9. Столетие военного министерства. 1802-1902. Т. 3. Отд. 1. Кодификационный отдел. Исторические очерки / составитель Э. М. Лисенко. - Санкт-Петербург : Тип. т-ва М. О. Вольф, 1902. - 83 с.
1. Beznasyuk A. S., Tolkachenko A. A. Istoriya razvitiya rossijskogo zakonodatel'stva o nakazaniyah voennosluzhashchih [The history of the development of Russian legislation on the punishment of military personnel]. Osnovy gosudarstva i prava
- Fundamentals of State and Law, 2000, no. 4, pp. C. 62-71. (In Russ.).
2. Zaustinskij P. F. Kodifikaciya russkogo voennogo prava v svyazi s istorieyu razvitiya russkogo vojska do reform XIX veka [Codification of Russian military law in connection with the history of the development of the Russian army before the reforms of the 19th century]. St. Petersburg, 1909. 548 p. (In Russ.).
3. Istoriya Rossii vlicah. CHast' II [The history of Russia in persons. Part II]. Moscow, 1995. 263 p. (In Russ.).
4. Korol'kov N. N. Zakonodatel'stvo RossiiXIXveka [Russian legislation of the 19th century]. Moscow, 1970. 104 p. (In Russ.).
5. Kudejkin V. YU. Deyatel'nost' gosudarstvennyh organov Rossii po pravovomu regulirovaniyu stroitel'stva armii (XIX v.
- fevral' 1917 g.). Avtoref. diss. kand. ist. nauk [The activities of state bodies of Russia on the legal regulation of army construction (XIX century - February 1917). Author's abstract of the diss. PhD. in History]. Moscow, 1997. 27 p. (In Russ.).
6. Milyutin D. A. Voennye reformy Aleksandra II [Military reforms of Alexander II]. Vestnik Evropy - Bulletin of Europe, 1881, no. 1, pp. 13-15. (In Russ.).
7. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie 2-e [Complete collection of laws of the Russian Empire. 2nd meeting]. St. Petersburg, 1830-1885. Vol. 55. (In Russ.).
8. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie 3-e [Complete collection of laws of the Russian Empire. 3rd meeting]. St. Petersburg, 1885- 1916. Vol. 33. (In Russ.).
9. Lisenko E. M. (red.) Stoletie voennogoministerstva. 1802-1902. T. 3. Otd. 1. Kodifikacionnyjotdel. Istoricheskieocherki [Centenary of the War Department. 1802-1902. Vol. 3. Dep. 1. Codification department. Historical essays]. St. Petersburg, 1902. 83 p. (In Russ.).
DOI 10.24411/2686-9764-2020-00013 УДК 342.98:343.140.01
Об опыте организации зонального контроля за деятельностью подразделений дознания территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации
на районном уровне
о. в. дербина - доцент кафедры административно-правовых дисциплин юридического факультета ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент;
а. в. калачева - начальник отдела организации дознания Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вологодской области
Реферат
Одной из разновидностей ведомственного контроля в системе органов внутренних дел является зональный контроль, который в том числе осуществляется и в отдельных подразделениях территориальных органов УМВД России по субъектам Российской Федерации. Так, распоряжением начальника отдела организации дознания УМВД России по Вологодской области за пятью оперативными зонами закреплены шесть дознавателей отделения зонального контроля.
Изучение опыта работы по указанному направлению деятельности свидетельствует о наличии проблем в осуществлении зонального контроля. В целях их решения отделом организации дознания УМВД России по Вологодской области с 2018 г. реализуется проект «Автоматизированное рабочее место дознавателя», одним из результатов которого стали экономия времени, затрачиваемого дознавателями на составление процессуальных документов, а также сокращение количества технических ошибок при подготовке обвинительного акта. У исполнителей зонального контроля появилась возможность дистанционно осуществлять контроль за производством дознания по уголовным делам, находящимся в производстве дознавателей территориальных органов внутренних дел, в онлайн режиме изучать находящиеся в производстве дознавателей уголовные дела, не запрашивая документы и не отвлекая дознавателей от работы.
щ references
Ключевые слова: зональный контроль; дознание; органы внутренних дел; территориальные органы; информационно-техническое обеспечение; автоматизированное рабочее место.
