Финансовая сфера
УДК 658.5: 631.115
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ АГРАРНОГО СЕКТОРА
Н.В. ЛИПЧИУ, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов E-mail: [email protected]
К.И. ЛИПЧИУ, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов
E-mail: [email protected] Кубанский государственный аграрный университет
В статье отмечается, что при изменении конъюнктуры рынка, условий и методов управления финансами организаций возникает объективная потребность в финансовом планировании в определении минимальных размеров финансовых ресурсов. Поэтому в современных условиях с помощью нового формата финансового плана сельскохозяйственной организации предложен бюджет доходов и расходов, который позволит своевременно осуществлять организационно-экономические преобразования, выводя организацию аграрного сектора на качественно новый уровень функционирования для принятия эффективных управленческих решений и ведения высокорентабельной деятельности.
Ключевые слова: финансовое планирование, бюджетирование, бюджет доходов и расходов, финансовые ресурсы, рентабельность
Любая организация самостоятельно строит систему управления финансовыми ресурсами исходя из собственного состояния, концепции развития, знаний и опыта менеджеров. Ее элементы находятся во взаимосвязи и воздействуют на процесс форми-
рования и использования финансовых ресурсов (рис. 1).
В условиях динамичного развития экономики аграрного сектора при изменении конъюнктуры рынка, условий и методов управления финансов организаций возникает объективная потребность в финансовом планировании и в планировании минимальных размеров финансовых ресурсов.
Финансовое планирование - это управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов в организации, реализующееся в детализированных финансовых планах. При разработке и принятии финансовых планов определяются целевые установки количественного и качественного характера и пути наиболее эффективного их достижения. Финансовое планирование позволяет свести к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для организации. Основные задачи финансового планирования: - определение объема, структуры капитала, используемого при создании организации и его функционировании в плановый период;
Субъект управления: финансовый менеджер, государство (в том числе налоговые органы) и др. Объект управления: финансовые ресурсы как совокупность экономических элементов
Методы управления:
- планирование финансовых ресурсов исходя из бюджета организации;
- управление собственным капиталом;
- управление заемным капиталом;
- управление привлеченным капиталом;
- дивидендная политика;
- управление эффективностью использования капитала;
- управление рисками, связанными с формированием капитала
Рис. 1.
Элементы
системы
управления
финансовыми
ресурсами
организации
- обоснование оптимальной величины и структуры издержек производства и обращения;
- прогнозирование источников и размеров денежных поступлений и выплат;
- обоснование рационального движения денежных средств, синхронизации их поступлений с платежами в определенные периоды времени;
- определение эффективности разных сфер, видов хозяйственной и финансовой деятельности путем максимизации прибыли;
- осуществление постоянного контроля за выполнением финансовых заданий и корректирование текущих планов при изменении условий хозяйствования1.
Исследователь В.П. Савчук2 считает, что общая идеология финансового планирования имеет вид, который представлен на рис. 2.
Итак, финансовое планирование является важным шагом для принятия эффективных хозяйственных и финансовых решений, однако для этого необходимо упорядочить все управленческие действия, связанные с формированием и выполнением финансовых заданий, т.е. оно должно опираться на маркетинговые, производственные и другие планы организации, подчиняясь миссии и общей стратегии организации.
Поэтому первоочередной задачей становятся
1 ПоповА.А. Система финансового планирования в бизнесе. URL: http://www.elitarium.ru.
2 URL: http://www.cfin.ru/management/budgeting/savchuk-l.shtml.
обоснование и построение рациональной организации финансового планирования в соответствии с общими правилами и спецификой функционирования организации. Общие правила планирования предполагают: определение цели намеченных действий, соответствующей миссии предприятия; установление последовательности этих действий, используемых методов, инструментов, намечаемых способов анализа и оценки достигнутых результатов и корректирующих мер.
