ствами в процесс роста растений, тем требуется меньше затрат на ее обработку.
Указанные факторы следует учитывать при разработке проектов рациональной организации пашни при внедрении севооборотов, поля которых должны быть всегда заняты растениями. Этим объясняется необходимость введения в севообороты сидеральных, промежуточных (пожнивных или по-укосных) культур. В связи с эти при организации экологического производства не целесообразно вводить малопольные севообороты с однообразными культурами, а необходимо расширять видовое разнообразие культур.
Следует отметить, что необходимы также экологические подходы к организации управления производством. Это означает установление экологических ограничений, создание системы массовой экологической информации, экологической сертификации, экологи-
ческой экспертизы, развитие всеобщего экологического образования и экологического сознания у лиц, принимающих управленческие решения.
Основной задачей экологизации управления должно стать создание системы управления, которая, с одной стороны, уменьшает воздействие технологий производства на окружающую среду, а с другой - увеличивает эффективность производства. То есть появляется необходимость в экологическом менеджменте, который может развиваться на основе экологического предпринимательства, одним из эффективных направлений развития которого, по нашему убеждению, может быть организация экологического производства отечественной высококачественной, продукции, решающая проблемы продовольственной безопасности страны.
Таким образом, приведенное теоретическое обоснование процесса
Экология - Образование
экологизации позволяет выявить факторы, определяющие технологическую и социально-экономическую основу организации экологического сельскохозяйственного производства, обеспечивая его устойчивое и эффективное развитие и позволяющие решить следующие задачи:
- повышение экологической и экономической эффективности производства путем восстановления, сохранения и стимулирования естественного круговорота веществ, разрушенного процессами интенсификации производства;
- поддержание убывающего потенциального плодородия почвы и его расширенное воспроизводство за счет рациональной организации сельскохозяйственных угодий, использования адаптивных систем земледелия;
- улучшение качества продукции и повышение ее конкурентоспособности;
- развитие экологического менеджмента.
Литература
1. Жученко А.А. Стратегия адаптивной интенсификации сельского хозяйства (Концепция). - Пущино, 1994. - С.50-63.
2. Реймерс Н.Ф. Природопользование (Словарь-справочник). - М.: «Мысль», 1990. - С. 519.
3. Володин В.М. Экологические принципы земледелия.- Курск.-1992-С.45-47.
4. Дедю И.И. Экологический энциклопедический словарь. - Кишинев, 1989. - С. 236.
■її
О ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА
Б.А. ВОРОНИН,
доктор юридических наук, профессор,
Уральская ГСХА, г. Екатеринбург
Ключевые слова: правовая подготовка студентов, аграрный вуз, юридическое образование, учебная программа, учебный план, государственный образовательный стандарт.
Российская Федерация, как это определено в Конституции, - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. «Кардинальное демократическое преобразование нашего общества, возвращение к современной цивилизации, достижение в нем гражданского мира, согласия, общественного спокойствия - люди все это связывают с правом, с правовым государством с правосудием, с правами человека» [1].
Президент Российской Федерации, профессиональный юрист-цивилист. Д.А. Медведев в интервью британской газете «Файнэншил тайме» отметил, что одним из направлений российского государства на современном этапе своего развития должны стать «утверждение верховенства закона и верховенства права в нашем обществе»: «Сегодня необходимо, чтобы каждый гражданин понимал не только необходимость, желательность соблюдения закона, но и понимал, что без такого отношения к закону, к праву, нормального развития у нашего государства и общества не будет».
Общеизвестно, что право является регулятором общественных отношений. Взаимосвязь экономической деятельности и правовых отношений -объективная необходимость, ибо с помощью права экономика получает упорядоченное и позитивное развитие.
Таким образом, без качественного юридического урегулирования, экономика страны стабильно развиваться не может. Естественно, что это касается и аграрной сферы.
Практика внедрения в отечественное сельское хозяйство рыночных отношений убедительно показывает, что именно в условиях рынка в большей степени, чем в дореформенное (советское) время, сельскохозяйственные товаропроизводители нуждаются в юридическом сопровождении.
В настоящее время, как никогда раньше особо значимую роль играют локальные нормативные правовые акты, изданные в конкретном хозяйстве. Это Устав организации; Учредительный договор; Положение об оплате труда; Правила внутреннего трудового распорядка и другие внутренние документы. В рыночных условиях основным
документом в сфере хозяйственной деятельности и, особенно, реализации продукции является договор. От того, как юридически грамотно составлен договор или иной документ, зависит возможность юридической защиты прав и законных интересов сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Много проблем возникает в сфере рынка ценных бумаг при процедуре банкротства, где зачастую вместо финансового оздоровления инициируется передел собственности, или смена неугодного руководителя, или полная ликвидация сельхозорганизации.
