Научная статья на тему 'Об использовании активных образовательных технологий в процессе обучения стереометрии'

Об использовании активных образовательных технологий в процессе обучения стереометрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигачева Наталья Александровна

В работе рассмотрен вопрос использования активных образовательных технологий в процессе обучения, показана возможность использования активных образовательных технологий в процессе обучения стереометрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об использовании активных образовательных технологий в процессе обучения стереометрии»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

• Выработать у студентов навыки использования полученных знаний в практической деятельности.

Учитывая такую особенность курса, появилась необходимость разработки и внедрения активных методов обучения, которые позволяют формировать и развивать творческие способности студентов. В результате у студентов должна вырабатываться заинтересованность к самостоятельной форме овладения новым материалом по данной дисциплине и тем самым появляется стремление к саморазвитию.

Студентам на занятиях предлагаются разработки всех учебных единиц: пособия, методические указания, тесты, тренажёры. В течение практического занятия преподаватель акцентирует внимание студентов на главные направления в самостоятельной работе. Чтобы студенты могли самостоятельно работать на практических занятиях, необходимо предусмотреть в методических указаниях примеры выполнения заданий, рассмотреть типовые задачи и на их основе сформировать умения решать нетиповые задачи.

В процессе самостоятельной работы студентов преподаватель должен управлять процессом получения и усвоения знаний студентами. Контроль знаний является количественной характеристикой степени усвоения изучаемого материала.

Контроль знаний студентов по дисциплине «Информатика и математика» проводится с использованием банка тестов, разработанных сотрудниками кафедры. Разработанные на кафедре тренажёры по всем темам курса помогают студентам в усвоении теоретического материала и в подготовке к контролю знаний. В процессе работы с тренажёрами студент учится находить необходимую информацию по конкретному вопросу. В результате у студентов вырабатывается навыки самостоятельной работы освоения теоретического материала по конкретной дисциплине и навыки поиска информации по определённому разделу.

Методика обучения студентов непрофильных специальностей по дисциплине «Информатика и математика» совершенствуется в течение нескольких лет, при этом особое внимание уделяется формированию навыков самостоятельной работы. На аудиторных занятиях преподаватель стимулирует и направляет самостоятельную работу студентов с учётом индивидуальных возможностей каждого из них.

Список использованной литературы:

1. Ахмедханлы Д.М., Ушмаева Н.В. КОНЦЕПЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ //В сборнике: Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2015. С. 47-49.

2. Панюкова ЕВ. ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ // В сборнике: НАУКА XXI ВЕКА: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ПЕРСПЕКТИВЫ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2014. С. 168-170.

3. Панюкова ЕВ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тольяттинский государственный университет. Тольятти, 2006.

© Егорова Э.В., 2016

УДК 37

Жигачева Наталья Александровна

канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «ОмГПУ», г. Омск, РФ

E-mail: [email protected]

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ

ОБУЧЕНИЯ СТЕРЕОМЕТРИИ

Аннотация

В работе рассмотрен вопрос использования активных образовательных технологий в процессе

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

обучения, показана возможность использования активных образовательных технологий в процессе обучения стереометрии.

Ключевые слова

Образовательные технологии, активное обучение, активные методы обучения, активные формы проведения занятий.

В русле деятельностного подхода основой учения является активная познавательная деятельность ученика, приводящая к формированию умений творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, умения и навыки. Переход на новые стандарты обуславливает необходимость нового подхода к организации обучения. Учитель должен уметь использовать современные образовательные технологии.

Образовательные технологии - система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средство диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий [1].

Активное обучение - представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательного комплексного, использования как дидактических, так и организационно-управленческих средств, широкое использование ими различных средств и методов активизации [2].

Активное обучение строится на основе использования активных методов и форм проведения занятий.

Активные методы обучения - 1) совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и преподавателя в процессе обучения, 2) способы и приемы педагогического воздействия, которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач учебной и научно-исследовательской деятельности [1].

Активные формы проведения занятий - это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования [1].

Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом.

Отличительные особенности активных форм проведения занятий: целенаправленная активизация мышления, достаточно длительное время активности обучаемых, самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации эмоциональности обучаемых, взаимодействие обучаемых строится учителем посредством прямых и обратных связей [1].

Одним из современных направлений развития активного обучения является интерактивное обучение. Наиболее часто термин «интерактивные технологии» упоминается в связи с информационными технологиями.

Различные виды активных методов и форм проведения занятий можно использовать в процессе обучения стереометрии.

При изложении учебного материала можно использовать следующие программные средства учебного назначения:

1. «Живая геометрия» - электронный аналог готовальни с дополнительными динамическими возможностями. Позволяет создавать красочные, варьируемые и редактируемые чертежи, осуществлять операции над ними, а также производить все необходимые измерения. Чертежи можно компоновать в сценарии.

2. Wingeom является геометрической программой и обладает следующими возможностями: создавать точные, аккуратные модели плоских и пространственных фигур; перемещать фигуры; редактировать построенные модели; производить необходимые измерения и другие.

3. Poly - программа, которая позволяет строить различные многогранники и их развертки; перемещать

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_

и вращать многогранные тела и другие.

4. Динамическое программное обеспечении GeoGebra для математики соединяет в себе геометрию и алгебру. Оно разработано для изучения математики и обучения в школах. С помощью программы «GeoGebra» можно создавать различные модели.

5. «3D SecBuilder» содержит заготовки изображений основных пространственных тел, которые можно увеличивать и уменьшать, поворачивать относительно координатных осей, включив режим анимации, наблюдать процесс вращения тела в пространстве. В любой фигуре можно построить сечение плоскостью, проходящей через три точки, лежащие на гранях тела.

Использование мультимедийной наглядности при изложении учебного материала повышает мотивацию изучения материала.

При закреплении изученного материала можно использовать различные электронные учебники:

- ООО «Физикон» Открытая математика. Стереометрия,

- «КОРДИС & МЕДИА» и «КУДИЦ» 1С: Образовательная коллекция. Стереометрия 10-11 класс,

- ООО «Новая школа» Виртуальный наставник. Геометрия 10-11 класс,

- ООО «Кирилл и Мефодий» Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 10-11 класс.

Электронные учебники содержат теоретические вопросы и задачи, трехмерные чертежи фигур и их сечений, справочные таблицы, интерактивные тренажеры, тесты, имеется звуковое сопровождение, журнал учета работы ученика и другие.

Применение электронных учебников в учебном процессе позволяет реализовать на практике такие методические цели, как индивидуализация, дифференциация, визуализация, самоконтроль и другие. Главное преимущество электронного учебника - это возможность интерактивного взаимодействия между учащимся и элементами учебника.

Таким образом, использование активных образовательных технологий в процессе обучения стереометрии способствует лучшему усвоению знаний, умений, навыков за счет усиления наглядности, возможности управлять учебной ситуацией, возможности самоконтроля результатов обучения; повышению информативной емкости изучаемого материала; индивидуализации и дифференциации обучения при выборе обучаемым темпа и траектории изучения материала, разделении заданий по уровням сложности; повышению объективности контроля знаний; формированию таких личностных качеств обучаемых, как творческая активность, самостоятельность, ответственность.

Список использованной литературы:

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: Учебное пособие / Сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. -97 с.

2. Кругликов В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. - СПб.: ВИТУ, 1998.-308 с.

© Жигачева Н.А., 2016

УДК 811. 161.: 808.5

Иванова Наталья Николаевна

канд.социол. наук, доцент НИМИ ДГАУ, г. Новочеркасск, РФ

Чумакова Татьяна Николаевна канд.пед. наук, доцент НИМИ ДГАУ, г. Новочеркасск, РФ

ЗАБОТА О ПРАВИЛЬНОСТИ И ЧИСТОТЕ РЕЧИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ

Аннотация

Авторы прослеживают изменения, происходящие в современном русском языке, связанные с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.