Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ'

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веселкина Светлана Алексеевна

В рамках статьи рассматриваются различные авторские трактовки понятия «налоговая безопасность». Проведен анализ особенностей обеспечения налоговой безопасности на разных уровнях экономики - начиная от страны и заканчивая хозяйствующим субъектом, на основе которых формируются основные критерии оценки эффективности обеспечения налоговой безопасности в рамках отдельных регионов. Отмечается необходимость дополнительной разработки индивидуальных критериев для каждого региона в связи с его территориальными и экономическими особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Веселкина Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR ASSESSING TAX SECURITY AT THE REGIONAL LEVEL

The article discusses various author»s interpretations of the concept of tax security. The analysis of the features of ensuring tax security at different levels of the economy, starting from the country and ending with the economic entity, on the basis of which the main criteria for assessing the effectiveness of ensuring tax security within individual regions are formed. It is noted that there is a need for additional development of individual criteria for each region due to its territorial and economic characteristics.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ»

Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 134—139. Audit journal. 2021;(4): 134—139.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Научная статья УДК 336.64

doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-134-139 NIION: 2017-0074-4/21-025 MOSURED: 77/27-021-2021-04-225

Критерии оценки налоговой безопасности на региональном уровне

Светлана Алексеевна Веселкина

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. В рамках статьи рассматриваются различные авторские трактовки понятия «налоговая безопасность». Проведен анализ особенностей обеспечения налоговой безопасности на разных уровнях экономики — начиная от страны и заканчивая хозяйствующим субъектом, на основе которых формируются основные критерии оценки эффективности обеспечения налоговой безопасности в рамках отдельных регионов. Отмечается необходимость дополнительной разработки индивидуальных критериев для каждого региона в связи с его территориальными и экономическими особенностями.

Ключевые слова: финансовая безопасность, налоговая политика, налоговая безопасность, налоговые интересы экономических субъектов, критерии оценки налоговой безопасности

Для цитирования: Веселкина С.А. Критерии оценки налоговой безопасности на региональном уровне // Аудиторские ведомости. 2021. № 4. С. 134—139. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-134-139.

ECONOMIC SECURITY

Original article

Criteria for assessing tax security at the regional level

Svetlana A. Veselkina

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The article discusses various author»s interpretations of the concept of tax security. The analysis of the features of ensuring tax security at different levels of the economy, starting from the country and ending with the economic entity, on the basis of which the main criteria for assessing the effectiveness of ensuring tax security within individual regions are formed. It is noted that there is a need for additional development of individual criteria for each region due to its territorial and economic characteristics.

Keywords: financial security, tax policy, tax security, tax interests of economic entities, criteria for assessing tax security

For citation: Veselkina S.A. Criteria for assessing tax security at the regional level // Auditorskiye vedo-mosti = Audit journal. 2021;(4): 134-139. doi: 10.24411/1727-8058-2021-4-134-139 (In Russ.).

© Веселкина С.А., 2021

Сегодня одним из главных условий обеспечения динамичного социально-экономического развития регионов страны являются высокий уровень финансовой обеспеченности местных бюджетов и создание благоприятных условий для повышения предпринимательской активности в регионе, его инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. Ключевой фактор решения этой задачи — построение сбалансированной системы налогообложения, которая учитывала бы как финансовые потребности местных бюджетов, так и уровень платежеспособности субъектов хозяйствования, населения, поощряла бы к активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности, увеличению объемов потребления в регионе [1]. Поэтому особое значение приобретает проблема достижения компромисса интересов субъектов налоговых отношений как одно из главных условий обеспечения налоговой безопасности региона.

В условиях острого дефицита финансовых ресурсов на всех уровнях бюджета страны стоит задача обеспечения устойчивого состояния системы налогообложения, что предполагает способность противостоять внешним и внутренним угрозам, возможность эффективного использования конкурентных преимуществ региона и максимальной реализации его налогового потенциала с целью гарантированного наполнения местных бюджетов. Но при построении рациональной налоговой системы следует учитывать, что субъекты налоговых отношений имеют разные по своей направленности интересы и соответственно требуют применения различных методов и форм защиты от существующих угроз и возможных рисков. Таким образом, возникает необходимость формирования системы налоговой безопасности, которая создавала бы условия для эффективной реализации фискальной и регулирующей функции налогообложения при условии удовлетворения интересов государства, местных органов власти, субъектов хозяйствования и населения.

Так, М.И. Виклюк и В. В. Гресик считают, что под налоговой безопасностью необходимо понимать такое состояние налоговой системы, которое определяет гармонизацию процесса взимания налогов при условии эффективного управления рисками и угрозами, которые возникают в налоговой сфере, путем принятия необходимых мер для удовлетворения интересов государства, общества и налогоплательщиков [5]. Указанное характеризует сложность понятия налоговой безопасности,

его многоаспектность и обусловливает необходимость рассматривать ее с точки зрения институционального подхода, который раскрывает характер взаимосвязей между субъектами налоговых отношений, противоречий и взаимозависимости их налоговых интересов. В связи с этим И.А. Ревак предлагает выделять международный, федеральный, региональный уровни финансовой безопасности, уровень предприятия и уровень домохозяйства.

