Управление финансами
ОБ ИНДИКАТИВНОМ ПЛАНИРОВАНИИ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ
н.в. липчиу,
доктор экономических наук, профессор
А.И. ЛИПЧИУ
Кубанский государственный аграрный университет
В условиях рыночных преобразований, глубоких качественных изменений в экономической структуре остро встает вопрос о более полном использовании рыночных инструментов хозяйствования. К числу таких инструментов относятся финансы и кредит, всемерное использование которых в интересах граждан и общества может привести к увеличению объемов и потоков социально-экономических связей, повышению роли распределительных отношений. От правильности их организации и эффективного функционирования зависят общие результаты хозяйствования. Продолжают развиваться негосударственный сектор экономики, современная бюджетная и банковская система, рынки товаров и услуг, капитала. Ведущее место в воспроизводственном процессе и формировании собственных денежных средств занимают финансы организаций, которые опосредуют движение стоимости в ее денежной форме, обслуживая тем самым производство, распределение, обмен и потребление общественного продукта. Финансы организаций непосредственно связаны с производством и отражают состояние экономики страны. С их помощью опосредуются кругооборот стоимости основных и оборотных фондов, формируется зарплата работников организации, осуществляются платежи в финансово-кредитную систему и т. д. Поэтому для эффективного управления финансами организаций на первый план выдвигается задача быстрейшего восстановления управляемости организаций. Управление становится практически невозможным без стратегического замысла, определения целей оперативного регулирования и координации из единого центра объекта управления.
Важнейшим элементом стратегии является планирование. Планирование как вид управ-
ленческой деятельности направлено на выбор оптимальной альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:
— всегда представляет собой предварительное принятие решений, направленных на достижение требуемых результатов в перспективе;
— должно быть гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям самого объекта управления, изменениям внешней среды, т. е. процесс планирования — процесс итеграционный;
— направлено на достижение желаемого состояния объекта хозяйствования, предполагает предотвращение ошибочных действий и сокращение неиспользованных возможностей;
— роль заключается не в предсказании будущего состояния объекта и не в пассивном приспособлении к изменениям, а в активном преобразовании объекта планирования;
— ориентация на инвестиционный процесс;
— при составлении плана информация движется «дважды вниз, один раз вверх».
Основной целевой функцией становится обеспечение долгосрочной конкурентоспособности, которая обусловливает прочность и устойчивость объекта управления на рынке. Другая основная функция — информационно-ориентирующая. Ключевая задача заключается не только в обработке статистической информации, сколько в том, чтобы дать ориентиры для менеджеров, которые, с одной стороны, соответствовали их интересам, а с другой стороны, способствовали достижению основных результатов плана. В структуре управления хозяйствующего субъекта необходимо иметь управление экономического планирования.
Особое значение приобретает проблема формирования отечественной модели индикативного планирования, ее методологического, методического и информационного обеспечения. В мировой практике большинство теоретических и методических положений индикативного планирования остается дискуссионным и недостаточно разработанным.
В 1944 г. впервые были раскрыты принципы индикативного планирования К. Ландауэром в работе «Теория национального экономического планирования», в которой дано следующее определение планирования: «Планирование основывается на сознательной координации деятельности, а не на автоматическом согласовании, как при рыночном типе хозяйства. Эта сознательная деятельность должна осуществляться какой-либо организацией общества. Таким образом, планирование представляет собой некоторую совместную деятельность и регулирование обществом процессов функционирования индивидуальных агентов. Даже если план принимается в результате всеобщего и свободного обсуждения, в нем проявляется приоритет решений, принятых в общих интересах, а не решений отдельных агентов.
Для достижения основной цели плана будущие производственные процессы должны быть выбраны и определены таким образом, чтобы обеспечивалось полное использование имеющихся ресурсов и исключались противоречивые требования. Выполнение этих условий создает возможность поддержания устойчивых темпов роста».
Рассмотрим общие черты индикативного планирования.