12.00.11 - Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
On the experience of organizing zonal control over the inquiry units of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation at the district level
■ o. v. derbina - Associate Professor of the Department of Administrative Law Disciplines of the Law Faculty of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Law, Associate Professor;
a. v. kalacheva - Head of the Inquiry Department of the Directorate of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the Vologda Region
Abstract
One of the varieties of departmental control in the system of internal affairs bodies is zone control, which is also carried out in separate units of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the subjects of the Russian Federation. Thus, by order of the head of the organization of the inquiry department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Vologda Region six inquiry officers of the zone control department were assigned to five operational zones.
The study of experience in this area indicates the presence of problems in the implementation of this type of control. In order to solve them the Inquiry Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Vologda Region has been implementing the project "Automated workplace of the inquiry officer" since 2018. As a result there is a saving time spent by inquiry officers on the preparation of procedural documents, a decrease in the number of technical errors in the preparation of the indictment. The zonal control performers have the opportunity to remotely control the production of inquiries in criminal cases being conducted by inquiry officers of the territorial internal affairs bodies, to study online criminal cases in the interrogation proceedings without requesting documents and without distracting the inquiry officers from work.
Key words: zone control; inquiry; internal affairs bodies; territorial bodies; information and technical support; automated workplace.
12.00.11 - Judicial activity, prosecutorial activity, human rights and law enforcement
Контроль как неотъемлемая функция государства реализуется практически во всех отраслях государственной и общественной жизни. Особое значение контрольная деятельность имеет в правоохранительной сфере, прежде всего в органах внутренних дел. Важность контроля за деятельностью органов внутренних дел определяется объемом и многогранностью задач, которые возложены на эти органы. Так, полное, объективное и всестороннее расследование уголовных дел в форме дознания, профилактика совершения преступлений требуют высокой дисциплины, организованности, точного и неукоснительного исполнения законов, приказов и указаний.
В теории управления выделяются различные виды контроля [2, с. 170]. Так, по подве-
домственности объекта субъекту контроля выделяют внешний (надведомственный) контроль, осуществляемый органом, не входящим в систему проверяемого ведомства, и внутренний (отраслевой, ведомственный) контроль, осуществляемый собственными силами министерства и иного ведомства.
Одна из разновидностей ведомственного контроля - зональный контроль, который осуществляется по территориальному или иному принципу (по зонам контроля) и охватывает все направления деятельности контролируемого органа.
В соответствии с приказами МВД России от 03.02.2012 № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации» и уМВд России по Вологодской об-
ласти от 29.02.2017 № 219 «Об организации ведомственного контроля за деятельностью территориальных органов МВД России по Вологодской области» в целях реализации зонального контроля определены пять единых оперативных зон: «Центральная», «Западная», «Восточная», «Северо-Восточная» и «Северо-Западная».
Субъектами зонального контроля УМВД России по Вологодской области являются: главный инспектор инспекции УМВД, организатор зонального контроля - сотрудник руководящего состава подразделения УМВД, на которого возложены функции по организации зонального контроля за отдельным направлением (направлениями) деятельности объекта (объектов) зонального контроля, отнесенным к зоне ответственности подразделения, и исполнитель зонального контроля - сотрудник подразделения УМВД, на которого возложены функции по осуществлению зонального контроля за отдельным направлением (направлениями) деятельности объекта (объектов) зонального контроля, отнесенным к зоне ответственности подразделения.
Зонами ответственности являются: для главного инспектора - территориальные органы в целом, расположенные в пределах закрепленной оперативной зоны, для организатора и исполнителя зонального контроля - отдельные подразделения (направления деятельности) территориальных органов в пределах закрепленной зоны ответственности.
Закрепление за органами внутренних дел и в целом за зонами субъектов контроля осуществляется распоряжением начальника УМВД России по Вологодской области, закрепление исполнителя зонального контроля - распоряжением начальника соответствующего подразделения УМВД России по Вологодской области. Так, распоряжением начальника отдела организации дознания за пятью оперативными зонами закреплены шесть дознавателей отделения зонального контроля (за оперативной зоной «Центральная» - два сотрудника, за остальными - по одному).
Сотрудники отдела организации дознания УМВД России по Вологодской области как исполнители зонального контроля осуществляют сбор, систематизацию, обобщение и анализ информации об оперативной обстановке и результатах оперативно-служебной деятельности подконтрольных подразделений на районном уровне. Кроме того, аналитическая работа осуществляется
по конкретным уголовным делам в связи с выявлением фактов нарушений законности или необходимостью оперативного вмешательства и реагирования, предупреждения и своевременного устранения недостатков.
