Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СВЯЗАННЫХ С ПАНДЕМИЕЙ ИЗМЕНЕНИЙ ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЧАСТИ ГРАНТОВ И СУБСИДИЙ'

АНАЛИЗ СВЯЗАННЫХ С ПАНДЕМИЕЙ ИЗМЕНЕНИЙ ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЧАСТИ ГРАНТОВ И СУБСИДИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАНТЫ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СУБСИДИИ / БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РФ / КОРОНАВИРУС / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреева Е. М.

В настоящей публикации дается научный анализ последних изменений российского финансового законодательства в части грантов и субсидий, связанных с распространением коронавирусной инфекции. В основном изучению были подвергнуты новеллы Бюджетного кодекса Российской Федерации. Целями работы являются, во-первых, уяснение направленности поправок в финансовое законодательство, внесенных ввиду Covid-19 в части грантов и субсидий, во-вторых, оценка эффективности данных изменений как необходимой реакции на экономический и социальный спад, в-третьих, вынесение уроков правового реагирования в кризисных обстоятельствах и формулировка общих подходов оказания государственной поддержки в аналогичных ситуациях в будущем. Результатом исследования является обобщение внесенных в бюджетное законодательство Российской Федерации поправок в качестве меры реагирования на пандемию и вызванный ею кризис. Исследовался нормотворческий опыт в области грантов и субсидий последних двух лет, выявлены его положительные и отрицательные стороны. Так, в качестве достоинств нормативных нововведений выделены их направленность на ускорение и упрощение процесса выделения государственной (муниципальной) финансовой помощи нуждающимся отраслям народного хозяйства; более широкий охват мерами государственной поддержки субъектов экономической деятельности. В качестве недостатков отмечается, узкий круг лиц, участвующих в принятии решений о направлениях и объемах средств, предоставляемых на гранты и субсидии и вызванную этим обстоятельством неэффективность государственной финансовой поддержки. Выводы и результаты исследования могут быть использованы в выработке направлений совершенствования правового механизма и эффективной государственной политики в области оказания государственной финансовой помощи коммерческим и некоммерческим организациям в чрезвычайных ситуациях, в том числе ввиду экономического спада, вызванного распространением коронавирусной инфекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андреева Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

СHANGES IN FINANCIAL LEGISLATION RELATED TO THE PANDEMIC IN THE AREA OF GRANTS AND SUBSIDIES

This publication is devoted to a review and scientific research of the latest changes in Russian financial legislation in the area of grants and subsidies related to the spread of coronavirus infection. Basically, the research focused on the novels of the Budget Code of the Russian Federation. The objectives of the work are, firstly, to clarify the direction of the amendments to financial legislation due to Covid-19 in the area of grants and subsidies, secondly, to assess the effectiveness of these changes as a necessary response to the economic and social issues, and thirdly, to draw lessons from the legal regulation in case of emergency and the elaboration of general approaches to the public financial support in similar situations in the future. The article was carried out within the framework of the RFBR grant No. 18-29-15035 "Comparative legal study of the mechanism for the appointment, issuance and use of grants in order to finance research, development and technological work". The result of the work is a generalization of the amendments which are made to the budgetary legislation of the Russian Federation as a response to the pandemic and the crisis caused by it. The authors examined the past two years' experience in the area of grants and subsidies and identified its positive and negative aspects. So, the advantages of legal innovations are their focus on accelerating and simplifying the process of allocating state (municipal) financial assistance to some sectors of the national economy is highlighted; wider coverage by measures of state support for economic entities. As disadvantages we can mention a narrow circle of persons involved in making decisions on the directions and amounts of funds provided for grants and subsidies and the ineffectiveness of state financial support caused by this circumstance. The findings and results of the study can be used to develop directions for improving the legal system and effective state policy in the provision of state financial assistance to commercial and non-profit organizations in emergency situations, including the economic crisis caused by the spread of coronavirus.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СВЯЗАННЫХ С ПАНДЕМИЕЙ ИЗМЕНЕНИЙ ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЧАСТИ ГРАНТОВ И СУБСИДИЙ»

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Статья / Article

УДК / UDC 347.73 : 616 - 036.21 DOI 10.35231/18136230_2021_3_163

Анализ связанных с пандемией изменений финансового законодательства в части грантов и субсидий*

Е. М. Андреева

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация

В настоящей публикации дается научный анализ последних изменений российского финансового законодательства в части грантов и субсидий, связанных с распространением коронавирусной инфекции. В основном изучению были подвергнуты новеллы Бюджетного кодекса Российской Федерации. Целями работы являются, во-первых, уяснение направленности поправок в финансовое законодательство, внесенных ввиду Covid-19 в части грантов и субсидий, во-вторых, оценка эффективности данных изменений как необходимой реакции на экономический и социальный спад, в-третьих, вынесение уроков правового реагирования в кризисных обстоятельствах и формулировка общих подходов оказания государственной поддержки в аналогичных ситуациях в будущем.