Индикативное планирование (от лат. indicator— указатель) — недирективное, советующее, ориентирующее планирование на государственном уровне. Это способ регулирования экономических процессов с помощью определения рекомендуемых целей развития производства и создания государством финансовых и других стимулов для тех коммерческих фирм, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями [1].
В общих чертах система индикативного управления выступает в качестве совокупности процедур согласования следующих процессов:
а) макропланирования, представленного в прогнозах, бюджетных планах и макропрограммах, разрабатываемых и осуществляемых государством;
б) территориального планирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных планах и программах региональных и местных властей;
в) микропланирования, реализуемого в планах предприятий;
г) мезопланирования, т. е. планирования отраслей, подотраслей, территориально-производственных комплексов, и т. д.
По мнению Б. Даллаго, индикативный тип планирования осуществляется на базе государственной собственности. Органы государственной власти и управления конкретизируют в плане свою стратегию и приоритеты. Индикативный план содержит основные показатели объемов, структуры, темпов роста производства и потребления, динамики цен, экспорта и импорта, инвестиций и др. Он также используется как основной инструмент управления, однако меняется набор средств реализации планов. Этот тип планирования предполагает использование прямых и косвенных экономических регуляторов (цены, доходы, налоги, процентные ставки, кредиты и др.) ориентирующих субъектов рынка на выполнение поставленных целей, реализацию плановых индикаторов [2].
В условиях индикативного планирования плановые документы содержат лишь общие контуры прогноза относительно желаемого развития экономики в целом, а также фиксируют решения о государственных расходах и инвестициях, о текущих расходах госпредприятий. Прямой задачей плана здесь выступает координации использования государственных ресурсов, не претендующих на прямое определение решений хозяйствующих субъектов частного сектора.
При выявлении сущности индикативного планирования важно иметь в виду, что оно, во-первых, обязано включать в себя деятельность по «синтезированию» разрабатываемых конкурирующих фирмами микропланов (программ). Во-вторых, оно не может охватывать проблем выработки адекватной общенациональному плану финансово-кредитной политики.
В-третьих, индикативное планирование призвано обеспечить оптимальное сопряжение целей народнохозяйственного развития со средствами их достижения.
Составной элемент индикативного планирования — процедура согласования выбранных приоритетов с финансово-промышленными группами, союзами предпринимателей, профсоюзами и т. п.
Итак, одной из форм планирования, которая получила распространение во многих странах, является индикативное планирование. Индикативное планирование отличается от других форм планирования рекомендательным характером и является
стратегией развития государства, способной задать нации ясные и понятные ориентиры на ближайшую и более отдаленную перспективу. Эффективное использование возможностей индикативного планирования значительно сократило издержки процесса трансформации для ряда стран «третьего мира». Государствам послевоенной Европы оно позволило мобилизовать национальные ресурсы, направив их на восстановление и подъем экономики. В ряде стран активно применялись национальные программы борьбы с бедностью, повышения темпов экономического развития и улучшения структуры экономики. Индикативные планы на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды разрабатывались в свое время и в ныне развитых странах (Япония, Франция, Скандинавские страны). В настоящее время они разрабатываются и во многих развивающихся странах (Индия, Малайзия, Индонезия и др.), а также в странах с переходной экономикой.
В России в период плановой экономики существовал инструмент обеспечения соответствия фактических данных директивно заданным значениям. Сравнение фактических результатов с заданиями происходило во всех странах, осуществлялся контроль происходивших экономических процессов. Таким образом, органы государственной власти располагали инструментом регулирования экономики страны, и на любом уровне управления исполнительная власть могла отслеживать и корректировать хозяйственные процессы.
В рыночной экономике социально-экономические процессы оказались во влиянии законов рынка, но у государства остались регулирующие функции, позволяющие косвенно влиять на экономику страны, например, налоговая и таможенная политика.
В настоящее время основным фактором роста экономики является повышение эффективности государственного управления за счет реформирования бюджетной системы, перехода от «планирования ресурсов» к «планированию результатов» [3].
