_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
и вращать многогранные тела и другие.
4. Динамическое программное обеспечении GeoGebra для математики соединяет в себе геометрию и алгебру. Оно разработано для изучения математики и обучения в школах. С помощью программы «GeoGebra» можно создавать различные модели.
5. «3D SecBuilder» содержит заготовки изображений основных пространственных тел, которые можно увеличивать и уменьшать, поворачивать относительно координатных осей, включив режим анимации, наблюдать процесс вращения тела в пространстве. В любой фигуре можно построить сечение плоскостью, проходящей через три точки, лежащие на гранях тела.
Использование мультимедийной наглядности при изложении учебного материала повышает мотивацию изучения материала.
При закреплении изученного материала можно использовать различные электронные учебники:
- ООО «Физикон» Открытая математика. Стереометрия,
- «КОРДИС & МЕДИА» и «КУДИЦ» 1С: Образовательная коллекция. Стереометрия 10-11 класс,
- ООО «Новая школа» Виртуальный наставник. Геометрия 10-11 класс,
- ООО «Кирилл и Мефодий» Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 10-11 класс.
Электронные учебники содержат теоретические вопросы и задачи, трехмерные чертежи фигур и их сечений, справочные таблицы, интерактивные тренажеры, тесты, имеется звуковое сопровождение, журнал учета работы ученика и другие.
Применение электронных учебников в учебном процессе позволяет реализовать на практике такие методические цели, как индивидуализация, дифференциация, визуализация, самоконтроль и другие. Главное преимущество электронного учебника - это возможность интерактивного взаимодействия между учащимся и элементами учебника.
Таким образом, использование активных образовательных технологий в процессе обучения стереометрии способствует лучшему усвоению знаний, умений, навыков за счет усиления наглядности, возможности управлять учебной ситуацией, возможности самоконтроля результатов обучения; повышению информативной емкости изучаемого материала; индивидуализации и дифференциации обучения при выборе обучаемым темпа и траектории изучения материала, разделении заданий по уровням сложности; повышению объективности контроля знаний; формированию таких личностных качеств обучаемых, как творческая активность, самостоятельность, ответственность.
Список использованной литературы:
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: Учебное пособие / Сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. -97 с.
2. Кругликов В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. - СПб.: ВИТУ, 1998.-308 с.
© Жигачева Н.А., 2016
УДК 811. 161.: 808.5
Иванова Наталья Николаевна
канд.социол. наук, доцент НИМИ ДГАУ, г. Новочеркасск, РФ
Чумакова Татьяна Николаевна канд.пед. наук, доцент НИМИ ДГАУ, г. Новочеркасск, РФ
ЗАБОТА О ПРАВИЛЬНОСТИ И ЧИСТОТЕ РЕЧИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
Аннотация
Авторы прослеживают изменения, происходящие в современном русском языке, связанные с
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
удлинением «языкового существования», указывают на необходимость преподавания данной дисциплины в высших учебных заведениях, на бережное и внимательное отношение к употребляемым языковым единицам, намечают пути выхода из сложившегося положения в современном языковом пространстве.
Ключевые слова
Коммуникация, языковые аспекты, нормы языка, жаргонизация, вульгаризмы, литературный язык.
Как отмечает языковед Мечковская Н.Б. в своём исследовании языка: «История языка и общества характеризуется возрастанием роли языка в жизни общества. Это обусловлено некоторыми общими тенденциями развития человеческого общества, такими, как интеллектуализация производства, усложнение социальной организации общества, удлинение сроков обучения, развитие каналов коммуникации, углубление личного своеобразия каждого человека. В результате расширяются сферы использования и объём функций языка. Удлиняется «языковое существование» каждого человека: растут те ежедневные черты, в которые человек говорит, слушает, читает, пишет, размышляет.»[1,с.187].
Владение языком и культурой речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» в НИМИ ДГАУ -обязательный элемент профессионального образования (хотя, к сожалению, не на всех факультетах вуза), который способствует подготовке высококвалифицированных, всесторонне образованных специалистов, бакалавров.
• Именно этот предмет играет огромную роль в духовном обогащении и воспитании личности в общей системе высшего профессионального образования. Так как язык является орудием духовной культуры, с его помощью формируются мировосприятие и мировоззрение человека.
Хотя 2007 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом русского языка и посвящён укреплению его авторитета в мире, хотя русский язык и является официальным, то есть рабочим в таких международных организациях, как ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, ВОЗ, мы с горечью можем констатировать, что значительная часть студентов не владеет литературным языком в той степени, какая необходима для всесторонне развитой личности.
Сплошь и рядом наблюдается нарушение норм языка и не только в устной речи (орфоэпические, акцентологические), но и в письменной - абсолютное незнание грамматики.
