• 7universum.com
UNIVERSUM:
ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОЛИЦИИ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ОХРАНЫ
ПРАВОПОРЯДКА В УКРАИНЕ
Грибов Михаил Леонидович
канд. юрид. наук, доцент Национальной академии внутренних дел,
Украина, г. Киев E-mail: [email protected]
INTERNATIONAL POLICE UNDERCOVER EXPERIENCE AS A PART OF THE LAW ENFORCEMENT SECURITY SERVICE REFORM IN UKRAINE
Mykhailo Gribov
candidate of juridical sciences, associate professor of National Academy of Internal Affairs, Ukraine, Ryiv
АННОТАЦИЯ
В статье исследуется опыт разведывательной работы полиции зарубежных государств; определяется целесообразность и пути его использования в Украине в контексте реформирования органов охраны правопорядка.
ABSTRACT
The article includes a research of the foreign police undercover operations; it defines its rationale and ways of utilizing it in Ukraine as a part of the Law Enforcement Security Service reform in Ukraine.
Ключевые слова: полицейская разведка, оперативно-разыскные
мероприятия, органы охраны правопорядка.
Грибов М.Л. Международный опыт разведывательной работы полиции в контексте реформирования органов охраны правопорядка в Украине //
Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2014. № 2 (3) . URL: http://www.7universum.com/ru/economy/archive/item/928
Keywords: police secret service, intelligence & search operations, law enforcement security service.
Важной методологической составляющей научного поиска эффективных путей формирования в Украине гражданского общества, построения социального правового государства является исследование правотворческой, правоохранительной и правореализационной деятельности различных субъектов [13, с. 271], среди которых особого внимания заслуживают органы, ведущие борьбу с преступностью, защищающие граждан и государство от противоправных посягательств. Ведь от юридического и фактического содержания их деятельности зависят результаты реализации доктринальных теоретических положений по обеспечению прав человека [18], верховенства права [9; 25] и правового порядка в Украине [16]. Исследования этого содержания являются многоуровневыми и ведутся представителями различных отраслей юридической науки. На общетеоретическом уровне изучены признаки, принципы, структура, цели, задачи, методы, средства, стадии, формы, результаты, а также соотношение и критерии разграничения юридической, правоприменительной, правоохранительной, полицейской деятельности [6—8; 11; 24; 27]. В рамках философии и теории права, наук уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности исследованы содержание и взаимосвязь деятельности следственных и оперативных подразделений правоохранительных органов [1; 4; 17; 21; 29; 31]. К изучению конкретных направлений деятельности органов внутренних дел (ОВД), Службы безопасности и прокуратуры Украины присоединяются и представители других научных юридических специальностей (административное право и процесс, информационное право; судоустройство, прокуратура и адвокатура; обеспечение государственной безопасности Украины). Вместе с тем некоторые аспекты деятельности правоохранительных органов Украины остаются малоизученными.
Анализ научных и практических источников [2; 3; 14; 15; 19; 20; 26; 28; 30] свидетельствует, что одной из задач, возложенных на полицию многих государств, является проведение разведывательной работы, т. е. тайного сбора информации про угрозы общественной безопасности, правопорядку, про причины и условия совершения конкретных видов уголовных
правонарушений, тенденций развития организованной преступности, наркобизнеса, а также про отдельных лиц и факты, которые связаны с совершением преступлений. Однако в Украине сегодня отсутствуют теоретико-правовые основы системы полицейской разведки.
Целью данной статьи является обобщение международного опыта полицейской разведки и определение целесообразности и путей его
использования в Украине.
Сегодня в нормативно-правовых актах, которые регламентируют деятельность украинской милиции, термин «разведка» стараются
не употреблять. Это связано с тем, что Закон «Про разведывательные органы Украины» не относит к таким органы внутренних дел. Исходя из значения слова «разведка», понимания данного термина в теории оперативно-розыскной деятельности, отдельных прецедентов его употребления в ведомственных актах МВД Украины и законотворческой деятельности, анализа норм Закона Украины «Про оперативно-розыскную деятельность», была обоснована несостоятельность такого подхода [5].
Термин «разведывательная работа» полиции (милиции) заслуживает внедрения в правотворческую деятельность не только по указанным причинам, но и с позиций международного опыта.
