecting the specifics of the CEI work on the artistic and aesthetic development of children, their role in the visual activities, and the use of separate methodological approaches to the design of art lessons. The study is conducted on a sample of 57 pre-school teachers in kindergartens in Vladikavkaz. The conducted research allows to generalize the main shortcomings of the organization of art classes in the CEI.
Key words: visual arts, visual activity, preschoolers, teacher's role, professional competences.
В.Г. Черткоева, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт,
г. Владикавказ, E-mail: Valgrich50@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА ДОО В РАЗВИТИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Важную роль в творческом и художественно-эстетическом развитии дошкольников играет педагог дошкольной образовательной организации (ДОО). Грамотное руководство процессом формирования основ художественной культуры непосредственно зависит от уровня профессионализма педагога. В статье представлены результаты исследования профессиональных компетенций педагогов ДОО, отражающих специфику работы ДОО по художественно-эстетическому развитию детей, их роли в непосредственной образовательной деятельности (НОД) - занятиях по ИЗО-деятельности, а также использования отдельных методических подходов к проектированию НОД (занятий) изобразительного искусства. Исследование проводилось на выборке из 57 дошкольных педагогов в детских садах г Владикавказа. Проведенное исследование позволило обобщить основные недостатки организации занятий по изобразительному искусству в ДОО.
Ключевые слова: изобразительное искусство, изобразительная деятельность, дошкольники, роль педагога, профессиональные компетенции.