Научная статья на тему 'ОБ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В ПЕРИОД 20-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА'

ОБ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В ПЕРИОД 20-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / профессиональное образование / организация профессионального образования / профессиональная переподготовка / повышение квалификации / юридическое образование / higher education / vocational education / organization of vocational education / professional retraining / advanced training / legal education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Требунских Елена Валерьевна

В последние годы в сфере юриспруденции возник дефицит кадров, обладающих цифровыми компетенциями. Необходимость в короткие сроки подготовить необходимое количество специалистов требует от системы образования новых подходов к организации обучения юристов на всех уровнях. В схожей ситуации Россия уже пребывала в начале 20-х годов ХХ века при формировании новых органов юстиции и правоохраны. Именно в указанный период были заложены основы системы юридического образования. Данная статья посвящена рассмотрению опыта советской России в построении системы профессиональной подготовки юристов, обладающих набором конкретных компетенций. В данной статье проведен контент-анализ нормативных правовых актов, регулирующих образовательную деятельность в области юриспруденции, а также публикаций в периодической печати по вопросам реализации государственной политики в сфере формирования системы юридического образования в 20-е годы ХХ века. Источниковой базой выступили архивные материалы периодического издания «Еженедельник советской юстиции» за 1922-1929 годы. Установлено, что для юристов разного уровня начальной подготовки использовались различные формы организации обучения. Для подготовки преподавательского состава – курсы в институте советского права; юристов, занимающих наивысшие должности (судей, прокуроров, а также иных работников юстиции), имеющих юридическое образование и опыт работы в сфере юриспруденции высшие юридические курсы (от шести месяцев до года). Для работников, не имеющих высшего юридическое образование, но работающих в системе юстиции – вечерние курсы и заочное обучение в институте права. Для лиц, не имевших образования и опыта работы – очное отделение в институте права МГУ. Данная система может быть применена в современной подготовке юристов, применительно к компетенциям в области искусственного интеллекта. Перспективным видится дальнейшие исследования с целью проработки каждого из элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE HISTORY OF THE ORGANIZATION OF LEGAL EDUCATION IN RUSSIA DURING THE 20S OF THE TWENTIETH CENTURY

In recent years, there has been a shortage of personnel with digital competencies in the field of law. The need to prepare the necessary number of specialists in a short time requires new approaches from the education system to the organization of training of lawyers at all levels. Russia was already in a similar situation in the early 20s of the twentieth century during the formation of new justice and law enforcement agencies. It was during this period that the foundations of the legal education system were laid. This article is devoted to the experience of Soviet Russia in building a system of professional training of lawyers with a set of specific competencies. This article contains a content analysis of regulatory legal acts regulating educational activities in the field of jurisprudence, as well as publications in the periodical press on the implementation of state policy in the field of formation of the legal education system in the 20s of the twentieth century. The source base was archival materials of the periodical «Weekly of Soviet Justice» for 1922-1929. It is established that various forms of training organization were used for lawyers of different levels of initial training. For the training of teaching staff – courses at the Institute of Soviet Law; lawyers holding the highest positions (judges, prosecutors, as well as other employees of justice) with legal education and experience in the field of jurisprudence higher legal courses (from six months to a year). For employees who do not have a higher legal education, but work in the justice system – evening courses and correspondence training at the Institute of Law. For persons who did not have education and work experience – full-time department at the Institute of Law of Moscow State University. This system can be applied in modern training of lawyers, in relation to competencies in the field of artificial intelligence. It seems promising to conduct further research in order to study each of the elements.

Текст научной работы на тему «ОБ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В ПЕРИОД 20-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА»

19. Mayer R.E. A Cognitive Theory of Multimedia lerning Implication forDesing Principles. 2022.

20. Starodubtsev M.V. Russia is leaving the Bologna system: who and how it will affect URL: https://spb.hse.ru/news/703048906.html (accessed 16.10.2023)

21. Margolis I. Citation indexing and evaluation of scientific papers. Science, 2023.-P. 155.

22. Stradanchenko, A. A. Virtualization of education / A.A. Stradanchenko // Humanities and Social Sciences. - 2022. - No. 2. - pp. 429-432.

