ЛИТЕРАТУРА
1. Социально-правовая защита сотрудников полиции: монография / Л. В. Чернышова. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2013. 160 с.
2. Вопрос-ответ: Экономический вестник правоохранительных органов. 2015. № 3.
3. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»: Федеральный закон от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 // Российская газета. 2013. № 157.
© Чернышова Л. В.
О. В. ПЕТРОВА, заместитель начальника УДК 341 факультета подготовки следователей
Уфимского юридического института МВД России, полковник полиции, кандидат юридических наук (г. Уфа)
O. V. PETROVA, Deputy Head of the investigator's training faculty of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, colonel of police, Candidate of
Law (Ufa) ^
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА СОТРУДНИЧЕСТВА ^
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И ПОЛИЦЕЙСКИХ S
ФОРМИРОВАНИЙ а
а
и и
ABOUT THE USE OF FOREIGN EXPERIENCE OF COOPERATION BETWEEN £
TERRITORIAL AUTHORITIES AND POLICE FORCES ¡3
Аннотация. В статье рассматривается зарубежный опыт сотрудничества тер- Ц
риториальных органов государственной власти и полицейских формирований в сфере пра- Ц
воохраны. Акцентируется внимание на том, что своеобразие государственного устройст- Ц
ва не позволяет просто переложить имеющийся зарубежный опыт на российскую дейст- «
вительность и предполагает как теоретическую, так и практическую его адаптацию к со- ©
временным условиям. Делается вывод о том, что использование позитивного мирового §
опыта деятельности полиции зарубежных стран должно способствовать поиску путей | повышения эффективности деятельности органов внутренних дел России.
Ключевые слова и словосочетания: сотрудничество, взаимодействие территориальных органов государственной власти и полицейских формирований зарубежных стран, ф
органов государственной власти и органов внутренних дел. §
?
Annotation. The article examines the international experience of territorial organs
cooperation ofpublic authorities and police forces in the area of law enforcement. The atten- ^
tion is drawn to the fact that the uniqueness of the state system does not allow to shift the ex- |
isting foreign experience to the Russian reality and involves both theoretical and practical its §
adaptation to the modern conditions. It is concluded that the use of positive world experience eq
of police activity of foreign countries should contribute to finding the ways of improving the effectiveness of law-enforcement bodies of Russia.
Keywords and phrases: cooperation, interaction of territorial bodies of state authority and police forces of foreign countries, public authorities and law enforcement bodies.
На стадии поиска путей дальнейшего развития наше государство предпринимает шаги по усовершенствованию и внедрению в жизнь ряда демократических институтов, в том числе по организации сотрудничества органов государственной власти и органов внутренних дел. Однако своеобразие государственного устройства не позволяет просто переложить имеющийся зарубежный опыт на российскую действительность и предполагает как теоретическую, так и практическую его адаптацию к современным условиям [1, с. 193].
Верным, на наш взгляд, является мнение А.М. Кононова о том, что «...вряд ли следует ожидать коренного улучшения состояния правоохранитель-^ ной деятельности от формальной децен-^ трализации системы органов внутренних дел» [2, с. 46]. Для правильного по-^ нимания сущности и кардинальных § тенденций развития важнейших инсти-и тутов государства, в частности, его пра-^ воохранительных органов, необходим § творческий поиск в иной плоскости, на-^ правленный на изучение организацион-I но правовых основ, стратегии и тактики § полицейской деятельности за рубежом [3, с. 3]. Использование позитивного
и
Ц мирового опыта деятельности полиции § зарубежных стран должно способство-§ вать поиску путей повышения эффек-^ тивности органов внутренних дел Рос-Ль сии, наталкивать отечественных ученых ^ на интересные идеи по их преобразова-ф нию и дальнейшему функционирова-§ нию.
^ Проблема изучения передового
^ опыта управления правоохранительны-^ ми органами, в том числе и организации Ц взаимодействия территориальных орга-1| нов государственной власти и полицейских формирований, в развитых зару-
бежных странах, гораздо дальше продвинувшихся в деле реализации социализированной модели правоохранительной деятельности, приобретает в современных условиях исключительное значение [4, с. 16].
