Научная статья на тему 'Международные стандарты финансовой отчетности в России: современное состояние, практика применения и пути дальнейшего развития'

Международные стандарты финансовой отчетности в России: современное состояние, практика применения и пути дальнейшего развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1288
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / АУДИТ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ПРИНЦИП ОТЧЕТНОСТИ / КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черникова Л. И., Заернюк В. М.

В статье раскрыто современное состояние применения Международных стандартов финансовой отчетности в России, рассмотрены принятые в последние годы законодательные акты по дальнейшему расширению зоны применения Международных стандартов финансовой отчетности, обоснована необходимость разработки государственного проекта «Международные стандарты финансовой отчетности» по всему экономическому сектору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты финансовой отчетности в России: современное состояние, практика применения и пути дальнейшего развития»

ПРОБЛЕМЫ. МНЕНИЯ. РЕШЕНИЯ

УДК 658:796.5(076.5)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

Л. И. ЧЕРНИКОВА,

кандидат экономических наук, заведующая кафедрой финансов E-mail: tariff2004@mail. ru В. М. ЗАЕРНЮК,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов E-mail: zvm4651@mail. ru Российский государственный университет туризма и сервиса

В статье раскрыто современное состояние применения Международных стандартов финансовой отчетности в России, рассмотрены принятые в последние годы законодательные акты по дальнейшему расширению зоны применения Международных стандартов финансовой отчетности, обоснована необходимость разработки государственного проекта «Международные стандарты финансовой отчетности» по всему экономическому сектору.

Ключевые слова: международный стандарт, финансовая отчетность, аудит, бухгалтерский учет, принцип отчетности, консолидированная отчетность.

Необходимость форсированного развития финансового рынка для становления рыночной экономики в России предопре-

делила новый подход к финансовой отчетности. Отчетность, составленная по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), дает инвесторам и другим заинтересованным лицам надежную и понятную информацию об отчитывающейся компании, что в свою очередь значительно снижает неопределенность и риски взаимодействия с компанией, а следовательно, делает ее конкурентоспособной на рынке товаров и услуг.

Международные стандарты финансовой отчетности (International financial reporting standards — IFRS) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой широкому кругу внешних пользо-

вателей в процессе принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

Стандарты с 1973 по 2001 г. разрабатывал Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности и выпускал их под названием International accounting standards (IAS). В 2000 г. была проведена серьезная реорганизация структуры и порядка работы Комитета по МСФО. Комитет по МСФО в 2001 г. был реорганизован в Совет по МСФО (International accounting standards board — IASB).

В апреле 2001 г. Совет МСФО принял существовавшие IAS, и было решено, что вновь разрабатываемые Советом стандарты будут называться «Международные стандарты финансовой отчетности». Начиная с этого времени Совет продолжил работу, выпуская вновь создаваемые стандарты под названием IFRS [5].

В отличие от некоторых национальных правил составления отчетности МСФО представляют собой стандарты, основанные не на жестко прописанных правилах, в которых можно найти способы, позволяющие обойти какие-либо базовые положения, а на принципах, духу которых должны следовать составители отчетности в любой практической ситуации.

Среди основных принципов следует выделить:

• принцип начисления (accrual basis);

• непрерывности деятельности (going concern),

• понятности (understandability),

• уместности (relevance),

• надежности (reliability),

• осторожности (prudence),

• сравнимости (comparability). Дискуссии по применению МСФО в России

профессиональным сообществом идут уже практически два десятилетия. Исследователями и аналитиками в этой области проанализирован и достаточно полно изучен путь принятия МСФО в России, ее текущее состояние, влияние применения МСФО на учет и отчетность, а также перспективы развития.

