Научная статья на тему 'Об опыте применения МСФО в учетной практике коммерческих организаций Республики Казахстан'

Об опыте применения МСФО в учетной практике коммерческих организаций Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об опыте применения МСФО в учетной практике коммерческих организаций Республики Казахстан»

Об опыте

применения МСФО

в учетной практике

коммерческих

организаций

Республики

Казахстан

К.С. Федоренко,

магистрант кафедры «Финансы, учет и анализ»

Применение Международных стандартов финансовой отчетности в России обсуждается профессиональным сообществом последние десятилетия. Дискуссии в этой области продолжаются и по сей день. Специалисты едины в том, что эти стандарты уже проникли в бизнес-среду нашей страны и «встроены» в систему регулирования бухгалтерского учета и отчетности на государственном уровне.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что для успешного прохождения процесса гармонизации российских стандартов с международными необходимо принимать во внимание опыт зарубежных, в том числе и казахстанских коллег, которые уже имеют явные успехи в этом деле.

Согласно закону Республики Казахстан от 28.02.07 №234-Ш «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», финансовую отчетность по МСФО финансовые организации составляют с 1 января 2003 года, акционерные общества - с 1 января 2005 года и иные организации -с 1 января 2006 года (за исключением государственных учреждений).

Россия и Казахстан близки как по структуре экономики, так и по менталитету населения. Проблемы, стоящие перед странами, схожи. При этом пути их решения отличаются.

Мнения практикующих бухгалтеров по внедрению МСФО в Казахстане до сих пор остаются полярными - от безусловной необходимости перехода до полного неприятия самой идеи внедрения. Известно, что степень раскрытия информации и ее качество имеют положи-

тельную связь с выгодами рынка капитала, но отрицательно связаны с ценой капитала. Вместе с тем далеко не все организации спешат раскрыть полную информацию, поскольку это зачастую связано с ценой ее раскрытия. Например, когда информация может привести к потере конкурентных преимуществ на рынке или способствовать возникновению угрозы рейдерства. Необходимо помнить, что национальные политические и экономические силы, во многом, определяют порядок использования и применения учетных принципов и правил на практике.

По мнению большинства специалистов, МСФО в Казахстане -необходимость. Внедрение МСФО способствует переходу экономики на качественно новый уровень развития, когда главными ценностями становится благоприятный инвестиционный климат, прозрачность финансовой отчетности, открытость, достоверность финансового положения и результатов деятельности компаний. В случае применения МСФО появляются новые финансовые инструменты, в активах отражаются инвестиции и обязательства компаний, контроль над которыми обеспечен непосредственным участием в капитале. Кроме того, скоро Казахстан вступит во Всемирную торговую организацию, во всех странах-участницах которого бухгалтерская отчетность ведется по МСФО.

Однако существует ряд проблем. Одна из них - несогласованность другого законодательства Республики Казахстан с МСФО. Действующее налоговое законодательство не всегда позволяет переложить данные бухгалтерского учета для их применения в налоговых целях. Эту проблему призваны урегулировать ежегодные изменения в Налоговом кодексе Республики Казахстан. Примеры «проблемных» моментов, выявленные при анализе положений Налогового кодекса в сопоставлении с МСФО выявляют конфликтные ситуации, возникновение которых неизбежно при проведении налоговых проверок.

Прежде всего, подобные ситуации обусловлены следующими обстоятельствами:

- в ряде случаев МСФО предполагает разные или альтернативные подходы к объектам учета и требует применения профессионального суждения бухгалтера;

- при учете актива МСФО не принимает во внимание право собственности на данный актив, а основывается на передаче существенной доли рисков и вознаграждения, связанных с данным активом;

- МСФО подвержены частым изменениям, вносимым !АБВ, что может нивелировать все попытки приведения налогового законодательства в соответствие с МСФО по состоянию на определенную дату.

Еще одной проблемой перехода на МСФО является существенная разница во времени между принятием изменений МСФО и их официальной публикацией. Это создает массу неудобств при подготовке отчетности, так как в соответствии с требованием МСФО необходимо

раскрытие информации о влиянии на финансовую отчетность вводимых в будущем изменений в стандартах, вновь вводимых стандартов, а также принятых и вводимых в действие, выпущенных Комитетом по интерпретациям.

В Казахстане, так же, как и в Российской Федерации, одной из важнейших проблем, связанных с МСФО, по-прежнему является отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров. Причем речь идет не только о подготовке отчетности, но и о понимании ее использования.