Изучение доступных источников свидетельствует, что подразделения полицейской разведки действуют во многих государствах мира, в частности, тех, которые имеют устоявшиеся демократические традиции: Великобритания [2, с. 103; 14; 20, с. 23], Израиль [28, с. 13], Германия, Нидерланды [30], США [2, с. 97—106], Франция [20, с. 25]. Обобщение информации изученных источников дает основания для выводов, что заданием
деятельности этих подразделений является негласное получение и анализ информации, необходимой для борьбы с криминальными угрозами государству и обществу (в частности, с экономической, организованной преступностью, наркобизнесом, терроризмом). Эту информацию получают как с использованием негласных методов — через сеть тайных информаторов, внедрение штатных сотрудников полиции в криминальную среду под прикрытием, так и из открытых источников (правоохранительный мониторинг сети Интернет, статистические данные, сообщения в средствах массовой информации и т. п.). Анализ информации осуществляют комплексно, используя имеющиеся архивные материалы, картотеки, полицейские базы данных и информационно-поисковые системы. Результаты работы, в зависимости от содержания добытых сведений и полученных выводов, используют для информирования руководства соответствующих подразделений полиции (с целью принятия ими тактических и стратегических решений по организации борьбы с преступностью), а также центральных органов власти (для эффективного государственного управления в сфере обеспечения правопорядка и общественной безопасности). Разведывательные службы полиции в основном не могут принимать самостоятельных решений по ходу уголовных расследований, не имеют процессуальных полномочий.
Комплексный анализ имеющейся информации о разведывательных службах полиции Америки и Европы [2; 3; 14; 15; 19; 20; 30] дает основания предполагать, что в своей деятельности они не могут не пользоваться скрытым визуальным наблюдением, специальными техническими мероприятиями по получению информации, легендированным общением. Полицейская разведка работает как единый механизм, с единым руководством, используя в своей деятельности общие информационные ресурсы.
В Украине разные направления разведывательной работы ОВД (скрытое визуальное наблюдение, легендированное общение, оперативно-технические мероприятия и соответствующие им негласные следственные (розыскные) действия) осуществляются разными узкоспециализированными службами
по поручениям органов досудебного расследования и оперативно-розыскных подразделений [10]. Аналитическая разведка и операции по внедрению в преступную среду входят в компетенцию подразделений по борьбе с организованной преступностью [22; 23]. Правовое регулирование деятельности указанных выше подразделений должным образом не сбалансировано. Некоторые функции по негласному получению нужной информации дублируются или исполняются НЕ в полном объёме по причине недостаточной регламентации. Одни разведывательные подразделения не имеют прямого доступа к информации других, не могут должным образом использовать их базы данных. Все это приводит к низкой эффективности разведывательной работы и, соответственно, обусловливает необходимость ее реформирования, одним из путей которого может стать создание объединенной разведывательной службы полиции (милиции), в функции которой входил бы активный поиск соответствующей первичной информации в социальном (реальном и виртуальном) пространстве, проведения аналитической разведки, скрытого визуального наблюдения, легендированного общения и специальных технических мероприятий по получению информации. Для эффективного функционирования такие подразделения должны действовать в условиях строгой конспирации.
Указанные реформы было бы ошибочно проводить, ориентируясь только на опыт стран Америки и Европы. Именно так произошло с введением нового Уголовного процессуального кодекса Украины, нормы которого, часто без достаточного обоснования, были имплементированы из законодательства западных государств. В результате, вместе с признанием значительных положительных сдвигов в сфере обеспечения прав и свобод человека, ученые и практики критикуют различные нормы УПК как не обеспечивающие последовательной и сбалансированной защиты граждан, общества и государства от уголовных правонарушений, быстрого, полного и беспристрастного расследования и судебного разбирательства с тем, чтобы каждый, кто совершил преступление, был привлечен к ответственности
в меру своей вины. В связи с изложенным целесообразно было бы изучить опыт полицейской разведки самостоятельных государств, образованных
на территории бывшего СССР, поскольку специализированные оперативнорозыскные подразделения МВД Украины имеют общую историю с соответствующими спецслужбами полиции (милиции) Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Молдовы, России и других стран. Однако официальных открытых данных о развитии специализированных
подразделений этих стран после распада Советского Союза нет, что, очевидно, связано с отнесением соответствующих сведений к категории государственной тайны. Несомненно, данные про структуру и функции полицейской разведки также доступны не в полном объеме.