23. Abakumova E.O. Distance education in the conditions of the formation of the information society // Young scientist. 2023. No. 9. pp. 1459-1463.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

ОБ ИСТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В ПЕРИОД 20-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

Требунских Елена Валерьевна

Кандидат юридических наук, доцент кафедры юридических дисциплин, Московский инновационный университет (г. Москва), e-mail: [email protected]

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-4-72-82

Аннотация:

В последние годы в сфере юриспруденции возник дефицит кадров, обладающих цифровыми компетенциями. Необходимость в короткие сроки подготовить необходимое количество специалистов требует от системы образования новых подходов к организации обучения юристов на всех уровнях. В схожей ситуации Россия уже пребывала в начале 20-х годов ХХ века при формировании новых органов юстиции и правоохраны. Именно в указанный период были заложены основы системы юридического образования. Данная статья посвящена рассмотрению опыта советской России в построении системы профессиональной подготовки юристов, обладающих набором конкретных компетенций. В данной статье проведен контент-анализ нормативных правовых актов, регулирующих образовательную деятельность в области юриспруденции, а также публикаций в периодической печати по вопросам реализации государственной политики в сфере формирования системы юридического образования в 20-е годы ХХ века. Источниковой базой выступили архивные материалы периодического издания «Еженедельник советской юстиции» за 1922-1929 годы. Установлено, что для юристов разного уровня начальной подготовки использовались различные формы организации обучения. Для подготовки преподавательского состава - курсы в институте советского права; юристов, занимающих наивысшие должности (судей, прокуроров, а также иных работников юстиции), имеющих юридическое

образование и опыт работы в сфере юриспруденции - высшие юридические курсы (от шести месяцев до года). Для работников, не имеющих высшего юридическое образование, но работающих в системе юстиции - вечерние курсы и заочное обучение в институте права. Для лиц, не имевших образования и опыта работы -очное отделение в институте права МГУ Данная система может быть применена в современной подготовке юристов, применительно к компетенциям в области искусственного интеллекта. Перспективным видится дальнейшие исследования с целью проработки каждого из элементов.

Ключевые слова: высшее образование, профессиональное образование, организация профессионального образования, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, юридическое образование.

ABOUT THE HISTORY OF THE ORGANIZATION OF LEGAL EDUCATION IN RUSSIA DURING THE 20S OF THE TWENTIETH CENTURY

Trebunskikh Elena Valeryevna

Candidate of Law, Associate Professor, Moscow Innovative University (Moscow), e-mail: [email protected]

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-4-72-82

Abstract:

In recent years, there has been a shortage of personnel with digital competencies in the field of law. The need to prepare the necessary number of specialists in a short time requires new approaches from the education system to the organization of training of lawyers at all levels. Russia was already in a similar situation in the early 20s of the twentieth century during the formation of new justice and law enforcement agencies. It was during this period that the foundations of the legal education system were laid. This article is devoted to the experience of Soviet Russia in building a system of professional training of lawyers with a set of specific competencies. This article contains a content analysis of regulatory legal acts regulating educational activities in the field of jurisprudence, as well as publications in the periodical press on the implementation of state policy in the field of formation of the legal education system in the 20s of the twentieth century. The source base was archival materials of the periodical «Weekly of Soviet Justice» for 1922-1929. It is established that various forms of training organization were used for lawyers of different levels of initial training. For the training of teaching staff - courses at the Institute of Soviet Law; lawyers holding the highest positions (judges, prosecutors, as well as other employees of justice) with legal education and experience in the field of jurisprudence - higher legal courses (from six months to a year). For employees who do not have a higher legal education, but work in the justice system - evening courses and correspondence training at the Institute of Law. For persons who did not have education and work experience - full-time department at the

Institute of Law of Moscow State University. This system can be applied in modern training of lawyers, in relation to competencies in the field of artificial intelligence. It seems promising to conduct further research in order to study each of the elements.