Анализ практического применения МСФО в России показал, что вопрос о применении МСФО возникает чаще всего в ситуациях, когда выходящие на внешние фондовые рынки предприятия, организации и компании должны подготовить отчетность:

• по американским Общепринятым принципам финансовой отчетности (US GAAP) в случаях, если эти компании собираются работать с крупнейшим в мире американским рынком капитала;

• по МСФО — в тех случаях, когда компанией поставлена цель работать с неамериканскими биржами, т. е., когда хозяйственный орган собирается получить крупный кредит на выгодных условиях в американских или европейских банках, и кредиторы попросят подготовить отчетность по US GAAP или по МСФО.

Необходимость применения МСФО возникает также и тогда, когда компания имеет намерение работать с крупным западным инвестором, и инвестор попросит компанию подготовить отчетность по US GAAP или по МСФО.

На вопрос о том, почему западные инвесторы, акционеры, кредиторы и иные заинтересованные лица просят российские компании подготовить еще один комплект отчетности в дополнение к уже существующим документам, составленным по российским стандартам бухгалтерского учета для российских пользователей отчетности, можно ответить достаточно просто.

Российская финансовая отчетность, как правило, не дает сопоставимой информации за несколько лет, поскольку в российском бухгалтерском учете нет механизмов, позволяющих вести учет в условиях гиперинфляции российской экономики в 1992—1998 гг. Не отличается она и сегодня полнотой информации, которую желает получить внешний пользователь финансовой отчетности; имеет ярко выраженный налоговый акцент; отличается завышением активов и рентабельности, т. е. представляет компанию в более выгодном свете, чем это имеет место на самом деле.

Кроме того, следует учитывать и то, что единые подходы к формированию финансовой отчетности на основе МСФО дают не только возможность сопоставить финансовую отчетность российских компаний с финансовой отчетностью их зарубежных партнеров и конкурентов, но и дают конкурентные преимущества в получении кредитов от государственных и частных западных структур.

Финансовая отчетность нужна не только внешним, но и внутренним пользователям, анализирующим деятельность компании для принятия экономических решений на длительную перспективу. Наилучшую основу для выбора экономических вариантов и альтернатив, стоящих перед компанией, может дать объективная информация о состоянии бизнеса, именно в этом заключается главная цель, которую преследует применение МСФО.

В отличие от российских стандартов МСФО предполагает не формальный, а максимально реалистичный учет текущей ситуации в компании, ведь основополагающая разница, существующая между этими двумя отчетностями, — это принципы оценки активов и обязательств и соотнесение доходов и расходов с отчетным периодом. Их по существу всего два, но это кардинальные принципы, которые прибыльную организацию могут превратить в компанию убыточную, и компанию, средним образом капитализированную по российским стандартам, превратить в компанию — скрытого банкрота, т. е. это те две разницы, которые решают, жить компании или стать банкротом и в итоге прекратить свою деятельность. Поэтому при принятии управленческих решений правильнее опираться на данные МСФО. С другой стороны, наличие отчетности по МСФО у российских компаний повышает их прозрачность в глазах их иностранных контрагентов и возможных инвесторов. Таким образом, составление и публикация данных отчетности по международным стандартам является признаком как высокого качества корпоративного управления, так и информационной открытости компании.

Важность подготовки и публикации отчетности по МСФО приобретает особую актуальность в условиях кризиса. Оперативная подготовка отчетности по МСФО позволит более правильно оценить реальную ситуацию в компании и принять правильные антикризисные меры. Игроки рынка, которые не делают этого, могут навлечь на себя подозрения о наличии у них финансовых затруднений.

В августе 2010 г. вступил в силу переданный для рассмотрения в Государственную Думу еще в 2004 г. Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Закон № 208-ФЗ), который

устанавливает обязательное применение крупными компаниями Международных стандартов финансовой отчетности [3]. Законодательной власти потребовалось практически шесть лет, чтобы определить общие требования к обязательному составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности по МСФО. По замыслу разработчиков, данный закон повысит качество и прозрачность финансовой отчетности крупнейших российских организаций и компаний, будет способствовать привлечению дополнительных инвестиций в российскую экономику, что крайне важно для нынешнего этапа экономического развития страны.

