ТЕОРИЯ И ПРАВ
ЕНИЯ О ЖЕРТВЕ
А ЧЕЛОВЕКА
Г
УДК 341.231.145
Халафян Р. М.
О ЗНАЧЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ АКТОВ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И УСТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДЕЛОВ ИХ ОГРАНИЧЕНИЯ*
Статья посвящена влиянию международного права на институт защиты прав и свобод человека. С учетом различных международных актов рассматриваются пределы ограничения прав и свобод человека. Обращается внимание на роль и значение международного права для Российской Федерации, приводятся примеры рекомендаций международных организаций, иных международных актов рекомендательного, морально-политического характера, получивших наибольшее распространение в национальной судебной практике.
Ключевые слова: защита права человека, международное право, рекомендации международных организаций, Российская Федерация, ограничение прав человека.
Halafyan R. M.
ON THE VALUE OF THE INTERNATIONAL ACTS FOR PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF THE PERSON AND ESTABLISHMENT OF LIMITS OF ITS RESTRICTION
* Работа выполнена в рамках проекта «Пределы ограничения прав личности в уголовном судопроизводстве в целях обеспечения национальной безопасности государства: уголовно-процессуальный и криминалистический анализ», реализуемого в рамках проектной части государственного задания Минобрнауки РФ в 2014—2016 гг. в сфере научной деятельности (номер задания 29.1247.2014/K).
The research is performed within the project «The limits of restriction of the rights of the personality in criminal trial for ensuring national security of the state: the criminal procedure and criminalistic analysis», realized within the draft of the state task of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in 2014—2016 in the sphere of scientific activity (number of a task 29.1247.2014/K).
The article is devoted to the influence of international law on institute of protection of the rights and freedoms of the person. Taking into account various international acts limits of restriction of the rights and freedoms of the person are considered. The attention to a role and value of international law for the Russian Federation is paid, examples of recommendations of the international organizations, other international acts of advisory, moral and political nature which gained the greatest distribution in national court practice are given.
Keywords: protection of a human right, international law, recommendations of the international organizations, the Russian Federation, restriction of human rights.
Развитие международных отношений показало, что защита прав человека не является исключительным предметом ведения государства. С момента принятия Устава ООН и начала формирования современного этапа развития международного права происходит осознание важности регулирования данной области общественных отношений не только на государственном, но и на межгосударственном уровне. Подобный процесс является закономерным отражением существующих между странами связей (политических, социально-экономических, дипломатических и т. п.) и обусловлен возможностью решения глобальных проблем, в том числе связанных с защитой прав человека, совместными усилиями. Для этого создаются соответствующие правовые основы, учреждаются международные правозащитные институты.
Всеобщее уважение прав человека и основных свобод является одним из основных принципов современного международного права1. С целью его реализации государства связаны большим количеством договорных и иных международных обязательств. Так, одной из целей, преследуемых ООН, является поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии (статья 1). На основании пункта 3 статьи 2 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, каждое участвующее в нем государство обязуется, в частности, обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в данном Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Помимо универсальных, заключен ряд региональных соглашений в области прав и свобод человека: Европейская
конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года, Американская конвенция о правах человека 1969 года, Африканская хартия прав человека и прав народов 1981 года, Арабская хартия прав человека 2004 года. Указанными международными актами декларируется перечень прав и свобод человека, предусматриваются судебные и внесудебные механизмы их защиты (Европейский суд по правам человека, Межамериканская комиссия по правам человека и Американский суд по правам человека, Африканский суд по правам человека и народов и Африканская комиссия по правам человека и народов). Исключение составляет азиатская система защиты прав человека, где, в силу разного рода причин, международные правовые акты пока отсутствуют.
Большое влияние имеют международные неправительственные организации, занимающиеся защитой прав человека (Amnesty International, Human Rights Watch и др.). В 2006 году Комиссией международного права ООН завершена работа над «Проектом статей о дипломатической защите», в котором регулируется порядок защиты государством по дипломатическим каналам прав своих граждан и юридических лиц, нарушенных иностранным государством.
Возможность обращения в те или иные международные органы для защиты своих прав и свобод позволила отдельным специалистам высказать мнение о том, что индивид является субъектом международного права, но с ограниченной правосубъектностью2.
При характеристике международных норм, определяющих порядок защиты прав и свобод человека, следует также уделять внимание рекомендациям международных организаций, международным договоренностям, решениям межправительственных конференций и дру-
гим международным актам, обладающим рекомендательным, морально-политическим характером. Последние зачастую содержат призывы, пожелания членам мирового сообщества о необходимости соблюдения прав человека и гражданина, способствуют разработке правовых норм. Например, в пункте 6 Декларации совещания на высоком уровне Генеральной Ассамблеи по вопросу о верховенстве права на национальном и международном уровнях 2012 года закреплены обязательства содействовать всеобщему уважению, соблюдению и защите всех прав человека и основных свобод для всех.