Результатом исследования является обобщение внесенных в бюджетное законодательство Российской Федерации поправок в качестве меры реагирования на пандемию и вызванный ею кризис. Исследовался нормотворческий опыт в области грантов и субсидий последних двух лет, выявлены его положительные и отрицательные стороны. Так, в качестве достоинств нормативных нововведений выделены их направленность на ускорение и упрощение процесса выделения государственной (муниципальной) финансовой помощи нуждающимся отраслям народного хозяйства; более широкий охват мерами государственной поддержки субъектов экономической деятельности. В качестве недостатков отмечается, узкий круг лиц, участвующих в принятии решений о направлениях и объемах средств, предоставляемых на гранты и субсидии и вызванную этим обстоятельством неэффективность государственной финансовой поддержки.

* Публикация выполнена в рамках гранта РФФИ № 18-29-15035-мк «Сравнительно-правовое исследование механизма назначения, выдачи и использования грантов в целях финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»

© Андреева Е. М., 2021

Выводы и результаты исследования могут быть использованы в выработке направлений совершенствования правового механизма и эффективной государственной политики в области оказания государственной финансовой помощи коммерческим и некоммерческим организациям в чрезвычайных ситуациях, в том числе ввиду экономического спада, вызванного распространением коронавирусной инфекции.

Ключевые слова: гранты, научные исследования, субсидии, бюджет, Бюджетный кодекс РФ, коронавирус, государственные финансы, антикризисные меры, государственное управление, государственная политика.

Для цитирования: Андреева Е.М. Анализ связанных с пандемией изменений финансового законодательства в части грантов и субсидий // Ленинградский юридический журнал. 2021. № 3 (65). С. 163-176. DOI 10.35231/18136230_2021_3_163

Ohanges in financial legislation related to the pandemic in the area of grants and subsidies

Elena M. Andreeva

Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation

This publication is devoted to a review and scientific research of the latest changes in Russian financial legislation in the area of grants and subsidies related to the spread of coronavirus infection. Basically, the research focused on the novels of the Budget Code of the Russian Federation. The objectives of the work are, firstly, to clarify the direction of the amendments to financial legislation due to Covid-19 in the area of grants and subsidies, secondly, to assess the effectiveness of these changes as a necessary response to the economic and social issues, and thirdly, to draw lessons from the legal regulation in case of emergency and the elaboration of general approaches to the public financial support in similar situations in the future. The article was carried out within the framework of the RFBR grant No. 18-29-15035 "Comparative legal study of the mechanism for the appointment, issuance and use of grants in order to finance research, development and technological work".

The result of the work is a generalization of the amendments which are made to the budgetary legislation of the Russian Federation as a response to the pandemic and the crisis caused by it. The authors examined the past two years' experience in the area of grants and subsidies and identified its positive and negative aspects. So, the advantages of legal innovations are their focus on accelerating and simplifying the process of allocating state (municipal) financial assistance to some sectors of the national economy is highlighted; wider coverage by measures of state support for economic entities. As disadvantages we can mention a narrow circle of persons involved in making decisions on the directions and amounts of funds provided for grants and subsidies and the ineffectiveness of state financial support caused by this circumstance.

The findings and results of the study can be used to develop directions for improving the legal system and effective state policy in the provision of state financial assistance to commercial and non-profit organizations in emergency situations, including the economic crisis caused by the spread of coronavirus.

Key words: grants, science research, subsidies, budget, Budget Code of the Russian Federation, coronavirus, public finance, anti-crisis measures, public management, public policy.