Keywords: higher education, vocational education, organization of vocational education, professional retraining, advanced training, legal education.

Введение. В современной России высшее юридическое образование является одним из наиболее популярных среди абитуриентов. Практически все ВУЗы страны реализуют образовательные программы по направлениям бакалавриата и магистратуры укрупненной группы 40.00.00 Юриспруденция либо включают в свои основные профессиональные образовательные программы дисциплины юридического профиля. Однако, такая ситуация в России была не всегда. Еще в начале ХХ века, после революции 1917 года, при полной смене политического режима, государственного устройства, а тем самым, и правовой системы, органы юстиции и правопорядка испытывали острый дефицит в профессиональных юристах. И в 20-е годы в РСФСР постепенно началось формирование системы советского юридического образования.

На сегодняшний день в России дефицита в юристах нет, однако активная дифференциация отраслей права, появление новых подотраслей и институтов, межотраслевой характер правового регулирования ряда общественных отношений требует от юристов получения новых знаний, формирования новых компетенций.

Минобрнауки разработало модель компетенций в области искусственного интеллекта (далее - ИИ) [8], и в ближайшие годы планируется пересмотреть Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (далее- ФГ0СВ0)40.03.01«Юриспруденция»на предмет включения в программы подготовки бакалавров компетенций, связанных с освоением искусственного интеллекта. Думается, что уже одно такое нововведение потребует пересмотра не только содержания всей образовательной программы, но и специальное кадровое обеспечение при реализации образовательных программ, плановую переподготовку преподавателей, их повышение квалификации.

Также можно сказать, что само включение такой компетенции в образовательные стандарты подготовки бакалавров нетехнических специальностей свидетельствует о нехватке кадров соответствующей квалификации. Таким образом, Россия снова, как и в 20-е годы ХХ века столкнулась с необходимостью быстрой подготовки значительного количества специалистов в конкретной области. И именно в 1920-е годы в РСФСР был заложен действующий системный подход к организации подготовки юристов, описание которого и входит в задачи настоящего исследования.

Обзор литературы. По вопросу организации подготовки юристов в последние годы проведено достаточно исследований. Основные проблемы организации системы юридического образования в России в своей работе анализирует А.Н. Халиков [20]. О необходимости более фундаментального подхода к подготовке

юристов пишет Е.А. Петрова [15]. Об особенностях идеологической подготовки юристов пишет С.Л. Ивашевский [5]. Другие авторы высказывают предложения по применению конкретных инструментов ИИ при обучении юристов [9]. В то же время, о необходимости создания отдельной системы подготовки юристов, владеющих компетенциями в области ИИ, высказываются лишь единичные предложения в рамках проведения иных исследований.

Материалы и методы. В работе проведен контент-анализ статей периодического издания «Еженедельник советской юстиции за период с 1922 по 1929 годы. Проведена систематизация элементов системы образования юристов.

Результаты исследования. Декрет СНК РСФСР от 11.05.1920 «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием» [3] предусматривал «повсеместную регистрацию лиц независимо от возраста и пола, получивших высшее юридическое образование, работавших ранее по судебному, военно-судебному ведомствам и адвокатуре». Как отмечалось в самом Декрете, такая регистрация производилась «в целях надлежащего использования специальных познаний юристов-практиков» [3]. Вместе с тем, проведенный анализ содержания нормативных правовых актов первых лет советской власти, а также публикаций в периодических изданиях позволяет предположить, что такой дефицит появился в результате целенаправленных действий по «искоренению буржуазно настроенных юристов» и пополнении кадров органов юстиции и прокуратуры за счет рабочих и крестьян, далеких от юридических знаний.

