Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
1
УДК 159.9:355
13.00.00 Педагогические науки
О ЗНАЧЕНИИ ЛИДЕРСТВА ДЛЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ
Фомичева Олеся Валерьевна кандидат педагогических наук, заведующая делом докторантуры и аспирантуры e-mail: fomicheva ov@mail.ru Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия
Писаренко Г ригорий Павлович старший преподаватель, аспирант e-mail: pisarenko.grigory@yandex.ru Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия
Ильченко Лариса Петровна
доктор педагогических наук, доцент,
заведующая кафедрой
e-mail: Larisa.Ilchencko@vandex.ru
филиал Российского государственного социального
университета, Анапа, Россия
Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации и, в частности, масштабные организационноштатные изменения, переход на комплектование войск и сил флота преимущественно военнослужащими контрактной службы, потребовала новых подходов к обучению и воспитанию данной категории военнослужащих. Одним из новаторских подходов педагогики, в данном ключе, стала разработка методик по формированию лидерских качеств и подготовки воинов-контрактников к исполнению функций лидера воинского коллектива, способного завоевать авторитет у своих подчиненных, сплотить людей и направить на эффективное выполнение служебных обязанностей. В статье раскрыта и обоснована актуальность проблемы формирования лидерских качеств и способности воина-контрактника к эффективному выполнению функций лидера при руководстве первичными воинскими коллективами. На основе анализа отечественной и зарубежной научной литературы, посвященной изучению проблемы лидерства и формирования лидерских качеств у военнослужащих, определена сущность понятий «лидерство» и «лидер» и даны конкретные определения рассматриваемых понятий, применительно к военно-профессиональной деятельности военнослужащих контрактной службы. В статье Конкретизировано значение феномена лидерства в практической военнопрофессиональной деятельности воинов-контрактников и определены основные особенности
UDC 159.9:355 Pedagogic sciences
THE SIGNIFICANCE OF LEADERSHIP FOR PERFORMANCE OF CONTRACT SERVICEMEN
Fomicheva Olesya Valerievna
Cand.Ped.Sci., head of the Department
of doctoral and postgraduate studies
e-mail: fomicheva ov@mail.ru
State Maritime University named after admiral F. F.
Ushakov, Novorossiysk, Russia
Pisarenko Grigory Pavlovich
senior lecturer, postgraduate student
e-mail: pisarenko. grigory^yandex.ru
State Maritime University named after admiral F. F.
Ushakov, Novorossiysk, Russia
Ilchencko Larisa Petrovna Doct.Ped.Sci., assistant professor, head of the chair
e-mail: Larisa.Ilchencko@yandex.ru
branch of the Russian State Social University, Anapa,
Russia
Reform of the Armed Forces of the Russian Federation and, in particular, large-scale organizational and personnel changes, the transition to acquisition of the army and navy mostly contract servicemen, demanded new approaches to training and education of this category of servicemen. One of the innovative approaches of pedagogy, in this way, has been the development of techniques to build leadership skills and training of soldiers under contract to perform the functions of the military leader of the team that can win credibility with their subordinates, bring people together and send to the effective performance of duties. The article deals with the problem and the urgency of the formation of leadership qualities and the ability of the warrior-contractor for the effective performance of the functions under the leadership of the leader of the primary military collectives. Based on the analysis of domestic and foreign scientific literature on the study of the problems of leadership and formation of leadership in military, the article defines the essence of the concepts of "leadership" and "leader", and gives specific definitions of the concepts as applied to military-professional work of contract servicemen. The article concretized the value of leadership in the practical professional military activity warriors contract and the main features of its manifestations in the military collective
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/84.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
2
его проявления в воинском коллективе
Ключевые слова: ВОСПИТАНИЕ, ГРУППА, Keywords: EDUCATION, GROUP, COLLECTIVE,
КОЛЛЕКТИВ, ЛИДЕР, ЛИДЕРСТВО, ЛИДЕРСКИЕ LEADER, LEADERSHIP, LEADERSHIP КАЧЕСТВА, ФОРМИРОВАНИЕ QUALITIES, FORMATION
Основной, стратегической, задачей реформирования армии и флота России является создание мощных, мобильных и эффективных Вооруженных Сил, соответствующих требованиям XXI века, современным вызовам и угрозам.
В настоящее время, в интересах проводимой реформы произведены масштабные организационно-штатные изменения, переход на
комплектование войск и сил флота преимущественно военнослужащими контрактной службы. Вместе с тем, новый способ комплектования силовых структур потребовал и новых подходов к обучению и воспитанию данной категории военнослужащих. Одним из таких новаторских подходов является подготовка воинов-контрактников к руководству первичными воинскими формированиями и, в частности, к исполнению функций лидера воинского коллектива, способного завоевать авторитет у своих подчиненных, сплотить людей и направить на эффективное выполнение служебных обязанностей. Способность и готовность к лидерству позволит воину-контрактнику наиболее успешно строить отношения с
подчиненными, в полную силу реализовывать свои командноорганизаторские и воспитательные навыки.