В Законе № 208-ФЗ урегулирован порядок составления и представления консолидированной финансовой отчетности кредитными и страховыми организациями, а также компаниями, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых биржах. Для банков и страховщиков установленные законом правила начинают действовать с отчета за год, следующий за годом признания МСФО для применения в России, компаний, ценные бумаги которых обращаются на фондовых биржах начиная с отчета за 2015 г.

Таким образом, уже в 2012—2013 гг. по всем российским страховым компаниям можно будет увидеть консолидированную финансовую отчетность, составленную по МСФО. Новая отчетность страховщиков, по имеющимся оценкам аналитиков, может показать, что их величина активов будет ниже, чем по российским стандартам (далее — РСБУ), так как по российскому учету активы были, образно говоря, «раздуты» из-за внутригрупповых потоков, и стоимость активов по РСБУ, как правило, оказывается несопоставимой с рыночной стоимостью. Кроме того, оценка резервов под обесценение активов поможет выявить не только прибыльные, но и убыточные направления деятельности, корректное отражение расходов и доходов покажет реальный финансовый результат [4].

Переход к международным стандартам, являющийся одним из необходимых средств реформирования национального бухгалтерского учета, осуществляется в российском экономическом пространстве постепенно, начиная с конца 1990-х гг. Так, в 1998 г. в России принята и исполняется

программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО.

Национальный совет по стандартам финансовой отчетности (Фонд НСФО) с июня 2006 г. ведет работу по созданию комплекта национальных стандартов финансовой отчетности (СФО). После принятия Закона № 208-ФЗ в 2011 г. было принято Положение о признании МСФО и их разъяснении для применения на территории Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107).

Предполагается, что каждый документ МСФО будет проходить отдельную экспертизу на предмет использования в России. Решение о вступлении документа МСФО в силу будет принимать Минфин России. Новый закон о бухгалтерском учете, которым предусмотрено применение международных стандартов как основы для разработки национальных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, вступит в силу с 01.01.2012.

Таковы основные этапы деятельности соответствующих органов по нормативному и методологическому обеспечению процесса составления отчетности по МСФО.

Практика внедрения МСФО в сфере реальной экономики подтверждает, что пока только крупнейшие предприятия добровольно (или же когда они выходят на международные рынки) представляют эту отчетность. Судя по тому, как идет дело с внедрением МСФО в реальной экономике, многими аналитиками высказывается мнение, что пройдут годы, прежде чем в России начнут активно внедрять международные стандарты. Без целенаправленной государственной поддержки процесс полномасштабного перевода на МСФО всех секторов экономики, по мнению авторов, будет вялотекущим.

В настоящее время более двух третей из 100 крупнейших российских компаний составляют, осуществляют аудит и публикуют отчетность по МСФО. Отчетность по международным стандартам представляют порядка 20 страховых компаний, что составляет лишь 2,2 % от общего числа российских страховщиков. Однако многие из них еще не готовы публично раскрывать подобную информацию: только 11 компаний сегодня раскрывают эту информацию. В первый рэнкинг российских страховщиков по МСФО

вошли девять компаний: группа «Ингосстрах», группа «СОГАЗ», ОСАО «РЕСО-Гарантия», РОСНО, группа МАКС, группа «Русский мир», САК «Энергогарант», группа «АВИКОС» и компания «Москва Ре» [6].

В банковском секторе все банки с 2004 г., т. е. уже на протяжении 7 лет, готовят отчетность по МСФО1. Более того, все без исключения кредитные организации начиная с отчета за 2005 г. в обязательном порядке осуществляют аудит отчетности, подготовленной по международным стандартам. Предварительно Банк России выполнил некоторую подготовительную организационно-методологическую работу и провел ознакомительные семинары с руководителями и специалистами кредитных организаций по теоретическим основам и практическим навыкам, связанные с подготовкой финансовой отчетности по МСФО. Были выпущены Методические рекомендации Банка России от 25.12.2003 № 181-Т «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности», опубликованы материалы в форме вопросов-ответов о переходе на МСФО от 31.03.2004, от 03.11.2004 и от 09.09.2005. Разумеется, перечисленные меры, предпринятые регулятором для перехода российских банков на составление отчетности по МСФО, оказались явно недостаточными. Получилось так, что вся основная нагрузка, связанная с переходом на МСФО, легла на банки.