В этой связи «существенное значение, — как отмечается в юридической литературе, — для эффективности воздействия на международные отношения имеет правильное сочетание правовых и других (и прежде всего политических) видов регулирования. Использование лишь международно-правового регулирования не всегда является оптимальным вариантом»3.
Вместе с тем очевидно, что явно недостаточно лишь разработать нормативные основы защиты прав и свобод человека на международном уровне, вследствие чего актуальным видится создание эффективного механизма их реализации. Под предлогом следования правам человека на международной арене порою происходят грубые нарушения и прав человека, и международных норм, направленных на их защиту («гуманитарная интервенция», концепция «ответственность за защиту»)4.
Особое значение приобретает международное право для Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Однако указанный конституционный принцип воспринимается органами государственной власти не только формально-юридически. Суды развили его буквальное содержание и опираются практически на все элементы международно-правовой системы — резолюции и рекомендации международных организаций, решения международных органов, модельные акты, правовые позиции и решения международных судебных учреждений5.
Правовой анализ рекомендаций международных организаций, иных международных актов неправового характера, используемых российскими правоприменителями наиболее часто и, в частности, способных служить доказательством общепризнанных принципов и норм международного права, показал, что в данном случае следует вести речь о двух основных группах актов. К первой группе отнесем те из них, которые устанавливают надлежащий порядок осуществления прав различных категорий лиц:
1) несовершеннолетних (Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила» 1985 года; Декларация прав ребенка 1959 года);
2) страдающих психическими расстройствами (Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи 1991 года, рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы 818 (1977) «О положении психически больных»; рекомендация Комитета Министров Совета Европы № R(83)2 «Относительно правовой защиты лиц, страдающих психическим расстройством, которые были госпитализированы в принудительном порядке»);
3) иностранных граждан и лиц, без гражданства (Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают 1985 года; Резолюция (73) 7 Комитета Министров Совета Европы «О наказании за нарушения правил дорожного движения, совершенные при управлении транспортным средством под воздействием алкоголя»);
4) обратившихся в судебные органы за защитой своих законных прав и интересов (Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью 1985 года; Рекомендация № R(85)11 Комитета Министров Совета Европы «О положении потерпевшего в рамках уголовного права и процесса»);
5) подвергаемых ограничению в праве на свободу передвижения (Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1988 года; Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным
заключением (Токийские правила) 1990 года).
Вторая группа международных документов, подлежащих учету, менее многочисленная и касается различных требований, предъявляемых к отправлению правосудия и эффективной организации государственной власти: Основные принципы независимости судебных органов 1985 года, Процедуры эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов 1990 года, Бангалорские принципы поведения судей 2006 года, Рекомендация Комитета Министров Совета Европы № R(94)12 по вопросам независимости судей, Европейская хартия о законе о статусе судей 1998 года и др.
Конституция Российской Федерации признает наряду с такими формами защиты прав человека и гражданина, как самозащита, защита прав в судебном и в административном порядке, различные международные способы защиты прав и свобод человека (судебные и несудебные).
К примеру, Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» Российская Федерация признала обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека. Кроме того, Российская Федерация является участником важнейших международных договоров в области прав человека (Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года; Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 года, Конвенции о правах ребенка 1989 года, Конвенции о правах инвалидов 2006 года и др.), на основе которых функционируют договорные органы по правам человека: соответственно Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Комитет по правам ребенка, Комитет по правам инвалидов и др. Для них характерно: проведение анализа выполнения государством его обязательств по международному договору, рассмотрение индивидуальных жа-
лоб, подготовка замечаний общего порядка, проведение расследований. При этом одни механизмы работают по всем четырем направлениям, тогда как другие — по одному или нескольким6.
Вопросам имплементации международного права и реализации рекомендаций международных организаций, решений международных конференций и других международных актов, не налагающих юридических обязательств, уделяется внимание в доктрине7.
Ограничение прав человека. Отечественными специалистами институт ограничения прав и свобод человека понимается по-разному8. Так, И. Н. Кондрат полагает, что специфика ограничения прав и свобод личности состоит: во-первых, в их законодательном санкционировании. Во-вторых, в целях, сформулированных в Конституции, что свидетельствует об ограниченности возможных ограничений прав и свобод личности. В-третьих, представляет собой не уменьшение объема, целостности, их качественной определенности, а ограничение условий и возможностей притязать на них. В-четвертых, может допускаться лишь как временная мера9.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данная норма соответствует международным договорам Российской Федерации. При этом указывается на наличие небольших различий в целях такого ограничения10.
Например, согласно пункту 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 года при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Из Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года,
в частности следует, что пользование правом беспрепятственно придерживаться своих мнений и правом свободном выражать свое мнение сопряжено с некоторыми ограничениями, которые должны быть установлены законом и являться необходимыми для уважения прав и репутации других лиц; для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения (статья 19).
В силу статьи 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 года участвующие в нем государства признают, что в отношении пользования теми правами, которые то или иное государство обеспечивает в соответствии с данным Пактом, это государство может устанавливать только такие ограничения этих прав, которые определяются законом, и только постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.
