Научная статья на тему 'Об использовании результатов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку на уроках русского языка в общеобразовательных школах республики Тыва'

Об использовании результатов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку на уроках русского языка в общеобразовательных школах республики Тыва Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / STATE FINAL CERTIFICATION / ЕГЭ / EGE / ОГЭ / РУССКИЙ ЯЗЫК / RUSSIAN LANGUAGE / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / РЕЗУЛЬТАТ / RESULT / OGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иргит Ольга Ойдуповна

В статье рассматриваются вопросы использования результатов государственной итоговой аттестации по русскому языку в работе учителя. Автор дает данные сопоставительного анализа результатов ЕГЭ по русскому языку за последние три года. А также указывает на основные ошибки учащихся при выполнении заданий ОГЭ и ЕГЭ, отмечая, что детальный анализ выполнения экзаменационных заданий ОГЭ и ЕГЭ поможет учителю увидеть просчеты в своей работе и, главное, определить эффективные методы и приемы в обучении русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON USE OF OGE AND EGE RESULTS ON RUSSIAN LANGUAGE AT RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF TYVA

The article deals with the use of the results of the state final attestation in the russian language in the teacher's work. The author gives data on the comparative analysis of the results of the Unified State Examination in the russian language over the past three years. And also points out the main mistakes of the students in the performance of the OGE and USE tasks, noting that a detailed analysis of the performance of the OGE and USE examination tasks will help the teacher to see the miscalculations in his work and, most importantly, to determine effective methods and techniques in teaching the Russian language.

Текст научной работы на тему «Об использовании результатов ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку на уроках русского языка в общеобразовательных школах республики Тыва»

УДК 372.8

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОГЭ И ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Иргит О.О.

Институт развития национальной школы, г. Кызыл

ON USE OF OGE AND EGE RESULTS ON RUSSIAN LANGUAGE AT RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF TYVA

Irgit O.O.

Institute of National School Development, Kyzyl

В статье рассматриваются вопросы использования результатов государственной итоговой аттестации по русскому языку в работе учителя. Автор дает данные сопоставительного анализа результатов ЕГЭ по русскому языку за последние три года. А также указывает на основные ошибки учащихся при выполнении заданий ОГЭ и ЕГЭ, отмечая, что детальный анализ выполнения экзаменационных заданий ОГЭ и ЕГЭ поможет учителю увидеть просчеты в своей работе и, главное, определить эффективные методы и приемы в обучении русскому языку.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация, ЕГЭ, ОГЭ, русский язык, диагностика, результат.

The article deals with the use of the results of the state final attestation in the russian language in the teacher's work. The author gives data on the comparative analysis of the results of the Unified State Examination in the russian language over the past three years. And also points out the main mistakes of the students in the performance of the OGE and USE tasks, noting that a detailed analysis of the performance of the OGE and USE examination tasks will help the teacher to see the miscalculations in his work and, most importantly, to determine effective methods and techniques in teaching the Russian language.

Key words: state final certification, EGE, OGE, russian language, diagnostics,

result.

Полученная информация о результатах сдачи экзаменов в ходе государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) выпускниками общеобразовательных организаций республики позволяет выявить сильные и слабые стороны обучения русскому языку как предмету, определить эффективные пути его обучения.

Результаты выполнения ЕГЭ по русскому языку в Республике Тыва за последние два - три года повысились. Об этом свидетельствуют данные, представленные ГБУ «Институт оценки качества образования» Республики Тыва:

Тувинский государственный университет

средний балл в 2017 году повысился на 7 баллов и составил 58 баллов, что выше по сравнению с 2015 г. (43,0) на 15 баллов и по сравнению с 2016 г. на 7 баллов (51).

Доля выпускников, не преодолевших минимальный порог, составила 4 процента, что ниже по сравнению с 2015 годом (6,1%) и выше на 3,5 процента по сравнению с 2016 годом (0,5%).

В 2017 г. по русскому языку от 60 - 69 б. получили 589 чел. (в 2016 г. - 523 чел.); от 70 - 89 б. - 496 чел. (в 2016 г. - 444 чел.), от 90 - 100 б.- 68 чел. (в 2016 г. -60 чел.) [4]. Как видим, из года в год идет улучшение результатов ЕГЭ по русскому языку.

Вместе с тем проблема повышения базовых знаний по русскому языку в школах республики остается актуальной. Об этом свидетельствует детальный анализ выполнения экзаменационных заданий ОГЭ и ЕГЭ за последние два года [1; 2; 3].

К сожалению, не многие учителя понимают важность детального анализа выполнения заданий первой части ЕГЭ и второй части ОГЭ. Проведенный сотрудниками лаборатории проблем преподавания русского языка Института развития национальной школы опрос в школах отдельных районов республики показал, что учителя в своей работе не учитывают результаты анализа статистических данных государственной итоговой аттестации: или не анализируют результаты ОГЭ и ЕГЭ, или, если и проводится анализ выполнения работ, то не умеют использовать полученные данные в образовательном процессе с целью повышения качества обучения русскому языку.

Использование сравнительного анализа выполнения заданий ОГЭ и ЕГЭ, проверяющих базовые знания по отдельным темам русского языка, поможет учителю увидеть просчеты в своей работе, использовать такие методы и приемы, которые помогут повысить эффективность обучения русскому языку.

Рассмотрим выполнение некоторых заданий участниками ОГЭ. Так, результаты ОГЭ 2017 года показывают, что только 54,7 процента 9-классников смогли правильно определить главные члены предложения. Правильное определение грамматической основы предложения важно при синтаксическом и пунктуационном разборе предложения, поскольку умение быстро находить главные члены предложения позволяет разобраться в смысле предложения, грамотно расставить знаки препинания, поскольку именно грамматическая основа является смысловым центром предложения. Изучение главных членов предложения начинается не только в 5 классе [5], но уже в начальной школе дети учатся выделять главные и второстепенные члены предложения.