Признавая несомненную полезность проводимой работы по внедрению МСФО, необходимо отметить имевшие, на наш взгляд, отдельные недостатки перехода к международным стандартам в российском экономическом пространстве. Прежде всего, как представляется авторам, основным недостатком следует признать то, что массовый переход на МСФО был распространен не на весь российский экономический сектор, а только на банковскую систему, которая, по справедливому утверждению многих экономистов, является локомотивом экономических преобразований.

1 В официальном сообщении Банка России от 02.06.2003 «О переходе банковского сектора Российской Федерации на Международные стандарты финансовой отчетности» установлено, что все банки переходят на подготовку финансовой отчетности по международным стандартам с 01.01.2004, и составляться она будет на основе российской бухгалтерской отчетности с применением метода трансформации.

Помимо этого инициатива перехода шла на уровне Министерства финансов РФ, регулирующего сферу учета и отчетности в реальной экономике, и Банка России, а не Правительства РФ, как это делалось в других странах, проводящих внедрение МСФО, которое проходит организованно и последовательно, например в Казахстане и в Армении.

Недопустимым, на взгляд авторов, явилось непомерно длительное время, отведенное для точного, квалифицированного, удобочитаемого и грамотного перевода содержания международных стандартов на русский язык. На сегодняшний день официальный перевод МСФО на русский язык отсутствует. Оригинальный текст на английском языке для полноценного понимания не доступен большинству специалистов кредитных организаций, участвующих в составлении отчетности по МСФО. Связано это не только с недостаточным уровнем знания английского языка, но и со специфической терминологией, использованной в стандартах, не имеющей аналогов в русском языке. Наибольшее распространение получил перевод на русский язык текста МСФО, действующих в странах ЕС, издательством «Аскери-АССА» в 2005 г. [1]. Информационный вакуум отчасти был заполнен, далее банкам предстояло длительное, кропотливое и глубокое изучение, а потом и приобретение навыков применения этих стандартов. Особенно актуальной для банковского сектора в первые годы внедрения МСФО стала задача системного обучения, обеспечивающая смену разрозненных представлений об отдельных стандартах комплексным пониманием отчетности в целом. К сожалению, банкам эту задачу пришлось решать собственными силами, по существу без помощи Банка России.

Нужно ли было России внедрять МСФО столь форсированными темпами? Насколько целесообразно было в 2004 г., когда не отработана методическая база, не подготовлены специалисты в области МСФО и т. д., переводить на подготовку отчетности по МСФО более 1 200 банков? Ответ на этот вопрос дает мировой опыт внедрения МСФО.

В большинстве стран Европы в настоящее время отчетность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать только компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

В США, где до 2009 г. применялись собственные стандарты бухгалтерского учета (US GAAP), Комиссией по ценным бумагам и биржам только в августе 2008 г. был принят и представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. В соответствии с этим планом, с 2010 г. порядка 110 транснациональных американских компаний в обязательном порядке стали предоставлять отчетность по МСФО. Предполагается, что формирование отчетности по МСФО станет обязательным для всех американских компаний только с 2014 г. [2].

Представляет интерес опыт Армении, где в последнее время по инициативе правительства был предпринят ряд мероприятий и законодательных изменений, предполагающих обязательный переход к МСФО всех предприятий, действующих на территории Армении. Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» с 01.01.2009 требование ведения бухгалтерского учета в соответствии с МСФО распространено на кредитные организации; платежно-расчетные организации; подотчетные эмитенты; инвестиционные компании; операторов регулируемого рынка; Центральный депозитарий; страховые компании; перестраховочные компании и на страховых брокеров, а с 01.01.2010 это требование распространено и на компании, годовая выручка которых превышает 100 млн драмов (по действующему курсу — 7,55 млрд руб.) [7].

