УДК 14.01.21
ОБ ИССЛЕДОВАНИИ ДИНАМИКИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Акимова Анастасия Вячеславовна,
Боросан София Алексеевна, Сидоровская Карина Александровна, Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются особенности и факторы мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов и её значение в педагогической профессии, проблема снижения заинтересованности молодых педагогов своей специальностью.
Целью исследования является установление динамики мотивации профессиональной педагогической деятельности студентов на протяжении обучения. На основе исследования сделаны выводы, отражающие снижение внутренней мотивации студентов.
Использованы следующие методы: изучение литературы, опрос, обобщение, методы количественной и качественной обработки, сравнение и анализ полученных данных.
Результаты работы могут быть использованы преподавателями для своевременного улучшения показателей оптимального мотивационного комплекса студентов, получающих педагогическое образование. Данное исследование даёт возможность осуществить дальнейшие научные работы на тему профессиональной педагогической мотивации.
Ключевые слова: педагог, педагогическая деятельность, мотивация профессиональной педагогической деятельности, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, мотивационный комплекс, динамика.
Abstract. The article discusses the features and factors of motivation of professional pedagogical activity of students and its importance in the teaching profession, the problem of reducing the interest of young teachers in their specialty.
The aim of the study is to establish the dynamics of motivation of professional pedagogical activity of students during training. On the basis of research the conclusions reflecting decrease in internal motivation of students are drawn.
The following methods were used: literature study, survey, generalization, methods of quantitative and qualitative processing, comparison and analysis of the data.
The results of the work can be used by teachers to improve the indicators of optimal motivational complex of students receiving pedagogical education. This study provides an opportunity to carry out further research on the topic of professional
pedagogical motivation.
Key words: teacher, pedagogical activity, motivation of professional pedagogical activity, external motivation, internal motivation, motivational complex, dynamics.
В настоящее время, как известно, профессия педагога утрачивает свой престиж и популярность. Одной из наиболее актуальных проблем является нежелание трудоустройства педагогов по окончании вуза по специальности. В процессе обучения необходимо формировать общепрофессиональные компетенции: готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.
Установление динамики мотивации студентов направления подготовки «Педагогическое образование» к профессиональной деятельности в процессе обучения позволит выявить причины снижения популярности профессии педагога среди молодых специалистов [1].
По мере освоения студентами профессии педагога происходит изменение направленности мотивационного комплекса, состоящего из совокупности мотивов педагогической деятельности, определяющих данную направленность. Мотивация профессиональной деятельности педагога делятся на два вида: внешнюю и внутреннюю.
Внутренняя определяются интересом педагога к педагогической деятельности и его желанием реализовать себя в данной профессии. К таким мотивам К. Замфир относит: удовлетворение от процесса и результата работы, а также возможность самовыражения в данной деятельности.
Внешние мотивы зависят от общественного значения и не касаются самой трудовой деятельности: денежный заработок, карьерный рост, потребность в достижении социального престижа, общественная оценка и др. [2]
Преобладание внутренних факторов над внешними благоприятно сказывается на педагогическом процессе, является основой для профессионального саморазвития.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически выявить динамику мотивации профессиональной педагогической деятельности у
студентов в процессе обучения по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Объектом исследования выступило формирование мотивации в процессе обучения по направлению подготовки «Педагогическое образование», предметом - динамика мотивации профессиональной педагогической деятельности в процессе обучения студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что у студентов 1 курса направления подготовки «Педагогическое образование» в процессе обучения происходит преобразование внешней мотивации во внутреннюю.
Цель исследования была конкретизирована совокупностью задач:
а) проанализировать динамику мотивации к профессиональной педагогической деятельности студентов;
б) провести диагностическое исследование мотивации профессиональной деятельности,
в) сформулировать аппарат исследования [3];
г) обобщить результаты исследования и сделать вывод.
Исследование проводилось на базе Мурманского Арктического
государственного университета, Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина и Российского государственного
педагогического университета им. А.И. Герцена.
