УДК 34 ББК 67
К ВОПРОСУ О СОДЕЙСТВИИ СЛУЖАЩИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЖАНДАРМЕРИИ
СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ ГЛУША ЧЕНКО,
заведующий кафедрой государственного права Российского государственного педагогического университета имени И.А. Герцена,
доктор юридических наук, профессор
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В статье показаны проблемы в реализации на практике требований ст. 185 Общего Устава Российских железных дорог о содействии служащих железных дорог чинам жандармских полицейских управлений в исполнении служебных обязанностей.
Ключевые слова: Министерство путей сообщения, железная дорога, Отдельный Корпус жандармов, жандармское полицейское управление, железнодорожные служащие, унтер-офицер.
Abstract. The article shows the problems in putting into practice the requirements of Article 185 of the General Rules of the Russian railways on the promotion of railways serving reasons gendarme police departments in the line of duty.
Keywords: Ministry of Railways, railway, Special Corps of Gendarmes, gendarmerie police department, railroad employees, non-commissioned officer.
История взаимоотношений чинов Отдельного корпуса жандармов (ОКЖ) с железнодорожными служащими берет начало с создания полицейских управлений на первых в Российской империи железных дорогах. Первоначально полномочия железнодорожной полиции законодательно были закреплены 27 июля 1861 года в Положении о полицейских управлениях на Санкт-Петербурго-Варшавской и Московско-Нижегородской железных дорогах1. В этот период полицейские управления железных дорог подчинялись непосредственно министерству путей сообщения (МПС) и находились в полной служебной и финансовой зависимости от местного железнодорожного начальства. По отзывам самих жандармов на этом этапе они являлись «бесполезным органом правительственного надзора»2. Страх за свое зависимое положение сковывал инициативу, обязанности исполнялись пассивно, служащих железных дорог старались не трогать даже в случаях, когда те могли быть виновны в правонарушениях или происшествиях.
Решение Александра II3 об изъятии полицейских управлений железных дорог из ведения Министерства путей сообщения и передача их в полное
подчинение с 1867 года командиру корпуса жандармов качественно изменило характер отношений между жандармерией и чинами железных дорог. Железнодорожные жандармы стали более самостоятельными в принятии решений, более требовательными к поведению железнодорожных служащих и их отношению к служебным обязанностям. Однако отсутствие четкого нормативного регулирования полномочий железнодорожной жандармерии существенно ограничивало инициативу правоохранителей, провоцировало конфликтные ситуации с железнодорожными агентами.
Разрешить многие проблемы, возникавшие во взаимоотношениях жандармов и служащих железных дорог, был призван утвержденный 12 июня 1885 года «Общий Устав Российских железных дорог» (Устав)4. Устав содержал нормы, регламентировавшие правила поведения на железных дорогах граждан, а также правила, которые должны были соблюдать сами железнодорожники. Контроль за исполнением этих правил возлагался на чинов жандармских полицейских управлений (ЖПУ). Служащим железных дорог вменялось в обязанность
содействовать жандармам в исполнении лежащих на них обязанностей, информировать их обо всех замеченных правонарушениях и происшествиях, предоставлять нужные сведения, а в необходимых случаях охранять следы преступления.
При обсуждении в Государственном Совете проекта Общего Устава РЖД признавалось необходимым закрепить в отдельным законе вопросы содействия железнодорожной жандармерии. В частности, речь шла о способах содействия со стороны служащих дороги, об определении их полномочий в зависимости от должностного положения, а также о мерах ответственности за неисполнение обязанностей. Однако эта работа не была доведена до конца. Разработка Департаментом полиции и МПС «Положения о железнодорожных служащих» так и не была доведена до конца.
Не вносило ясности в отношения взаимодействовавших структур и наличие в действовавшем законодательстве «сбивчивых редакций» отдельных статей. Начальник штаба ОКЖ в 1897 году отмечал, что в содержании ст. 692 кн. III Свода Военных Постановлений 1869 г. (изд. 2) после переподчинения железнодорожной жандармерии командиру ОКЖ, остались неотмененными нормы, обязывающие жандармские полицейские управления принимать к исполнению обращенные к ним предписания МПС и требования инспекций железных дорог
В 1897 году в МВД была развернута активная работа по подготовке предложений по реформированию железнодорожной жандармерии. Штабом ОКЖ был собран и проанализирован большой фактический материал о состоянии полицейской службы на железных дорогах Империи, были выявлены актуальные проблемы в деятельности региональных жандармских подразделений. Наиболее чувствительными оказались вопросы, связанные с неисполнением служащими железных дорог требований статьи 185 Устава РЖД об оказании содействия и помощи жандармам по обеспечению законности и поддержанию порядка на железных дорогах.
Между тем железнодорожная полиция остро нуждалась в помощи со стороны железнодорожников. Дело в том, что жандармские полицейские подразделения были немногочисленны. Например, в штате сформированного Омского жандармского полицейского управления Сибирской железной дороги
в 1894 году было всего 178 нижних чина5, протяженность железнодорожного участка, закрепленного за одним унтер-офицером, доходила до 27—28 верст6.
Однако агенты дороги, чины администрации нередко не только отказывали в помощи чинам железнодорожной жандармерии, но и сами становились фигурантами уголовных дел по фактам краж грузов или имущества дороги или участвовали в мошеннических схемах. По сведениям, поступившим в ОКЖ, в ходе следственных действий за 1896 год было установлена виновность железнодорожных служащих в 1601 случае краж, что составляло 34% от общего числа совершенных краж7.
