Библиографический список
1. Гусев К.В., Розов Б.С. Кадры советской науки (К 50-летию советской системы аттестация научных и научно-педагогических кадров) / Новое в жизни, науке, технике. Сер. «История»; № 7 М.: Знание, 1982. С. 5.
2. Приказ Минобрнауки РФ от 22 марта 2006 года № 62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров».
3. Приказ Минобразования РФ от 27 марта 1998 года № 814 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования Российской Федерации».
The preference of magistracy is improvement of self-employment educational mobility
V.N. Kuznetsova
The article contains the material on analysis preference of two-level system higher education point of view personnel potential and academic mobility.
Кузнецова Виктория Николаевна - д-р техн. наук, декан факультета «Магистерской и послевузовской подготовки» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. Основное направление научных исследований - взаимодействие рабочего оборудования дорожных, строительных и землеройных машин с контактной средой. Имеет более 60 публикаций, в том числе монографию. e-mail: [email protected]
ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ В ПРОЕКТЕ ТЕМПУС-ТАСИС С ГРУППОЙ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК.
Л.А. Белоусова
Аннотация. Статья сообщает об опыте работы преподавателя немецкого языка с группой студентов факультета АДМ в рамках ТЕМПУС-проекта. В статье называются приемы и методы развития языковых навыков у студентов инженерной специальности.
Ключевые слова: методика преподавания немецкого языка, иностранный язык, технический вуз.
В проекте Темпус-Тасис, направленном на улучшение системы языковой подготовки студентов, изучающих инженерные специальности, я как преподаватель немецкого языка работала со студентами факультета «Автомобильные дороги и мосты». Группа студентов, получавшая дополнительную подготовку по немецкому языку в рамках проекта Tempus, состояла из 10 человек (студенты группы АД-07Д3). Занятия в группе в осеннем семестре проводились в общем объеме 3 дополнительных часа в неделю (102 часа в семестре), а в весеннем семестре 2 дополнительных часа в неделю (32 часа в семестре).
После 10 дневной стажировки в Центре иностранных языков при Ганноверском университете в октябре 2008 года была составлена программа для курса дополнительной языковой подготовки студентов-дорожников. Работая в библиотеке университета, в общении с профессором Ю. Хотаном были отобраны темы и материалы, которые являются зна-
чимыми при подготовке инженеров-дорожников как в нашем вузе, так и в университете Ганновера. Нужно отметить, что неоспоримо ценную помощь в подборке актуального и аутентичного языкового материала была оказана профессором факультета Дорожного строительства Ю. Хотаном.
В октябре 2008 года мы начали работать по плану, часть структуры которого представлена в таблице 1 «Структура курса «Немецкий язык для инженеров-дорожников». В глобальной теме «Е^Ьаи»\«Земляные работы» были выделены 4 подтемы: Boden-mechanische Ен genschaften; Verarbeitbarkeit des Bodenbaustof-fes; Durchfйhrung der Erdbauarbeiten;Lбsen, F6rdern, ЕтЬаи und Verdichten. Каждая подтема была проанализирована с точки зрения лексико-грамматического состава и на основании этого были выделены лексические, грамматические, речевые особенности, а также стратегии обучения, на которых акцентировалось внимание в ходе учебного процесса.
Так например, работая с текстом «Bodener-kundung und Bodengruppеn» отрабатывался навык глобального понимания общего содержания текста с выделением основной информации. Проанализировав данный текст с точки зрения грамматики, был разработан ряд упражнений и заданий, направленных на повторение и более детальное изучение материала по темам «Времена действительного и страдательного залогов», «Прилагательные: склонение прилагательных». Данный языковой материал - текст «Bodenerkundung und Bodengruppеn» - позволил подробно разобрать эти два сложных грамматических явления и сформировать у студентов достаточно прочные знания по этим темам.
Относительно такого языкового навыка как говорение, важным моментом нам показалось развитие навыков описания схем, графиков, таблиц и пр., т.е. навыков рецептивного говорения, говорения с опорой на зрительный контекст. Данный вид говорения присутствует в нашей обыденной жизни повсеместно, а в сфере профессионального общения является чуть ли не ведущим. Для формирования четких навыков устного описания студентам предлагались речевые клише, с помощью которых они свободно могли описывать и пояснять структуры, представленные на зрительном носителе.