В частности, отмечалось, что «...сторонниками формального толкования советских законов являются, как правило, старые юристы и юристы-выразители мнений мелкобуржуазных и нэпманских элементов, которым не нравится революционно-диалектическое толкование и понимание наших законов.. Поэтому все те элементы, которые непосредственно составляют частнокапиталистический (нэпманский) сектор, так и те (буржуазные юристы и т. п.), которые отражают настроения всей этой частно-собственнической массы, естественно предпочитают изгонять из советских законов дух классовости, революционной целесообразности и т. п.» [1].

Таким образом, система органов юстиции в РСФСР организовывалась с нуля и укомплектовывалась в первую очередь идейными кадрами, которые затем подлежали юридическому обучению, получению новых знаний в свете новых идей.

19-го ноября 1920 года Государственный Ученый совет утвердил положение об Институте советского права при Московском Государственном Университете. Институт был создан с целью полного изучения проблем правового социалистического строительства и подготовки высококвалифицированных научных работников и профессоров для университетов в области советского правового строительства. Основными направлениями его работы стали научные исследования, а также подготовка преподавателей для высших учебных заведений по советскому праву. Однако, реализация второго направления началась только в конце 1921 года. В работе сотрудников Института основной

акцент делался на проведении семинаров. Все сотрудники должны были пройти семинары по двум предметам: «Исторический материализм» и «Политическая экономия» с обязательными триместровыми отчетами и докладами. Также были открыты семинары по государственно-административному праву, хозяйственно-трудовому праву и судебно-карательной секции. Но из-за недостатка кадров, обучение в судебно-карательной секции было отложено на неопределенный срок. Прием в Институт осуществлялся путем сдачи вступительных испытаний [6].

Для юридической подготовки при отдельных Губернских советских партийных школах отрывались шестимесячные юридические курсы, краткосрочные курсы юридического самообразования [2] и вечерние курсы с годичной программой.

Шестимесячные юридические курсы включали в себя политические и правовые дисциплины [2]. В то же время, на областных юридических курсах преподавались и русский язык, и математика. При этом, отсутствовали элементарные условия для обучения (освещение, учебные пособия и др.) [13].

Выносились предложения по организации юридических школ с годичным сроком обучения и Высшей Юридической Школы с 2-хгодичным курсом [14].

Пятилетним планом формирования кадрового состава органов юстиции вечерние курсы предназначались, большей частью, с учетом действительной потребности в резерве по замещению судебных исполнителей, народных судей и частично народных следователей - и текучести их состава.

Акцентировалось, что регистрация на вечерние годовые курсы должна быть особенно тщательной. В первую очередь, преимущественно принимались слушатели из рабочей среды, общественные обвинители, работники товарищеских судов и члены городских советов. Только те, кто планировал продолжить работу в органах НКЮ, могли быть приняты на эти курсы. Отобранные кандидаты дополнительно должны были пройти через специальные комиссии, включающие представителей местных партийных и профессиональных организаций. За один год планировалось освоение программы, с минимальной нагрузкой на слушателей, чтобы не отвлекать их от партийной и общественной работы [18].

Также, для переподготовки народных судей и народных следователей пятилетним планом предусматривалось создание постоянно действующих ежемесячных курсов по переподготовке. В областных центрах организовывались пятимесячные курсы. Говоря об эффективности таких курсов, отмечалось, что «двухгодичный опыт их работы в Москве, подтвердил возможность повышения образовательного уровня даже в короткие сроки [18].

Еще IV съезд судебных деятелей в январе 1922 г. вынес постановление о необходимости организовать Высшие Юридические Курсы (далее - ВЮК). Однако в течение всего 1922 года проводились организационные мероприятия по их учреждению, решению вопросов финансирования, места размещения [19]. И только 16-го января 1923 года президиумом Главпрофобра утверждено Положение «О Высших юридических курсах» [16], в задачи которых входила

переподготовка основных кадров руководящих работников органов юстиции, главным образом из рабочих и крестьян, проявивших себя способными и растущими работниками, но нуждающихся в теоретической подготовке [12].