Начальник Омского жандармского полицейского управления полковник С.И. Каханов неоднократно поднимал перед руководством Сибирской железной дороги (СЖД) вопрос о недобросовестном отношении ряда должностных лиц дороги к обязанностям по оказанию помощи жандармам. Иногда дело доходило до ультиматумов. Так, в 1897 году в очередной раз, обращаясь к начальнику дороги, он указывал, что снимает с себя ответственность «за не розыск виновных», так как начальник мастерских, несмотря на его просьбы, своевременно не оказывал жандармам надлежащего содействия8.
Начальник штаба корпуса, выражая мнение начальников ЖПУ железных дорог отмечал, что упрочение полицейской власти на железных дорогах возможно, только если каждому железнодорожному служащему станет ясно, что «отказ или небрежное содействие железнодорожной полиции ведет за собой всегда законную кару»9.
В условиях отсутствия правового регулирования представители взаимодействовавших ведомств выстраивали отношения, опираясь на свой служебный опыт и устоявшийся за долгие годы порядок. Офицерами жандармских полицейских управлений почти повсеместно был установлен следующий порядок сношений и обращений с чинами железнодорожной администрации: начальник ЖПУ с начальником (управляющим) дороги, начальник отделения с начальниками служб и ниже до местных старших агентов включительно, унтер-офицеры с местными младшими и низшими агентами.
Архивные документы свидетельствуют о многих успешных оперативных мероприятиях, проведенных жандармами совместно с железнодорожными служа-
№ 5 / 2016
Вестник экономической безопасности
189
щими. Сложная криминогенная обстановка требовала от руководителей взаимодействующих подразделений на местах принимать меры к налаживанию тесного сотрудничества. Так, например, начальник Сибирской железной дороги 7 марта 1908 года издал приказ № 113 «Об обязанностях агентов дороги по отношению чинов железнодорожной жандармской полиции», где потребовал от подчиненных безусловного содействия жандармам в исполнении «лежащих на сих чинах обязанностей»10. В 1909 году участились случаи нападения злоумышленников на станционные кассы. Руководство СЖД совместно с начальником жандармского управления полковником В.Н. Деболи разработали «Инструкцию о распределении обязанностей между железнодорожными служащими на станциях, полустанциях и разъездах для отражения нападений и задержания грабите-лей»11, где подробно расписали алгоритм действий всех должностных лиц, начиная от стрелочника и заканчивая начальником станции и жандармским унтер-офицером на случай отражения нападения. Активная правотворческая и организаторская работа руководителей взаимодействующих органов на местах приносила положительные результаты.
Например, в 1907 году на станции Тайга СЖД совместными усилиями жандармов и администрации железной дороги были раскрыты мошеннические схемы получения денежных средств при реа-
12
лизации претензии к железной дороге12.
Слаженные действия чинов железнодорожной, общей полиции и дежурного по разъезду агента до-
роги позволили 17 июня 1915 года нейтрализовать в районе станции Черемхово двух опасных вооруженных грабителей13. Таким образом, было очевидно, что борьба с преступностью может быть результативной только при условии тесного сотрудничества всех заинтересованных структур.
Однако неповоротливость российской «законодательной машины», бюрократизм ряда чиновников не позволяли своевременно принимать необходимые меры к урегулированию вопросов взаимодействия жандармерии и служащих железных дорог, что существенно влияло на качество исполнения обязанностей железнодорожной жандармерией.
1 Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр. 2. Т. XXVI. Отд. II. № 37289.
2 Всеподданнейший доклад шефа жандармов министра внутренних дел (проект) «Об изменении порядка организации и устройства жандармско-полицейского надзора на железных дорогах // Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 110. Оп. 4. Ед. хр. 1057. Л.39.
3 «Об обязанностях и подчинении жандармских полицейских управлений железных дорог»//ПСЗРИ. Собр. 2. Т. ХШ. Отд. II. № 44071.
4 ПСЗРИ. Собр. 3. Т. V. № 3055.
5 Общий состав управлений и чинов Отдельного корпуса жандармов. Испр. по 15-е июля 1894 г. СПб., 1894. С. 94—96.
6 Исторический архив Омской области (ИАОО). Ф. 272. Оп. 2. Д. 176. Св. 10. Л. 1, 2.
7 Мнение начальника штаба Отдельного корпуса жандармов по вопросу об изменении порядка организации и устройства жандармского полицейского надзора на железных дорогах // ГАРФ. Ф. 110. Оп. 4. Ед. хр. 1057. Л. 114.
8 Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 215. Оп. 2. Д. 2. Л. 31.
9 ГАРФ. Ф. 110. Оп. 4. Ед. хр. 1057. Л. 115 об.
10 ГАРФ. Ф. 110. Оп. 22. Д. 338. Л. 43.
11 ИАОО. Ф. 272. Оп. 3. Ед. хр.188. Л. 237.
12 ГАТО. Ф. 215. Оп. 2. Д.10. Л. 2.
13 ГАТО. Ф. 434. Оп. 1. Д. 7. Л. 223-223 об.
Актуальные проблемы конституционного права России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». Гриф НИИ образования и науки. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». (Серия «Magister»). / Под ред. Б.С. Эбзеева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 479 с.
Рассмотрены проблемные вопросы, относящиеся к предмету науки конституционного права. Цель учебника — раскрыть теоретическое содержание актуальных проблем основных разделов предмета, основы конституционного законодательства и правоприменительной практики по важнейшим проблемам государственного строительства в России.
Для студентов, магистрантов, адъюнктов и аспирантов юридических вузов.