For citation: Andreeva, E. M. (2021) Analiz svjazannyh s pandemiej izmenenij finansovogo zakonodatel'stva v chasti grantov i subsidij [Changes in financial legislation related to the pandemic in the area of grants and subsidies]. Leningradskij yuridicheskij zhurnal - Leningrad Legal Journal. No 3 (65). pp. 163-176. DOI 10.35231/18136230_2021_3_163

Введение

Коронавирусная инфекция и вызванные ею социальные и экономические последствия оказали значительное влияние на структуру бюджета и бюджетное законодательство [1]. Появились новые статьи расходов, в то время как объемы бюджетных ассигнований по старым сократились. Например, грантовое финансирование из федерального бюджета существенно снизилось. Так, общая сумма грантов в федеральном бюджете на 2020 г. составляла 90,1 млрд р., а в 2021 г. уже 69,2 млрд рублей1.

На протяжении всего периода распространения Covid-19, особенно в течение 2020 года, в российское законодательство вносились изменения по двум основным направлениям. Во-первых, это установление административных ограничений и запретов для предотвращения распространения Covid-19 среди населения, во-вторых, введение мер с целью минимизации негативного воздействия пандемии на экономику и граждан.

Гранты и субсидии, будучи безвозмездными и безвозвратными перечислениями, всегда являлись эффективным государственным инструментом поддержки бизнеса и некоммерческой сферы. Особенно активно

1 Обобщение авторов по анализу данных федеральных бюджетов за 2016-2020 годы. / Федеральные законы от 14.12.2015 г. № 359-Ф3 «О федеральном бюджете на 2016 год»; от 19.12.2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»; от 05.12.2017 г. № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»; от 29.11.2018г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов»; от 02.12.2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»; от 08.12.2020 г. № 385-Ф3 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2021.

165

он используется в последнее время. Если соотнести понятия и правовые режимы грантов и субсидий, закрепленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации, то они имеют несколько различий несмотря на то, что законодатель рассматривает гранты как вид (форму) субсидий [5]. В п. 7 ст. 78 и п. 4 ст. 78.1 кодекса сказано, что в законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление .... грантов в форме субсидий. Гранты, в отличие от субсидий, как правило, ориентированы на финансирование некоммерческих проектов и предоставляются на конкурсной основе. Кроме того, они могут покрывать расходы на реализацию проекта полностью или частично.

За относительно короткий временной отрезок с апреля 2020 г. по апрель 2021 г. в Бюджетный кодекс Российской Федерации были внесены 12 изменений и дополнений, из них 8 были связаны с Covid-19. Сразу отметим, что с точки зрения юридической техники, федеральные законы, нормами которых был откорректирован Бюджетный кодекс, крайне сложные для восприятия. Они вносят изменения не только в БК РФ, но и друг в друга. Поэтому оценить содержание данных поправок оказалось трудной исследовательской задачей. Анализ показал, что часть из них касается проблематики дефицита и сбалансированности бюджетов бюджетной системы РФ, вторая - упрощения механизма предоставления бюджетных ассигнований, в том числе грантов и субсидий, в данных чрезвычайных условиях. Проанализируем изменения бюджетного законодательства за указанный период времени в отношении грантов и субсидий.

Изменения бюджетного законодательства в части порядка предоставления субсидий

Во-первых, в соответствии с Федеральным законом от 1.04.2020 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году"» (далее - Федеральный закон 103-ФЗ) в 2020-2021 годах решения о предоставлении грантов и субсидий могут приниматься исполнительными органами власти без утверждения назначения и объемов бюджетных ассигнований на данные цели в законе (решении) о бюджете1. Это правомочие имеет отношение к определенным бюджетным

1 Собрание законодательства РФ, 2020, № 14 (часть I). Ст. 2033.

166

средствам, в частности, средствам, направляемым на реализацию национальных проектов, а также средствам, выделяемым на поддержку экономики ввиду спада, связанного с коронавирусной инфекцией. Данное изменение закрепили в статьях 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Во-вторых, Федеральным законом № 103-Ф3 дополнительно к случаям, определенным бюджетным законодательством, установлено право субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предоставлять из соответствующего бюджета субсидии любым юридическим лицам, в том числе бюджетным и (или) автономным учреждениям, учредителем которых не является соответствующий субъект РФ (муниципальное образование), на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции. Большинство публично-правовых образований данным правом уже воспользовались. Так, например, на территории Ленинградской области предусмотрено шесть новых видов субсидий, направленных на снятие напряженности, в том числе на рынке труда Ленинградской области, вызванной распространением новой коро-навирусной инфекции (COVID-19). Положение также актуально на 20202021 гг.