Выборка составила 40 студентов 1 курса и 40 студентов 5 курса направления подготовки «Педагогическое образование».
Использованы следующие методы: изучение литературы, опрос, обобщение, методы количественной и качественной обработки, сравнение и анализ полученных данных.
В качестве диагностического инструментария была использована методика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А.А. Реана.
Анонимное анкетирование было проведено в 1 семестре 2018-19 учебного года с использованием сервиса Google-формы.
Установлено, что 60 % студентов 1 курса обладают оптимальным мотивационным комплексом, у 35,5% наблюдается промежуточный комплекс, тогда как у остальных 7,5% - наихудший мотивационный комплекс.
Таким образом, более чем у половины студентов 1 курса наблюдается либо преобладание внутренней мотивации над внешней, либо равенство внутренней и внешней положительной мотивации. Большинство студентов 1курса обладает оптимальным мотивационным комплексом, это свидетельствует о том, что для большей части первокурсников имеет значение педагогическая деятельность сама по себе.
50 % студентов 5 курса обладают оптимальным мотивационным комплексом, у 42,5% наблюдается промежуточный комплекс, тогда как у остальных 7,5% - наихудший мотивационный комплекс.
Можно сделать вывод о том, что половина опрошенных студентов 5 курса обладает оптимальным мотивационным комплексом; в качестве мотивации у половины студентов выступает возможность наиболее полной самореализации в педагогической деятельности и удовлетворение от её процесса.
70 60 50 40 30 20 10 0
60%
50%
42,5% >
7,5% 7,5%
7 1 1
Динамика наихудшего мотивационного комплекса
Динамика оптимального мотивационного комплекса
Динамика промежуточного мотивационного комплекса
1 курс 5 курс
Рис. 1 Динамика наихудшего, оптимального и промежуточного мотивационного комплекса студентов 1 и 5 курса
Равенство показателей наихудшего мотивационного комплекса у студентов 1 и 5 курса отражено на рис. 1.
Таким образом, в процессе обучения динамика наихудшего мотивационного комплекса отсутствует.
На диаграмме отражено преобладание показателей оптимального мотивационного комплекса студентов 1 курса над показателями студентов 5 курса.
Проанализировав диаграмму, можно сказать, что динамика оптимального мотивационного комплекса отражает снижение внутренней мотивации у студентов в процессе обучения.
Таким образом, со снижением внутренней мотивации снижается степень удовлетворенности педагога избранной профессией, а также стремление достичь определенных позитивных результатов в педагогической деятельности.
Можно сделать вывод, что у части респондентов возросла внешняя мотивация. Это привело к смене мотивационного комплекса студентов с оптимального на промежуточный, динамика которого отражена на следующей диаграмме.
Также на диаграмме отражено преобладание показателей промежуточного мотивационного комплекса студентов 5 курса над показателями студентов 1 курса.
Основываясь на этом, можно сказать, что в процессе обучения промежуточный мотивационный комплекс возрастает. Это свидетельствует о том, что в основе мотивации профессиональной деятельности студентов более яркое выражение приобретает стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности.
Проанализировав результаты исследования, следует отметить, что у опрошенных респондентов обнаружено сокращение показателей оптимального и увеличение показателей промежуточного мотивационных комплексов. Изменения показателей наихудшего мотивационного комплекса в ходе исследования не выявлены.
Таким образом, гипотеза исследования не подтвердилась: внутренняя мотивация студентов 1 курса преобладает над внутренней мотивацией студентов 5 курса, в ходе исследования выявлена отрицательная динамика мотивации профессиональной педагогической деятельности, в период обучения преобразование внутренней мотивации во внешнюю не происходит.
Таким образом, процесс подготовки студентов по направлению подготовки «Педагогическое образование» следует выстраивать с целью развития внутренней мотивации профессиональной педагогической деятельности. Дальнейшие исследования о желаемой и реальной мотивации студентов к профессиональной педагогической деятельности позволят усилить заинтересованности студентов в профессиональной деятельности.
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г., № 91 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2016.
2. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - С. 110-112.
3. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - С. 50-138.