При обучении выделения главных членов предложения важно помнить, какими частями речи может быть выражено подлежащее, сказуемое, по какому алгоритму необходимо искать грамматическую основу. Следует знать, как найти грамматическую основу предложения, чтобы потом точно анализировать предложения, правильно расставлять пунктуационные знаки.

Так, результаты выполнения ОГЭ и ЕГЭ в 2017 году показывают, что задание «Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения» правильно выполнили 60,8

процентов девятиклассников; подобное задание правильно выполнили только 44,8 процента 11-классников. Как видим, доля 11-классников, правильно выполнивших данное задание, не увеличилась, а наоборот, - уменьшилась.

Одним из сложных для выполнения 11-классников является задание на постановку знаков препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Подобное задание присутствует и в КИМах ОГЭ.

В 2017 году 66,3 процента участников ОГЭ правильно выполнили это задание; только 43,6 процента участников ЕГЭ справились с заданием. Как видим, к окончанию школы результат выполнения данного задания у 11-классников не повысился, а снизился.

Если учитель на протяжении нескольких лет фиксирует типичные ошибки учащихся при выполнении экзаменационных заданий за 9 и 11 классы, то сопоставление статистических материалов по годам позволяет ему получить представление о тенденциях роста или снижения сформированных у учащихся умений как в целом, так и по отдельным типам заданий. Кроме этого, сравнение результатов ОГЭ и ЕГЭ по отдельным темам учебного предмета уже должно подсказать учителю, что методика, которой пользуется учитель, эффективна или недостаточно эффективна.

Детальный анализ выполнения заданий государственной итоговой аттестации по русскому языку, сравнение результатов ОГЭ и ЕГЭ поможет учителю увидеть просчеты в своей работе на протяжении всех лет обучения школьников в 5-9 классах, составить рабочую программу по элективному курсу подготовки учащихся к ЕГЭ и, самое главное, - определить эффективные методы и приемы в обучении русскому языку.

Библиографический список

1. Иргит О.О., Артас Ю.В., Чоксум Ж.Э. Методические рекомендации для учителей русского языка по результатам выполнения ЕГЭ 2016 года. - Кызыл: ИРНШ, 2016.

2. Иргит О.О. Методические рекомендации по использованию результатов единого государственного экзамена 2017 года в Республике Тыва. - Кызыл: ИРНШ, 2017.

3. Иргит О.О., Ортеней Н.Ш., Артас Ю.В. Результаты государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена в Республике Тыва в 2017 году. Методические рекомендации. - Кызыл: ИРНШ, 2017.

4. Результаты государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Республике Тыва в 2017 году (сборник статистических материалов). - Кызыл: ИОКО, 2017.

5. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. М.: Просвещение, 2016. Bibliograficheskij spisok

1. Irgit O.O., Artas J.V., Choksum Z.J. Metodicheskije rekomendasctii dlja uchitelej russkogo jazyka po rezultatam vypolneniya EGE 2016 goda. - Kyzyl: IRNSh, 2016.

2. Irgit O.O. Metodicheskije rekomendasctii po ispolzovaniju rezultatov edinogo gosudarstvennogo ekzamena 2017goda v Rtspublike Tyva. - Kyzyl: IRNSh, 2017.

Тувинский государственный университет

3. Irgit O.O., Ortenej N.Sh., Artas J.V. Rezultaty gosudarstvennoj itogovoj attestasctii v forme osnovnogo gosudarstvennogo ekzamtna v Respublike Tyva v 2017 godu. Metodicheskije rekomendasctii. - Kyzyl: IRNSh, 2017.

4. Rezultaty gosudarstvennoy itogovoy attestasctii po obrazovatelnym programmam srednego obschego obrazovaniya v Respublike Tyva v 2017 godu (sbornik statisticheskih materialov). - Kyzyl: IRNSh, 2017.

5. Russkij jazyk. 5 klass. Ucheb. dlja obscheobraz/ uchrezdenij/ V 2 ch. Ch.1 / [T.A. Ladyzenskaja, M.T. Baranov, L.A. Trostensctova I dr.]. M.: Prosvesctenije, 2016.

Иргит Ольга Ойдуповна - заместитель директора ГБНУ Министерства образования и науки Республики Тыва «Институт развития национальной школы», и.о. заведующего лабораторией проблем преподавания русского языка, кандидат педагогических наук, E-mai: olga_irgit@mail.ru

Irgit Olga - Deputy Director of the State University of Education and Science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Tuva "Institute for the Development of the National School", acting. Head of the Laboratory of Problems of Teaching the Russian Language, Candidate of Pedagogical Sciences, E-mai: olga_irgit@mail.ru

УДК 37.371.3

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ С УЧЕТОМ ЯЗЫКОВОЙ СИТУАЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Шаалы А.С.

Институт развития национальной школы, г. Кызыл

FORMATION OF ETHNIC AND RUSSIAN CIVIL IDENTITY WITH THE ACCOUNT OF THE LANGUAGE SITUATION OF THE REPUBLIC OF TYVA

Shaaly A.S.

Institute of National School Development, Kyzyl

В статье рассматривается значимость языка образования в формировании этнической и общероссийской гражданской идентичности обучающихся с учетом языковой ситуации в Республике Тыва.

Ключевые слова: этническая идентичность, общероссийская гражданская идентичность, мультикультурное российское общество, современная языковая ситуация, двуязычная система образования, язык изучения, язык обучения, поликультурные школы, диалог культур

The article considers the significance of the language of education in the formation of ethnic and all-Russian civil identity of students taking into account the language situation in the Republic of Tyva.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.