Таким образом, использование имеющегося зарубежного опыта необходимо сочетать с глубоким системным анализом собственной истории, традиций организации деятельности правоохранительных органов, результатов и перспектив их реформирования, а также других факторов социальной и политико-правовой реальности. Так, необходимым условием внедрения предложенных нами новаций является учет концептуальных основ модернизации правоохранительной деятельности и совершенствования
системы органов охраны правопорядка в Украине, в частности, ОВД. Сегодня существуют различные подходы к формированию таких основ. Опираясь на критический анализ и обобщение результатов научных исследований, а также правотворчества компетентных субъектов, В.В. Коваленко предложил наиболее перспективные направления модернизации ОВД в Украине. В частности, это:
• трансформация МВД Украины в главный центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере защиты прав и свобод человека и общества от преступных посягательств, охраны правопорядка, противодействия нелегальной миграции и в других сферах, определенных Президентом Украины, проведение которой возложено на Кабинет Министров Украины;
• расширение предметной компетенции и системы ОВД, что предполагает не только переименование милиции в полицию (национальную полицию), но и разграничение функций органов внутренних дел в сфере обеспечения охраны правопорядка. Кроме полиции, к сфере координации МВД Украины должны принадлежать такие центральные органы исполнительной власти, как Государственная пограничная служба; Государственная миграционная служба; Государственная служба внутреннего правопорядка; Государственная спасательная служба.
Сама же полиция подлежит организационно-структурной дифференциации в соответствии с главными задачами, функциями и сферами деятельности. В частности, речь идет о перспективности выделения в составе национальной полиции уголовной полиции, полиции и гражданской безопасности, финансовой полиции, транспортной полиции и специальной полиции, а в перспективе и создание государственного следственного комитета. Соответствующие службы полиции в организационно-правовом формате могут выступать как самостоятельными центральными органами исполнительной власти, так и самостоятельными подразделениями в составе национальной полиции (Государственной службы полиции) как единого центрального органа исполнительной власти в сфере направления и координации Министра внутренних дел Украины [12].
В контексте обозначенных направлений реформирования органов охраны правопорядка требуют решения вопросы системы и подчинения, объединенной разведывательной структуры МВД Украины. Безусловно, что потребность в профессиональном негласном получении оперативно-розыскной и уголовнопроцессуальной информации (путем разведывательного поиска, визуального наблюдения, легендированного общения, оперативно-технических мероприятий и аналитической разведки) будут иметь все следственные и оперативные подразделения, созданные в составе центральных органов исполнительной власти в сфере координации МВД Украины и в составе подразделений национальной полиции (Государственной службы полиции) —
уголовной, финансовой, транспортной, специальной, а также государственного следственного комитета. Создание отдельных разведывательных служб в структуре каждого из таких органов (их подразделений) требует отдельного материально-технического обеспечения, системы отбора и профессиональной подготовки кадров, их социальной защиты, обеспечения конспирации. При этом неизбежно появятся проблемы обмена информацией между различными разведывательными подразделениями ОВД с целью осуществления тактического и стратегического оперативно-разыскного прогнозирования, аналитической разведки, эффективной организации и тактики проведения конкретных оперативно-разыскных мероприятий и негласных следственных (розыскных) действий. Поэтому с организационной и экономической точки зрения в системе ОВД рационально создать именно единую разведывательную структуру, которая бы обслуживала все направления борьбы с преступностью.
Во избежание двойного подчинения и предотвращения соответствующих злоупотреблений, она должна быть подотчетна и подконтрольна непосредственно министру внутренних дел Украины. Как справедливо отмечают В.Г. Пилипчук, Г.А. Будаков и В.М. Гирыч, повышенный риск и тайный характер оперативной деятельности спецслужб предопределяют и специфику управления ею, требующих специальной управленческой подсистемы [20, с. 4].