И.А. Цимбалюк утверждает, что налоговую безопасность можно выразить через отражение четко выраженного иерархического строения ее составляющих на разных уровнях функционирования (государство, регион, налогоплательщики) [8].

Разделяя мнение ученых, следует отметить, что в отношении налоговой безопасности все указанные уровни необходимо рассматривать как совокупность взаимосвязанных институциональных элементов, характеризующихся наличием определенных налоговых интересов и финансовых потребностей, в которой каждый нижестоящий уровень является составной частью или базисом более высокого уровня. Таким образом, с целью обеспечения налоговой безопасности на макроуровне (высший уровень — страна) необходимым условием должно быть достижение определенного уровня налоговой безопасно -сти на более низких уровнях — мезо- (регион) и микроуровнях (предприятия, домохозяйства).

Надо отметить, что наиболее важным уровнем налоговой безопасности является именно региональный, который представляет собой сложную, динамичную совокупность взаимосвязей и налоговых отношений между государственными и местными органами власти, субъектами хозяйствования и домохозяй-ствами (населением). Именно этот уровень является отражением состояния налоговой безопасности в стране, представляя собой суммарную (комплексную) величину уровня безопасности всех субъектов налоговых отношений. При этом именно на региональном уровне в самой большей степени проявляются противоречивости и точки сочетания интересов субъектов макро-, мезо- и микроуровней налоговой безопасности.

Для того чтобы эта совокупность обеспечивала создание благоприятных налоговых условий с целью развития экономики и аккумулирования достаточного объема налоговых ресурсов для финансирования программ и мероприятий развития социально-экономической системы, необходимо достижение баланса (компромисса) между разновекторными

и противоречивыми интересами субъектов налоговых отношений [6]. При этом «компромисс налоговых интересов» следует рассматривать как важнейший принцип функционирования системы налоговой безопасности региона, который органически связан с плюрализмом и предполагает комфортное сочетание всех элементов этой системы, основанной на диалоге и поиске наилучших форм связи между ними.

Так, А.И. Барановский среди основных сущностных характеристик финансовой безопасности отметил именно степень защищенности финансовых интересов на всех институциональных уровнях [2]. По мнению И.Ю. Тимофеевой, налоговая безопасность отображается в степени защищенности интересов субъектов налоговых отношений (государства, бизнеса и общества) от внутренних и внешних угроз и обеспечения максимального согласования, гармонизации интересов налогоплательщиков и государства [7].

Надо учитывать, что компромисс предусматривает и определенные уступки со стороны субъектов налоговых отношений, принятие (частичное или полное) новых условий функционирования системы, целей ее развития и способов их достижения. Поэтому можно утверждать, чем больше противоречий устранены во взаимоотношениях между налоговыми субъектами и довольны их финансовыми потребностями благодаря поиску компромисса интересов, тем качественнее налоговая безопасность региона.

В связи с этим следует отметить, что основные налоговые интересы региональных органов управления заключаются в аккумулировании в доходной части местных бюджетов достаточного объема налоговых поступлений, поддержании налогового потенциала территорий на необходимом уровне и создании условий для его укрепления, обеспечении справедливого перераспределения финансовых ресурсов в региональном аспекте с целью выравнивания налогового потенциала территорий. При этом налоговые интересы местных органов власти очень тесно пересекаются с налоговыми интересами государства, а именно в обеспечении выполнения бюджета по налоговым поступлениям на текущий год, эффективного функционирования налоговой системы страны и ее модернизации с учетом современных потребностей и тенденций развития экономики, повышения уровня налоговых поступлений за счет дете-

низации экономики страны, создания условий для укрепления налогового потенциала страны за счет повышения уровня деловой активности отечественных предприятий. В свою очередь, налоговые интересы хозяйствующих субъектов направлены на обеспечение получения дополнительной прибыли за счет оптимизации налоговых платежей в бюджет, повышения уровня финансового потенциала предприятий. Налоговые интересы домохозяйств (населения) предусматривают рост реальных доходов населения и повышение их покупательной способности, что обеспечит новый качественный уровень [4].