Из всего сказанного следует вывод о том, что требование ведения финансовой отчетности в соответствии с МСФО на первом этапе следовало бы распространить не на весь банковский сектор, а только на наиболее крупные кредитные организации, например на первые 50 банков, суммарные активы которых превышают 80 % всего банковского сектора.

Точно такой же подход должен быть и к проведению аудита банковской отчетности. Все банки в последние шесть лет вначале должны были пройти аудит в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета, после чего формировать свои финансовые отчетности в соответствии с МСФО и снова проходить аудит. В результате аудиторские услуги обходились банкам дороже, добавлялось работы и аудиторам.

Серьезным упущением, по мнению авторов, явилось то, что перевод на МСФО до сих пор осуществляется в России не в рамках государственного проекта. Есть прямой смысл государству инвестировать средства в бухгалтерский учет по МСФО как в проект, который не только себя полностью оправдает, но и может принести в дальнейшем очень большие деньги.

Если бы в свое время был принят государственный проект по анализируемому в настоящей статье направлению, можно было бы рассчитывать на выделение соответствующих ресурсов для профессиональной подготовки специалистов по теоретическим основам и навыкам применения МСФО, на разработку унифицированного плана счетов, позволяющего бухгалтерам грамотно квалифицировать активные (пассивные) операции. Наконец, было бы ясно, кто отвечает за внедрение МСФО в России, а также был бы разработан и в дальнейшем отслеживался график перевода отраслей народного хозяйства на МСФО и т. д.

Сейчас же для российских страховых организаций и компаний, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых биржах, предстоящий массовый переход на МСФО, скорее всего, станет определенным стрессом. Расходы этих компаний и организаций, особенно средних и небольших, существенно увеличатся. Для того чтобы подготовить отчетность по МСФО, им придется значительно потратиться на привлечение профессиональных специалистов в области МСФО или на повышение квалификации имеющихся бухгалтеров, на установку и адаптацию ИТ-систем, а также на аудит подготовленной отчетности по МСФО. Это подтверждается 7-летней практикой подготовки банками отчетности по международным стандартам, требующей ежегодно вложений немалых денежных средств на эти цели.

По сей день в России явно ощущается недостаток подготовленных специалистов и аудиторских кадров в области МСФО, способных составить и подтвердить отчетность банков, подготовленную по МСФО. Специалистам необходимо основательно знать как российскую систему бухгалтерского учета, так и МСФО, поэтому логично ожидать ужесточения требований к аудиторским компаниям в связи с необходимостью повышения доверия к финансовым отчетам,

проверенным ими, что в определенной степени отразится на числе аудиторских компаний благодаря ужесточению требований к ним.

Сегодня в России действует так называемая «большая четверка» аудиторских компаний: KPMG, PricewaterhouseCoopers и Ernst and Young, а также представитель крупной международной компании «Грант Торнтон Амио». Кроме компаний, имеющих международную известность, на российском рынке появились также местные аудиторы, способные предложить качественные услуги.

Отсутствие реально предпринимаемых мер для создания достаточной сети аудиторских организаций в связи с небольшим пока спросом на аудирование страховой отчетности и отчетности реального сектора по МСФО создает в настоящее время определенные проблемы. В первое время будет наблюдаться дефицит грамотных специалистов в области аудита МСФО страховых организаций и компаний реального сектора.

В настоящее время в России действует несколько программ подготовки специалистов по МСФО — англоязычных программ подготовки сертифицированных бухгалтеров — СРА и АССА и русскоязычных, из которых наибольшей популярностью пользуется программа DipIFR — одна из ступеней АССА.

Представляется целесообразным наладить в стране полноценную систему подготовки специалистов со знанием МСФО в рамках государственной программы. Подготовка таких специалистов, на взгляд авторов, должна в основном начинаться в вузе и продолжаться вплоть до получения аудиторского или бухгалтерского аттестата.