Зональные сотрудники обобщают и анализируют причины и условия, способствовавшие совершению преступлений; организуют работу территориальных подразделений дознания по возмещению материального ущерба, причиненного преступлениями, а также сокращению сроков производства дознания, соблюдению прав и законных интересов граждан; выявляют, изучают положительный опыт расследования отдельных видов преступлений и организуют его внедрение в практическую деятельность.
В целях обеспечения эффективного расследования преступлений сотрудники зонального подразделения должны контролировать взаимодействие дознавателей с органами, осуществляющими оперативно-розыскную и экспертно-криминалистиче-скую деятельность, особенно при подготовке и проведении тактических комбинаций при расследовании наиболее сложных преступлений, а также соблюдение учетно-ре-гистрационной и статистической дисциплины, использование сотрудниками дознания централизованных оперативно-справочных и криминалистических учетов.
На 1 июля 2019 г. в структуру территориальных органов МВД России по Вологодской области входило 10 отделов, 9 отделений, 8 групп, 5 направлений дознания. Штатная численность аттестованных сотрудников и руководителей подразделений дознания области составляла 244 единицы. Кроме аттестованных сотрудников в штатное расписание подразделений дознания включено 8 вольнонаемных единиц и 2 специалиста-эксперта федеральной государственной гражданской службы.
Анализ кадровой ситуации свидетельствует, что 35 сотрудников (14,7 %) работают в подразделениях дознания меньше 1 года, 66 (27,4 %) - от 1 до 3 лет. Таким образом, 42,1 % дознавателей не имеют достаточного опыта и практики расследования уголовных дел. В этой связи зональные сотрудники оказывают помощь в организации планирования расследования конкретных уголовных дел и контролируют полноту выполнения запланированных мероприятий.
Сотрудники подразделения зонального контроля при выполнении функций по контролю за организацией расследования
преступлений по уголовным делам должны обеспечить их качественное, объективное расследование, выполнение необходимых запланированных мероприятий, своевременное производство следственных действий и соблюдение сроков расследования. Однако стоит отметить, что на практике возникают проблемы в осуществлении такого контроля.
Важным фактором выступает недостаточная численность сотрудников. Один сотрудник отдела организации дознания закрепляется за оперативной зоной, в которую входит до семи территориальных органов внутренних дел, что затрудняет своевременное и качественное выполнение возложенных на него функций.
Не во всех структурных подразделениях УМВД России по Вологодской области имеются специализированные отделы (отделения) зонального контроля, поэтому исполнение данных функций ложится дополнительной нагрузкой на сотрудников. Как следствие, не обеспечиваются надлежащий зональный контроль за деятельностью территориальных органов МВД России на районном уровне, своевременность реагирования на ухудшение оперативной обстановки.
Требует совершенствования и информационно-техническое обеспечение деятельности органов внутренних дел. Современные возможности электронно-вычислительной техники используются не в полной мере. Имеющиеся большие информационные массивы практически не анализируются, не решаются логические задачи с выдачей оптимальных рекомендаций по конкретным проблемам [1, с. 17].
В целях повышения эффективности оперативно-служебной деятельности в части улучшения качества производства дознания, сокращения сроков расследования и рабочего времени, затрачиваемого дознавателями на выполнение технической работы по уголовным делам, улучшения информационно-технического обеспечения зонального контроля с 2018 г. в Вологодской области начата работа по реализации проекта «Автоматизированное рабочее место дознавателя» (АрМд).
В рамках проекта было разработано программное обеспечение, предназначенное для автоматизированной подготовки документов по уголовным делам в подразделениях дознания.
Задачами проекта стали: создание интегрированного контура учета движений уголовных дел по всем структурным под-
разделениям дознания УМВД по Вологодской области; автоматизация подготовки печатных форм протоколов допроса и обвинительных актов по уголовным делам; сокращение рабочего времени составления обвинительного акта; улучшение качества производства дознания.