Процесс отбора кандидатов на высшие юридические курсы (ВЮК) осуществлялся в строго определенном порядке. Первым шагом было создание комиссий по отбору, которые включали представителей суда, прокуратуры, парторганов, ЦИКов или исполкомов. Важным требованием при отборе кандидатов были занятие высших должностей в системе органов юстиции краев и республик, стаж работы в органах юстиции не менее 3 лет. Для тщательного отбора слушателей и обеспечения определенного процентного соотношения по группам, было необходимо выделить дополнительных кандидатов в соответствии с установленными квотами. Особое внимание уделялось информации о социальном положении, служебном и партийном стаже, а также личных характеристиках. Для этого требовалось предоставить в Наркомюст подробные сведения о каждом кандидате, включая краткую автобиографию, деловой отзыв с места службы и рекомендации от партийных органов.

Курсантам, проходящим обучение на ВЮК, предоставлялись бесплатное общежитие и стипендия в размере 30 рублей. При этом их семьи полностью сохраняли содержание, соответствующее их должности, до момента откомандирования на курсы [12].

Также, для более активной подготовки кадров для органов юстиции в 1927 году было организовано Бюро заочного юридического образования (БЗЮО). Задачей БЗЮО была организация заочного обучения по программам факультета советского права при I МГУ («факультет советского права на дому»). Заочное обучение осуществлялось по трем направлениям (циклам): 1) судебному, 2) хозяйственно-правовому и 3) советского строительства.

Наиболее активная работа по заочному обучению юристов началась в 1929 году. Заочное обучение, вообще, и заочное юридическое, в частности, признавались составной частью культурного строительства и поощрялось [4]. Основные положения о заочном обучении можно сформулировать в следующих тезисах:

1) Осуществлялось на добровольной основе по заявлению желающего. К заявлению прилагалась анкета;

2) В зависимости от должности обучающегося в системе юстиции, характера выполняемых трудовых задач, заочное обучение разделялось на три направления, в соответствии с которыми формировались группы. Руководители (председатели областных, краевых, окружных судов, их заместители, члены судов, прокуроры, их заместители тех же наименований, ст. следователи и нотариусы) обучались по программе первой группы; б) народные судьи, народные следователи и участковые помощники прокурора (лица по своим функциональным обязанностям не выполнявшие управленческие и правоприменительные функции) обучались во второй группе; в) третья группа включала в себя технических работников судов. В нее входили секретари народных судов, секретари судебных и кассационных

отделений областных, краевых и окружных судов и судебные исполнители.

Позднее, ставился вопрос о возможности подготовки на заочном обучении и военных работников, и в первую очередь - военных следователей. При этом, военным предметам предлагалось отводить не более 30% при трехлетнем обучении [4].

3) Обучение по заочному обучению начиналось с 1-го октября.

4) Организация и руководство заочным юридическим образованием возлагалось на БЗЮО при 1-м МГУ, которое также совместно с НКЮ разрабатывало учебные планы.

5) Учебные планы для всех групп формировались отдельно (для первой группы был рассчитан на 3 - 4 года и соответствовал учебному плану факультета советского права 1-го МГУ; для второй - двухгодичный и ориентирован на приоритет практических дисциплин; для третьей - полуторагодичный и ориентирован на переподготовку).

В своей основе учебные планы для первой группы включали помимо общих курсов одной из отраслей права (хозяйственное право, уголовное право или административное), такие дисциплины, как «История классовой борьбы в России в Х1Х-ХХ в.в.»; «История классовой борьбы на Западе в Х1Х-Х X в.в.»; «Политическая экономия»; «Исторический материализм»; «Основы Советской Конституции», «Статистика (общий курс)», «Новый язык». В конце 1-го года обязательно представление письменной работы по историческому материализму.

Для второй группы (1 год обучения) предусматривалось освоение «Учения о классах и классовой борьбе»; «Материалистического понимания истории», «Основ социалистического строительства»; «Общего учения о праве»; обязательного изучения хозяйственного, уголовного, земельного, трудового права.