Русский язык - мощный фактор формирования личности в современном обществе, становления её мировоззрения, мировосприятия, выработки стереотипа общественного поведения. Личность активна, и, помимо того, что она осуществляет выбор самого окружения, она постоянно производит и отбор языковых средств. А сделанный ею выбор оказывает существенное влияние на её собственное формирование: как мы говорим, такими себя и сотворим. Ведь нас не удивляет то обстоятельство, что из анализа речевых средств, которыми пользуется тот или иной персонаж литературного произведения, мы способны сделать выводы об эмоциональных, интеллектуальных и социальных особенностях человеках. Между этими величинами есть и обратная зависимость.
Сейчас следовало бы говорить о беспредельной жаргонизации всех славянских языков, в том числе и русского: жаргон всё более расширяет своё пагубное присутствие в языковом пространстве. Это связано, во-первых, с желанием отделиться от старших, говорить со сверстниками на «своем языке». Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться. Другой причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании. Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь определяет последний престижным и необходимым для самовыражения. Юношей и девушек отчасти привлекает к употреблению жаргонизмов выраженное в слове пренебрежение к случаю, опасности, смерти («засыпаться» - не сдать
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
экзамен, «погореть» - попасться при совершении плохого или неблаговидного поступка,«жмурик»-покойник). Молодых людей привлекает в жаргонизмах звучание, эмоционально-экспрессивная окраска. Отсюда такие оценочные слова: «потрясно», «обалдеть»,«клёво»,«убойный»,«кайф». Сленг богат и смешными словами, чем снимает грубость некоторых выражений («копыта» - ноги, «филолух» - студент филологического факультета). [2,с.80].
В настоящее время в обществе наблюдается преобладание вульгаризмов, жаргонов, десемантизация не только в разговорной речи, но и в речи государственных мужей, в текстах, создаваемых радио- и тележурналистами, в газетных и журнальных публикациях. Кроме того современная экономическая и политическая обстановка в стране способствует тому, что процесс проникновения иноязычной лексики отличается непредсказуемым характером. Такое обращение с языком незамедлительно сказывается на речи молодых. Она характеризуется отсутствием лексического богатства, разнообразия синтаксических конструкций, скудна и невыразительна. Порой молодёжь для выражения всего спектра чувств, переживаний, впечатлений используют десяток жаргонов. Это не может не отразиться на сознании и культуре каждого молодого человека, зачастую воплощается в элементарном невежестве, касающемся как истории, так современности. Забвение традиций, обычаев, народных примет приводит к тому, что наши современники своими руками разрушают не только культуру, создаваемую тысячелетиями, но и природную среду, в которой обитали наши предки, которая перешла нам по наследству.
Хочу обратить внимание на опасность так называемого интернет-языка, где правила правописания намеренно искажаются. Виртуальные собеседники, которые подписываются как «аффтор» или «падонки» и пишут в стиле: «Превед красавчег, иди выпий иаду!» претендуют на элитарность. Им кажется, что они принципиально отличаются от массы, которая говорит на обычном литературном языке, и их «неоязык» -это пропуск в мир, где нет места серости и обыденности. Пострадает ли от этого «неоязыка» язык литературный или сбросит с себя всё наносное и ненужное - вопрос открытый. [2,с.81].
На наш взгляд, учить надо, во-первых, фактическому знанию культурно-речевых норм, потому что только их утверждение и распространение в обществе способствует адекватному развитию языка. Во-вторых, надо учить каждого человека активной позиции в своём языковом воспитании. Необходимо содействовать выработке контроля и оценке собственной речи, формированию внутренних санкций как против обеднённой речи, так и против речи вычурной, неоправданно перегруженной искусственными «красивостями» стиля. Необходимо, чтобы в высших учебных заведениях велось преподавание русского языка, риторики, практической стилистики, культуры речи, делового общения. Оно решало бы задачу научить студентов целенаправленно строить речевые произведения, создавать устные и письменные тексты, максимально и точно достигающие заданного эффекта. Эти навыки необходимы при написании контрольных работ, рефератов, курсовых и дипломных проектов. В этом и состоит смысл нормы.
Русская речь - это наиболее ценная и в то же время наиболее уязвимая часть культуры и национального достояния не только русского народа, и «хотя литературный язык только одна из сосуществующих норм общенародного языка, это объединяющая наддиалектная и надсословная форма национального языка, в которой языковой идеал говорящих в наибольшей степени осознан обществом». [1, с. 27, 37].
Список использованной литературы:
1.Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студ. гуманит. вузов и уч-ся лицеев. - М.: Аспект Пресс, 2000.
3.Иванова Н.Н.Речевая культура студентов как показатель этнокультурного развития нации / Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2013. № 1.
© Иванова Н.Н., Чумакова Т.Н., 2016