Финансовое планирование основывается на следующих принципах:
1) принцип соответствия - состоит в том, что финансирование текущих активов следует планировать преимущественно за счет краткосрочных источников. Так, если организация планирует закупку сырья и материалов, то прибегать для финансирования этой сделки к эмиссии облигаций не следует. Необходимо воспользоваться краткосрочной банковской ссудой или коммерческим кредитом поставщика. В то же время для проведения модернизации основных средств следует привлекать долгосрочные источники финансирования;
2) принцип постоянной потребности в собственных оборотных средствах - сводится к тому, что в планируемом балансе организации сумма оборотных средств должна превышать сумму краткосрочных задолженностей, т.е. нельзя планировать «слабо ликвидного» баланса. Определенная часть оборотных средств организации должна финансироваться из долгосрочных источников (долгосрочных
Рис. 2. Комплексный характер планирования в организации
кредитов и собственного капитала). В этом случае организация имеет меньший риск испытать дефицит оборотных средств;
3) принцип избытка денежных средств - предполагает в процессе планирования иметь некоторый запас денежных средств для обеспечения надежной платежной дисциплины, в случае если какой-либо из плательщиков просрочит по сравнению с планом свой платеж [2].
Финансовый план - это обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование финансовых ресурсов организации на текущий (до 1 года) и долгосрочный (свыше 1 года) период. Финансовый план составляется в форме баланса доходов и расходов и включает в себя составление операционных и капитальных бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов. Финансовый план достаточно сложен как по структуре, так и по содержанию. Для его разработки требуются усилия
различных подразделений организации. Комплексный финансовый план является документом, который включает ряд самостоятельных, но взаимосвязанных между собой планов, каждый из которых обосновывает будущие хозяйственные решения с точки зрения финансовых возможностей и конечных результатов. Количество и формы этих планов зависят от специфики организации, объема денежных поступлений и затрат, наличия и квалификации финансовых работников.
Целевое назначение текущего финансового плана - это обеспечение постоянной платежеспособности организации. Текущие планы составляются на год с поквартальной разбивкой на основе детальных расчетов.
На этапе организации финансового планирования устанавливаются последовательность управленческих действий для разработки реальных планов, методы обоснования соответствующих показателей, альтернативных заданий, выбор оптимального задания в данных условиях. Одновременно конкретизируются функции каждого участника процесса планирования, определяются до начала текущего планового периода сфера их действий, конкретные сроки предоставления соответствующих материалов и необходимых разработок.
Целью долгосрочного финансового плана является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения организации. В большинстве случаев они содержат только решающие задания по доходам, расходам и финансовым результатам на отдельные периоды.
Основные этапы комплексного характера финансового планирования в сельскохозяйственных организациях в наиболее общем виде представлены в табл. 1.
В целях рационального финансового планирования целесообразно внедрять механизм бюджетного планирования, который обеспечит экономию
Таблица 1 Этапы финансового планирования в организации
Этапы, управленческие действия Краткое содержание
1. Определение цели плановых действий Обоснование основной цели финансового планирования, а также задач на каждом участке финансовой деятельности
2. Упорядочение последовательности действий Установление последовательности сфер и функций деятельности исполнителей
2.1. Выбор и обработка информации Сбор информации (внутренней) о состоянии всех ресурсов на начало планового периода, о внешней ситуации (рыночной конъюнктуре, налогах, условиях получения кредитов и др.)
2.2. Определение основных тенденций прошлого периода и на перспективу Объем произведенной и реализованной продукции, финансовых результатов, движения денежных потоков, инвестиций и т.п.
2.3. Выбор методики расчетов и обоснование нескольких вариантов плановых заданий Применение прогрессивной техники для обоснования плановых поступлений от продаж, затрат, связанных с их получением, финансовых результатов, движением денежных средств, структуры имущества и источников их финансирования
2.4. Выбор оптимальных плановых заданий и обоснование финансовых планов Исходя из предполагаемых финансовых результатов и достижения намечаемых целей наилучших вариантов в конкретной ситуации
3. Осуществление контроля Контроль за выполнением финансовых заданий и их эффективностью
3.1. Текущий контроль Контроль за денежными поступлениями, затратами, их синхронизацией, выполнением финансовых обязательств, потерями, достижением прибыльности и т.п. Разработка краткосрочных прогнозов движения денежных ресурсов как формы контроля за сбалансированностью поступлений и выплат, платежеспособностью организации
3.2. Оценка эффективности выполнения финансовых заданий Многофакторный анализ всех финансовых показателей. Диагностика финансового положения организации, степени влияния отдельных факторов на результативность принятых решений
Источник: URL: http://www.cfin.ru/management/budgeting/ savchuk-1.shtmL
финансовых ресурсов и оперативность в управлении этими ресурсами, снизит непроизводственные расходы и потери, повысит достоверность плановых показателей.
Исследователь И.В. Рубцов определяет основные понятия, связанные с бюджетным планированием [5]:
- бюджетирование - это процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования.
В практике управления финансовыми ресурсами сельскохозяйственные организации используют два основных вида бюджетов: текущий (оперативный) бюджет и бюджет капитала;
- бюджет - это оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности организации;
- бюджетирование капитала - это процесс разработки конкретных бюджетов по формированию источников капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса). Например, прогноз баланса активов и пассивов на предстоящий квартал, полугодие, год.
В настоящее время интерес к системе бюджетирования у руководителей и собственников организаций достаточно высок. Это связано с необходимостью совершенствования систем планирования и управления ресурсами, оборотными средствами, запасами и повышением эффективности их использования, с требованиями снижения затрат и повышения качества продукта, предъявляемыми все более конкурентным рынком.
Бюджетирование, основываясь на разработке и составлении планов и бюджетов, является управленческой технологий, позволяющей эффективно управлять, распределять и осуществлять контроль за финансовыми процессами в деятельности организации.
Бюджетирование - это более эффективный инструмент менеджмента, чем традиционная система внутреннего планирования и управления. К основным преимуществам бюджетного планирования можно отнести следующее:
- помесячное планирование бюджетов структурных подразделений дает более точные показатели размеров и структуры затрат, чем ныне действующая система бухгалтерского учета финансовой отчетности;
- в рамках утверждения месячных бюджетов структурным подразделениям будет представлена большая самостоятельность в расхождении экономии по бюджету фонда оплаты труда, что повысит материальную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий;
- минимизация числа контрольных параметров бюджетов позволит сократить непроизводительные расходы рабочего времени работников экономических служб организации;
- бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов организации, что особенно важно для выхода из финансового кризиса [1].
По мнению авторов, рассмотренные ранее достоинства системы бюджетирования в организациях аграрного сектора необходимо дополнить следующими положениями, которые заключаются:
- в определении реальной потребности в финансировании сельскохозяйственной деятельности;
- в увеличении годового денежного потока;
- в обеспечении экономии денежных средств;
- в снижении дебиторской задолженности;
- в разработке эффективных мероприятий, направленных на улучшение финансового состояния и повышение финансовой устойчивости.
Процесс бюджетирования сельскохозяйственной организации схематично представлен на рис. 3.
Рис. 3. Процесс бюджетирования в организации аграрного сектора
Для сельскохозяйственной организации выделены следующие бизнес-процессы:
- планирование (через систему бюджетов);
- учет фактических данных в бюджетах;
- план-фактный анализ;
- принятие решений на основе данных анализа.
Типы бюджетов:
а) по составу показателей: бюджет доходов и расходов (плановый отчет о прибылях и убытках); бюджет движения денежных средств; плановый баланс;
б) по объекту бюджетирования (функциональные бюджеты): бюджеты продаж; бюджет снабжения; бюджет затрат и т.д.;
в) по горизонту планирования: бюджет годовой, квартальный, месячный и т.д.
г) по уровню планирования: бюджет подразделения в разрезе каждого вида деятельности; консолидированный бюджет организаций.
Планирование (через систему бюджетов) способствует составлению сводного бюджета развития сельскохозяйственной организации (рис. 4).
Проведенные авторами исследования свидетельствуют о том, что для внедрения бюджетирования можно использовать следующую последовательность шагов в виде этапов:
1) разработка финансовой структуры организации;
2) определение видов и форматов бюджетов;
3) построение системы учета и контроля за бюджетами.
В соответствии с предложенными рекомендациями необходимо в организационной структуре предприятий аграрного сектора создать центр финансовой ответственности (ЦФО), так как сельскохозяйственная организация представляет собой многоотраслевое производственное агропромышленное предприятие, в котором взаимоувязаны производство сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, переработка и реализация готовой продукции.
Центр финансовой ответственности будет заниматься выработкой системы сбалансированных показателей, готовить исходную информацию для построения системы бюджетного управления (табл. 2) [4, с. 162-165].
Бюджет прямых расходов на основное производство
Бюджет косвенных расходов на производство и управление
Бюджет расходов на реализацию
Бюджет доходов
и расходов
Рис. 4. Общая схема консолидированного бюджета сельскохозяйственной организации
Таблица 2 Предложения по формированию сбалансированности показателей в каждой конкретной организации аграрного сектора в зависимости от финансовой стратегии
Следует отметить, что финансовая структура организации не может стать чем-то определенным раз и навсегда. Наоборот, она будет изменяться в соответствии со стратегическими направлениями развития организации. Поэтому следует обеспечить возможность своевременных корректировок системы бюджетов организации в зависимости от изменения ее организационной структуры и, как следствие, финансовой структуры [3, с. 83-97].
Центр финансовой ответственности должен разрабатывать прогнозные бюджеты основных показателей деятельности сельскохозяйственных организации. Важным заключительным прогнозным бюджетом является бюджет доходов и расходов. Источником подавляющей части доходов сельскохозяйственной организации остается выручка от реализации продукции. Прогноз реализации продукции составляется на 3 года вперед. Данные для первого года приводятся с разбивкой по кварталам и отличаются большой точностью и надежностью, поскольку хорошо известны будущие покупатели, с которыми уже заключены договоры на поставку. Из прогнозируемой суммы денежной выручки от реализации будут приобретаться оборудование, сырье и материалы, выплачиваться заработная плата, уплачиваться налоги. Размер всех расходов должен быть таким, чтобы достигнуть предусмотренного размера прибыли с учетом вложенного в производство капитала.
Таким образом, важным документом в сводном бюджете сельскохозяйственной организации является бюджет доходов и расходов или финансовый план. При разработке финансового плана следует руководствоваться некоторыми основными принципами, которые заключаются:
- в обеспечении соответствия потребностям рынка, учете конъюнктуры, учете платежеспособного спроса, учете платежеспособности отдельных организаций (возможность осуществления нормальных расчетов с покупателями и поставщиками продукции);
- в соответствии сроков получения и использования средств (период получения и использования средств должен, особенно в условиях инфляции, иметь минимальный разрыв);
- в обеспечении возможностей маневрирования при недостижении плановой реализации или превышении плановых затрат;
- в обеспечении рациональности (эффективности) вложений капитала (новые инвестиции должны иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым ее уровнем в действующих условиях);
- в том, что инвестиции и другие затраты должны обеспечиваться самым «дешевым» способом финансирования;
- в поддержании платежеспособности организации в любое время;
- в обеспечении возрастания финансовой ус" 3
тойчивости организации3.
Итак, финансовый план организации является одним из основных средств контакта с внешней средой: поставщиками, потребителями, дистрибьюторами, кредиторами, инвесторами. От их доверия зависят стоимость активов организации, а также возможность ее эффективной деятельности. Поэтому финансовый план должен быть хорошо продуман и серьезно обоснован.
Исследования авторов свидетельствуют о том, что финансовый план или бюджет доходов и расходов, например в ЗАО «Победа» Каневского района Краснодарского края, содержит статьи, указанные в табл. 3.
Анализ данных, представленных в табл. 3, свидетельствует о том, что ЗАО «Победа» в процессе своей деятельности, кроме собственного капитала,
3 Мазурова И.И. Прогнозирование и оценка финансовой устойчивости предприятия / И.И. Мазурова, М.В. Романовский, А.Г. Булат / УЭИФ, КГАУ СПб., 1996. С. 6.
Вид ЦФО Стратегия Показатели
Центр инвестиций Поиск и распределение инвестиций. Анализ окупаемости инвестиций Объем инвестиций
Окупаемость инвестиций
Центр прибыли, доходов, затрат Максимизация прибыли Чистая прибыль
Затраты
Центр маржинального дохода Увеличение дохода. Экономия переменных затрат Доход
Переменные затраты
Центр дохода Увеличение дохода Доход
Объем продаж
Затраты
Центр затрат Экономия затрат Переменные затраты
Постоянные затраты
Таблица 3
Финансовый план (бюджет доходов и расходов) ЗАО «Победа» Каневского района Краснодарского края, тыс. руб.
№ п.п Показатель 2001 г. 2012 г.
Доходы и поступления
1 Прибыль, всего 83 299 136 496
2 Выручка от продаж основных фондов и иных внеоборотных активов 850 30
3 Дивиденды, проценты по долговым финансовым вложениям - 8 645
4 Получено бюджетных субсидий 3 881 18 390
5 Поступления от займов, от продажи долговых ценных бумаг 62 85 839
6 Краткосрочные кредиты и займы 5 000 480 286
7 Долгосрочные кредиты и займы 1 253 26 239
8 Начисленная амортизация 321 995 72 408
9 Доходы от аренды зданий, машин и оборудования - 10 683
10 Нераспределенная прибыль 82 009 1 198 417
11 Прочие доходы и поступления 165 727 25 513
12 Итого доходов и поступлений 664 076 2 062 946
Расходы и отчисления
1 Расчеты по налогам и сборам 6 333 9 429
2 Выплата дивидендов, процентов - 8 645
3 Прирост оборотных средств 40 850 62 174
4 План (объем) капитальных вложений 25 510 35 708
5 Приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений - 43 955
6 Займы, предоставленные другим организациям 225 -
8 Погашение займов и кредитов 850 609 251
9 Отчисления в резервный фонд 4 165 4 165
10 Нераспределенная прибыль 82 009 1 198 417
11 Прочие расходы и отчисления 504 134 91 202
12 Итого расходов и отчислений 664 076 2 062 946
привлекает заемные средства, величина которых в 2012 г. увеличилась в 81 раз по сравнению с 2001 г. Это связано со спецификой сельскохозяйственного производства, а именно с наличием временного разрыва в платежном обороте, являющегося следствием колебаний в течение года в кругообороте оборотных средств, а также всего капитала (сезонность воспроизводства обусловливает неравномерность производственных затрат и поступления выручки на банковские счета производителей сельскохозяйственной продукции). Большая длительность производственного цикла, частые перерывы в процессе труда и, как следствие, значительное несовпадение времени производства и рабочего периода требуют
дополнительных вложений средств во время перерывов в процессе труда, вызванных естественными условиями. Поэтому в условиях динамичной конкурентной среды одним из главных инструментов управления финансовыми ресурсами является финансовое планирование (бюджетирование) или бюджет доходов и расходов сельскохозяйственной организации.
В западной практике не без оснований считают, что без финансового плана вообще нельзя браться за производственную и коммерческую деятельность, но в нашей стране большинство организаций обходится без финансового плана. Однако формирование реального рыночного механизма заставит предпринимателей серьезнее относиться к планированию денежных потоков и тщательно прорабатывать баланс денежных расходов и поступлений.
В настоящее время финансовые планы или бюджеты доходов и расходов не соответствуют современным требованиям и могут привести к неэффективному использованию финансовых ресурсов сельскохозяйственных организаций. Поэтому авторы разработали новый формат финансового плана сельскохозяйственной организации (рис. 5) для ЗАО «Победа» Каневского района Краснодарского края, реализация которого позволит своевременно осуществлять организационно-экономические преобразования, повысить доходность от основной деятельности, имущества и капитала, выводя организацию аграрного сектора на качественно новый уровень функционирования (табл. 4).
Таким образом, научным вкладом в решение данной проблемы является разработка структурно-логической схемы финансового плана сельскохозяйственной организации, которая отражает каналы получения и использования финансовых ресурсов по текущей, инвестиционной, финансовой деятельности с учетом системы финансирования и информационной базы (норм, нормативов, производственных показателей, состава подразделений, бухгалтерской отчетности, другой информации финансового характера), а также на основе особенностей движения внутренних и внешних обязательств в организациях аграрного сектора экономики, что позволяет осуществлять прогнозирование, выбирать финансовую стратегию развития, обеспечивать повышение экономической эффективности, финансовую устойчивость и оптимальную структуру финансовых ресурсов.
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА
______________1_______________________________:
Доходы и поступления
Прибыль, всего, в том числе по видам деятельности
Выручка от реализации основных фондов и иного имущества
Прирост кредиторской задолженности
Начисленная амортизация
Краткосрочные кредиты и займы
Долгосрочные кредиты и займы
Целевое финансирование
Бюджетные субсидии, ассигнования
Страховые возмещения
Арендная плата за землю
Безвозмездная финансовая помощь
Прочие доходы и поступления
Расходы и отчисления
Расчеты по налогам и сборам 4
Отчисления в резервный фонд и другие фонды
Прирост оборотных средств
Капитальные и долгосрочные финансовые вложения
Уплата процентов банкам, погашение ранее взятых краткосрочных кредитов и займов
Платежи по страхованию имущества, урожая и животных
Отчисления на материальное поощрение
Отчисления на социально-культурные мероприятия
Неиспользованные остатки специальных фондов
Прочие расходы и отчисления
Законодательная составляющая
Норма, нормативы
Производственные показатели
Состав подразделе-
Определение основных целей и функций организации
Бухгалтерская отчетность
Информация учреждений банковской системы
Сообщения финансовых органов
Информация товарных, фондовых, валютных бирж
Другая любая информация финансового характера
Рис. 5. Макет финансового плана сельскохозяйственной организации
Таблица 4
Оценка результатов использования макета финансового плана в управлении финансовыми ресурсами ЗАО «Победа» Каневского района Краснодарского края, 2012 г., %
Список литературы
1. Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. М.: Финансы и статистика. 2002. С. 187, 188.
2 . Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КноРус. 608 с.
3 . Житкова Е. Л. Внедрение системы бюджетирования на предприятии как основа его интеграции в систему индикативного планирования региона // Финансовый менеджмент. 2007. № 5. С. 83-97.
4 . Липчиу Н.В. Индикативное планирование в системе управления зерновым подкомплексом / Н.В. Липчиу, М.И. Семенов, А.И. Липчиу: монография. Краснодар. 2009. С. 162-165.
5 . Рубцов И. В. Финансы организаций (предприятий). М.: Элит. 2006. 448 с.
Показатель Значение показателя
До использования фимам-сового плана С использованием финансового плана
Рентабельность продукции 17,0 З6,9
Рентабельность основной деятельности 21,З Зи
Рентабельность совокупных активов S,4 1S,7
Рентабельность собственного капитала 12,З 15,6
Период окупаемости собственного капитала (в годах) S3 6,7
Financial sphere
FINANCIAL PLANNING AS A MANAGEMENT INSTRUMENT OF FINANCIAL RESOURCES IN AGRARIAN SECTOR
Nina V. LIPCHIU, Kirill I. LIPCHIU
Abstract
The article points that there is an objective need of financial planning for determination of the minimum sizes of financial resources when changing market, conditions and methods of financial control at the organizations . The authors analyze the budget of income and expenses which will allow carrying out organizational and economic transformations in time . A new format of the financial plan will lead the organization to qualitative level of functioning for adoption of effective administrative decisions and conducting highly profitable activity in modern conditions
Keywords: financial planning, budgeting, budget of income and expenses, financial resources, profitability
References
1. Balabanov I . T. Finansovyi analiz i planirovanie khoziaistvuiushchego sub"ekta [The financial analysis and planning of managing subject]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2002, pp. 187-188.
2 . Gavrilova A.N . Finansy organizatsii (predprii-atii) [Finance of the organizations (enterprises). Moscow, KnoRus Publ., 608 p.
3. Zhitkova E L. Vnedrenie sistemy biudzhetirovaniia na predpriiatii kak osnova ego integratsii v sistemu indika-tivnogo planirovaniia regiona [Introduction of budgeting system at the enterprise as a basis of its integration into indicative planning system of the region]. Finansovyi menedzhment - Financial management, 2007, no. 5, pp. 83-97.
4. Lipchiu N.V. Indikativnoe planirovanie v sisteme upravleniia zernovym podkompleksom [Indicative planning in control system of grain sub-complex]. Krasnodar, 2009,pp. 162-165.
5. Rubtsov I.V. Finansy organizatsii (predpriiatii) [Finance of the organizations (enterprises)]. Moscow, Elit Publ., 2006, 448 p.
Nina V. LIPCHIU
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russian Federation lipchiy@mail . ru Kirill I. LIPCHIU Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russian Federation lipchiy@mail ru