Актуальность данной проблемы обусловлена также следующими обстоятельствами: 1) значительным понижением уровня
профессионализма военнослужащих проходящих воинскую службу по призыву в связи с сокращением срока службы до одного года; 2) сложностью и важностью задач психологического и педагогического характера, решаемых на этапе становления воинов-контрактников как умелых, надежных и подлинных военных профессионалов.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/84.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
3
Таким образом, изучение и научное решение задачи по формированию лидерских качеств у воинов-контрактников представляется нам неоспоримо актуальной.
Анализ научной литературы посвященной рассмотрению проблемы лидерства и формированию лидерских качеств у военнослужащих [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, и др.] свидетельствует, что она на протяжении более 200 лет изучается различными направлениями науки: социологией, философией, историей, психологией, педагогикой, и др. Среди многочисленных исследователей данного феномена заметен вклад внесли такие ученые как Н. К. Михайловский, Е. А. Аркин, Д. Б. Эльконин, Б. Д. Парыгин, Л. И. Уманский, Т. В. Бендас, Г. Г. Дилигенский, И. Г. Дубов, Р. Л. Кричевский, и др.
Наибольших успехов в изучении данной проблемы добились также и зарубежные исследователи Е. Богардус, Дж. Гейер, Ц. Джибб, А. Джордан, К. Клиффорд, Т. Кох, Г. Олпорт, Р. Стогдилл, Е. Хантер, Ф. Фидлер, и др.
По мнению Т.В. Бендас понятие «лидерство» имеет древнюю историю, истоки которой связаны с возникновением человечества. Автор считает, что там, где встречаются хотя бы два человека, возникает проблема доминирования одного человека над другим, т.е. проблема лидерства. Следовательно, лидерство - это социально-психологическое, общеисторическое явление, которое свойственно человеку.
Проанализируем сущность понятий лидерство и лидер. Некоторые трактовки понятия «лидер», активно применяемые отечественными учеными приведены в составленной нами табл. 1.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/84.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
4
Таблица 1. Трактовка понятия «лидер» отечественными учеными
ФИО автора Сущность определения
Кричевский Р.Л. Лидер - член группы, который идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей, обладает наибольшим влиянием и выдвигается в ходе взаимодействий
Подласый И.П. Лидер - яркая личность, обладающая определенным индивидуальным опытом, который в силу тех или иных причин может оказаться привлекательным в глазах членов коллектива
Парыгин Б.Д. Лидер - член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели
Платонов К.К. Лидер - человек, оказывающий ведущее влияние на группу в системе неформальных отношений
Столяренко А.М. Лидер - наиболее активная, с харизматическими признаками личность, инициативно ищущая и подбирающая своих сторонников, единомышленников, становящаяся центром психологического притяжения других
Уманский Л. И. Лидер - член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы и определяющие направления деятельности всей группы
Анализ табл. 1 позволяет резюмировать:
1. В отечественной науке понятие «лидер» понимается как одаренная, харизматическая личность, способная объединить, сплотить людей в интересах достижения какой-то определенной и значительной цели.
2. Любая группа, коллектив для достижения поставленной цели, решения важной проблемы, нуждается в руководстве, поэтому и выдвигает из своей среды авторитетного ведущего, вожака, лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может.
3. Являясь членом группы, лидер выделяется в этой группе как неординарная, талантливая, яркая личность, которая обладает следующими характеристиками: наивысшим статусом; непререкаемым авторитетом; ведущим влиянием; исключительной ролью при организации деятельности группы и принятие решений; регулирует взаимоотношения в группе.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/84.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
5
Неоднозначны точки зрения ученых и на понимание сущности лидерства. Так, Л. Д. Столяренко и В. Е. Столяренко трактуют «лидерство» как «способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации» [10, с. 453]. Л. И. Уманский понимает под лидерством «социальнопсихологическое явление ведущего влияния личности на группу» [11, с.84]. Б. Д. Парыгин объясняет лидерство как «один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный господствующими в обществе
социальными отношениями» [4, с. 302].
А. Л. Свенцицкий под лидерством понимает «эффективное влияние людей, на других членов коллектива, что побуждает последних действовать определенным образом. Лидер направляет действия людей на основе сугубо личного влияния» [8, с. 88]. С. А. Алифанов, считает, что лидерство есть «наиболее изученный и наименее понятный конструкт в социальной психологии» [1, с.92].