Письму в ходе курса уделялось также лиза, составляли официальные и неофици-
большое внимание. Мы учились делать крат- альные письма, писали инструкции и аннота-
кие записи, составлять подробные письмен- ции.
ные описания с элементами сравнения и ана-
Таблица 1 - Структура курса «Немецкий язык для инженеров-дорожников». Раздел 1 «ЕгсІЬаи» (Земляные работы»)
ЕПЖЕГГ THEMA LESEN WORTSCHATZ SPRECHEN HOREN SCHREIBEN GRAMMATIK
Einheit 1 ERDBAU 1. Boden-mechanische Eigenschaften Bodenerkundung und Bodengruppen. (Globales Lesen; Hauptinformati onen entnehmen) Wortfeld Boden-eigenschaften; Redemittel „Bild beschreiben1 Ein Bild/Schema beschreiben Fachtext horen Bodeneigenschaften auflisten /Notizen machen Zeitformen Aktiv/ Zeitformen Passiv; Adjektivendungen
2. Verarbeitbarkeit des Bodenbaustoffes 3. Durchfuhrung der Erdbauarbeiten Boden-klassifikationen (Selektives Lesen, Unterschiede feststellen) Baumaschmen (Detailiertes Lesen, Details verstehen) Wortfeld Bodentypen, Redemittel „Bild beschreiben“ Wortfeld Baumaschinen Fragen stellen und beantworten; Lihalt einer Tab ell e prasentieren. Diskussion fiihren; Argument! eren; Eifahrungen beschreiben Fachtext horen Videofilm sehen; Notizen machen EmeTabelle zusammen stellen GEfizieller Brief Zeitformen Aktiv/ Zeitformen Passiv Modal verben; reflexive Verben
4. Losen, Fordern, Embau und Verdichten Erdbauarbeiten (Globales Lesen; Hauptinformati onen entnehmen) Verben; Verben mit Vorsilben Vorteile und Nachteile einer Methode erlautem; Argumentieren. Fachtext horen; Notizen machen Einen Bericht schreiben. Satzgefuge; Temporal e Konnektoren; Temporal e Prapositionen
Zwischentest Einheit 1
Большую трудность представляла работа над таким видом речевой деятельности как аудирование. Фонд нашей кафедры, да и фонды наших вузов-партнеров, имеют достаточно скудное количество аудиоматериалов, которые могли бы стать языковыми материалами для отработки навыков восприятия языка на слух. В ходе курса мы были вынуждены пользоваться аудиотекстами общетехнического содержания и несколькими видеофильмами.
В целом можно отметить положительный опыт, приобретенный в ходе участия в проекте. Несомненно, это прежде всего возможность изучить и поучаствовать в обсуждении с коллегами из российских вузов, а так с иностранными коллегами вопроса о содержании предмета «Иностранный язык», а также вопросы, касающиеся методов и форм работ. Хочется еще раз выразить признательность и благодарность коллегам из Центра иностранных языков Ганноверского университета Д. Шиммель, Х. Фледдерманну и М.Майер за их открытость и готовность поделиться своим колоссальным опытом в преподавании иностранного языка.
Библиографический список
1. D.Schimmel, S.Schroth-Wiechert, A.Stover-Blahak „Innovatives Begleitprogramm fQr internationale Studierende der Ingenierwissenschaften zum Erwerb, zur Orientierung und zur Optimierung der deutschen Sprache “ FSZ Uni-Hannover , 2008.
2. H. Eisenreich, C.Kohler, W.Reinhardt „Deutsch fQr Techniker“, Enzyklopadie Leipzig, 2001.
About the experience of the work in Tempus-Tacis project with the group of the students, studying German
L.A. Belousova
This article is said about the work which was led by the professor of German Language with the group of the undergraduates studied at the Automobile Roads and Tunnels faculty in the frame of Tempus -Tacis project. In the article the author tells about methods and techniques which were applied to develop language skills of engineering students.
Белоусова Людмила Анатольевна - старший преподаватель кафедры иностранных языков Сибирской государственной автомобильнодорожной академии. Основное направление научных исследований - методика преподавания иностранных языков, лингвистика. Имеет 14 публикаций. e-mail: [email protected].