Отсутствие практики деятельности в условиях демократического общества часто приводит к тому, что решение организационных проблем осуществляется либо в угоду политике, либо путем механического использования зарубежного опыта, либо методом проб и ошибок [5, с. 3].
Особенности российской политической и экономической обстановки, иные исторические традиции и менталитет населения, географические размеры требуют самостоятельного подхода к построению полицейской системы нашего государства [6, с. 4].
Несомненно, что при этом полностью должны быть исключены попытки механического заимствования и бездумного копирования зарубежных моделей как «наиболее подходящих схем» взаимодействия территориальных органов государственной власти и органов охраны правопорядка. К этой проблеме следует подходить творчески. Как верно отметил Н. Г. Хижняков, «внимательно изучая и внедряя опыт зарубежных стран, необходимо обязательно учитывать особенности, присущие нашей стране» [7, с. 34], так как «пренебрежение теоретическим осмыслением деятельности, механическое перенесение правовых, организационных, тактических и кадровых форм и методов работы, некритическое заимствование зарубежного опыта способствуют росту негативных проявлений в сфере правопорядка» [8, с. 388]. Как следствие, формальное копирование и использование зарубежных моделей взаимоот-
ношений территориальных органов государственной власти и органов правопорядка, сформировавшихся в соответствии со своими историческими традициями, носит ограниченный характер и существующие в других странах организационные схемы в России, как правило, не приживаются.
Необходимо отметить, что исследований, прямо посвященных данной проблематике, нет. До начала 70-х гг. ХХ в. опыт полицейской деятельности практически не изучался. Лишь в 1990 гг. процесс реформирования отечественных правоохранительных органов потребовал разнообразных знаний в сфере зарубежной полицеистики, причем приоритет в исследованиях отдавался США, ФРГ, Франции, Великобритании, другим странам Западной Европы, Японии.
Заметим, однако, что и в более поздних публикациях вопросам взаимодействия территориальных органов государственной власти и полицейских формирований зарубежных стран, а также места и роли полиции в системе органов государства и местного самоуправления внимания уделялось крайне мало. Общая совокупность исследований, использующих зарубежный опыт полицейской деятельности, в начале 2000 годов была направлена на вопросы перспектив создания в России муниципальной милиции, чуть позже анализировались вопросы профилактической деятельности полицейских формирований, хотя и отечественного опыта в данном направлении предостаточно. Понятно, что это лишь часть существующей проблемы поиска путей совершенствования деятельности органов внутренних дел нашей страны.
Как показывает практика, преступность растет большими темпами не только в силу недостатков в работе органов по предотвращению преступности, но и в силу неэффективного сотрудничества между различными органами, в том числе и между территори-
альными органами государственной власти и правоохранительными структурами. В этих условиях власти государств и общественность вынуждены были признать, что ни правительство, ни полиция в одиночку не могут справиться с преступностью, в то время как возросла потребность в обеспечении личной безопасности граждан [9, с. 4]. Вследствие чего возникла объективная необходимость как за рубежом, так и в нашей стране в разработке эффективного механизма взаимодействия соответствующих органов в сфере правопорядка.
Объективная оценка современного построения и функционирования полицейских сил за рубежом, организации зарубежных механизмов взаимодействия всех субъектов правоохраны, в том числе территориальных органов государственной власти и правоохранительных структур, краткий ретроспективный анализ динамики их развития, по нашему мнению, позволит выстроить некоторые аналогии с процессом развития отечественных органов внутренних дел и по- ^ может выработке конкретных рекомендаций при организации взаимодействия ^ органов государственной власти субъ- а ектов Российской Федерации и органов у внутренних дел регионального уровня. ^ Организационное построение ор- саганов полиции зарубежных государств, ^ распределение функций и полномочий § между различными уровнями управле- § ния зависят от сложившихся в каждой § конкретной стране форм государствен- « ного устройства и степени централиза- ® ции органов управления [10, с. 4]. §
С точки зрения формы управле- ^ ния зарубежные полицейские системы ^ подразделяются на централизованные, ц полуцентрализованные и децентрализо- о ванные [11, с. 5]. §
Первые находятся под контролем ^ правительств, определяют общую стратегию, формы и методы деятельности ^ полиции, корректируют взаимоотноше- | ния полиции с другими государствен- § ными органами. Руководство централи- сд
зованными органами полиции составляет неотъемлемую часть функционирования государственных структур. В большинстве зарубежных стран оно осуществляется специальными министерствами. Централизованная система полиции существует во Франции, Италии, Швеции, Дании и ряде других стран.