Структура службы разведки полиции должна включать не только центральный аппарат, но и региональные подразделения. Поэтому нам импонирует подход к организации получения оперативно-розыскной информации, предложенный В.В. Шендриком, который считает целесообразным создание подразделений криминальной разведки для обслуживания конкретного региона [30]. При этом, формируя региональные подразделения, необходимо учитывать всю совокупность факторов, влияющих на объем будущей работы. К ним, в частности, можем отнести: количество и плотность населения обслуживаемой территории,
его занятость, количество и географическое положение крупных и средних городов; уровень, динамику и структуру преступности, особенности правового регулирования и структуры местных органов охраны правопорядка.
Выводы. Зарубежный опыт разведывательной работы полиции сегодня доступен не в полном объеме. Однако обобщение имеющейся информации, результаты изучения концептуальных основ модернизации правоохранительной деятельности и совершенствования системы органов охраны правопорядка в Украине, а также анализа истории и современного состояния разведывательной работы ОВД свидетельствуют о целесообразности создания объединенной полицейской разведывательной службы с отдельной системой управления и финансирования. При этом важна концентрация всего имеющегося потенциала (кадрового, научного, технического, технологического) с целью обеспечить высокую эффективность разведывательной деятельности. Нецелесообразно создавать отдельные специализированные разведывательные подразделения по разным направлением борьбы с преступностью: аппараты разведки должны
обеспечивать оперативно-розыскную деятельность всех гласных оперативных подразделений, а также следствия. Структура разведывательной службы полиции должна включать центральный аппарат и региональные подразделения, которые формируются исходя из социально-географических, криминологических и юридических факторов.
Список литературы:
1. Елинский В.И. Основы методологии теории оперативно-розыскной деятельности: [моногр.] / Елинский В.И. — М.: Изд. Шумилова И.И., 2001. — 228 с.
2. Смирнов М.П. Оперативно-розыскная деятельность полиции зарубежных стран. — М.: Центр юридической лит. «Щит», 2001. — 240 с.
3. Сурков К.В. Принципы полицейской разведки / Сурков К.В. — СПб., 1995. — 135 с.
4. Шматов М.А. Теория оперативно-розыскной деятельности в системе уголовно-правовых наук / Шматов М.А. — Волгоград: Волгоград. акад. МВД России, 2001. — 228 с.
5. Грібов М.Л. Розвідувальні заходи органів внутрішніх справ: сутність та питання застосування в боротьбі з організованою злочинністю / М.Л. Грібов // Боротьба з організованою злочинністю і корупцією (теорія і практика). — 2009. — № 20.— с. 26—33.
6. Гусарєв С.Д. Юридична діяльність: методологічні та теоретичні
аспекти: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня доктора юрид. наук: спец. 12.00.01 «Теорія та історія держави і права; історія політичних і правових учень» / С.Д. Гусарєв. — К., 2007. — 35 с.
7. Дубінчак В.М. Правоохоронна діяльність: сутність, суб’єкти, засоби
забезпечення (теоретико-правовий аспект) : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.01 «Теорія та історія держави і права; історія політичних і правових учень» / В.М. Дубінчак. — К., 2010. — 20 с.
8. Дума В.В. Правозастовча діяльність та форми її здійснення: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук : спец. 12.00.01 «Теорія та історія держави і права; історія політичних і правових учень» / В.В. Дума. — К., 2010. — 20 с.
9. Заєць А. Концепції правової держави і верховенства права в українській правовій доктрині / А. Заєць // Право України. — 2013. — № 9. — с. 243—269.
10. Інструкція про організацію проведення негласних слідчих (розшукових) дій та використання їх результатів у кримінальному провадженні: затв. спільним наказом ГП України, МВС України, СБ України, Адміністрації ДПС України, М-ва фінансів України, М-ва юстиції України від 16 листоп. 2012 р. № 114/1042/516/1199/936/1687/5.
11. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность / В.Н. Карташов; под ред. Н.И. Матузова. — Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1989. — 219 с.
12. Коваленко В. Концептуальні засади модернізації правоохоронної діяльності та вдосконалення системи органів охорони правопорядку в Україні / В. Коваленко // Право України. — 2013. — № 3—4. — с. 356—363.
13. Колодій А. Громадянське суспільство: доктрина та вітчизняна практика / А. Колодій // Право України. — 2013. — № 9. — с. 270—288.
14. Кондратьєв Я.Ю. Національна кримінальна розвідувальна служба. Досвід роботи правоохоронних органів Великобританії: лекція / Я.Ю. Кондратьєв, А.І. Пясецький, П.Я. Кондратьєв. — К.: Нац. акад. внутр. справ України, 2000. — 30 с.