Качественно новыми являются сегодня земельные отношения в сельском хозяйстве.
Российский агарный сектор в ближайшее время ожидает новое испытание - вхождение во Всемирную торговую организацию. Отечественным сельхозпроизводителям надо изучать и знать международные стандарты, сертификационные, ветеринарные, фитосанитарные, таможенные и другие
Legal preparation of students, agrarian high school, the juridical education, the curriculum, the curriculum, the state educational standard.
правила, необходимые при экспортноимпортных операциях.
Чем быстрее мы поймем, что агробизнес можно сделать успешным лишь на юридической основе, тем меньше мы получим издержек, тем короче будет путь от разрухи к экономическому процветанию российского села.
Как же всему вышеперечисленному учат студентов в аграрных вузах страны? Готовы ли будущие аграрные специалисты к работе в современных социально-экономических условиях? Будут ли они конкурентоспособными на рынке труда и в агробизнесе?
В соответствии с государственным образовательным стандартом в настоящее время во всех аграрных вузах системы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации преподается учебная дисциплина «Правоведение». Ее содержание можно рассматривать как систему знаний о государстве и обществе, о праве, о правовой системе и отраслях российского права, о конституционных правах и обязанностях граждан Российской Федерации.
Будем считать, что задача этой дисциплины - правовой всеобуч и правовое воспитание гражданина, а также формирование у будущих аграрных специалистов правовой культуры и правового мировоззрения. Почему я говорю «будем считать», да потому, что на все изучение вышеперечисленных категорий отводится один семестр, а на знакомство с той или иной отраслью права (конституционное, гражданское, административное, трудовое, земельное и др.) отводится по 2- 4 часа. Этого, конечно же, недостаточно, чтобы сформировать у студента определенный уровень правовых знаний и правосознания.
И еще одно замечание. Правоведение является юридической специальностью, которую получает учащийся колледжа, т.е. среднего профессионального образования и ему присваивается квалификация «юрист». В высших учебных заведениях юридического профиля студенты изучают в течение 5-6 лет юридические дисциплины по специальности «Юриспруденция» и им так же присваивается квалификация «юрист».
В аграрных колледжах и аграрных вузах, где нет этих специальностей, было бы более корректно и юридически правильно назвать учебные дисциплины соответственно: «Основы правоведения» и «Основы юриспруденции».
Наряду с «Правоведением» государственным стандартом предусмотрено изучение учебных дисциплин «Земельное право- с элементами гражданского права и административного права; «Трудовое право»; «Правовое регулирование профессиональной деятельности»; «Экологическое право» и т.д., причем эти дисциплины изучаются лишь на отдельных факультетах, что не позволяет в комплексе дать студентам полноценные знания о правовом регулировании сельскохозяйственной де-
ятельности и аграрного рынка.
Зададимся вопросом, а что, разве будущему аграрному специалисту (кроме выпускников агрономического факультета) не нужно знать земельное право? Или трудовое право, кроме финансового факультета? А как мы можем сформировать экологическое мировоззрение у студента аграрного вуза, если экологическое право преподается лишь на факультете технологии животноводства? И так, примерно, по другим юридическим дисциплинам.
К тому же в стране нет учебников по перечисленным учебным дисциплинам, которые бы учитывали специфику и особенности правового регулирования аграрного производства, агропро-довольственного рынка, социального развития села и другие факторы, присущие аграрной сфере.
Преподавать в аграрном вузе 1216 юридических дисциплин, необходимых для подготовки аграрного специалиста, не позволяют общие рамки часов, которые отводятся на изучение гуманитарных дисциплин. Но выход из этой ситуации есть. Это преподавание на всех факультетах и для всех специальностей учебной дисциплины «Аграрное право».
Виднейший теоретик российского аграрного права, патриарх аграрно-правовой науки, доктор юридических наук, профессор М.И. Козырь очень четко сформулировал понятие «Аграрное право» - «...это комплексная специализированная отрасль права, которая представляет собой связанную внутренним единством систему правовых норм, регулирующих аграрные (земельные, имущественные, трудовые, организационно-управленческие) общественные отношения в сфере сельскохозяйственной производственной и связанной с ней иной деятельностью».
