УДК 378.001
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ СТЕПЕНИ ВАЖНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
ВЫПУСКНИКОВ МАГИСТРАТУРЫ
Е. В. Пащенко, Т. Г. Орешенко, Г. М. Гринберг
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассмотрена необходимость оценки важности профессиональных качеств выпускников магистратуры по профилю конструкторско-технологическое обеспечение разработки, изготовления, испытаний и эксплуатации систем управления ракетно-космической техники.
Ключевые слова: профессиональные качества, трудовые функции, знания, умения.
ABOUT RESEARCH OF IMPORTANCE OF PROFESSIONAL QUALITIES OF GRADUATES
OF THE MAGISTRACY
E. V. Paschenko, T. G. Oreshenko, G. M. Grinberg
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
It is considered need of assessment of importance ofprofessional qualities of graduates of a magistracy on a profile design-technology ensuring development, production, tests and operation of control systems of the missile and space equipment.
Keywords: professional qualities, labor functions, knowledge, skills
Ужесточение требований, предъявляемых работодателями России, к качеству высшего профессионального образования привело к увеличению вовлеченности работодателей в вопросы обеспечения качества образования, что стало причиной пересмотра существующих подходов к высшему образованию [1].
Документальное закрепление знаний, умений и навыков, необходимых инженерам, работающим в сфере разработки, изготовления и испытаний систем управления ракетно-космической техники, позволит установить рамки трехстороннего взаимодействия вуза, работодателя и обучающегося. Так, к настоящему времени, совместно с работниками-представителями организаций отрасли было проведен опрос для установления относительной важности квалификационных требований, предъявляемых к выпускникам, что создало базу для последующей разработки профессиональных стандартов, позволило сформулировать минимальные требования [2; 3].
Часть результатов опроса приведена на рис. 1. Особенно заметно на диаграмме выделяется разница в оценке важности технических знаний, организаторских способностей и умения руководить, что, в свою очередь, может являться причиной возникновения конфликтных ситуаций.
Для проверки зависимости мнения об относительной важности критериев от исследуемой группы
магистранты / руководители был проведен одно-факторный дисперсионный анализ на F - критерий [2].
Результаты анализа, проведенного в таблицах Excel (F = 3,408 > F^ = 2,018), показывают зависимость мнений опрошенных участников от принадлежности их той или иной группе, что указывает на правильность выдвинутого суждения о возможности возникновения конфликтных ситуаций на почве разницы мнений.
Корреляционный анализ зависимости степени важности показателей и уровня соответствия им качеств выпускников, данных руководителями, показал наличие обратной зависимости для профессиональных качеств (r = -0,696). Это обстоятельство свидетельствует о том, что чем более важным представляется руководителю то или иное профессиональное качество, тем меньше соответствует его ожиданиям выпускник.
После элиминирования всех несущественно связанных между собой показателей для оценки уровня компетентности остаётся семь основных показателей, каждый из которых при расчёте вклада в интегральный коэффициент компетентности Кинт имеет определённый вес, равный коэффициенту относительной значимости, умножаемому на балл экспертной оценки (рис. 2) [4-5].
Решетневские чтения. 2018
Рис. 1. Коэффициенты относительной важности профессиональных качеств, полученные в результате опроса магистров и их руководителей
Уровень компетентности выпускника технического университета
_^_
Интегрированый коэффициент компетентности
Кр • Кр • Кр
проф.уровень личн.кач. искусст.упр.
у
Уровень профессиональных качеств Уровень способностей в искусстве управления Уровень личностных характеристик
X . КивпК51 X, К а X 1 КОвуК 51
\ 1 \ ! > ! 1 \
Уровень техничес -ких знаний Уровень функциональных знаний Уровень инициативности Уровень настойчивости Уровень обязательности Уровень общих знаний Уровень технических способностей
0,391 • Кы 0,317 • К а 0,292 • К 5 0,514 • К а 0,486 • К 5 0,516 • Кш 0,484 • К 5
Рис. 2. Вклад основных составляющих в уровень компетентности выпускника технического вуза. Числа соответствуют коэффициентам относительной значимости, умножаемым на баллы экспертной оценки
Библиографические ссылки
1. Мухамеджанова О. Г., Зворыкина Т. И., Ермаков А. С. Особенности разработки профессиональных стандартов в сфере услуг // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 1. С. 15-20.
2. Википедия. F-тест [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/F-%D1%82%D0%B5%D1 %81%D1%82 (дата обращения 13.09.2016).
3. Орешенко Т. Г., Гринберг Г. М. Разработка профессионального стандарта инженера в сфере изготовления систем управления ракетной техникой // Управление человеческими ресурсами - основа развития инновационной экономики. 2017. № 7. С. 213-217.
4. Орешенко Т. Г. Повышение качества подготовки инженеров в сфере изготовления и испытаний систем управления // Тенденции развития науки и образования : материалы XIX Междунар. научно-практ. конф. Самара, 2016. Ч. 2. С. 4-7.
5. Чурляева Н. П. Обеспечение качества подготовки инженеров в рыночных условиях на основе компе-тентностного подхода : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск : КГПУ, 2007. 43 с.
References
1. Muhamedzhanova O. G., Zvorykina T. I., Erma-kov A. S. Osobennosti razrabotki professional'nyh standartov v sfere uslug [Features of the development of professional standards in the service sector] // Vestnik associacii vuzov turizma i servisa [Bulletin of the
Association of Tourism of universities and service]. 2013. No. 1. P. 15-20. (In Russ.)
2. Wikipedia. F-test [Wikipedia. F-test]. Available at: URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/F-%D1%82%D0 %B5 %D1%81%D1%82 (accessed: 13.9.2016).
3. Oreshenko T. G., Grinberg G. M. Razrabotka professional''nogo standarta inzhenera v sfere izgotovlenija sistem upravlenija raketnoj tehnikoj [Development of professional standards of engineer in rocket control systems manufacturing] // Upravlenie chelovecheskimi resursami - osnova razvitija innovacionnoj jekonomiki [Management of human resources - a basis of development of innovative economy]. 2017. No. 7. P. 213-217. (In Russ.)
4. Oreshenko T. G. Povysheniye kachestva podgotovki inzhenerov v sfere izgotovleniya i ispytaniy sistem upravleniya [Improving the quality of training engineers in the manufacture and testing of control systems] // Materialy XIX Mezhdunar. nauchno-praktich. konf. "Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya", Samara. 2016. Ch. 2. Р. 4-7.
5. Churlyayeva N. P. Obespecheniye kachestva podgotovki inzhenerov v rynochnykh usloviyakh na osnove kompetentnostnogo podkhoda [Ensuring the quality of training engineers in market conditions on the basis of competence approach]: avtoref.dis.d-ra ped.nauk. Krasnoyarsk : KGPU, 2007. 43 р.
© Пащенко Е. В., Орешенко Т. Г., Гринберг Г. М., 2018