В-третьих, Федеральным законом от 22.04.2020 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Феде-

w | | Л W W

ральныи закон "О приостановлении действия отдельных положении Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году"» на постоянной основе ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации «Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам» дополнили п. 4.21. Согласно данному пункту, гранты и субсидии, предусмотренные указанной статьей, могут предоставляться юридическим лицам, являющимся хозяйственными обществами, в том числе для реализации ими функций, установленных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в виде вкладов в имущество таких юридических лиц, не увеличивающих их уставные

1 Собрание законодательства РФ. 2020. № 17. Ст. 2698.

167

(складочные) капиталы. Замысел законодателя по введению в БК РФ данного положения не совсем понятен. В первой редакции законопроекта, как и в пояснительной записке к нему, комментируемой поправки не было. Она появилась на этапе второго чтения. Возможно, новелла имеет целью снять возникающие на практике вопросы о порядке учете юридическими лицами в своем имуществе поступающих бюджетных грантов и субсидий. Хотя и без новых положений гранты и субсидии очевидным образом поступали в собственность юридического лица и не увеличивали их уставные капиталы, однако имели и имеют целевой характер.

В-четвертых, Федеральным законом от 25.05.2020 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в

2020 году"» п. 1 ст. 78 БК РФ был дополнен новым положением1. Эта чисто коронавирусная поправка предусматривает возможность на основании правовых актов Правительства Российской Федерации предоставлять субсидии юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) -производителям подакцизных товаров. Новелла будет действовать до 31 декабря 2021 г., а потом ст. 78 БК РФ вернется к прежней редакции. Дело в том, что традиционно финансовое стимулирование деятельности в сфере подакцизных товаров, за небольшим исключением, не осуществляется, поскольку это не является приоритетной задачей государства. Тем не менее, в условиях пандемии существенные убытки, которые несут пострадавшие отрасли экономики, подстегнули к введению данной меры. Министерство экономического развития и торговли РФ отметило, что данное решение было беспрецедентным2. Постановлением Правительства РФ от 24.06.2020 г. № 915 «Об особенностях предоставления в 2020 и

2021 годах субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) и индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в

1 Собрание законодательства РФ. 2020. № 22. Ст. 3376.

2 О направлении разъяснений: письмо Минэкономразвития России от 23.11.2020 г. № Д13и-38866 // Сайт Минэкономразвития РФ. economy.gov.ru. (дата обращения: 6.04.2021 г.)

результате распространения новой коронавирусной инфекции» установлено, что если деятельность экономического субъекта попала в перечень наиболее пострадавших отраслей российской экономики и при этом он осуществляет деятельность, связанную с производством (реализацией) подакцизных товаров, то ему могут быть предоставлены субсидии, но из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов1. Напомним, перечень подакцизных товаров содержится в ст. 181 Налогового кодекса РФ, а перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3.04.2020 г. № 4342. Если соотнести два данных перечня, то в основном субсидии могут быть предоставлены субъектам, реализующим подакцизные товары. Само производство подакцизных товаров не попало в список пострадавших отраслей и не получит субсидии. Остается только реализация подакцизных товаров, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых включена в список пострадавших отраслей. Соответственно, получателями государственной помощи могут быть, например, владельцы гостиницы, объектов общественного питания либо организаторы выставок и конференций, которые одновременно реализуют алкогольную и табачную продукцию. Авторский анализ опыта регионов показал отсутствие таких субсидий и грантов.

Право перераспределения бюджетных ассигнований без внесения изменений в закон (решение) о бюджете

В течение 2020 и 2021 гг. исполнительным органам власти была предоставлена возможность без внесения изменений в закон (решение) о бюджете перераспределять бюджетные ассигнования между статьями расходов. Нововведение также предусмотрено Законом 103-ФЗ (на 2020 г.) и Федеральным законом от 15.10.2020 г. № 327-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные за-

1 Собрание законодательства РФ. 2020. № 26. Ст. 4136.

2 См. Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции: постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 434 // Собрание законодательства РФ. 2020. № 15. Ст. 2288.

169

конодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году» (на 2021 г.). Нужно понимать, что названные законы предоставили право исполнительным органам «снимать» ассигнования с любой статьи расходов утвержденного бюджета и самостоятельно перенаправлять их на указанные ниже цели. Указанные изменения сначала действовали на 2020 г., в дальнейшем были распространены на 2021 г.