В этом определении указывается, что аграрное право:
- во-первых, носит комплексный характер, т.е. является общностью правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и, не разрушая основной структуры права, функционируют в виде вторичных правовых образований;
- во-вторых, специализированная отрасль права, т.е. регулирует сельскохозяйственную производственную деятельность с учетом имеющейся специфики и особенностей сельскохозяйственного производства;
- в-третьих, наряду с сельскохозяйственной производственной деятельностью регулирует и связанную с ней иную деятельность, под которой имеется в виду социально-экономическая деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей, направленная на социальное развитие села, а также устойчивое развитие сельских территорий;
- в-четвертых, в отличие от традиционных отраслей права, предметом
Образование
регулирования которых являются однородные общественные отношения, регулирует органический комплекс аграрных отношений.
Мы считаем, что Аграрное право является интегратором юридических норм различных отраслей права, направленных на единый предмет правового регулирования.
Действительно, ни в одном Кодексе Российской Федерации (кроме Земельного) мы не найдем прямых норм, направленных на правовое регулирование сельскохозяйственной деятельности, так как все Кодексы являются унифицированными, универсальными законодательными актами. И только Аграрное право в состоянии с учетом всех специфических особенностей аграрного производства и в целом аграрной сферы обеспечить, прежде всего, на основе норм аграрного законодательства, эффективное развитие аграрной экономики и социального развития сельских населенных пунктов.
Что должен знать студент аграрного вуза при изучении дисциплины «Аграрное право»?
- принципы и методы правового регулирования аграрных отношений в Российской Федерации;
- основные законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие сельскохозяйственную деятельность, функционирование аграрного рынка и социального развития села;
- ведомственные нормативные акты по правовым основам аграрного производства;
- юридический механизм защиты прав и законных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- содержание юридической ответственности за правонарушения и преступления в аграрной сфере;
- нормы зарубежного и международного аграрного права.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема 1. Роль и значение права в регулировании сельскохозяйственной деятельности.
1.1. Право как система регулирования общественных отношений.
1.2. Социальная ценность и функции права.
1.3. Специфика сельского хозяйства как объективный фактор правового регулирования сельскохозяйственной деятельности.
Тема 2. Развитие правового регулирования сельскохозяйственной деятельности в России.
2.1. Крестьянское право, кооперативное право, гражданское право.
2.2. Земельное и колхозное право.
2.3. Советское сельскохозяйственное право.
Тема 3. Аграрное право как специализированная комплексная отрасль современного российского права.
3.1. Аграрное право в системе отраслей российского права.
3.2. Понятие; предмет; методы от-
расли аграрного права.
3.3. Принципы современного российского аграрного права.
3.4. Система аграрного права.
3.5. Аграрное право как отрасль науки; как отрасль законодательства; как учебная дисциплина.
Тема 4. Аграрные правоотношения.
4.1. Понятие; особенности; основания возникновения аграрных правоотношений.
4.2. Субъекты аграрных правоотношений.
4.3. Внешние правоотношения в аграрной сфере.
4.4. Внутренние аграрные правоотношения.
4.5. Изменения; прекращение аграрных правоотношений.
Тема 5. Аграрное и иное законодательство, регулирующее сельскохозяйственную деятельность и аграрный рынок.
5.1.Конституция Российской Федерации как основной источник законодательства, регулирующего сельскохозяйственную деятельность.
5.2.Кодексы и федеральные законы как правовая основа юридического урегулирования сельскохозяйственной деятельности.
5.3. Законодательные акты субъектов Российской Федерации в системе правового регулирования сельскохозяйственной деятельности.
5.4. Нормативные правовые акты органов государственной исполнительной власти Российской Федерации.
5.5. Нормативные правовые акты Министерства сельского хозяйствах Российской Федерации и соответствующих структур в субъектах РФ.
5.6. Правовые акты органов местного самоуправления в системе аграрного законодательства.
5.7. Нормативные правовые акты органов хозяйственного (корпоративного) управления, союзов и ассоциаций сельскохозяйственных товаропроизводителей как источники аграрного права.
5.8. Локальные нормативные правовые акты субъектов аграрного производства и аграрного рынка.
5.9. Проблемы систематизации аграрного законодательства.
Тема 6. Организационно-правовые формы хозяйствования в аграрной сфере.
6.1. Понятие организационно-правовой формы хозяйствования.