Для третьей группы в план обучения входили правовые дисциплины и «Рационализация делопроизводства».

В разъяснениях к Циркуляру рекомендовано было отводить на освоение программы не менее 3 часов в день.

6) Заочное юридическое обучение было построено на твердом хозяйственном расчете, то есть осуществлялось за счет средств самих обучающихся, то есть платно (для первой группы - 60 рублей в год, второй - 24 рубля и третьей - 12 рублей). Оплата такого обучения производилась ежеквартально. Литературой из центра заочники не снабжались. Но во всех разработанных заданиях указывалось, какую нужно приобретать литературу. Некоторая часть литературы за наличный расчет высылалась из центра либо по запросам во 2-й магазин Госиздата [11].

7) Система занятий заочного обучения строилась следующим образом: а) БЗЮО на основе учебного плана разрабатывал задания с указанием объема литературы и методической проработки их; б) в заданиях формулировались контрольные вопросы, на которые обучающийся по проработке задания должен был письменно ответить; в) работы обучающихся с ответами на контрольные вопросы отсылались в БЗЮО для проверки. Занятия велись профессорами 1-го

МГУ.

Позднее на страницах «Еженедельника советской юстиции» вносились предложения о возможности организации сессий очно на базе местных университетов. Также рассматривалась возможность созыва с этой целью специальных конференций с участием представителей БЗЮО [11].

8) Лицам, окончившим курс заочного юридического образования и сдавшим итоговый экзамен (а для первой группы - представившим дипломные работы), выдавались удостоверения об окончании курса факультета советского права (1 группа) и об окончании соответствующего курса юридического образования (2 и 3 группы) [17].

Подготовка квалифицированных кадров для системы юстиции планировалась на пять лет, в том числе и с учетом процента текучести кадров на каждом рабочем месте, формирования и подготовки кадрового резерва, внесения изменений в учебные программы.

Для выполнения этих задач в системе НКЮ также был организован так называемый Учраспред, сформулирована своеобразная «дорожная карта» по развитию кадрового потенциала системы НКЮ. В университетских городах (Ленинград, Иркутск, Саратов) выполнение таких функций возлагалось на одного из руководителей областных, краевых судов и прокуратур. Учраспред НКЮ укомплектовывал группы учащихся по заявкам с мест. Заявки представлялись ежегодно к 15 мая с указанием требуемого количества работников и номенклатуры должностей [7].

В 1929 году Циркуляром №42 НКЮ организовал деловую оценку на каждого работника - выпускника ВУЗа в отдельности. Всем судам и прокуратурам предлагалось не позднее 1 июня 1929 года представить в НКЮ сведения: о потребности работников; об оценке уже работающих выпускников ВУЗов (независимо от того, какую должность занимает в настоящее время вузовец), Одновременно предлагалось сообщить свое мнение, как и на какой работе является наиболее целесообразным первоначально использовать в дальнейшем выпускников [10].

Пятилетний план давал возможность разрешить следующие вопросы: 1) подготовки резерва и кадров резерва; 2) подготовки народных судей и народных заседателей; 3) переподготовки руководящего состава; 4) изменения системы подбора личного состава в смысле действительного приближения системы органов НКЮ к органическому выдвижению из рабочих и трудящихся и обеспечить правильное продвижение основных кадров работников нашей системы, и 5) устранения текучести кадров [18].

Ограниченный объем работы не позволяет включить в данное изложение весь массив исследованных источников, а лишь представить отдельные иллюстрации наиболее значимых публикаций. Однако, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что в 20-е годы ХХ века из хаотического набора различных форм правового обучения, постепенно сформировалась система подготовки юристов. Для разного уровня начальной

подготовки использовались различные формы организации обучения. Для подготовки преподавательского состава - курсы в институте советского права; юристов, занимающих наивысшие должности (судей, прокуроров, а также иных работников юстиции), имеющих юридическое образование и опыт работы в сфере юриспруденции - высшие юридические курсы (от шести месяцев до года). Для работников, не имеющих высшего юридического образования, но работающих в системе юстиции - вечерние курсы и заочное обучение в институте права. Для рабочих и крестьян, не имевших образования и опыта работы, в зависимости от планируемой потребности органов юстиции - очное отделение в институте права МГУ Также были организованы юридические кружки для народных заседателей и любителей права.