Федеральным органам исполнительной власти (в установленном порядке) разрешено самостоятельно изменять направления расходования средств федерального бюджета для их перенаправления на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронави-русной инфекции, а также на иные цели, определенные Правительством Российской Федерации. Из постановления Правительства РФ от 12.04.2020г. № 483 «Об утверждении Правил внесения изменений в 2021 году в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные Правительством Российской Федерации» (далее постановление Правительства № 483) следует, что под «иными целями» действительно понимаются любые направления перераспределения, предложенные и обоснованные главным распорядителем бюджетных средств, в том числе перераспределение бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий коммерческим организациям1.

1 См. Об утверждении Правил внесения изменений в 2021 году в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные Правительством Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 12.04.2020 № 483 // Собрание законодательства РФ. 2020. № 16. Ст. 2595.

Для исполнительных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований данным законом предусмотрено право вносить изменения в соответствующую сводную бюджетную роспись, минуя представительный орган, в трех случаях: ввиду перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение антикризисных и антикоронавирусных мероприятий; в случае перераспределения бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита бюджета; в случае получения дотаций из других бюджетов.

Сводная бюджетная роспись представляет собой документ, который составляется и ведется финансовым органом ... в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК РФ). Согласно ст. 217 кодекса, утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. Между тем, как видно из коронавирусных поправок, указанное положение в текущей ситуации подверглось пересмотру. Сводная бюджетная роспись не является секретным документом. Тем не менее, в ст. 36 БК РФ, раскрывающей принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы РФ, для бюджетной росписи не предусмотрено обязательное опубликование или обнародование иным способом. Нам не удалось найти сводную бюджетную роспись (либо акты о внесении изменений в нее) на официальных сайтах Министерства финансов РФ и Федерального казначейства, а также на сайте «Электронный бюджет».

Тем же федеральным законом установлена процедура изменения сводной бюджетной росписи для федерального бюджета (субъекты и муниципальные образования для своих бюджетов вправе установить такой порядок сами). Упрощенно она состоит из нескольких стадий. На первом этапе главные распорядители бюджетных средств - федеральные министерства, службы, агентства направляют свои предложения о перераспределении бюджетных ассигнований в Министерство финансов Российской Федерации. На втором этапе Минфин РФ обобщает эти предложения и снимает внутренние разногласия между ним и главными распорядителями (если они имеются) посредством привлечения правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики, либо оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, либо вынося вопрос на рассмотрение председателю

Правительства РФ. На третьем этапе свод предложений главных распорядителей по внесению изменений в сводную бюджетную роспись в Комиссию Федерального собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований. Комиссия состоит из семи представителей от Государственной думы и от Совета Федерации. Этот орган с неопределённым правовым статусом в течение трех рабочих дней должен дать согласие на внесение изменений либо направить поправки на рассмотрение Государственной думы РФ. В противном случае, Министерство финансов РФ вправе принять решение об изменении сводной бюджетной росписи самостоятельно.

Примечательно, что в первоначальном проекте Федерального закона № 103-ФЗ, который был внесен депутатом А.М. Макаровым, не предполагалось никакого участия Федерального собрания власти в перераспределении бюджетных ассигнований. Однако в представленной ко второму слушанию редакции появилось положение, как указано на сайте законопроектов Государственной думы РФ также по инициативе депутата А.М. Макарова, согласно которому все проекты изменений сводной бюджетной росписи, вносимые в соответствии с данным федеральным законом, должны рассматриваться указанной выше комиссией1.

Заключение

Анализ коронавирусных поправок в БК РФ привел к следующему обобщению их содержания. Большой пакет изменений касается возможности вводить новые субсидии и гранты (либо менять объемы и назначения старых), минуя закон (решение) о бюджете, т. е. по решению исполнительных органов власти. Вторая часть поправок касается снятия существовавших законодательных ограничений на предоставление субсидий и грантов отдельным видам юридических лиц либо видам деятельности. Например, разрешено оказывать финансовую помощь автономным и бюджетным учреждениям, учредителем которых не является соответствующее публично-правовое образований, либо выделять субсидии на производство (реализацию) подакцизных товаров.