Стоит отметить, что, несмотря на довольно различные материальные ценности и определяющие потребности государства, регионов, хозяйствующих субъектов и населения, удовлетворение интересов субъектов одного институционального сектора (например, микроуровня — предприятия) может способствовать решению основных задач управления на мезо- и макроуровнях (табл. 1). Так, эффективное применение мер налогового регулирования, таких как инвестиционный налоговый кредит, налоговые скидки и вычеты, дифференциация ставок косвенных налогов по категориям товаров, специальные налоговые режимы и т.д., что обеспечивает увеличение доходов предприятий и реальных доходов населения, будет способствовать расширению налоговой базы в будущем [3]. Это соответствует основным фискальным интересам субъектов мезо- и макроуровней относительно поддержки установленного уровня налоговых поступлений в местные бюджеты и создания условий по использованию резервов их увеличения, обуславливая тем самым повышение уровня налоговой безопасности региона.

Условные обозначения:

• (Д) — налоговые интересы государства;

• (Р) — налоговые интересы региона;

• (СГ) — налога интересы субъектов хозяйствования;

• (ДГ) — налоговые интересы домохо-зяйств (населения).

Главной задачей в достижении надлежащего уровня налоговой безопасности является установление такого оптимального уровня и условий налогообложения, которые обеспечивают баланс интересов всех субъектов налоговых отношений и создают действенную систему мотивации именно налогоплательщиков (микроуровень).

Таблица 1. Матрица налоговых интересов экономических субъектов макро-, мезо- и микроуровней

Экономические субъекты (институты) Государство Регион Субъекты хозяйствования Домохозяйства

Государство Эффективное функционирование налоговой системы страны (Д) — выравнивание налогового потенциала территорий (Р) Модернизация налоговой системы в стране с учетом современных потребностей и тенденций развития экономики (Д) — оптимизация уровня налоговой нагрузки (СГ) Обеспечение выполнения бюджета по налоговым поступлениям на текущий год (Д) — увеличение уровня государственного социального обеспечения населе-ния(ДГ)

Регион Аккумулирование в доходной части местных бюджетов достаточного объема налоговых поступлений (Р) — обеспечение выполнения бюджета по налоговым поступлениям на текущий год (Д) Создание условий для укрепления налогового потенциала территорий (Р) — повышение уровня финансового потенциала предприятий и рыночной стоимости предприятия (СГ) Поддержание на соответствующем уровне или увеличение уровня налогового потенциала региона (Р) — обеспечение нового качественного уровня жизни (ДГ)

Субъекты хозяйствования Оптимизация уровня налоговой нагрузки (СГ) — детенизация экономики, повышение уровня деловой активности отечественных предприятий (Д) Максимизация прибыли (СГ) — расширение налоговой базы в будущем как залог увеличения объемов налоговых поступлений в местные бюджеты (Р) Повышение уровня финансового потенциала предприятий (СГ) — рост реальных доходов населения (заработная плата, дивиденды и т.д.) (ДГ)

Домохозяйства Рост реальных доходов населения (ДГ) — повышение уровня жизни населения (Д) Рост реальных доходов населения (ДГ) — расширение налоговой базы в будущем как залог увеличения объемов налоговых поступлений в местные бюджеты (Р) Повышение покупательной способности доходов населения (ДГ) — максимизация прибыли субъектов хозяйствования за счет увеличения объемов продаж (СГ)

При этом надо отметить, что учесть потребности субъектов микроуровня (предприятий, населения) и достичь компромисса между их интересами и интересами государства легче именно на региональном уровне. Это обусловлено прежде всего региональной дифференциацией налоговых рисков и угроз, что связано с уровнем социально-экономического развития, наличием территориальных различий в структуре экономики и специализации производства, а также историческими, социальными, культурными и демографическими особенностями развития территорий [9]. Но построение системы налогообложения с максимальным учетом всех этих факторов может

создать условия для укрепления налогового потенциала региона и уровня его налоговой безопасности, обеспечивая таким образом создание благоприятных условий и формирование необходимой ресурсной базы (доходная часть бюджета) для поддержки расширенного воспроизводства, стимулирования экономического роста и повышения уровня качества жизни населения региона.

Проведя исследование, можем выделить ряд критериев, в соответствии с которыми мы можем говорить об эффективности обеспечения налоговой безопасности на региональном уровне. Для наглядности данные критерии отражены на рис. 1.

Рис. 1. Критерии оценки налоговой безопасности на региональном уровне

Данный перечень является открытым и может корректироваться в зависимости от экономических особенностей региона или неактуальности в связи с введением новых законодательных актов и других изменений в экономике. Для эффективности проводимого контроля необходимо использовать данные критерии в совокупности с факторным и временным анализом (табл. 2).

Структурировав данные в форме табл. 2 и проведя соответствующий анализ, можно

выявить наличие проблем в той или иной линии работы и в соответствии с этим скорректировать деятельность по обеспечению налоговой безопасности, внести изменения в проводимые контрольные мероприятия с целью ужесточения принимаемых санкций или, наоборот, добавить льготные условия с целью повышения привлекательности предпринимательской деятельности и сокращения процента ухода в теневой сектор экономики.