В настоящее время наиболее актуальным для большинства юридических лиц, осуществляющих активную финансово-хозяйственную деятельность, является вопрос повышения эффективности управления организацией с учетом разработанных прогнозов и целевых программ.
Рекомендательными и ориентирующими должны быть количественные и качественные производственно-экономические индикаторы.
Индикаторы определяются как параметры границ, в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические
связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. В отличие от показателя, дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, направленный характер.
Индикаторы определяются как параметры границ в пределах которых система, включающая организационные механизмы, технологические связи, материальные и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и развиваться. В отличие от показателя, дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, направленный характер. Индикаторы имеют предельные пороговые (минимальные и максимальные) уровни прибыльности, налоговых ставок, режимов развития многоресурсных систем.
Особое место занимают определение и использование пороговых значений индикаторов, призванных сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и необходимости изменения стратегии развития объекта, т. е. включение регуляторов:
- индикаторы «тревоги»;
- индикаторы «экстремального положения»;
- индикаторы «банкротства» и т. д.
Внутри предельных границ образуется так называемый коридор, необходимый и достаточный для принятия управленческого решения, но при этом необходимо установление адекватных пороговых значений коридора. Реальность действия индикатора определяется не только количественными характеристиками. Важно, чтобы индикатор был инструментальным, для которого существуют регуляторы прямого воздействия на объект управления.
Формирование индикаторов — процесс, увязанный во временном аспекте. В данном случае ставится целью получение единого индикатора, характеризующего состояние объекта управления. Актуален вопрос о величине удельного веса каждого из отдельных регуляторов при их агрегировании. Если какие-либо регуляторы линейно или нелинейно зависят друг от друга, то в системе присутствует ненужная информация, искажающая результаты анализа, прогнозирования и, как следствие, результаты планирования. Для этих целей необходим множественный анализ всей совокупности заданных показателей.
Классификация прогнозов различается:
- по способу описания тенденций изменения объекта или процесса;
- по способу формирования параметров, характеризующих объект или процесс.
Одним из направлений совершенствования индикативного планирования является бюджетирование.
Внедрение бюджетирования позволяет качественно изменить планирование и задействовать все резервы повышения эффективности деятельности организации.
Под бюджетированием следует понимать:
1. Планирование деятельности организации с помощью бюджетов, т. е. утвержденных внутренних документов, которые в систематизированной форме характеризуют деятельность организации и ее структурных подразделений.
2. Технологию, направленную на повышение обоснованности принимаемых решений, связанных с реализацией управленческой функции. При этом обоснованность определяется финансовой целесообразностью того или иного управленческого воздействия. Очень важно понимать, что рассматриваемая технология должна представлять собой полную систему, управленческие воздействия которой реализуются с помощью функций планирования, учета, контроля и анализа.
В настоящее время интерес к системе бюджетирования у руководителей и собственников организаций достаточно высок. Это связано с необходимостью совершенствования систем планирования и управления ресурсами, оборотными средствами, запасами и повышением эффективности их использования, с требованиями снижения затрат и повышения качества продукта, предъявляемыми все более конкурентным рынком.
Бюджетирование, основываясь на разработке и составлении планов и бюджетов, является управленческой технологией, позволяющей эффективно управлять, распределять и контролировать финансовые процессы в деятельности организации.
Бюджетирование — более эффективный инструмент менеджмента, чем традиционная система внутреннего планирования и управления, имеющая следующие недостатки:
— планирование сегодня — процесс трудоемкий; планово-экономические службы продолжают подготавливать огромное число документов, часть которых непригодна для анализа;
— плановые данные значительно отличаются от фактических; процесс планирования по традиции начинается от производства, а не от сбыта продукции;
— при планировании преобладает затратный механизм ценообразования; цена формируется без учета рыночных цен исходя из полной себестоимости и норматива рентабельности;
— отсутствует разделение затрат на переменные и постоянные; при планировании и анализе не используется понятие маржинальной прибыли;
— не производится анализ безубыточности продаж;
— при планировании не оценивается эффект операционного рычага, коэффициент вклада на покрытие, невозможно определить запас финансовой прочности;
— при существующей системе планирования невозможно достоверно проводить сценарный анализ и оценку финансовой устойчивости организаций к изменяющимся условиям деятельности [4].
