Виссаров А. В., Нефедова Т. Л.
т
УДК 342.7
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ И ДРУГИХ СТРАНАХ СНГ
Виссаров Анатолий Васильевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры права Чебоксарского института (филиала) ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет», г. Чебоксары. E-mail: vissar21@mail.ru
Нефедова Татьяна Львовна,
магистрант ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола. E-mail: n.t.l.7@yandex.ru
Вопрос об ограничении прав и свобод человека и особенно личных прав и свобод, а так же пределах таких ограничений является одним из сложных и дискуссионных вопросов юридической науки и правовой системы не только для Российской Федерации, стран СНГ, но и всего мирового сообщества. В наиболее известных международно-правовых документах употребляется несколько терминов-понятий, прямо или косвенно отражающих ограничение прав и свобод. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и странах СНГ.
Ключевые слова: нормы и принципы международного права, права и свободы человека и гражданина, государство, безопасность, защита основ конституционного строя, нравственность, ограничение прав и свобод человека и гражданина, Конвенция Содружества Независимых Государств.
Анализ международных правовых актов позволяет заметить, что в них содержатся нормы, прямо или косвенно отражающие ограничения прав и свобод. Так, во Всеобщей декларации прав человека (п. 2 ст. 29) [1], Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4) [4] и др. употребляется термин «ограничение», в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 4) [5], где говорится об обязательствах государств перед своими гражданами, используется выражение «отступление от своих обязательств», в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод употребляются два термина: «ограничения» (ст. 9, 10,11, 18) и «отступление от соблюдения обязательств» (ст. 15) [2].
Рассматривая вопрос об ограничении прав и свобод человека и гражданина, считаем, что нужно учитывать, что страны, входящие в СНГ, раньше являлись составными частями одного государства. Однако это не говорит о том, что на данный момент будут схожими их экономическая, политическая, социальная деятельность, как и нормативно-правовые акты, устанавливающие права и свободы человека и гражданина.
Практически во всех государствах, возникших на территории бывшего СССР, в раздел (главу) конституции об основах конституционного строя включается принцип, в соответствии с которым человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Почти все конституции стран Содружества закрепили связь прав и свобод человека и гражданина с нормами и принципами международного права, что также способствует приданию правам и свободам надгосудар-ственного характера [6].
Отличительная черта конституций государств, возникших на территории бывшего СССР, - указание полного перечня прав человека, включая не только первостепенные личные и политические права, как в большинстве развитых государств (США, Италия, Япония), но и социально - экономические, культурные, информационные. Вообще это относительное новшество - возводить в ранг конституционного право граждан на свободу информации, т. е. право на ознакомление с документами, решениями и материалами государственных органов, затрагивающих интересы граждан (ст. 34 Конституции Молдовы; ст. 34 Конституции Беларуси; ст. 30 Конституции Узбекистана и др.) [8].
Для определения пределов прав и свобод человека и гражданина конституции всех стран Содружества используют термин «ограничение» (например, ст. 56 Конституции Российской Федерации, ст. 54 Конституции Республики Молдова). Помимо этого, в конституциях стран Содружества закрепляется принятое международно-правовыми актами по правам человека правило, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. По аналогии с международными правовыми актами отдельными нормами конституций стран - участниц СНГ сделаны оговорки о пределах осуществления некоторых конкретных прав и свобод или возможности их ограничения при определенных обстоятельствах [7].
Во всех конституциях государств - членов Содружества устанавливаются допустимые в современном мире стандартные меры ограничения прав и свобод человека и гражданина. Согласно их положениям, такие ограничения могут иметь место лишь при объ-
Ф1
Конституционное, муниципальное и административное право
явлении войны, военного и чрезвычайного положения, а также мобилизации осуществления прав и свобод человека и гражданина (Белоруссия, Казахстан, Азербайджан, Армения, Киргизия, Российская Федерация, Молдова, Таджикистан, Украина). Так, в статье 46 Конституции Республики Таджикистан устанавливается срок чрезвычайного положения, который не должен превышать трех месяцев. Однако в необходимых случаях этот срок может быть продлен Президентом Таджикистана. В статье 64 Конституции Украины устанавливается перечень прав, которые не могут быть ограничены: равноправие, гражданство, право на жизнь, право на уважение достоинства, неприкосновенность и др.