Общая технологическая схема работы заключается в следующем. Руководитель подразделения дознания после возбуждения уголовного дела определяет дознавателя и в порядке ст. 40.1 УПК РФ передает уголовное дело для дальнейшего расследования. Дознаватель при возбуждении уголовного дела добавляет его в справочник «Дела». Дальнейшая работа осуществляется в подсистеме подготовки печатных форм.
Работа дознавателя осуществляется с двумя документами: протоколом допроса и обвинительным актом. При заполнении протокола допроса дознаватель может выбрать только те уголовные дела, которые находятся в его производстве. Поле «Текст» содержит строку неограниченной длины, в которую нужно занести текст допроса. При работе с обвинительным актом помимо заполнения грифа «Утверждение документа» необходимо заполнить поля «Дата формирования обвинительного акта», «Вещественные доказательства», «Издержки» и т. д. После заполнения и корректировки данных осуществляется вывод документов в печатную форму. При необходимости корректировку шаблонов документов для заполнения выполняет сотрудник отдела организации дознания УМВД России по Вологодской области с функциями администратора.
Важно отметить, что данный программный продукт предусматривает возможность исполнителям зонального контроля и руководителям подразделений дознания дистанционно со своего рабочего места осуществлять контроль за производством дознания по уголовным делам, находящимся в производстве дознавателей территориальных органов внутренних дел.
Приказом УМВД России по Вологодской области от 21.11.2018 № 1226 «Об осуществлении апробации программного продукта "Автоматизированное рабочее место дознавателя"» апробация данного программного продукта была запущена на базе отдела дознания отдела полиции № 3 УМВД России по г. Вологде с ноября 2018 г.
Отделом организации дознания УМВД России по Вологодской области разработаны и направлены в подчиненные подразделения дознания методические рекоменда-
ции по эксплуатации автоматизированной системы подготовки документов по материалам уголовных дел в подразделениях дознания.
Во время апробации был проведен хронометраж рабочего времени, затраченного дознавателем на составление обвинительного акта, экономия составила от 30 до 45 мин. Кроме того, отмечено улучшение качества производства дознания по уголовным делам, поскольку дублирующие поля протоколов допроса и обвинительного акта заполняются автоматически, оформление вышеуказанных документов происходит однообразно, что исключает технические ошибки.
В связи с полученными положительными результатами с 1 мая 2019 г. приказом УМВД России по Вологодской области от 17.04.2019 № 407 «Об осуществлении внедрения программного продукта ''Автоматизированное рабочее место дознавателя''» данный программный продукт внедрен в эксплуатацию во всех подразделениях дознания территориальных органов внутренних дел. В первом полугодии 2019 г. с использованием АРМД заведено 538 электронных уголовных дел, с составлением обвинительного акта окончено 98 уголовных дел.
Отделом организации дознания УМВД России по Вологодской области проведен выборочный мониторинг информации от надзирающих прокуроров области о практике применения дознавателями АРМД. Так, прокурором Тотемского района Вологодской области отмечается улучшение качества дознания, на что указывает сокращение на 33,3 % количества уголовных дел, возвращенных для производства дополнительного дознания. Уголовные дела для пересоставления обвинительного акта не возвращались. Аналогичные положительные результаты отмечаются прокурором Вологодского района: количество уголовных дел, возвращенных для производства дополнительного дознания, сократилось на 25 %, для пересоставления обвинительного акта - на 71 %. Обращено особое внимание на сокращение количества технических ошибок при подготовке обвинительного акта.
С введением в действие АРМД сотрудники зонального подразделения дознания в рамках ведомственного и зонального контроля имеют возможность дистанционно изучить любое уголовное дело, находящееся в производстве дознавателя, дать по нему необходимые указания о проведении дальнейших следственных действий, осу-
ществлять ежедневный контроль за соблюдением сроков производства дознания. Так, за первое полугодие 2019 г. сотрудниками отделения зонального контроля с применением рассмотренной системы изучено 375 уголовных дел, находящихся в производстве дознавателей курируемых подразделений дознания, даны указания по ходу расследования уголовных дел.
В соответствии с требованиями ст. 40.2, 40.1 УПК РФ в обязанности руководителя территориальных органов внутренних дел, начальника полиции (его заместителей), руководителя подразделения дознания как начальника органа дознания и подразделения дознания входит осуществление процессуального контроля за ходом и результатами расследования уголовных дел, находящихся в производстве дознавателей.