15. Кондратьєв Я.Ю. Організація і порядок проведення секретних операцій спеціальними агентами проти організованої злочинності в США: [посіб]. / [Я.Ю. Кондратьєв, Д.Й. Никифорчук, А.І. Пясецький]. — К., 2004. — 59 с.
16. Крижановський А. Доктрина правового порядку в Україні: генезис, сучасний стан і перспективи / А. Крижановський // Право України. — 2013. — № 9. — с. 229—241.
17. Кузьмічов В.С. Слідча діяльність: характеристика та напрямки
удосконалення: [моногр.] / В.С. Кузьмічов, Ю.М. Чорноус. — К.:
НІЧЛАВА, 2005. — 448 с.
18. Оніщенко Н. До питання про розвиток доктрини прав людини в Україні (роки незалежності) / Н. Оніщенко // Право України. — 2013. — № 9. — с. 176—193.
19. Перепилиця М.М. Провадження оперативно-розшукових заходів у Великій Британії, Росії, США та Україні : [моногр.] / М.М. Перепилиця, О.В. Манжай. — Х.: Вид-во КП Друкарня № 13, 2008. — 248 с.
20. Пилипчук В.Г. Система організації управління і правового забезпечення діяльності спецслужб (досвід країн Європейського Союзу та Північної Америки): аналіт. доп. / В.Г. Пилипчук, М.О. Будаков, В.М. Гірич. — К.: НІСД, 2012. — 56 с.
21. Погорецький М.А. Функціональне призначення оперативно-розшукової діяльності у кримінальному процесі: [моногр.] / Погорецький М.А. — Х.: Арсіс, ЛТД, 2007. — 576 с.
22. Положення про інформаційно-пошукову систему «Скорпіон» Головного управління по боротьбі з організованою злочинністю МВС України, затв. Наказом МВС України від 24.09.2012 № 825.
23. Про організаційно-правові основи боротьби з організованою злочинністю: Закон України // Офіційний веб-сайт Верховної Ради України/ [Электронный ресурс]. — Режим доступу: http://zakon1.rada.gov.ua. (дата обращения 08.01.2014)
24. Проневич О.С. Поліцейська діяльність як вид державно-управлінської діяльності / О.С. Проневич // Форум права. — 2009. — № 2. — с. 350—356. / [Электронный ресурс] — Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua. (дата обращения 08.01.2014).
25. Рабінович П. Верховенство права: доктринальні інтерпретації в Україні / П. Рабінович // Право України. — 2013. — № 9. — с. 162—175.
26. Работа полиции. Системы полицейской информации и разведки: пособие по оценке систем уголовного правосудия / ООН. — Нью-Йорк, 2010. — 38 с.
27. Фатхутдінов В.Г. Правоохоронна діяльність: природа, сутність, гуманізм (теоретико-правові та методологічні аспекти) : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.01 «Теорія та історія держави і права; історія політичних і правових учень» / В.Г. Фатхутдінов. — К., 2006. — 16 с.
28. Фільштейн В.Л. Організаційно-правові засади діяльності національної поліції держави Ізраїль (порівняльно-правовий аналіз): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.07 / Фільштейн Володимир Леонідович. — К., 2009. — 225 с.
29. Шапірко П.М. Правове регулювання оперативно-розшукової діяльності
в Україні: загальнотеоретичне дослідження : автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук : спец. 12.00.01 «Теорія та історія держави і права; історія політичних і правових учень» / П.М. Шапірко. — О., 2013 — 20 с.
30. Шендрик В.В. Міжнародний досвід використання підрозділів поліції
для отримання оперативно-розшукової інформації / В.В. Шендрик // Право і Безпека. — 2009. — № 1. — с. 24—29.
31. Ященко В.А. Філософсько-правові засади оперативно-розшукової
діяльності: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня доктора юрид. наук: спец. 12.00.12 «Філософія права» / В.А. Ященко. — К., 2005. — 31 с.
32. Ященко В.А. Філософсько-правові засади оперативно-розшукової
діяльності: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня доктора юрид. наук: спец. 12.00.12 «Філософія права» / В.А. Ященко. — К., 2005. — 31 с.