Анализ содержания конституционных положений стран СНГ свидетельствует о том, что конституциями предусматривается как нормативное (правоустанавливающее), так и правоприменительное ограничение личных прав и свобод.
В конституциях государств СНГ определяются по-разному цели ограничений прав и свобод человека. Например, ст. 55 Конституции Российской Федерации в качестве таких целей указывает: защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Согласно ст. 14 Конституции Таджикистана, осуществление некоторых личных прав и свобод может быть ограничено с целью обеспечения прав и свобод других граждан, общественного порядка, защиты конституционного строя и территориальной целостности республики. Ст. 54 Конституции Республики Молдова также указывает на вышеперечисленные цели ограничений прав и свобод человека и добавляет к указанному списку интересы национальной безопасности, экономическое благосостояние страны, предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально, обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия, а также предотвращение массовых беспорядков и преступлений. Конституции стран государств, возникших на территории бывшего СССР, показывают различные подходы к закреплению прав и свобод, не подлежащих ограничению.
Первая группа государств (Российская Федерация, Республика Беларусь, Украина, Республика Молдова, Республика Армения, Республика Казахстан, Республика Таджикистан) в текстах конституций содержит четко определенный перечень личных прав и свобод, не подлежащих ограничению даже в условиях чрезвычайных положений. Это, например, право на жизнь, достоинство личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, свобода вероисповедания, права, связанные с судебной защитой.
Вторая группа стран Содружества, в состав которой входят Республика Узбекистан, Туркменистан и Азербайджан, не содержит в текстах своих конституций отдельных статей, закрепляющих перечень лич-
ных прав и свобод с указанием на возможность или невозможность их ограничения при определенных условиях и основаниях. Конституционные тексты этих стран, закрепляя конкретное личное право или свободу, в ряде случаев содержат оговорки, допускающие возможность нарушения (ограничения) этого права по распоряжению суда или в случаях, предусмотренных законом. Например, ст. 19 Конституции Республики Узбекистан устанавливает, что «права и свободы, закрепленные в Конституции и законах являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их». Так, фактически, по решению суда может быть ограничено любое личное право или свобода. Аналогичным образом в ст. 26 Конституции Туркменистана закрепляется ограничение права на свободу передвижения.
Это касается и права на личную неприкосновенность. Так, в ст. 18 Конституции Республики Армения установлено: «Каждый имеет право на свободу и неприкосновенность. Человек не может быть подвергнут аресту, обыску иначе, как в установленном законом порядке. Он может быть заключен под стражу только по решению суда в установленном законом порядке». В п. 1 ст. 25 Конституции Республики Молдова говорится: «Право на свободу и личную неприкосновенность нерушимо».
Конституции стран Содружества закрепляют также свободу мысли и слова, что на сегодняшний день очень важно для всестороннего развития общества. Как правило, формулировки этих прав существенно отличаются. В одних Конституциях законодатель ограничивается лишь краткой формулировкой о свободе слова, в других дается развернутое содержание данной свободы. Так, в ст. 33 Конституции Республики Беларусь само понятие «свобода слова» не употребляется, но из смысла статьи следует, что речь в нем идет, и о свободе слова: «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение». А в п. 1, 2 ст. 32 Конституции Республики Молдова аналогичная статья сформулирована более развернуто: «Каждому гражданину гарантируется свобода мысли, мнений, а также свобода публичного выражения посредством слова, изображения или иными возможными способами.»
Несмотря на различие подходов к личным правам и свободам, само СНГ имеет важнейший юридический документ, закрепляющий основные права и свободы граждан, их гарантии, - Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека. Она была принята еще 26 мая 1995 года в Минске. Внимание в ней заострено на равенстве всех людей перед законом и судом, на основных правах, которые, в принципе, прописаны в любой демократической Конституции, - право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Конечно, в документе закреплены и право на свободу вероисповедания, права национальных меньшинств и народов на самоопределение.
