опыт внедрения мсфо в республике казахстан
А. ДУЙСЕБЕК,
председатель Евразийской ассоциации бухгалтеров, квалифицированный аудитор Республики Казахстан
Республика Казахстан — одна из первых стран на постсоветском пространстве, начавшая проведение качественных экономических реформ и интеграцию в мировую экономику. Наличие понятной и качественной финансовой информации у казахстанских предприятий, вызывающей доверие у иностранных инвесторов и партнеров, является составляющим элементом развития конкурентоспособной экономики и немаловажным фактором привлечения инвестиций и технологий. Внедрение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и международных стандартов аудита (МСА) является одной из важнейших задач, стоящих перед правительством Казахстана, так как подготовка финансовой отчетности требует и проверки в соответствии с международными стандартами.
Казахстан с 1996 г. одной из первых стран СНГ разработал и внедрил Казахстанские стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности (КСБУ) на базе МСФО, а в 2002 г. было объявлено о переходе хозяйствующих субъектов республики на МСФО в полном объеме до 2006 г. Одним из первых Казахстан принял закон об аудиторской деятельности и первые стандарты аудита. В результате принятых мер Казахстан опережает своих соседей в области бухгалтерского учета и аудита, хотя еще многое предстоит осуществить.
Рассмотрим аспект внедрения МСФО в Казахстане в разрезе проведенных реформ в области бухгалтерского учета и аудита.
Реформы по внедрению МСФО начались с правового регулирования бухгалтерского учета. В 1995 г. был принят закон «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», в соответствии с которым хозяйствующие субъекты были подраз-
делены на три категории по срокам перехода на МСФО. Так, согласно данному закону первыми на МСФО должны были перейти финансовые организации — с 1 января 2003 г., затем акционерные общества — с 1 января 2005 г., а все иные организации, кроме государственных предприятий, — с 1 января 2006 г.
До перехода на МСФО организации при составлении финансовой отчетности руководствовались КСБУ, максимально приближенными к МСФО. Переход организаций на МСФО в соответствии с законом «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» вызывал множество вопросов в бухгалтерском сообществе, а многие казахстанские предприятия нефинансового сектора не имели возможность перейти на МСФО в установленные сроки. Это, во-первых, было связано с отсутствием квалифицированных кадров как в области бухгалтерского учета, так и в области аудита, во-вторых, с отсутствием доступных специализированных центров по переподготовке персонала, и в-третьих, с незаинтересованностью самих предприятий и многими другими факторами. По существу, необходимости повсеместного перехода на МСФО не было, так как малому и среднему бизнесу МСФО не предназначались. Не нуждалось в этом и само общество. Переход на МСФО требовался в первую очередь крупному бизнесу и организациям публичного интереса.
Новая редакция закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» 2007 г. сняла вопрос о переходе малых и средних предприятий на МСФО. В соответствии с данной редакцией закона предприятия были разделены:
— на микропредприятия, которые могут не вести учет и применять упрощенные правила налогообложения;
— на малые и средние предприятия, которые должны вести учет в соответствии с КСБУ;
— на организации публичного интереса (акционерные общества, финансовые организации, компании с участием государственного капитала, определенные компании-недропользователи) и крупные компании, которые должны применять МСФО.
Для банков, страховых организаций и для листинговых компаний категории «А» казахстанской фондовой биржи были установлены особые требования:
— банки должны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами, составлять консолидированную отчетность по дочерним компаниям и публиковать подтвержденную аудитором финансовую отчетность, но не обязаны публиковать консолидированную финансовую отчетность, что может повлиять на достаточность информации о полном финансовом состоянии для заинтересованных пользователей;
— страховые компании должны применять МСФО и публиковать финансовую отчетность, подтвержденную аудитором;
— листинговые компании категории «А» применяют МСФО, листинговые компании категории «В» могут применять КСБУ, если это не противоречит законодательству. Финансовая отчетность листинговых компаний размещается на веб-сайте фондовой биржи, однако нередко такая информация бывает неполной и низкой по качеству. Необходимо отметить, что у фондовой биржи нет отработанных механизмов для полной и детальной проверки получаемой информации.
В настоящее время несмотря на то, что многие организации публичного характера публикуют свою отчетность, общество не имеет доступа к полным версиям финансовой отчетности, что затрудняет делать выводы о полном финансовом состоянии компаний. Следует отметить, что в соответствии с новой редакцией закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» создается депозитарий, куда будут обязаны сдавать финансовую отчетность организации публичного интереса.
Казахстанские СБУ, предназначенные для большинства организаций Казахстана, разрабатывались на основе МСФО, однако некоторые
казахстанские стандарты не имеют аналогов МСФО и также некоторые МСФО не учтены в казахстанских стандартах.
