2018 ' 1_ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ
- ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖАНДАРМСКИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
ABOUT THE ACTUALITY OF STUDYING THE ACTIVITIES OF THE GENDARMERIE POLICE DEPARTMENTS OF RAILWAYS
УДК 93:34
Н.Н. ПЕТРЫКИН
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
В.В. ПЕТРЫКИНА
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
NIKOLAY N. PETRYKIN
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
VERA V. PETRYKINA
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о целесообразности изучения деятельности жандармских полицейских подразделений железных дорог Российской империи. На основе исторического обзора сделан анализ подходов к изучению темы. Приводятся статистические данные о темпах и масштабах строительства железных дорог на территории Российской империи. Выделяются обстоятельства, послужившие поводом к созданию специальных правоохранительных органов на объектах железнодорожного транспорта, их значение для железнодорожного комплекса страны. Рассматриваются сведения о штатной численности и структурном построении жандармских полицейских подразделений железных дорог к началу XX века. На основе приведенных сведений показана связь и преемственность жандармской полицейской службы с современностью. Делается вывод о необходимости изучения деятельности жандармской железнодорожной полиции, что может способствовать выдвижению практических рекомендаций по совершенствованию правоохранительной деятельности на транспорте в современных условиях, стать одним из элементов нравственно-патриотического воспитания действующих сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте.
Ключевые слова: правоохранительные органы, железнодорожный транспорт, жандармы, полицейские, структура, МВД России.
Abstract: the article considers the expediency of studying the activities of the gendarmerie police departments of the railways of the Russian Empire. The analysis of approaches to the study of the topic is given here based on the historical review. Statistical data on the pace and scale of the construction of the railways on the territory of the Russian Empire are offered. The paper reveals the circumstances that gave rise to the creation of special law enforcement agencies at the railway transport facilities and their significance for the railway complex of the country. Information on the size and structure of the gendarmerie police departments of the railways by the beginning of the 20th century is given. On the basis of the above information, the connection and continuity of the gendarmerie police activity with modernity are shown. It is concluded that it is necessary to study the activities of the gendarmerie railway police for the elaboration of practical recommendations for improving law enforcement in transport in modern conditions, to become one of the elements of moral and patriotic education of the current employees of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in transport.
Keywords: law enforcement forces, railway transport, gendarme, police, structure, Ministry of Internal Affairs of Russia.
В условиях реформирования российской полицейской структуры, в том числе и транспортной полиции, особенно актуальным становится вопрос об ориентирах нового качественного развития. Изучение опыта деятельности железнодорожной жандармерии в Российской империи на
протяжении 50 лет - один из возможных путей обретения таких ориентиров. Качественная подготовка сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте невозможна без изучения исторических корней службы. История железнодорожной жандармской полиции содержит
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
2018'1
примеры добросовестного отношения к службе, высокого профессионализма, патриотизма. На этом пути прежде всего необходимо отделить ценности российской государственности от стереотипов, клише, сложившихся в советской историографии и публицистике, рассматривавших Отдельный корпус жандармов только как репрессивный аппарат, перенося такие же оценки и на деятельность железнодорожной полиции. Обыденное историческое сознание связывает понятие «жандарм» с образом гонителя, деспота, тирана, доходит до отрицания правомерности самой постановки вопроса об использовании опыта предшественников нынешними территориальными органами МВД России на транспорте.
За последние годы исследования историков [1;2], юристов [3;4], политологов1 позволяют продвинуться в различных направлениях изучения цельной картины деятельности железнодорожных жандармов. Характерной чертой исследований становится рационализация опыта, накопленного жандармской структурой на железнодорожном транспорте. Жандармская железнодорожная полиция характеризуется как самая активная часть Отдельного корпуса жандармов, самое крупное подразделение, самое кастовое и потому самое элитное по уровню своего профессионализма.