Авторская оценка изменений законодательства следующая. В качестве положительных сторон можно выделить направленность нововведений на ускорение и упрощение процесса выделения государственной

1 Официальный сайт системы обеспечения законодательной деятельности // https://sozd.duma.gov.ru/bill/924684-7 (дата обращения: 7.06.2021 г.)

172

(муниципальной) финансовой помощи нуждающимся отраслям народного хозяйства, а также более широкий охват мерами государственной поддержки субъектов экономической деятельности. Принятые меры, безусловно, способствуют эффективному управлению в условиях экономического и социального спада и реагированию на его отрицательные последствия.

Тем не менее, можно выделить и слабые стороны новелл. Ввиду того, что при формировании направлений предоставления грантов и субсидий участвует узкий круг лиц, данная форма государственной поддержки может быть неэффективной. Кроме того, авторами неоднократно указывалось [5; 6], что наделение исполнительных органов публичной власти единоличным правом определения направлений расходования бюджетных средств, в частности грантов и субсидий, повышает риски злоупотреблений и коррупции при принятии данных управленческих решений. Также следует констатировать, что расходы бюджетов в период пандемии стали значительно менее прозрачными. Принятые законы (решения) о бюджете 2020 и 2021 гг. потеряли критерий достоверности, поскольку закрепленные в них объемы бюджетных ассигнований могут быть изменены исполнительными органами власти без внесения изменений в эти законы.

Также обратим внимание на прокомментированный выше порядок изменения сводной бюджетной росписи. Так, комиссии Федерального собрания дается всего три рабочих дня на одобрение вносимых в нее поправок. При этом как ультиматум звучит положение п. 3 ст. 1 Федерального закона № 103-ФЗ о том, что если депутаты не отреагируют на поправки в данный срок, то они могут быть приняты без их участия. В связи с этим возникают вопросы - о правовом статусе данной комиссии; достаточен ли трехдневный период для изучения свода предложений по изменению сводной бюджетной росписи; а также целесообразна ли такая спешка?

В качестве итогов проведенного исследования можно внести ряд инициатив, которые нацелены на устранение выявленных недостатков. Авторские предложения могут показаться бессмысленными, с учетом того, что новеллы введены только на период пандемии, и вряд ли законодатель успеет отреагировать на критику до ее конца. Тем не менее, если рассматривать Covid-19 как один из возможных поводов для чрезвычай-

ного положения и причин экономического кризиса, и спрогнозировать повторение таких ситуаций в будущем, то коронавирусную инфекцию мы можем рассматривать как среду для отработки типовых механизмов реагирования на кризис. В этом ключе позволим себе предложить следующее.

Во-первых, в законодательстве следует закрепить единые подходы (принципы) оказания финансовой помощи частным субъектам, которые должны применяться в условиях чрезвычайных ситуаций. Например, к ним можно отнести принцип целесообразности антикризисной меры, т. е. ее соответствие установленным ориентирам государственной политики, закреплённым в документах стратегического планирования или любых других; принцип справедливости распределения имущественной и иной помощи; баланса интересов частных лиц и общества в целом при предоставлении мер поддержки; комплексности и системности принятия решений о внедрении антикризисной меры и др. Данные принципы помогут избежать ошибок в предоставлении помощи за счет бюджетных средств в случае необходимости ее оказания в срочном порядке.

Во-вторых, необходимо внести изменения в ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации и предусмотреть обязательное обнародование в любой форме, например, посредством размещения на сайте «Электронный бюджет» всех внесенных изменений в сводные бюджетные росписи бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Указанное предложение будет способствовать широкому обсуждению принимаемых публичных мер и обеспечит обмен мнениями об их эффективности и целесообразности среди широкого круга общественности.

В-третьих, на основании полученного в период пандемии опыта более детально определить в бюджетном законодательстве правовой режим грантов и субсидий.

Список литературы

1. Андреева Е. М. Анализ мер поддержки, направленных на преодоление социально-экономического спада в РФ в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Право и экономика. 2020. № 10. С. 38-47.

2. Андреева Е. М. Принципы социально-экономической поддержки экономики ввиду распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19) (статья) // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сб. ст. по итогам XV международной научно-практической конференции / под ред. Е.А. Горбашко, И.В. Федосеева. СПб., 2020. С. 132-138.

3. Андреева Е.М., Запольский С.В. Отличительные признаки грантов и концепция правового регулирования грантовой деятельности // Ленинградский юридический журнал. 2020. № 1. С. 87-105.

