Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
1
УДК 351.759.62.(075.8)
19.00.00 Психологические науки
О НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Печников Андрей Николаевич д.п.н., д.т.н., профессор кафедры кораблевождения Военный институт (военно-морской) ВУНЦВМФ “Военно-морская академия”, Ушаковская наб., д. 17/1, г. Санкт-Петербург, Россия, 197045; pan287@users. mns. ru
Гуляков Владимир Николаевич
начальник военной кафедры, кандидат военных
наук, капитан 1 ранга
ФВО ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет им. адм. Ф. Ф. Ушакова», Россия
В статье с опорой на труды отечественных ученых описаны и обоснованы направления развития психологического обеспечения военнопрофессиональной направленности военнослужащих. Определено понятие профессиональной направленности военнослужащего, как обобщенной оценке способностей специалиста эффективно реализовывать свой творческий потенциал в сфере профессиональной деятельности, которая базируется на результативности выполнения всего комплекса функциональных обязанностей по исполняемой и ранее исполнявшимся должностям. Определены факторы оказывающие воздействие на уровень развития профессиональной направленности военнослужащих. Авторы показывают, что традиционная структура военнопедагогического процесса не удовлетворяет современным требованиям организации военнопедагогической работы, так как не затрагивает вопросы решения личностных проблем. В статье показано и обоснованно, что при включении в традиционную структуру военно-педагогического процесса психолого-педагогической помощи, способствует активизации внутреннего потенциала специалиста на решение его личностных проблем, вызванных условиями и требованиями военной службы. Психолого-педагогическая помощь рассматривается в качестве корректирующего компонента военно-педагогического процесса, основной функцией которого является индивидуальная корректура личностных характеристик специалистов, вызывающих проблемы их жизнедеятельности, что не маловажно на современном этапе развития профессиональной направленности военнослужащих
Ключевые слова: ВОЕННОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ,
UDC 351.759.62.(075.8)
Psychological sciences
ABOUT THE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF MILITARY SERVICEMEN'S PROFESSIONAL ORIENTATION
Pechnikov Andrey Nikolaevich
Dr.Sci.Ped., Dr.Sci.Tech., professor of the Navigation
Department
Military Institution of the Military Educational-and-Research Centre “Naval Academy ”, 17/1 Ushakov Embankment, St. Petersburg, Russia, 197045.
Gulyakov Vladimir Nikolaevich
Head of the Military department, Candidate of Military
Sciences, captain of the 1 st rank
Department of Federal State Educational
Institution of higher vocational training “Admiral
Ushakov Maritime University ”, Russia
In this article, based on the works of Russian scientists, the directions of psychological support of military servicemen with professional orientation are described and justified. The concept of serviceman's professional orientation is given as a generalized evaluation of specialist's skills to effectively realize their creative potential in the field of professional activity, which is based on the results of their total functional responsibilities at their current and previous positions. The factors affecting the level of professional development of the military servicemen's professional orientation are identified. The authors show that the traditional structure of military pedagogical process does not meet modern requirements of military-pedagogical work arrangement, because they do not relate to the matters of solving personal problems. In the article we have shown and reasoned that when psychological and educational assistance is incorporated into the traditional structure of military pedagogical process it helps to activate the specialist's inner potential to solve his personal problems caused by the conditions and requirements of military service. Psycho-pedagogical assistance is seen as a correcting component of the military pedagogical process, the main function of which is individually to correct specialists' personality characteristics causing problems to their life, which is relevant at the present stage of the development of military servicemen professional orientation
Keywords: MILITARY AND PROFESSIONAL ORIENTATION, TRAINING, DEVELOPMENT,
http://ej .kubagro.ru/2015/03/pdf/83 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
2
ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ, ПРОЦЕСС, PROCESS AND STAGES
РАЗВИТИЕ, ЭТАПЫ
В последнее время все большее внимание уделяется вопросам формирования и развития военно-профессиональной направленности военнослужащих. В этом ряду можно перечислить исследования Л. Ф. Железняк, А. Н. Лосева, А.Н. Печникова, А.Н. Томилина.