Рассмотрение позиции вышеприведенных авторов позволяет констатировать: лидерство - есть естественный социально-
психологический процесс в группе, построенный на доминирующем влиянии личного авторитета лидера на поведение других членов группы и направленный на достижение общегрупповой цели. В то же время лидерство - это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа.
Следовательно, наличие развитых лидерских качеств - является непременным условием эффективного руководства группой, мобилизации членов группы на реализацию поставленных задач и целей.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/84.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
6
Данный вывод соотносится с мнением Ф. Фидлера [12], который называл лидерством действия, которые предпринимает лидер в русле управления и координации работы группы. В том числе такие действия, как распределение обязанностей, поощрение, критика и помощь.
И. П. Волков [2], Б. Д. Парыгин [4] говорят о том, что лидерство предполагает выполнение лидером комплекса функций: стратегической, административной, экспертно-консультативной, коммуникативнорегулирующей, представительской во внешней среде,
психотерапевтической, воспитательной, дисциплинарной. С. Д. Резник утверждает, что лидером может стать только человек, которому присущи ряд притягательных психологических качеств: уверенность в себе; острый и гибкий ум; компетентность как доскональное знание своего дела; сильная воля; умение понять особенности психологии людей; организаторские способности [7]. Л. Д. Столяренко и В. Е. Столяренко [10] считают, что лидер должен уметь производить объективный анализ обстановки, позволяющий формировать линию поведения, программу действий и принимать обоснованные решения. Это позволит своевременно начать мобилизацию сил и средств. Обеспечив полную или мажоритарную поддержку группы, лидер может организовать процесс осуществления принятых решений, план реализации которых должен предусматривать: 1) подбор и расстановку исполнителей; 2) доведение до них решений; 3) уточнение и адаптация решений применительно к месту исполнения; 4) создание внешних и внутренних условий исполнения; 5) координацию деятельности исполнителей; 6) подведение итогов и анализ результатов.
Кроме того, большинство исследователей обращают особое внимание на такие функции лидера, как обеспечение единства деятельности, обучение и воспитание членов группы.
Сегодня во многих научных публикациях [2, 4, 5, 12 и др.] всесторонне рассматривается вопрос эффективности лидера,
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/84.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
7
результативности его деятельности. Так, С. Д. Резник пишет: «Эффективным лидером, отвечающим новой философии управления считается человек, который осознает, что его авторитет непосредственно зависит от уважения подчиненных, а не от его формального статуса» [7, с. 282-283]. По мнению Ф. Фидлера [12] эффективность лидера зависит от его ориентации на задачу или на взаимоотношения в коллективе, а также от степени контроля за деятельностью группы и реализации своего влияния на нее. Автор полагает, что эффективность лидерства также зависит от условий, в которых осуществляется руководство группой, способности использовать когнитивный ресурс (знания, опыт, характер, отношения и др.).
Следовательно, воин-контрактник непременно должен обладать качествами лидера, быть готовым к лидерской деятельности, особенно находясь на командных должностях, как в мирное, так и военное время. Кроме того, военнослужащий, обладающий сформированными лидерскими качествами, наиболее успешно выполняет свои
функциональные обязанности, ему можно поручить серьезное дело, он становится подлинным примером для своих сослуживцев, способен оказать эффективное влияние на молодых воинов, авторитетно воздействовать на подчиненных. Воину-лидеру можно поручить ответственную боевую задачу, а в сложной ситуации он может заменить погибшего командира и принять командование на себя.
На основе вышеизложенного можно обоснованно определить основные положения значения феномена лидерства для практической деятельности воинов-контрактников:
1. Выполненный анализ понятий «лидер» и «лидерство», сущности данного феномена позволяет дать конкретные определения
рассматриваемых понятий применительно к военно-профессиональной деятельности военнослужащих контрактной службы:
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/84.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
8
• лидер - есть член группы, воинского коллектива, которому все остальные члены доверяют и признают за ним исключительное право принимать наиболее важные и ответственные решения, затрагивающие интересы всей группы (коллектива) и определяющие направленность ее военно-профессиональной деятельности, соответствующие требованиям федеральных законов, уставов и приказов командования;
• лидерство - это степень ведущего влияния лидера на группу, воинский коллектив в целом, базирующаяся на заслуженно признанном авторитете, неординарных качествах и способностях лидера, умении сконцентрировать усилия ведомых членов группы на оптимальное и эффективное достижение общегрупповой военно-служебной задачи;
2. Несмотря на многообразие подходов отечественных и зарубежных
исследователей, военных психологов к проблеме лидерства, решение ряда практических задач, применительно к военно-профессиональной
деятельности, связанных с данным социально-психологическим явлением, остается незавершенным.