Реформа в области аудита началась с принятия закона «Об аудиторской деятельности», согласно которому аудиторы руководствовались казахстанскими стандартами аудита (КСА), разработанными на основе международных стандартов аудита (МСА). Они принимались казахстанской Палатой аудиторов (ПА) и утверждались Минфином Казахстана. Сложилась такая обстановка, что Палатой аудиторов были приняты 48 КСА, однако Минфином были утверждены всего 11 КСА, что вызывало определенные трудности в применении соответствующих стандартов. Необходимо отметить, что КСА в определенной части не полностью дублировали МСА. Серьезные изменения были внесены в закон «Об аудиторской деятельности» в 2006 г., согласно которым аудиторские проверки должны проводиться в соответствии с МСА. Однако неподготовленность и отсутствие соответствующей квалификации у большинства местных аудиторов по применению МСА скорее всего не позволит им в полной мере применять положения нового закона.
Основная проблема по внедрению МСФО и МСА — это нехватка квалифицированных кадров, что обусловлено следующими причинами:
— нехваткой квалифицированных и подготовленных преподавателей;
— слабой профессиональной подготовкой;
— отсутствием доступных курсов по повышению квалификации;
— требования, предъявляемые к кандидатам в аудиторы, касающиеся практического опыта, не соответствуют международным стандартам и не соблюдаются.
В соответствии с новым законом «Об аудиторской деятельности» все аудиторы одновременно должны быть членами только одного профессионального объединения, которое в обязательном порядке проводит контроль качества профессиональной деятельности своих членов каждые три года.
Кроме Палаты аудиторов и ПАО «Коллегия аудиторов», в Казахстане существуют еще профессиональные объединения для бухгалтеров и аудиторов: Палата профессиональных бухгалтеров и аудиторов (ППБА), Союз бухгалтеров и аудиторов Казахстана. Палата аудиторов и Палата про-
фессиональных бухгалтеров и аудиторов являются членами Евразийского совета сертифицированных бухгалтеров и аудиторов; кроме того, Палата аудиторов является действительным членом Международной федерации бухгалтеров (МФБ).
Палата аудиторов отвечает за профессиональное образование своих членов, разработала свой Кодекс этики на основе Кодекса этики МФБ 1998 г., однако в Кодексе ПА учтены не все действующие требования МФБ.
Для того чтобы стать членом ПА, индивидуальный аудитор должен быть аттестован Квалификационной комиссией (КК) ПА, которая проводит экзамены на основе программы аттестации САР/С1РА (Сертифицированный практикующий бухгалтер / Сертифицированный международный профессиональный бухгалтер). Квалификационная комиссия проводит экзамены в соответствии с жесткими правилами. Однако процент успешно сдавших экзамены невелик из-за плохой подготовки кандидатов, неэффективных программ по обучению и высоких экзаменационных стандартов.
Требование о смене аудиторских фирм для банков или страховых компаний не установлено, но есть предложение о внесении соответствующих поправок в законодательство, предусматривающее обязательную смену аудиторов через каждые три года.
Мониторинг и контроль соблюдения стандартов проводятся Агентством по финансовому надзору (АФН), которое регулирует банковский сектор, страховой, пенсионный и фондовый рын-
ки. Агенство имеет все юридические полномочия для осуществления надзора и контроля соблюдения МСФО, однако на практике нехватка квалифицированных кадров снижает эффективность работы АФН в этой области.
Следует отметить ряд расхождений между МСФО и КСБУ в области применяемой учетной политики и раскрытия информации. Основные проблемы касаются:
— оценки основных средств;
— завышенного отражения в балансе беспроцентных займов;
— отражения пенсионных отчислений;
— вопросов, касающихся определения стоимости продукции сельского хозяйства и животноводства.
В целом Казахстан добился значительных успехов в области внедрения МСФО и МСА, и меры, принимаемые правительством, довольно успешны. Фундамент строительства уже заложен, и сейчас идет кропотливая работа по привязке МСФО к реалиям казахстанской экономики, и это займет время. Предстоит разработать и внедрить соответствующие рекомендации по ведению учета и финансовой отчетности для предприятий, не использующих МСФО в различных отраслях экономики (сельское хозяйство и животноводство, малый и средний бизнес), увязать налоговый учет с МСФО и КСБУ, создать действительно доступную и квалифицированную систему образования и переподготовки кадров, качественно развивать фондовый рынок и создать действенную систему мониторинга и контроля соблюдения МСФО.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ к —™ ИНФОРМАЦИОННО- LJIЧ И.1
АНАЛИТИЧЕСКИЙ СБОРНИК ''ВДИ1
ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
• Банковско-предпринимательская деятел
• Конкурентноспособность эоссийской экс
• Финансово-инвестиционная деятельное
I (1) январь 2008
ВНИМАНИЕ, НОВИНКА!!!
C января 2008 г. выходит новый ежемесячный журнал (сборник) Издательского дома «Финансы и Кредит»
«ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ».
Подписные индексы: по каталогу агентства «Роспечать» - 80628; по каталогу агентства «Пресса России» - 44368.
Подписаться можно в редакции: тел. (495) 621-91-90, 621-69-49, e-mail: [email protected]