Становление Жандармских полицейских управлений железных дорог непосредственно связано со строительством самих магистралей [3, с. 86]. Начало массового строительства железных дорог в Российской империи приходится на середину 60-х годов XIX столетия. С 1865 по 1875 год средний годовой прирост железных дорог России составлял 1,5 тысячи километров, а с 1893 по 1897 год — около 2,5 тысяч километров. Были построены линии Москва-Курск (1868 г.), Курск-Киев (1870 г.), Москва-Брест (1871 г.), Красноводск-Ташкент (1899 г.) и др. В 1891 г. начато строительство Великого Сибирского пути сразу с двух сторон - от Челябинска и от Владивостока. Великая Сибирская магистраль стала самой протяженной железной дорогой в мире (6503 км)2.
Железнодорожное строительство велось значительным темпом в угоду быстрой прибыли и зачастую в ущерб качеству. Акционеры при постройке железных дорог стремились экономить на новых технологиях, машинах и механизмах.
1 Сухомлинов А.В. Политика обеспечения транспортной безопасности и противодействия терроризму в России (на материалах железнодорожного транспорта): дис. ... канд. пол. наук: 23.00.02. - Москва, 2012. 173 с.
2 Филлипов М.М., Уздин М.М., Ефименко Ю.И. Железные дороги. Общий курс: учеб. для вузов. / под ред. М.М. Уздина. - 4 изд. - Москва: Транспорт, 1991. 295 с.
Привлекали к постройке крестьян как дешевую рабочую силу, что не могло не сказаться на надежности железнодорожных линий. Об однопутной линии протяженностью 86 верст, по которой 27 декабря 1870 года к берегу Дона на станцию Лиски прибыл первый поезд из центра империи, газета «Голос» писала: «...железная дорога построена очень быстро. В постройке ее принимали участие знаменитая тройка „авось", „небось", да в корню „как-нибудь"» [6, с. 71].
К Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. 95,5% российских железных дорог было сосредоточено в руках акционерных обществ и лишь 4,3% считались казенными [7, с. 63]. Это обстоятельство привело к тому, что все дороги управлялись различно. Зачастую перевозки по железным дорогам были не согласованы между акционерными обществами, каждое из которых, как правило, ставило прежде всего получение собственной прибыли без учета возможных убытков соседних дорог.
Мошенничества при строительстве дорог, вовлечение криминального элемента в их постройку, а затем концентрация на ограниченном пространстве значительных масс населения, материальных ценностей неизбежно влекли криминализацию объектов железнодорожного транспорта. Это, в свою очередь, потребовало обеспечения правопорядка в местах строительства, а затем и общественной безопасности при эксплуатации железных дорог. Очевидной стала необходимость в некой силовой структуре. Привлекать к охране общественного порядка территориальную полицию на линиях железных дорог было нецелесообразно. Дело в том, что строительство железных дорог проходило по малонаселенным, зачастую совершенно не обжитым территориям, занимало участки местности окраин губерний, куда из губернских городов и уездных центров добираться было весьма затруднительно. Линейный характер дорог не позволял местной полиции эффективно выполнять функции по обеспечению правопорядка, тогда как особая полицейская структура Жандармского корпуса вновь образованных управлений отличалась мобильностью и особой выправкой, олицетворявшей собой на местном уровне всю исполнительную власть [8, с. 16]. Такой принцип построения правоохранительных органов на объектах железнодорожного транспорта оправдан и сейчас.
На первом этапе строительства железных дорог создавались отряды железнодорожных жандармов. Они были переданы в оперативное управление Министерства путей сообщения как организатора строительства, так как отличались организованностью и мобильностью из всех
2018'1
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ
ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
подразделений Корпуса жандармов. С 1866 года все полицейские части на железнодорожных магистралях стали называться Жандармскими полицейскими управлениями железных дорог [8, с. 12]. В январе 1867 года по ходатайству шефа корпуса жандармов генерал-адъютанта Шувалова было принято решение о подчинении жан-дармско-полицейских управлений корпусу жандармов [6, с. 13].