Профессиональная направленность военнослужащего - это обобщенная оценка способности специалиста эффективно реализовывать свой творческий потенциал в сфере профессиональной деятельности, которая базируется на результативности выполнения всего комплекса функциональных обязанностей по исполняемой и ранее исполнявшимся должностям.
По мнению Л. Ф. Железняк, А. Н. Томилина и др. на уровень профессиональной направленности основное влияние оказывают три фактора [1]:
- профессиональная мотивация;
- профессиональная квалификация;
- профессиональные способности.
Фактором, определяющим успешность, является профессиональная квалификация. При этом уровень профессиональной квалификации в определенной мере зависит от развития профессиональных способностей, но определяется наличием и уровнем профессиональной мотивации. Поэтому необходимым условием профессиональной направленности и успешности является высокий уровень профессиональной мотивации специалиста, а достаточным — столь же высокий уровень его профессиональных способностей (профессионально важных качеств -ПВК).
Прогнозирование профессиональной успешности является основной функцией системы профессионального отбора. Существующая в министерстве обороны Российской Федерации система профессионального
http://ej .kubagro.ru/2015/03/pdf/83 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
3
психологического отбора в основном ориентирована на выявление профессиональных способностей и ее интегральные оценки (1,2,3 группы профпригодности) в современных условиях перестали обеспечивать прогнозирование профессиональной успешности специалистов. Ответ на вопрос, почему методы профотбора, эффективно применявшиеся более 20 лет, перестали быть адекватными, дают результаты анализа технических условий формирования личности, которые существовали до 1991 года и которые существуют сегодня.
До 1991 года эти условия характеризовались наличием ясно сформулированной общегосударственной идеологической платформы, единой общегосударственной системы воспитания, государственного контроля и единой ориентации средств массовой информации, государственной системы военно-патриотического воспитания и т.д. В результате столь массированных и системно организованных воздействий у молодого человека формировалась прогнозируемая и стандартизированная мотивационно-ценностная структура личности с определенной военно-профессиональной направленностью. Это и определяло достаточность исследования профессиональных способностей для прогнозирования профессиональной успешности будущих специалистов.
С 1991 года условия формирования личности молодого человека значительно изменились. Отсутствие всех выше перечисленных компонентов общегосударственной системы воспитания определяет слабую прогнозируемость и сугубую индивидуальность мотивационноценностной структуры личности будущего военного специалиста и полную неопределенность его военно-профессиональной направленности.
Сугубая индивидуальность мотивационно-ценностной структуры личности является объективным источником проблем жизнедеятельности военных специалистов. Эти проблемы должны быть разрешены в рамках военно-педагогического процесса их профессиональной подготовки.
http://ej .kubagro.ru/2015/03/pdf/83 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
4
Традиционная структура военно-педагогического процесса включает 4 компонента:
1) воинское обучение;
2) воинское воспитание;
3) психологическую подготовку;
4) развитие (саморазвитие).
Ни один из этих компонентов не ориентирован на целенаправленное разрешение личностных проблем. На основе анализа возможных направлений адаптации военно-педагогического процесса к сугубой индивидуализации мотивационно-ценностной структуры личности
будущих специалистов представляется целесообразным включение в состав военно-педагогического процесса психолого-педагогической
помощи.
Психолого-педагогическая помощь определяется как процесс активизации внутреннего потенциала специалиста на решение его личностных проблем, вызванных условиями и требованиями военной службы. Она рассматривается в качестве корректирующего компонента военно-педагогического процесса, основной функцией которого является индивидуальная корректура личностных характеристик специалистов, вызывающих проблемы их жизнедеятельности. Отличия психологопедагогической помощи от воинского воспитания приведены на рис. 1. Реализация психолого-педагогической помощи может базироваться только на объективных данных о личностных характеристиках военнослужащих и требует организации психологического обеспечения военнопедагогического процесса.