Полномочия общегосударственных органов полицейского управления в отношении территориальных полицейских формирований ограничены контролем за назначением руководящих должностных лиц, установлением системы информации и связи, определением общих правил несения службы, системой финансирования и другими организационными вопросами в полуцентрализованных полицейских системах. В остальном территориальные формирования либо самостоятельны, либо подчиняются местным органам управления. К таким системам относятся полиции Великобритании, ФРГ, Нидер-^ ландов, Японии и некоторых других государств.
^ Децентрализованная система
Л управления полицией характеризуется и незначительной зависимостью от центральных органов власти. Подобная § система присуща США.
^ Формы и методы взаимодействия а
§ полиции с властными структурами и
^ общественными институтами напрямую
Ц зависят и от государственного устрой-
| ства [12, с. 285].
Так, инструментом всесторонне-
§ го контроля над обществом, крайне ми-
^ литаризованным и централизованным
^ аппаратом является полиция в автори-
^ тарных и тоталитарных государствах.
о Руководство ею осуществляется исклю-
§ чительно из центра, поэтому связь по-
^ лиции с территориальными органами управления носит, как правило, одно-
^ сторонний, формальный характер. Ис-
| ключен и общественный контроль за
§ деятельностью полиции. В борьбе с
сц преступностью полиция имеет впечат-
ляющие успехи, но массовые репрессии, применяемые в отношении всех, кто хоть чем-то не угоден правящему режиму, а не только уголовного элемента, зачастую являются причиной антиполицейских настроений у значительной части населения государств с тоталитарным режимом.
Полиция в современных демократических государствах рассматривается как специфический правоохранительный институт, наделенный правом применять установленные законом методы принуждения для осуществления некоторых ограничений и регулирования поведения отдельных граждан ради сохранения публичного порядка, общественного спокойствия и социального мира. Социальный рейтинг полиции достаточно высок даже на фоне весьма низкой раскрываемости преступлений, а иногда даже неспособности органов правопорядка должным образом противостоять организованной преступности и коррупции. Но такое положение считается вполне приемлемым. В общественном сознании наций, которые сделали демократический выбор, доверие к правоохранительной системе складывается не только из уверенности, что полиция делает все возможное в сложившейся ситуации, но и из неприятия как таковых радикальных методов снятия криминальной напряженности, связанных с массовыми ограничениями прав и свобод личности.
Необходимо отметить, что принципы работы полиции здесь складывались и развивались в обстановке экономического и политического плюрализма, особого внимания к обеспечению прав личности и применения консенсуса как превалирующего метода разрешения социальных конфликтов. При этом порядок осуществления государственной власти долго отлаживался таким образом, чтобы исключить использование правоохранительных органов вне их прямого назначения [13, с. 311].
Еще одной характерной чертой для развитых демократических стран, в которых социально-экономическая и политическая обстановка стабильны, а финансовые возможности достаточны, является широкое участие в управлении силами охраны правопорядка региональных и местных властей.
Анализ зарубежной литературы по вопросам правоохраны позволяет сделать вывод, что в демократических странах уровень правонарушений в целом выше, чем в государствах с тоталитарными и авторитарными режимами. Правоохранительная система не может побороть растущую катастрофическими темпами преступность. Исходя из этого, становится очевидным, что задача обеспечения «контроля над преступностью» не может решаться только полицией. Зарубежные эксперты стран Европы и Северной Америки считают, что социальной профилактике преступности должна соответствовать социальная политика государства в следующих сферах:
городская инфраструктура и среда; здравоохранение; семейная сфера; образование; положение молодежи; трудовая занятость населения [14, с. 11]. Из вышесказанного следует, что государство должно приложить все усилия по устранению наиболее серьезных криминогенных факторов путем осуществления ряда реформ в социальной, экономической и других сферах.