В соответствии с утвержденным 13 марта 1867 года «Порядком учреждения жандармского надзора на вновь проводимых дорогах» в ведении каждого жандармско-полицейского управления включался участок дороги протяженностью 2000 верст. Это расстояние делилось на участки в 200 верст каждый, находившиеся в ведении отделений [8, с. 13]. Линейные отделения были низовым структурными подразделениями жандармской железнодорожной полиции и также строились по «километровому принципу». Территория их обслуживания охватывала в среднем от двухсот до трехсот верст пути. В соответствии с Высочайшим повелением от 16 марта 1867 года штатное число нижних чинов Жандармских полицейских управлений железных дорог определялось нормой по два унтер-офицера на станцию, за исключением столичных местностей, где было положено по три унтер-офицера на станцию. В отдельных случаях «для облегчения службы начальника отделения или для исполнения определенных обязанностей по паспортной части на пограничных железнодорожных станциях» в состав отделения вводились должности помощников начальников отделений. Самым низовым структурным подразделением жандармской железнодорожной полиции были унтер-офицерские пункты, находившиеся на отдельных станциях. Таким образом, выстраивалась четкая вертикаль: унтер-офицерский пункт, отделение, управление. К началу ХХ века сложилась система управления железнодорожной полицией. Высшее «начальствование над Отдельным корпусом жандармов» и общее руководство деятельностью железнодорожной полиции осуществлял Министр внутренних дел Российской империи. Он являлся шефом жандармов. Прямое руководство возлагалось на товарища (заместителя Министра внутренних дел), которым являлся командир Отдельного корпуса жандармов. Непосредственное руководство осуществлял начальник штаба Отдельного корпуса жандармов. Именно он руководил деятельностью жандармской железнодорожной полиции в масштабе всей империи [8, с. 22].
Вследствие бурного развития железнодорожной сети Жандармские полицейские управления
железных дорог к началу XX века сделались самыми крупными подразделениями Отдельного корпуса жандармов, по численности превосходящими все остальные части корпуса, вместе взятые [8, с. 23]. К 1917 году их стало более 300 [9, с. 54]. Уже к моменту вхождения корпуса жандармов в ведение Министерства внутренних дел (1880 г.) в нем насчитывалось: 20 генералов, 217 штаб-офицеров, 352 обер-офицера, 24 классных чиновника, 5041 унтер-офицер, 22 трубача, 1161 рядовой и 385 нестроевых чинов [8, с. 24]. В общую структуру жандармерии к 1917 г. входило 32 Жандармских полицейских управления железных дорог [10, с. 186].
Требования для поступления на службу в корпус жандармов были высоки. Необходимо было окончить военное или юнкерское училище по первому разряду с отличием, быть нравственно здоровым, православного вероисповедания, физически развитым, способным к обучению и прохождению соответствующей аттестации, не иметь долгов. Как отмечал в свое время начальник Киевского охранного отделения А. Спиридович, для выполнения такой важной задачи «соответствующий контингент лиц могла дать только русская армия, всегда служившая верой и правдой своим государям, создавшая им славу, ковавшая величие и могущество России» [11, с. 35].
Деятельность жандармских полицейских подразделений железных дорог регламентировалась особыми инструкциями и приказами. Настольной книгой каждого жандарма была «Справочная книга для чинов Жандармских полицейских управлений железных дорог. По жан-дармско-полицейской части. Общие обязанности жандармской железнодорожной полиции» [12], составителем которой был Л. Тимофеев. Наличие такого справочника в специфических условиях несения службы позволяло на правовой основе решать общие и частные проблемы, которые приносила повседневная служба, - от краж и хищений до работы станционного буфета. В основе подходов были защита государства, права на жизнь и достоинства граждан. Потребность в подобном справочном издании очевидна и для сегодняшних сотрудников органов внутренних дел на транспорте.
Сегодня вопросы охраны общественного порядка на объектах железнодорожного транспорта находят свое отражение во множестве нормативных правовых актов, регулирующих как деятельность полиции, так и работу субъектов транспортной инфраструктуры, оперативно сориентироваться в которых зачастую нелегко. В условиях усложняющейся обстановки принятие своевременных грамотных мер становится осо-
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ
ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
2018'1
бенно актуальным. Авторам подобного справочника для нынешних сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте был бы полезен и сам подход к его разработке.