Психологическое обеспечение процесса профессиональной подготовки военных специалистов определяется как комплекс мероприятий по выявлению, оценке нормативности и последующему мониторингу психологических и психофизиологических характеристик,
http://ej .kubagro.ru/2015/03/pdf/83 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
5
оказывающих влияние на профессиональную успешность специалистов.
Воинское воспитание
Психолого-педагогическая помощь
Основной вид воздействия
Организация жизнедеятельности военнослужащих в соответствии с нормативными требования законов и воинских уставов
Решение проблем несоответствия личностных характеристик и устремлений реалиям жизнедеятельности военнослужащего
Направленность воздействий
От требований законов и воинских уставов к личностным характеристикам и деятельности военнослужащих
От личностных характеристик и особенностей жизнедеятельности военнослужащих к требованиям законов и воинских уставов
Адресность воздействий
Массовость основных и индивидуализация корректирующих воздействий
Сугубая индивидуализация воздействий
Специфические особенности взаимодействия
1. Жесткая регламентация прав и обязанностей участников взаимодействия.
2. Властное давление воспитателя (начальника) на воспитуемых (подчиненных).
3. Преимущественная активность воспитателя по отношению к воспитуемым (подчиненным).
4. Отсутствие необходимости согласия воспитуемых на участие во взаимодействии.
5. Преимущественная гласность.
1. Отсутствие регламентация обязанностей и равноправие участников взаимодействия.
2. Участие, доброжелательность и исключение любых видов давления на подопечного.
3. Ориентация на повышение активности подопечного в решении его собственных проблем.
4. Добровольность участия во взаимодействии лица, оказывающего помощь, и его подопечного.
5. Конфиденциальность (анонимность).
Частная цель
Формирования высоких морально-боевых качеств, Активизация внутреннего потенциала личности на решение необходимых для несения военной службы и выполнения ее проблем в сфере военно-профессиональной задач в бою деятельности
Подчиненность частной цели
Подчинение целям военной службы Подчинение целям развития военнослужащих
Общая цель
Профессиональная успешность военных специалистов
Рис. 1. Специфические особенности воинского воспитания и психолого-педагогической помощи
http://ej.kubagro.ru/2015/03/pdf/83.pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
6
Системно-значимой функцией психологического обеспечения является функция оперативного предоставления субъектам военнопедагогического процесса такой информации о психологических характеристиках отдельных специалистов и воинских коллективов, которая в совокупности с информацией об их деятельностных характеристиках является достаточной для выработки адекватных психолого-педагогических воздействий.
В работе А.Н. Томилина, В.Н. Гулякова [2] показано, что в результате внедрения психолого-педагогической помощи в структуру процесса профессиональной подготовки военных специалистов, структура военнопедагогического процесса принимает вид, приведенный на рис. 2.
Рис. 2. Обобщенная структура военно-педагогического процесса
http://ej .kubagro.ru/2015/03/pdf/83 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
7
Задающим компонентом психологического обеспечения является профессиональный психологический отбор. Его целью является оценка нормативности психики и выбор военно-учетной специальности, наиболее полно соответствующей индивидуальным особенностям психики будущего военного специалиста. Организация профессионального психологического отбора, соответствующая современным условиям формирования личности молодежи, приведена на рис. 3.
Рис. 3. Целесообразная структура профессионального психологического отбора будущих военных специалистов
Принципиальным отличием данной организации от ныне существующей является включение в содержание углубленного
http://ej .kubagro.ru/2015/03/pdf/83 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
8
психологического обследования блока характеристик мотивационноценностной структуры личности, прямо определяющих специфические особенности профессиональной мотивации будущего военного специалиста.