Палатой аудиторов Казахстана в 2001 году после многочисленных и длительных переговоров было принято решение о разработке уникальной программы сертификации бухгалтеров и аудиторов. Она должна была помочь в переходе с бывших советских финансовых актов к международным нормам и дать возможность людям повышать свой профессиональный уровень. Позднее к Казахстану подключились страны Центральной Азии, Россия, Украина, а затем и другие страны СНГ. В итоге в 2001 году был создан Евразийский совет сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (АССАА), который занимается разработкой экзаменационных программ для необходимых во всех отраслях специалистов в области бухгалтерского учета, управления финансами, экономики и аудита. Методика разрабатывалась при участии международных экспертов ведущих финансовых институтов и учреждений со всего мира. В 2005 году она была признана Международной федерацией сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (IFAQ. Сертификацию по упомянутой программе только за 5 лет прошли более 7 тыс. человек. И лидером здесь является Казахстан, где сертифицировано уже более 3 тыс. специалистов.

Наряду с широкомасштабной сертификацией CIPA в Казахстане уже несколько лет существует программа по изучению и сдаче соответствующего экзамена по МСФО DipIFR ACCA и начала развиваться такая же программа другого британского института - DipIFR IPFM.

Вполне возможно, что Казахстан внедрит у себя международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий. Недавно представителей Всемирного Банка и Фонда МСФО (IFRS Foundation) пригласили в Астану на международный семинар, посвященный внедрению МСФО для МСП и его последствиям.

Событие собрало около 50 участников: представители министерства финансов, комиссии по госсобственности, члены органов финансового контроля, налоговых структур и т. д. Среди зарубежных визитеров - директор образовательных программ Фонда МСФО Майкл Веллс (Michael Wells) и представитель Всемирного Банка в Европе и Центральной Азии Андрей Бусуйок (Andrei Busuioc).

В настоящее время правительство Казахстана сотрудничает со Всемирным банком по Программе совместных экономических исследований (ПСЭИ). Данное мероприятие является ее частью. Что касается планов правительства, то в настоящее время оно всерьез раздумывает над внедрением «IFRSs for SMEs» для компаний, не имеющих публичной отчетности, вместо ныне действующих национальных стандартов Казахстана.

Размышляя о том, насколько данная практика и опыт могут быть полезны России, мы пришли к выводу, что необходимо выделить три основных этапа, выполнение которых помогут осуществить процесс перехода.

Первый и, на наш взгляд, самый важный - законодательно обеспечить внедрение МСФО, то есть - это получение права их применения в Российской Федерации. Этот этап можно считать завершенным, так как принятие в 2010 г. закона «О консолидированной отчетности» позволит придать отчетности по МСФО правовой статус, что, в свою очередь, по нашему мнению, должно сопровождаться повышением ее качества, в том числе за счет усиления ответственности в этой области.

Вторая задача - подготовка соответствующих кадров. В данном вопросе важно государственное регулирование, чтобы процесс не был хаотичным.

Третья задача при переходе на МСФО, - обеспечение качества подготовки финансовой отчетности. Чтобы оценить имеющийся уровень, необходим мониторинг результатов применения компаниями МСФО. Проведение такого мониторинга - текущая задача Министерства Финансов. Для этого предлагается создать электронную базу данных, куда будут сдавать свою отчетность все публичные компании. Кроме того, выполнение требований обязательной сертификации главных бухгалтеров также послужит улучшению качества отчетности.

Кроме того, необходимо решать и ряд вопросов, связанных

с аудитом.

Поскольку информационной базой аудита, прежде всего, является финансовая отчетность, то очевидна связь стандартов аудиторской деятельности со стандартами финансового учета и отчетности.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консали-дированной бухгалтерской отчетности» // Консультант плюс. - 2010.

2. Александер Д. Международные стандарты финансовой отчетности: от теории к практике / Д. Александер, А. Бриттон, Э. Йорис-сен; пер. с англ. В.И. Бабкина, Т.В. Седова. - М. : Вершина, 2005. - 786 с.

3. Жарылгасова Б. Т. Анализ финансовой отчетности : учебник / Б.Т. Жарылгасова, А.Е. Суглобов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2008. - 304 с.

4. НурсеитовЭ.О. Бухгалтерский учет в организациях : учебник / Э.О. Нурсеитов. - Алматы, ТОО «Издательство LEM», 2009. - 444 с.

5. Ушвицкий Л.И. Международные стандарты учета и финансовой отчетности / Л.И. Ушвицкий, А.А. Мазуренко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2009. - 153 с.

6. Ресурсы Интернет http://www.audit-it.ru/ http://www.consultant.ru/ http://www.nsfo.ru/ http://www.minfin.ru/ru/ http://www.minfin.kz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.