Необходимо также отметить роль бюджетирования в повышении эффективности управления не только экономикой организации, но и финансами. К основным преимуществам бюджетного планирования можно отнести:
— помесячное планирование бюджетов структурных подразделений дает более точные показатели размеров и структуры затрат, чем ныне действующая система бухгалтерского учета финансовой отчетности;
— в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет представлена большая самостоятельность в расхождении экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;
— минимизация числа контрольных параметров бюджетов позволит сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников экономических служб организации;
— бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов организации, что особенно важно для выхода из финансового кризиса [5].
По нашему мнению, помимо рассмотренных выше достоинств системы бюджетирования в аграрном секторе следует дополнить их следующим:
— определить реальную потребность в финансировании сельскохозяйственной деятельности, увеличить годовой денежный поток, обеспечить экономию денежных средств, снизить дебиторскую задолженность, а также разработать эффективные мероприятия, направленные на улучшение финансового состояния и повышение финансовой устойчивости.
Основной целью индикативного планирования является повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. Критерий эффективности — превышение доходов организации над ее расходами.
Однако использование бюджетирования в аграрном секторе приносит эффект, если оно будет основываться на следующих принципах:
— принцип детализации расходов. В целях экономии ресурсов и контроля за использованием средств все значительные расходы должны детализироваться;
— принцип увязки оперативных, текущих среднесрочных и долгосрочных планов; непрерывности плановых расчетов, позволяющей субъектам управления своевременно выявлять негативные отклонения от прогнозируемой ситуации и вносить соответствующие коррективы. Этот принцип позволяет решить ряд задач: сельскохозяйственная организация регулярно может учитывать внешние изменения (например, инфляцию, спрос на продукцию, ситуацию на рынке), изменения своих целей, корректировать планы в зависимости от уже достигнутых результатов. В итоге прогнозы доходов и расходов становятся более точными;
— принцип «к единым стандартам». Все бюджетные формы должны быть одинаковыми для всех разделов плана;
— принцип «прозрачность» информации предполагает своевременное предоставление необходимой информации всеми структурными подразделениями финансисту, главному экономисту, ответственному за бюджетирование [6].
Реализация увязанных принципов позволит организовать эффективный индикативный, бюджетный процесс, улучшить финансово-экономические показатели деятельности сельскохозяйственной организации.
Итак, индикативному планированию в рыночных условиях отводится особая роль — обоснование стратегии развития, ориентация деятельности товаропроизводителей. Инструментами индикативного планирования являются прогнозы, целевые программы, перспективные и текущие планы-прогнозы, носящие рекомендательный характер. Несмотря на индикативный характер планирования, оно выполняет и функции управленческой деятельности, является ее инструментом. При этом важное место отводится отраслевому аспекту, что связано с определением системы экономических мер по поддержанию, развитию производства, защите внутреннего рынка, стимулированию развития межрегиональных продовольственных связей.
Литература
1. Современный экономический словарь / Под ред. Б. А. Райзберга, Л. Ш. Лозовского, Е. Б. Стародуб-цевой - М.: ИНФРА-М, 2000. - С. 153.
2. Волчкова Л. Т. Планирование социально-экономического развития: теория, методология, организация: Учеб. метод. пособие. — СПб, 1999. — С. 9.
3. КочкаревР. А. Стратегическое планирование и прогнозирование // Вестник Финансовой академии. — 2006. — № 4(40). — С. 97 — 104.
4. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н. В. Колчина, Г. В. Поляк, Л. Л. Павлова и др.; Под ред. проф. Н. В. Колчиной. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — С. 254.
5. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. — М. : Финансы и статистика, 2002. — С. 187 — 188.
6. Дронченко О.Б. Принципы эффективного бюджетирования // Финансовый директор. — 2002. — № 5. — С. 56 — 65.