Изучение опыта зарубежных государств свидетельствует о том, что наиболее распространенным подходом к построению полицейской системы является проецирование на нее принятой в данной стране системы организации власти управления [2, с. 47]. Поэтому, не возникает сомнений в том, что вследствие несовершенства системы организации власти в нашей стране вопросы построения органов внутренних дел, их взаимодействие с органами государственной власти требуют дальнейшего усовершенствования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кибирев А. Л. Обеспечение действенного гражданского контроля деятельности органов внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России. Теория и практика управления органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России: Сборник статей. М.: Академия управления МВД России, 2003.
2. Кононов А. М. О разграничении полномочий государства и местного самоуправления в области охраны общественного порядка: Теория и практика управления органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России: Сб. ст. М.: Академия управления МВД России, 2003.
3. Губанов А. В. Полиция зарубежных стран: Организационно-правовые основы, стратегия и тактика деятельности. М., 1999.
4. Боков А. В. Современное состояние и основные направления совершенствования системы управления органами внутренних дел в условиях реформирования // Теория и практики управления органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России: Сборник статей. М.: Академия управления МВД России, 2003.
5. Захватов И. Ю. Сочетание отраслевого и территориального управления органами внутренних дел: монография. М.: Академия управления МВД России, 2006.
6. Кулешов Р. В. Полицейская система Австрии: монография. М.: ВНИИ МВД России,
2004.
7. Хижняков Н. Г. Милиция в системе исполнительной власти Российской Федерации (теоретические и организационно-правовые аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.
<4
а а
и
и $
Э"
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и ?
а £
а «
X « X
8. Государственная система профилактики правонарушений: современное состояние и перспективы развития: материалы межведомственной научно-практической конференции (31 октября 2007 г.). М.: ВНИИ МВД России, 2008.
9. Участие полиции зарубежных стран в профилактике преступности. М.: ВНИИ МВД России, 2007.
10. Князев В. В., Сазонова Н. И., Жмыхов А. А., Заморина Т. Ю. Полицейские системы зарубежных государств. М.: ВНИИ МВД России, 2004.
11. Балтовский А. А. Организация деятельности полиции зарубежных стран: учебное пособие. Саратов, 2007.
12. Хадисов Г. Х. Использование опыта распределения компетенции американской полиции в условиях реформирования МВД России. Теория и практика управления органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России: сборник статей. М.: Академия управления МВД России, 2003.
13. Щеглов А. В. Актуальные проблемы управления полицией в демократическом обществе (из опыта функционирования полицейских систем США и стран Западной Европы. Теория и практика управления органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России: сборник статей. М.: Академия управления МВД России, 2003.
14. Участие полиции зарубежных стран в профилактике преступности. М.: ВНИИ МВД России, 2007.
© Петрова О. В.
УДК 351 743 А. В. МОРИН, доцент кафедры административ-
но-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)
>
^ A. V. МORIN, an assistant professor of the Chair of
^ Administrative Law Disciplines of Ufa Law Institute
5 of the Interior Ministry of Russia, Candidate of Law
a (Ufa) s
I ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ИНСТРУКТАЖА НАРЯДОВ ПАТРУЛЬНО-
^ ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ ДЛЯ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ ВО
Й ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДОБРОВОЛЬНЫМИ НАРОДНЫМИ ДРУЖИНАМИ И
« ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ
I НАПРАВЛЕННОСТИ
§ THE PECULIARITIES OF TRAINING AND COACHING OF GUARD DUTIES OF
§ PATROL AND INSPECTION SERVICE IN COOPERATING WITH VOLUNTARY
§ NATIONAL TEAMS AND ASSOCIATIONS OF LAW ENFORCEMENT
§ ORIENTATION
¥
Ль Аннотация. Статья посвящена некоторым особенностям подготовки и инст-^ руктажа нарядов патрульно-постовой службы полиции (ППСП) для несения ими
о
0 «
1
службы во взаимодействии с добровольными народными дружинами и общественными объединениями правоохранительной направленности. Автор обращает внимание на основные направления деятельности общественных объединений правоохранительной ^ направленности и добровольных народных дружин, их взаимодействие с сотрудниками ^ полиции.
Ц Ключевые слова: инструктаж нарядов, общественные объединения правоохра-
§ нительной направленности, добровольные народные дружины, охрана общественного порядка.