Обсуждения и заключения. Данная система может быть применена в современной подготовке юристов, применительно к компетенциям в области искусственного интеллекта. Перспективными видятся дальнейшие исследования с целью проработки каждого из элементов.

Литература

1. Болтинов С. Классовое усвоение советских законов // Еженедельник советской юстиции. 1929. № 22 (10 июня) С. 497-498

2. Губернские юридические курсы // Еженедельник советской юстиции. 1923. № 20 (24 мая). С.473

3. Декрет СНК РСФСР от 11.05.1920. Режим доступа. URL:https://www.li-bussr.ru/doc_ussr/ussr_638.htm (дата обращения: 10.11.2023)

4. Еще о заочном юридическом образовании // Советская юстиция. 1929. №36. (17 сентября). С.838-839

5. Ивашевский С.Л. Идеология в юридическом образовании эпохи перемен// Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2023. №1(61). С. 181-184.

6. Институт советского права // Еженедельник советской юстиции. 1922. № 18 (20 мая) С.12-13

7. Инструкция о порядке подбора, распределения, подготовим и учета личного состава органов юстиции // Советская юстиция. 1929. № 38 (3 октября). С.901-904.

8. Минобрнауки разработало модель компетенций в области искусственного интеллекта. Режим доступа. URL: https://ai.gov.ru/mediacenter/mmobmauki-raz-rabotalo-model-kompetentsiy-v-oblasti-iskusstvennogo-intellekta/ (дата обращения: 10.11.2023)

9. Морозов Н.А., Манилкин Н.В., Османов М.М. К вопросу о цифровизации юридического образования // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. №2. С. 101-102.

10. О высылке сведений на лиц, окончивших в 1928 г. ВУЗы, и о потребном количестве работников из окончивших в 1929 г. ВУЗы по факультету совправа. Циркуляр №42. // Еженедельник советской юстиции. 1929. № 16 (29 апреля). С.375

11. О курсах заочного образования. // Советская юстиция. 1929. № 38 (3 октября). С. 908.

12. О порядке укомплектования высших юридических курсов в 1929-1930 учебном году. Циркуляр №48 //Еженедельник советской юстиции. 1929. № 16 (29 апреля). С. 376

13. Областные юридические курсы в Иваново-Вознесенске // Еженедельник советской юстиции. 1923. № 35 (6 сентября). С.809

14. Организация юридических школ в России. С.35-36. // Еженедельник советской юстиции. 1922. № 39/40 (27 октября / 4 ноября)

15. Петрова Е.А. Проблема фундаментальности высшего юридического образования// Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2023. №3(63). С. 240-244.

16. Положение О Высших юридических курсах // Еженедельник советской юстиции. 1923. № 03 (30 января). С. 73-74

17. Председателям областных, краевых судов и прокурорам тех же объединений. Всем работникам юстиции РСФСР. // Еженедельник советской юстиции. 1929. № 25 (30 июня). С.592.

18. Стельмахович А. Пятилетний план подготовки кадров судебно-прокурорских работников.// Еженедельник советской юстиции. 1929. № 27 (15 июля). С. 617-720

19. Страничка из истории организации Высших Юрид. Курсов// Еженедельник советской юстиции. 1923. № 21 (31 мая). С.485-488

20. Халиков А.Н. система юридического образования в современной России в соотношении с юридической практикой // Юридическое образование и наука. 2022. №10. С. 3-7.