В связи с введением в работу АРМД руководители органа дознания и подразделений дознания в территориальных органах районного уровня активно используют в повседневной деятельности данный программный продукт: в онлайн режиме изучают находящиеся в производстве дознавателей уголовные дела, не запрашивая документы в бумажном виде и не отвлекая дознавателя от работы.
В целях совершенствования и расширения возможностей дальнейшего применения программного продукта АРМД УМВД России по Вологодской области проведена доработка используемых форм с учетом требований процессуального законодательства. Начата работа по разработке и внедрению новых форм шаблонов документов: протокола допроса несовершеннолетнего субъекта уголовного судопроизводства во всех процессуальных статусах; обвинительного акта по многосоставному уголовному делу; постановления о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему подозреваемому принудительной меры воспитательного воздействия. Рассматривается вопрос об адаптации программного продукта к сокращенной форме дознания.
Таким образом, можно сделать вывод, что усовершенствование и внедрение новых информационных технологий и программного обеспечения будут способствовать совершенствованию управления органами внутренних дел, повышению эффективности влияния на организацию и результаты оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России, обе-
спечивать своевременное реагирование на изменение оперативной обстановки и оказание необходимой комплексной практи-
ческой помощи подчиненным органам внутренних дел, в том числе подразделениям дознания.
щ список литературы
1. корнеев, в. в. Оперативно-зональный контроль в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации: организационно-правовые аспекты : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Корнеев Вадим Владимирович. - Москва, 2009. - 21 с.
2. Основы управления в уголовно-исполнительной системе : курс лекций / Н. В. Анискина [и др.]. - Вологда : ВИПЭ ФСИН России, 2015. - 365 с. - ISBN: 978-5-94991-326-0.
■ references
1. Korneev V. V. Operativno-zonal'nyj kontrol' v MVD, GUVD, UVD po sub»ektam Rossijskoj Federacii: organizacionno-pravovye aspekty. Avtoref. diss. kand. yurid. nauk [Operational-zonal control in the Ministry of Internal Affairs, Central Internal Affairs Directorate, Internal Affairs Directorate for the subjects of the Russian Federation: organizational and legal aspects. Author's abstract of the diss. PhD. in Law]. Moscow, 2009. 21 p. (In Russ.).
2. Aniskina N. V., Bobrov A. M., Golodov P. V., Derbina O. V., Kirilovskij O. V., Klimanov D. A., Kosonogova S. V., Mel'niko-va N. A., Mironov R. G., Motorova N. V., Perov S. V., SHilov YU. V., YAkovlev E. A. Osnovy upravleniya vugolovno-ispolnitel'noj sisteme [Fundamentals of management in the penal system]. Vologda, 2015. 365 p. (In Russ.).
DOI 10.24411/2686-9764-2020-00014 УДК 343.98
Данные о свойствах личности преступника, совершившего умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в условиях исправительного учреждения
■ о. м. дечкин - преподаватель кафедры уголовного процесса, криминалистики и оперативно-розыскной деятельности юридического факультета ВИПЭ ФСИН России
Реферат
Среди преступлений, совершенных осужденными, отбывающими уголовные наказания в местах лишения свободы, повышенную опасность представляет умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, так как оно прежде всего посягает на конституционные права человека и гражданина.
Раскрытие и расследование обозначенных преступлений, а также выработка определенных мер по своевременному их предупреждению оказываются более эффективными при выделении и использовании основных данных о свойствах личности преступника, проявляющихся в процессе подготовки, совершения и сокрытия противоправного деяния, а также в ходе его раскрытия и расследования.
Среди свойств личности преступника, совершившего умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в условиях исправительного учреждения, прежде всего представляют интерес сведения социально-демографического, производственно-бытового, социально-правового, социально-ролевого характера, а также морально-психологические свойства личности.
Исследование названных свойств позволяет сотрудникам органов предварительного расследования и оперуполномоченным выдвинуть наиболее оптимальные версии, осуществить поиск следов и орудий преступления, планировать процесс его расследования, а также избрать определенные приемы, комбинации при производстве отдельных следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий и т. п. Тем самым они способствуют качественному и своевременному раскрытию и расследованию преступлений.
Ключевые слова: свойства личности преступника; осужденный; исправительное учреждение; преступление; причинение тяжкого вреда здоровью; расследование преступления; раскрытие преступления.
12.00.12 - Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность