Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 110—112. Audit journal. 2021;(4): 110—112.
ФИНАНСЫ
Научная статья УДК 336
doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-110-112 NIION: 2017-0074-4/21-020 MOSURED: 77/27-021-2021-04-220
Об эффективности субсидий, предоставляемых юридическим лицам
Светлана Викторовна Фрумина
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В российской и зарубежной научной литературе недостаточно изучены вопросы эффективности расходов федерального (государственного) бюджета на поддержку юридических лиц в форме субсидий. Автором предложены критерии, позволяющие сформулировать методику оценки эффективности субсидий, опирающуюся на действующие нормы правового регулирования в Российской Федерации.
Ключевые слова: субсидии, юридические лица, эффективность, критерии эффективности Для цитирования: Фрумина С.В. Об эффективности субсидий, предоставляемых юридическим лицам // Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 110—112. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-110-112.
FINANCE
Original article
On the effectiveness of subsidies provided to legal entities
Svetlana V. Frumina
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. In the Russian and foreign scientific literature, the issues of the effectiveness of federal (state) budget expenditures to support legal entities in the form of subsidies have not been sufficiently studied. The author proposes criteria that allow to formulate a methodology for assessing the effectiveness of subsidies based on the current norms of the Russian legal field.
Keywords: subsidies, legal entities, efficiency, efficiency criteria
For citation: Frumina S.V. On the effectiveness of subsidies provided to legal entities // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2021;(4): 110-112. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-110-112 (In Russ.).
© Фрумина С.В., 2021
Основываясь на существующих подходах к оценке эффективности межбюджетных трансфертов [1; 4; 5] и исходя из трактовки эффективности, определенной Бюджетным кодексом РФ, согласно ст. 34 которого: «Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности)», определим наиболее значимые, по мнению автора, составляющие эффективности, которые применимы к оценке субсидий юридическим лицам.
В первую очередь, отметим целевой характер предоставления бюджетных средств в форме субсидии. Требования к установлению цели субсидирования юридических лиц регламентируется ПП-1492, фиксируются в отраслевых правилах (далее — Правила) и соглашениях о предоставлении субсидии конкретному получателю [5]. Важно, что субсидии выделяются в рамках отдельных КВР и должны строго соответствовать направлению расходов, отраженному в классификации. В этой связи предлагается в качестве первого критерия оценки эффективности расходов бюджета по субсидиям использовать показатель соответствия цели предоставления субсидии, заявленной в Правилах, названию КВР и варьирование результатов предоставления по однотипным субсидиям и получате -лям субсидий.
Следующий критерий, на который необходимо обратить внимание при оценке эффективности расходов бюджета по субсидиям, — освоение бюджетных средств, которое включает экономность и результативность. Если для оценки эффективности межбюджетных трансфертов в качестве критерия устанавливается степень прямой экономии [2], то для субсидий юридическим лицам на возмещение недополученных доходов данный критерий учитывать нецелесообразно. Следовательно, необходимо учитывать фактические результаты использования бюджетных средств и их соответствие ожидаемым. Ожидаемые результаты использования субсидий отражены в отраслевых правилах и соглашениях
о предоставлении субсидий конкретному получателю. Учитывая, что субсидия предоставляется в рамках документа стратегического планирования, результаты расходования бюджетных средств также должны коррелировать с результатами достижения целей государственных программ / подпрограмм / национальных проектов.
Кроме того, согласно п. 3б ПП-1492 во всех отраслевых правилах, регулирующих предоставление субсидий по отдельным направлениям расходования бюджетных средств, должна быть обозначена цель с обязательным указанием документа стратегического планирования (национального проекта, государственной программы и др.), обеспечивающего достижение целей соответствующего документа. В связи с этим предлагаем в качестве второго критерия эффективности предоставления субсидии, который будет применим ко всем субсидиям, попадающим под регулирование ПП-1492, рассматривать соответствие целей и показателей результативности предоставления субсидий соответствующим целям и показателям, закрепленным в государственных программах Российской Федерации (их структурным элементам), на достижение которых они направлены.
Третий критерий определяется исходя из упомянутого в научных работах подхода [3], в рамках которого оцениваются не только результаты перераспределения денежных средств, но и требования к контролю за их исполнением. Применительно к субсидиям юридическим лицам целесообразно проводить оценку наличия системы мониторинга достижения результатов субсидии, использования результатов мониторинга при финансировании расходов на предоставление субсидии. Перечисленные составляющие, относящиеся к процедуре предоставления субсидии, включены в федеральные требования, регламентируемые ПП-1492.
Таким образом, эффективность бюджетных расходов, осуществляемых в форме субсидий юридическим лицам, предлагаем определять исходя из оценки следующих критериев:
• соответствие цели предоставления субсидии названию КВР, варьирование результатов предоставления по однотипным субсидиям и получателям субсидий;
• соответствие целей и показателей результативности предоставления субсидий
соответствующим целям и показателям, закрепленным в государственных программах Российской Федерации (их структурным элементам), на достижение которых они направлены;
• наличие системы мониторинга достижения результатов субсидии, использования результатов мониторинга при финансировании расходов на предоставление субсидии.
Список источников
1. Бексултанов К.Б. Критерии оценки эффективности субсидий как инструмента межбюджетных отношений // Вестник Дагестанского научного центра РАН. 2011. № 40. С. 105-109.
2. Опанасенко А. С. Предоставление субсидий хозяйствующим субъектам: проблемы правового регулирования. 2017. № 6. С. 367—370.
3. Петрова И.В. Финансово-правовые инструменты предоставления юридическим и физическим лицам субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2017. № 8 (36). С. 56—65.
4. Понкратов В.В., Караев А.К. Межстра-новой анализ эффективности энергетических субсидий // Экономка. Налоги. Право. 2019. Т. 12. № 5. С. 101—110.
5. Фрумина С.В. Эффективность расходов федерального бюджета на поддержку юридических лиц // Управленческий учет. 2021. № 8-3. С. 744-750.
References
1. Beksultanov K.B. Criteria for assessing the effectiveness of subsidies as an instrument of in-terbudgetary relations // Bulletin of the Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2011. No. 40. Р. 105-109.
2. Opanasenko A.S. Granting subsidies to business entities: problems of legal regulation. 2017. No. 6. P. 367-370.
3. Petrova I. V. Financial and legal instruments for the provision of subsidies to legal entities and individuals from the budgets of the budgetary system of the Russian Federation // Bulletin of the University named after O.E. Kutafin (Moscow State Law Academy). 2017. No. 8 (36). Р. 56-65.
4. Ponkratov V. V., Karaev A.K. Cross-country analysis of the efficiency of energy subsidies // Economy. Taxes. Right. 2019.Vol. 12. No. 5. P. 101-110.
5. Frumina S.V. The effectiveness of federal budget expenditures to support legal entities // Management accounting. 2021. No. 8-3. Р. 744-750.
Информация об авторе
С.В. Фрумина — кандидат экономических наук, доцент, доцент Департамента общественных финансов Финансового факультета.
Information about the author S.V. Frumina — candidate of economic sciences, associate professor, associate professor at the Department of public finance, Faculty of finance.
Статья поступила в редакцию 20.09.2021; одобрена после рецензирования 20.10.2021; принята к публикации 29.10.2021. The article was submitted 20.09.2021; approved after reviewing 20.10.2021; accepted for publication 29.10.2021.