Подполковник Л. Тимофеев, офицер штаба Отдельного корпуса жандармов, занимался подготовкой кадров для жандармских полицейских подразделений железных дорог, в Санкт-Петербурге читал лекции. В целях систематизации имеющегося у него материала составил справочник, в основе классификации уже тогда обширного массива нормативных правовых документов положил не сам нормативный акт, а конкретную ситуацию, проблему, которая требовала правового регулирования, так, чтобы железнодорожный жандарм, действовавший нередко в одиночку на обширной территории, мог бы быстро сориентироваться в постоянно меняющейся обстановке и предпринять грамотные действия.
150 лет назад миссия жандармских подразделений на железных дорогах определялась как «охранение внешнего порядка, благочиния и общественной безопасности» [12, с. 5]. Был накоплен значительный опыт, который, безусловно, будет востребован и сегодня в деятельности железнодорожной полиции, основное назначение которой определено в ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции»: полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Изменились средства решения этих задач, появились новые угрозы, изменились масштабы. Вместе с тем сотрудник, призванный реализовывать основные направления деятельности полиции, как и 150 лет назад, сталкивается с теми же проблемами,
определенными сложностями при их решении и задается одними и теми же вопросами. На этом пути изучение опыта деятельности жандармских полицейских подразделений железных дорог в системе МВД России в современных условиях представляет особую значимость, способно раскрыть новые грани сущности полицейской службы на транспорте.
Исторический опыт функционирования МВД доказал необходимость специальной подготовки кадров для работы на транспорте. Приказом МВД России от 2 августа 2013 года № 591 «О внесении изменений в приказ МВД России от 29 августа 2012 года № 820 «О профилиза-ции образовательных учреждений МВД России» функциями учебно-научного центра по реализации приоритетного профиля подготовки «Деятельность подразделений по обеспечению безопасности на объектах транспорта» наделен Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина.
Обеспечение целевой подготовки кадров для органов МВД России на транспорте - это важный этап формирования условий защищенности пассажиров и работников транспорта и транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
Изучение опыта жандармских полицейских подразделений дает возможность на конкретном материале показать специфику и генезис правоохранительной службы на объектах железнодорожного транспорта России, взять на вооружение наиболее действенные формы и методы работы особой силовой структуры - Жандармской железнодорожной полиции. Верность долгу и профессионализм - это пример для ныне действующих сотрудников территориальных органов МВД России на транспорте.
Литература
1. Кузнецов С.А. Деятельность жандармских полицейских отделений по охране железных дорог Нижнего Поволжья в конце XIX - начале XX вв. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2009. Т. 15. № 12. С. 137-141.
2. Мурашко А.И. Деятельность железнодорожных жандармов по обеспечению государственной безопасности Российской империи // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. № 3. С. 207-213.
3. Рыжова Ю.В. Организационно-правовые основы создания транспортной полиции в Российской империи // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3. С. 86-90.
4. Фролов В.В., Тышковец Н.К. Нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию и функционирование правоохранительных органов на железных дорогах в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв. // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 1. С. 37-41.
5. Мамлеева Д.Р. Правовое регулирование организации и деятельности транспортной полиции во второй половине XIX века // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 2. С. 144-148.
6. Страницы истории и современности правоохранительной деятельности на Юго-Восточной железной дороге: сборник материалов об истории и нынешнем состоянии правоохранительной деятельности на Юго-Восточной железной дороге. Посвящен 200-летнему юбилею МВД России. / В.И. Краснов, В.П. Долбилов, В.И. Кораблин [и др.]. - Воронеж: Кор-Полиграф, 2002. 184 с.
7. ЧиченковаН.А. Первая железная дорога в Курской губернии (1864-1917). О строительстве Московско-Курской железной дороги // Курский край. 2003. № 1-2. С. 63-64.
8. Овчинников Н.А., Захаренко В.В., Ромахов А.В. На службе отечеству. История организации и обеспечения правопорядка на транспорте. К 90-летию транспортной милиции. - Нижний Новгород: Содействие, 2008. 182 с.
9. Целуйко А.В. Охрана правопорядка на железнодорожном транспорте в XIX - начале XX вв. // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2011. № 1. С. 52-54.