Таблица 2. Вариант оформления анализа эффективности налоговой безопасности с учетом критериев оценки налоговой безопасности

Критерий оценки налоговой безопасности на региональном уровне Показатель за предыдущий год (или иной отчетный промежуток) Показатель за текущий год (или иной отчетный промежуток) Изменение, % Пороговое значение (при наличии, индивидуально для каждого региона)

Выполнение плановых показателей по налоговым поступлениям —

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что благодаря диалогу и поиску лучших форм налоговых связей между государственными и местными органами власти, субъектами хозяйствования и населением, учитывая при этом территориальные разли-

чия в тенденциях социально-экономического развития, возможно достичь снижения рисков и угроз налоговой безопасности региона, способствуя тем самым повышению уровня финансовой устойчивости и обеспеченности местных бюджетов по решению основных задач

управления. Данные, представленные в рамках статьи, могут быть использованы для составления модели анализа эффективности проводимых мер контроля в области налоговой безопасности, определения пороговых значений по каждому критерию в рамках отдельных регионов.

Список источников

1. Бабаян А.В, Маргалитадзе О.Н. Устойчивое развитие муниципального образования — через повышение его инвестиционной привлекательности // Московский экономический журнал. 2019. № 3. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/ustoychivoe-razvitie-muni-tsipalnogo-obrazovaniya-cherez-povyshenie-ego-investitsionnoy-privlekatelnosti (дата обращения: 16.10.2021).

2. Барановский А.И. Финансовая безопасность. М.: Феникс, 2019.

3. Бережная И.В., Сушкова Е.Е. Систематизация методов налогового регулирования экономического развития региона // Экономические науки. Сер.: Региональная экономика. 2011. Вып. 8 (31).

4. Бобошко Н.М. Исследование налоговых поступлений в бюджет как инструмент экономической безопасности региона // Обеспечение экономической безопасности России в современных условиях. М., 2021. С. 60—63.

5. Виклюк М.И, Гресик В.В. Налоговая безопасность: дуалистичность экономической природы и трактование содержания основных характеристик // Инновационная экономика. 2013. № 5 (43). С. 246.

6. Минаков А.В. Анализ бюджетно-налоговой безопасности регионов России // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-byudzhetno-nalogovoi-bezopasnosti-regionovrossii; (дата обращения: 16.10.2021).

7. Тимофеева И.Ю. Налоговая безопасность государства, бизнеса и общества: концепция и методология: автореф. дис. ... докт. экон. наук. М., 2011.

8. Цимбалюк И.О. Налоговая безопасность в системе финансовой безопасности государства. Донецк: ОНА «ДонНТ», 2013.

9. Шабаев Р.Э. Совершенствования методов оценки и регулирования налоговых рисков субъектов Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук. М., 2017.

References

1. Babayan A.V., Margalitadze O.N. Sustainable development of a municipal formation — through increasing its investment attractiveness // Moscow Economic Journal. 2019. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustoychivoe-raz-vitie-munitsipalnogo-obrazovaniya-cherez-povy-shenie-ego-investitsionnoy-privlekatelnosti (date of access: 16.10.2021).

2. Baranovsky A.I. Financial security. M.: Phoenix, 2019.

3. Berezhnaya I.V., Sushkova E.E. Systemati-zation of methods of tax regulation of economic development of the region // Economic sciences. Ser.: Regional economy. 2011. Issue. 8 (31).

4. Boboshko N.M. Research of tax revenues to the budget as an instrument of economic security of the region // Ensuring the economic security of Russia in modern conditions. M., 2021. Р. 60—63.

5. Viklyuk M.I., Gresik V.V. Tax security: the dualism of the economic nature and interpretation of the content of the main characteristics // Innovative Economics. 2013. No. 5 (43). P. 246.

6. Minakov A. V. Analysis of the budgetary and tax security of the regions of Russia // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. No. 4. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/analiz-byudzhetno-nalogo-voi-bezopasnosti-regionov rossii; (date of access: 16.10.2021).

7. Timofeeva I. Yu. Tax security of the state, business and society: concept and methodology: author. dis. ... doct. econom. sciences. M., 2011.

8. Tsimbalyuk I.O. Tax security in the financial security system of the state. Donetsk: SHE «DonNT», 2013.

9. Shabaev R.E. Improvement of methods for assessing and regulating tax risks of the constituent entities of the Russian Federation: dis. ... cand. econom. sciences. M., 2017.

Информация об авторе

С.А. Веселкина — адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров.

Information about the author

S.A. Veselkina — adjunct at the faculty of training scientific, pedagogical and scientific personnel.

Статья поступила в редакцию 20.09.2021; одобрена после рецензирования 20.10.2021; принята к публикации 29.10.2021. The article was submitted 20.09.2021; approved after reviewing 20.10.2021; accepted for publication 29.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.