3. При исследовании лидерства и его разновидностей в военнопрофессиональной деятельности необходимо учитывать следующие особенности его проявления: во-первых, лидерство как состояние (в таких случаях оно определяется через категории «положение», «обязанности», «явление», «отношение») - ориентировано на анализ степени влияния лидера на последователей (подчиненных), особенностей отношения последних к нему и ряд других характеристик, во-вторых, лидерство как процесс («влияние», «процесс», «способ организации деятельности», «поведение», «управление поведением людей» и пр.) - раскрывает динамическую модель лидерства и характеризует деятельность субъекта лидерства по достижению, укреплению и подтверждению своего лидирующего положения, позволяющему эффективно организовать
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/84.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
9
военно-профессиональную деятельность группы или воинского
коллектива.
4. Значение роли воина-лидера в отделении, команде, боевой части, экипаже заключается в: а) сплочении членов группы и поддержании их сплоченности; б) руководстве движением группы на качественное решение учебно-боевых задач, образцовое несение воинской службы, укрепление воинской дисциплины; в) обеспечение надежного соблюдения принципа единоначалия, базирующегося на заслуженном авторитете и примерности в службе командира-лидера.
5. Социально-педагогический феномен лидерства выступает в роли показателя эффективности и результативности выполнения военнослужебных обязанностей военнослужащими контрактниками.
Вышеизложенные положения позволяют констатировать, что в современных условиях военно-профессиональной деятельности
формирование лидерских качеств у воина-контрактника является не только возможным, но и необходимым, обязательным условием его профессионального становления и готовности к выполнению обязанностей руководителя первичных воинских подразделений: командира отделения, команды, взвода.
Список литературы:
1. Алифанов С. А. Основные направления анализа лидерства /С. А. Алифанов //Вопросы психологии. - 1991. - №3. - С. 90-98.
2. Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе. - СПб.: Питер, 2007.
3. Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель. - М.: Дело, 1996.
4. Парыгин Б. Д. Лидерство как инструмент интеграции общности / Б.Д. Парыгин // Социальная психология в трудах отечественных психологов /сост. А.Л. Свенцицкий. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.
5. Платонов К. К. Проблема способностей. - М.: Наука, 1972.
6. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И. П. Подласый. - М.: Владос, 2006. - Кн. 2. Процесс воспитания.
7. Резник С. Д. Организационное поведение: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008.
8. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. - М.: Экономика, 1986.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/84.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
10
9. Столяренко, А. М. Психология и педагогика. - М.: ООО «Издательство ЮНИТИ-ДАНА», 2006.
10. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика для технических вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
11. Уманский А. Л. Педагогическое сопровождение детского лидерства: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01/ Александр Львович Уманский. - Кострома, 2004.
12. Б1еб1ег F. A Theory of leadership effectiveness. N.Y., 1976.
References:
1. Alifanov S. A. Osnovnye napravlenija analiza liderstva / S. A. Alifanov //Voprosy psihologii. - 1991. - №3. - S. 90-98.
2. Volkov I. P. Rukovoditelju o chelovecheskom faktore. - SPb.: Piter, 2007.
3. Krichevskij R. L. Esli Vy rukovoditel'. - M.: Delo, 1996.
4. Parygin B. D. Liderstvo kak instrument integracii obshhnosti / B.D. Parygin // Social'naja psihologija v trudah otechestvennyh psihologov / sost. A.L. Svencickij. - SPb.: Izdatel'stvo «Piter», 2000.
5. Platonov K. K. Problema sposobnostej. - M.: Nauka, 1972.
6. Podlasyj I. P. Pedagogika. Novyj kurs: Uchebnik dlja stud. ped. vuzov: v 2 kn. / I. P. Podlasyj. - M.: Vlados, 2006. - Kn. 2. Process vospitanija.
7. Reznik S. D. Organizacionnoe povedenie: Uchebnik. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: INFRA-M, 2008.
8. Svencickij A. L. Social'naja psihologija upravlenija. - M.: Jekonomika, 1986.
9. Stoljarenko A. M. Psihologija i pedagogika. - M.: OOO «Izdatel'stvo JuNITI-DANA»,
2006.
10. Stoljarenko L. D., Stoljarenko V. E. Psihologija i pedagogika dlja tehnicheskih vuzov. -2-e izd., pererab. i dop. - Rostov n/D: «Feniks», 2004.
11. Umanskij A. L. Pedagogicheskoe soprovozhdenie detskogo liderstva: Dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01/ Aleksandr L'vovich Umanskij. - Kostroma, 2004.
12. Fiedler F. A Theory of leadership effectiveness. N.Y., 1976.
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/84.pdf