4. Васянина Е. Л. Обязательства в финансовом праве: монография. М.: РУ-САЙНС, 2020. 130 с.

5. Запольский С. В., Андреева Е. М. Грант как особая форма бюджетной субсидии // Финансы: теория и практика. 2020. № 2. С. 73-81.

6. Запольский С.В., Васянина Е.Л. Промышленные субсидии - публично-правовой инструмент управления // Право и экономика. 2020. № 10. С. 22-31.

7. Ломакина В.Ф. Бюджетные гранты для поддержки научных исследований. Виды нарушений и ответственность за нарушения использования грантов, судебная практика по разрешению споров в отношении нарушения использования грантов // Закон и прав. 2020. № 9. С. 160-165.

8. Сморчкова Л.Н. Правовое регулирование выдачи и использования грантов в целях финансирования научно-исследовательских работ // Современное право. 2019. № 9. С. 62-67.

References

1. Andreeva, E.M. (2020). Analiz mer podderzhki, napravlennyh na preodolenie so-cial'no-jekonomicheskogo spada v RF v uslovijah rasprostranenija novoj koronavirusnoj in-fekcii (COVID-19) [Analysis of support measures aimed at overcoming the socio-economic downturn in the Russian Federation due to novel coronavirus]. Pravo i jekonomika - Law and economics. No 10. pp. 38-47. (In Russian).

2. Andreeva, E.M. (2020). Principy social'no-jekonomicheskoj podderzhki jekonomiki vvidu rasprostranenija novoj koronavirusnoj infekcii (Covid-19 [Principles of socio-economic support for the economy in view of the spread of the new coronavirus infection (Covid-19)] // Sovremennyjmenedzhment: problemy iperspektivy. Sbornik statej po itogam XV mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Pod redakciej E.A. Gorbashko, I.V. Fedos-eeva. Sankt-Peterburg. pp. 132-138. (In Russian).

3. Andreeva, E.M., Zapolskij, S.V. (2020). Distinctive features of grants and the concept of legal regulation of grant activities [Otlichitel'nye priznaki grantov i koncepcija pravovogo regulirovanija grantovoj dejatel'nosti]. Leningradskij yuridicheskij zhurnal - Leningrad Legal Journal. No 1. pp. 73-81. (In Russian).

4. Vasjanina, E.L. (2020). Objazatel'stva v finansovom prave: monografija [Obligations in Financial Law: A Monograph]. Moscow: RUSAJNS. 130 p. (In Russian).

5. Zapolskij, S.V., Andreeva, E.M. (2020). Grant kak osobaja forma bjudzhetnoj sub-sidii [Grant as a special form of budget subsidy]. Finansy: teorija i praktika - Finance: theory and practice. No 2. pp. 73-81. (In Russian).

6. Zapolskij S.V., Vasjanina E.L. (2020). Promyshlennye subsidii - publichno-pravovoj instrument upravlenija [Industrial subsidies as a public law instrument of governance]. Pravo i jekonomika - Law and economics. No 10. pp. 22-31. (In Russian).

7. Lomakina, V.F. (2020). Bjudzhetnye granty dlja podderzhki nauchnyh issledovanij. Vidy narushenij i otvetstvennost' za narushenija ispol'zovanija grantov, sudebnaja praktika

po razresheniju sporov v otnoshenii narushenija ispol'zovanija grantov [Budget grants to support scientific research. Types of violations and liability for violations of the use of grants, court practice for resolving disputes in relation to violations of the use of grants]. Zakon i pravo - Law and rights. No 9. pp. 160-165. (In Russian).

9. Smorchkova, L.N. (2019). Pravovoe regulirovanie vydachi i ispol'zovanija grantov v celjah finansirovanija nauchno-issledovatel'skih rabot [Legal regulation of the issuance and use of grants for the purpose of financing research projects]. Sovremennoe pravo - Modern law. No 9. pp. 62-67. (In Russian).

Об авторе

Андреева Елена Михайловна, доктор юридических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация; e-mail: [email protected]

About the author

Elena M. Andreeva, Dr. Sci. (Law), Assistant Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint-Petersburg, Russian Federation; ORCID: 0000-0003-2061-2525; e-mail: [email protected]

Поступила в редакцию: 01.07.2021 Принята к публикации: 25.08.2021 Опубликована: 29.09.2021

Received: 01 July 2021 Accepted: 25 August 2021 Published: 29 September 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.