Положения приведенных выше важнейших международных соглашений были предметом толкования авторитетной группы экспертов в 1985 году (Сиракузы, Италия) и в 1986 году (Маастрихт, Нидерланды).
В Сиракузских принципах толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах дается толкование правомерности ограничения прав в целом и отдельных положений об ограничении прав, в частности, содержатся следующие разъяснения: не допускаются никакие ограничения или основания для их применения в отношении прав, гарантируемых в Пакте, за исключением ограничений, которые рассматриваются в положениях самого Пакта (пункт 1), сфера применения ограничения не может быть истолкована таким образом, чтобы поставить под угрозу сущность соответствующего права (пункт 2), толкование любых ограничений должно быть максимально конкретным и любые сомнения должны решаться в пользу защиты рассматриваемых прав (пункт 3), все ограничения признаваемых в Пакте прав должны быть закреплены в соответствии с национальным законом и соответствовать целям и задачам Пакта (пункт 5), законом должны быть предус-
мотрены возможность обжалования и эффективные средства правовой защиты от неправомерного введения или применения каждого из ограничений (пункт 8), при применении ограничения, государство не должно применять меры, приводящие к большему ограничению прав, чем это необходимо для достижения цели, с которой вводится ограничение (пункт 11), обязанность доказать правомерность ограничения прав, гарантируемых в Пакте, лежит на государстве (пункт 12).
Согласно Лимбургским принципам осуществления Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ни одно ограничение осуществления экономических, социальных и культурных прав не вводится иначе, как в соответствии с национальным законом общего применения, который не противоречит Пакту и действует в момент введения ограничения. Законы, вводящие ограничения на пользование экономическими, социальными и культурными правами, не должны быть произвольными, неразумными или дискриминационными. Правовые нормы, ограничивающие пользование экономическими, социальными и культурными правами, должны быть четкими и понятными всем. Законом должны быть предусмотрены соответствующие гарантии и эффективные средства правовой защиты от незаконного или неправомерного введения или применения ограничений экономических, социальных и культурных прав (пункты 48-51).
В статье 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года читаем: право свободно выражать свое мнение, включая свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ «может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц,
предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия» (статья 10).
Таким образом, современное международное право уделяет значительное внимание такой важной области общественных отношений, как защита прав человека. Постепенный перенос данного вопроса из национальной плоскости на уровень, являющийся предметом регулирования всего международного сообщества, способствовал признанию универсального характера за рядом прав и свобод человека и гражданина, формированию механизмов их защиты. Закрепляя в различных договорных и иных международных актах широкий перечень прав и свобод, правовые основы функционирования договорных и недоговорных правозащитных институтов, государства выражают свою привержен-
ность принципу верховенства прав человека.
В Конституции Российской Федерации указанные международные стандарты отражены. При этом внутригосударственная практика следует не только международным правовым, но и неправовым актам рекомендательного, морально-политического характера (договоренностям в рамках ОБСЕ, рекомендациям ООН и Комитета Министров Совета Европы, решениям Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями и др.), направленным на защиту прав и свобод человека, касающихся правомерности их ограничения. Использование различных по своей природе международных документов способствует формированию и дальнейшему развитию правоприменения на основе международных стандартов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Курс международного права. В 7 т. Т. 2. Основные принципы международного права / Отв. ред. И.И. Лукашук. - М.: Наука, 1989. - С. 148-168.
2 Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 1995. - С. 100-103
3 Мингазов Л. Х. Эффективность норм международного права. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. - С. 123.
4 Хлестов О. Н. Гуманитарная интервенция: политические и международно-правовые аспекты // Юрист-международник. - International-lawyer. - 2005. - № 3. - С. 35-40; Кривен-кова М.В. Некоторые вопросы, связанные с применением концепции ответственности государств за защиту // Военно-юридический журнал. - 2013. - № 11. - С. 26-30.
5 Марочкин С. Ю. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. - С. 280-281.
6 Абашидзе А. Х. Договорные органы по правам человека. - М.: РУДН, 2012. - С. 195.
7 Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. -СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001; Брусницын Л. В. УПК РФ: соответствует ли он рекомендациям ООН и Совета Европы по обеспечению безопасности свидетелей // Уголовное право. - 2010. - № 6. - С. 59-66.
8 Агеев В. Н. Конституционные ограничения основных прав и свобод личности в Российской Федерации: теория, история, практика: дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2006. -С. 15-43.
9 Кондрат И. Н. Ограничения личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве: допустимость и пределы // Юридическая наука: история и современность. - 2012. - № 10. - С. 140.
10 Права человека / отв. ред. Е. А. Лукашева. 2-е изд., перераб. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. - С. 113-114.
ХАЛАФЯН Рустам Мартикович, старший научный сотрудник Иркутского института законодательства и правовой информации им. М. М. Сперанского. г. Иркутск. Е-таП: rustam_halafyan@mail.ru