References

1. Boltinov S. Klassovoe usvoenie sovetskih zakonov. Ezhenedel'nik sovetskoj yusticii. 1929. № 22 (10 iyunya) p. 497-498

2. Gubernskie yuridicheskie kursy. Ezhenedel'nik sovetskoj yusticii. 1923. № 20 (24 maya). p.473

3. Dekret SNK RSFSR ot 11.05.1920. Rezhim dostupa. URL:https://www.li-bussr.ru/doc_ussr/ussr_638.htm

4. Eshche o zaochnom yuridicheskom obrazovanii. Sovetskaya yusticiya. 1929. №36. (17 sentyabrya). S.838-839

6. Ivashevskij S.L. Ideologiya v yuridicheskom obrazovanii epohi peremen. YU-

ridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2023. №1(61). p. 181-184.

7. Institut sovetskogo prava. Ezhenedel'nik sovetskoj yusticii. 1922. № 18 (20 maya) p.12-13

8. Instrukciya o poryadke podbora, raspredeleniya, podgotovim i ucheta lichno-go sostava organov yusticii. Sovetskaya yusticiya. 1929. № 38 (3 oktyabrya). p.901-904.

9. Minobrnauki razrabotalo model' kompetencij v oblasti iskusstvennogo intel-lekta. Rezhim dostupa. URL: https://ai.gov.ru/mediacenter/minobrnauki-razrabota-lo-model-kompetentsiy-v-oblasti-iskusstvennogo-intellekta/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Morozov N.A., Manilkin N.V., Osmanov M.M. K voprosu o cifrovizacii yu-ridicheskogo obrazovaniya. Psihologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel'nosti. 2023. №2. p. 101-102.

11. O vysylke svedenij na lic, okonchivshih v 1928 g. VUZy, i o potrebnom koli-chestve rabotnikov iz okonchivshih v 1929 g. VUZy po fakul'tetu sovprava. Cirkulyar №42. Ezhenedel'nik sovetskoj yusticii. 1929. № 16 (29 aprelya).p.375

12. O kursah zaochnogo obrazovaniya. Sovetskaya yusticiya. 1929. № 38 (3 oktyabrya). p. 908.

13. O poryadke ukomplektovaniya vysshih yuridicheskih kursov v 1929-1930 uchebnom godu. Cirkulyar №48. Ezhenedel'nik sovetskoj yusticii. 1929. № 16 (29 aprelya). p. 376

14. Oblastnye yuridicheskie kursy v Ivanovo-Voznesenske. Ezhenedel'nik sovetskoj yusticii. 1923. № 35 (6 sentyabrya). p.809

15. Organizaciya yuridicheskih shkol v Rossii. S.35-36. Ezhenedel'nik sovetskoj yusticii. 1922. № 39/40 (27 oktyabrya / 4 noyabrya)

16. Petrova E.A. Problema fundamental'nosti vysshego yuridicheskogo obrazovaniya. YUridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2023. №3(63). p. 240-244.

17. Polozhenie O Vysshih yuridicheskih kursah. Ezhenedel'nik sovetskoj yusticii. 1923. № 03 (30 yanvarya). p. 73-74

18. Predsedatelyam oblastnyh, kraevyh sudov i prokuroram tekh zhe ob"edi-nenij. Vsem rabotnikam yusticii RSFSR. Ezhenedel'nik sovetskoj yusticii. 1929. № 25 (30 iyunya). p.592.

19. Stel'mahovich A. Pyatiletnij plan podgotovki kadrov sudebno-prokurorskih rabotnikov. Ezhenedel'nik sovetskoj yusticii. 1929. № 27 (15 iyulya). p. 617-720

20. Stranichka iz istorii organizacii Vysshih YUrid. Kursov. Ezhenedel'nik sovetskoj yusticii. 1923. № 21 (31 maya). p.485-488

21. Halikov A.N. sistema yuridicheskogo obrazovaniya v sovremennoj Rossii v sootnoshenii s yuridicheskoj praktikoj. YUridicheskoe obrazovanie i nauka. 2022. №10. p. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.