Виссаров А. В., Нефедова Т. Л.
m
В пункте 1 статьи 9 настоящей Конвенции говорится о том, что «каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки». Но тут же, в пункте 2 следует поправка: «Не должно быть никакого вмешательства со стороны государственных органов в пользовании этим правом, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и которое необходимо в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Ст. 32 закрепляет вышесказанное: «Ограничения, допускаемые по настоящей Конвенции в отношении указанных прав и свобод, не должны применяться для иных целей, кроме тех, для которых они предусмотрены», как и ст. 33: «Ничто в настоящей Конвенции не может истолковываться как ограничение или ущемление любых из прав человека и основных свобод, которые признаются и гарантируются согласно законодательству соответствующей Договаривающейся Стороны, а также основополагающим международным документам в области прав человека, участником которых она является» [3].
В целом, Конвенция - это не что иное как многостороннее соглашение по вопросам прав человека, учитывающее международные нормы и стандарты, а также нормативно - правовые акты и положения конституций стран-членов СНГ. Сложно сказать, что этот документ на сегодняшний день играет особенно важную роль для каждой из стран СНГ. Но и недооценивать его роль тоже не стоит. Государства, которые раньше входили в Советский Союз, имеющие и по настоящий день очень тесные связи друг с другом в политической, экономической, культурной сферах, просто обязаны были четко прописать те правовые нормы, которые наиболее подходят для всех участников Содружества, те права и свободы граждан, кото-
рые, существуя воедино, не противоречат Конституциям стран - участниц.
Подводя итог, следует отметить, что в целом нормы Конституций большинства государств СНГ закрепляют широкий перечень личных прав и свобод человека, не подлежащих ограничению.
Литература
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обновления: 10.04.2016).
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Принята Советом Европы 4 ноября 1950 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обновления: 10.04.2016).
3. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека [Электронный ресурс]. URL: http://www.conventions.ru/view_base. (дата обращения: 25.04.2016).
4. Международный пакт от 16 дек. 1966 г. «Об экономических, социальных и культурных правах»: принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обновления: 10.04.2016).
5. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обновления: 10.04.2016).
6. Жакке Ж. П. Конституционное право и политические институты: учеб. пособие. / пер. с франц. проф. В. В. Маклакова. 4-е изд. М.: Юристъ, 2009. С. 210.
7. Право и права человека [Электронный ресурс]. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/yagofarova_prava/ (дата обращения: 08.05.2015).
8. Эбзеев Б. С. Ограничения конституционных прав // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву: Сб. научных трудов / под ред. В. М. Баранова. Н. Новгород, 2009. Ч. 1. С. 213.
A. V. Vissarov, T. L. Nefedova
SOME ASPECTS OF THE RESTRICTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF A MAN AND A CITIZEN IN THE RUSSIAN FEDERATION AND OTHER COUNTRIES OF CIS
The issue of the restriction of human rights and freedoms and, in particular individual rights and freedoms, as well as the limits of such restrictions is one of the most difficult and controversial issues of jurisprudence and legal system, not only for the Russian Federation, the CIS countries, but also the entire world community. The most well-known international legal instruments used several terms, concepts, directly or indirectly reflect the limitation of rights and freedoms. This article covers discusses some aspects of the restrictions of the rights and freedoms of a man and a citizen in the Russian Federation and other countries of CIS.
Key words: the rules and principles of international law, rights of a man and a citizen, state, security, protection of bases of the constitutional system, morality, the restrictions of the rights of a man and a citizen, the Convention of the Commonwealth of Independent States.
VISSAROV Anatoly Vasilievich - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law, Cheboksary Institute (branch) Moscow Polytechnic University, Cheboksary. E-mail: vissar21@mail.ru
NEFEDOVA Tatyana L'vovna- Master student of the Mary State University, Yoshkar-Ola. E-mail: n.t.l.7@yandex.ru