Как известно, мотивы и ценности являются более динамичными характеристиками личности, чем способности. Данный факт определяет необходимость не одноразовой единичной оценки профессиональной мотивации при поступлении будущего специалиста на контрактную службу или учебу, а постоянного мониторинга соответствующих личностных характеристик и организации психологического сопровождения процессов формирования военно-профессиональной мотивации.
С учетом этих требований и на основе рекомендаций [3] организацию процесса психологического обеспечения военно-педагогического процесса подготовки военных специалистов целесообразно представить в виде, приведенном в табл. 1.
Внедрение приведенной выше организации психологического обеспечения осложняется двумя обстоятельствами:
1. Необходимостью оперативной обработки резко увеличивающихся объемов психологической информации, а значит необходимостью автоматизации и компьютеризации как самих процедур психодиагностики, так и процедур обработки полученных данных.
2. Необходимостью проведения масштабных профессиографических
исследований, разработки научно-методического обеспечения
исследования мотивационно-ценностных характеристик личности и организационно-методического обеспечения их мониторинга.
http://ej .kubagro.ru/2015/03/pdf/83 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
9
Таблица 1
Организация психологического обеспечения процесса подготовки
офицерского состава
Профессиональ
-ный
психологический отбор
Психологическое сопровождение учебно-воспитательного
процесса
1 курс обучения 2 кур с обучения 3 курс обучения 4 кур с обучения 5 курс обучения
Организация психологической адаптации курсантов к военнопрофессиональной деятельности
Мониторинг мотивационно-ценностных характеристик и периодическая проверка уровня сформированности профессионально-важных качеств
Исследования социально-психологического климата и межличностных отношений в учебных группах
Организа- ция составления психологической характеристики на каждого обучающегося Организация составления аттестационной психологической характеристики на каждого выпуск-ника
Организация анализа отчислений курсантов из ВВУЗ, выявление их психологических и социально-психологических причин и выработки рекомендаций по их устранению
Консультации для курсантов, профессорскопреподавательского, командного состава по вопросам психологического сопровождения образовательного процесса
Анализ
службы
выпускников
Организация обследования абитуриентов, выработка рекомендаций по приему и комплектовани ю учебных групп
Выявление курсантов, относящихся к “группе риска”, организация им психолого-педагогической помощи, психокоррекции и психологических тренингов
Организация анализа отзывов на выпускников и обобщение положительных и отрицательных психологичес -ких проявлений
выпускников в ходе военно-про-фессиональ-ной деятельности
Список литературы:
1. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя. Монография. Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2010.
2. Томилин А.Н., Гуляков В.Н. Комплексная методика оценки военнопрофессиональной направленности воинов-контрактников ВМФ. // Морской сборник. 2010. №9. С. 25-29. URL: http://elibrary.ru/download/86829812.pdf (дата обращения: 25.01.2015)
3. Лурье И.Г., Печников А.Н. Управление качеством образовательного процесса на основе анализа дидактического потенциала его характеристик // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2007. № 12. С. 38-57. URL: http://elibrary.ru/download/14012429.pdf (дата обращения: 25.01.2015)
http://ej .kubagro.ru/2015/03/pdf/83 .pdf
Научный журнал КубГАУ, №107(03), 2015 года
10
References:
1. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaja teorija i praktika formirovanija i razvitija professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelja. Monografija. Novorossijsk: MGA im. adm. F. F. Ushakova, 2010.
2. Tomilin A.N., Guljakov V.N. Kompleksnaja metodika ocenki voenno-professional'noj napravlennosti voinov-kontraktnikov VMF. // Morskoj sbornik. 2010. №9. S. 25-29. URL: http://elibrary.ru/download/86829812.pdf (data obrashhenija: 25.01.2015)
3. Lur'e I.G., Pechnikov A.N. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo processa na
osnove analiza didakticheskogo potenciala ego harakteristik // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2007. № 12. S. 38-57. URL:
http://elibrary.ru/download/14012429.pdf (data obrashhenija: 25.01.2015)
http://ej .kubagro.ru/2015/03/pdf/83 .pdf