Предстоящий перевод на МСФО страховых организаций, а также компаний реального сектора экономики, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых биржах, а также расширение аудиторского поля окажут достаточно эффективное воздействие на российскую экономику. Все упомянутые законодательные изменения, несомненно, будут способствовать прежде всего:

• интеграции России в европейскую и мировую экономику;

• улучшению делового климата;

• росту прозрачности; стимулированию местных и иностранных прямых и портфельных инвестиций;

• укреплению стабильности и конкуренции банковского, страхового и реального секторов, сокращению рисков;

• ликвидации существующего в настоящее время двойного стандарта, когда организации сначала должны пройти аудит в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета, после чего они вынуждены формировать свои финансовые отчетности в соответствии с МСФО и затем повторно проходить аудит. Успех и сроки реального перехода на МСФО

во многом могут быть предопределены тем обстоятельством, что сама идея перехода пойдет непосредственно от компаний и организаций, когда руководство компании, наконец, осознает тот факт, что система полноценной финансовой отчетности является базисом эффективного управления компанией. Только тогда ей станут нужны МСФО.

В итоге можно сделать следующие выводы. Предстоящий полномасштабный переход на МСФО, осуществляемый не в рамках специальной государственной программы, без серьезной государственной поддержки не позволит решить основных задач перехода в ближайшие годы. Поэтому требуется незамедлительно принять государственный проект «Международные стандарты финансовой отчетности» по всему экономическому сектору, предусматривающий выделение на внедрение МСФО достаточных денежных ресурсов, разработку графика перевода хозяйственных органов на новую отчетность, ответственных за реализацию проекта должностных лиц.

Переход всего банковского сектора на МСФО в 2004 г., осуществленный по инициативе Банка России, в условиях отсутствия решений о сроках перехода на МСФО других секторов экономики сегодня вряд ли можно признать обоснованным. Разрыв во времени перехода других секторов, составивший в России 8 лет, значительно превышает такие сроки в других странах (в США — 4 года, в Армении — 1 год).

Непродуманность конкретных действий привела к большому сроку точного, квалифицированного, удобочитаемого перевода содержания международных стандартов на русский язык,

в связи с чем необходимо продолжить работу с Советом по МСФО по получению сертифицированного русскоязычного перевода действующих стандартов МСФО с учетом вносимых изменений, комментариев к стандартам, их переизданию и принятию новых, а также обеспечению свободного доступа к указанным материалам.

В связи с явным недостатком в России подготовленных специалистов и аудиторских кадров в области МСФО, способных составить и подтвердить отчетность банков, подготовленную по МСФО, целесообразно наладить в стране полноценную систему подготовки специалистов со знанием МСФО, внести в планы подготовки специалистов экономических факультетов вузов и программы по обучению МСФО.

Несомненно, введение международных стандартов составления отчетности станет переходом на новый этап развития российских секторов экономики. Отчетность, составляемая по МСФО, отражающая реальные процессы в деятельности российских предприятий, организаций и компаний, когда активы учитываются по рыночной стоимости, когда резервы рассчитаны более корректно, будет понятна внешним пользователям в большинстве стран мира. В итоге, введение МСФО будет способствовать не только выходу российских предприятий, компаний и банков на международный уровень, но и привлечению инвестиций.

Список литературы

1. Международные стандарты финансовой отчетности 2005: издание на русском языке. М.: Аскери-АССА, 2005. 1064 с.

2. Оверченко М. Прощай, GAAP // Ведомости. 2008. № 162 (2184).

3. О консолидированной финансовой отчетности: Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ.

4. IV Ежегодный форум топ-менеджеров «Будущее страхового рынка России» // URL: http: rb. ги>Пресс-релизш/2010/11/12/153925.Ыт1.

5. URL: http://www. iasb. org/standards/index. asp.

6. URL:http://raexpert. ru > ratings/insurance_ rank/msfo_first.

7. URL: http://www. rufaudit. ru/rusauditnews/ ?r730_page=79&r730_id=1615.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.