6.2. Современная аграрная реформа и изменение организационных правовых форм хозяйствования в аграрной сфере.
6.3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения в сельском хозяйстве.
6.4. Правовое положение и особенности акционерных обществ и хозяйственных товариществ в аграрном секторе экономики.
6.5. Интеграция и концентрация аграрного производства (агрохолдинг, аг-
рофирма, другие объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей).
Тема 7. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства.
7.1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства.
7.2. Порядок создания и регистрации фермерского хозяйства.
7.3. Условия и порядок предоставления земельных участков для создания и ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
7.4. Правовой режим имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.
7.5. Порядок реорганизации; интеграции; ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Тема 8. Правовое положение сельскохозяйственного производственного и потребительского кооператива.
8.1. Понятие сельскохозяйственного производственного и потребительского кооператива.
8.2. Порядок и условия образования производственного сельскохозяйственного кооператива.
8.3. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы: виды, порядок и условия образования.
8.4. Союзы (ассоциации) сельскохозяйственных кооперативов.
8.5. Устав кооператива.
8.6. Членство в кооперативе.
8.7. Органы управления кооперативом.
8.8. Имущество кооператива.
8.9. Основы деятельности сельскохозяйственных кооперативов.
8.10. Ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов.
8.11. Реорганизация и ликвидация кооперативов.
Тема 9. Правовое положение личного подсобного хозяйства граждан.
9.1. Понятие и социально-экономическая природа личного подсобного хозяйства граждан.
9.2. Особенности земельных отношений личного подсобного хозяйства граждан.
9.3. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства граждан.
9.4. Экономические, налоговые и иные взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Тема 10. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан в системе агропродо-вольственного рынка.
10.1. Понятие и правовой статус садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.
10.2. Право землепользования садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан.
10.3. Участие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в агропродоволь-ственном рынке.
Образование
10.4. Обязанности садоводов, огородников и дачников по соблюдению экологических, ветеринарных, фитосанитарных и других специальных правил, действующих в аграрной сфере.
Тема 11. Государственное регулирование аграрного производства и аграрного рынка.
11.1. Понятия: содержание, принципы государственного регулирования аграрного производства и аграрного рынка.
11.2. Методы и формы участия государства в развитии сельского хозяйства:
- государственные программы развития сельского хозяйства;
- бюджетное финансирование и кредитование;
- налогообложение сельскохозяйственных организаций и предприятий;
- ценовая политика в аграрной сфере;
- страхование в сельском хозяйстве;
- инвестиционная политика в аграрном секторе экономики;
- внешнеэкономическая деятельность сельскохозяйственных организаций и предприятий;
- кадровое, научно-техническое и технологическое обеспечение сельского хозяйства.
11.3. Система управления сельским хозяйством в Российской Федерации: государственное управление; хозяйственное (корпоративное) управление в сфере аграрного предпринимательства; внутрихозяйственное управление субъектов аграрного производства.
11.4. Государственный надзор и контроль в аграрной сфере:
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, функции, система, полномочия; Референтные центры Россельхознадзора.
Тема 12. Правовое регулирование социального развития села и обеспечения жизнедеятельности в сельских населенных пунктах.
12.1. Село - среда обитания, трудовой и хозяйственной деятельности крестьян.
12.2. Основные направления государственной политики в области социально-экономического развития сельских территорий.
12.3. Роль органов местного самоуправления в обеспечении жизнедеятельности в сельских населенных пунктах.
12.4. Участие сельскохозяйственных организаций и предприятий в социальном развитии села.
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Тема 13. Правовое регулирование использования природных ресурсов и правовой охраны окружающей природной среды в сельском хозяйстве.
13.1. Сельскохозяйственное землепользование: правовые проблемы.
13.2. Недропользование в сельском хозяйстве.
13.3. Использование водных ресурсов в аграрной сфере.
13.4. Лесопользование сельскохозяйственных организаций и предприятий.
13.5. Животный мир и его использование в аграрном производстве.
13.6. Экологические требования в сельском хозяйстве.
Тема 14. Правовое регулирование трудовых отношений и охраны труда в сельском хозяйстве.
14.1. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сельском хозяйстве.
14.2. Социальное партнерство в сфере аграрного труда.
14.3. Трудовой договор.
14.4. Рабочее время.
14.5. Оплата и нормирование труда.
14.6. Охрана труда и здоровья работников аграрной сфере.
Тема 15. Правовое регулирование реализации сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
15.1. Агропродовольственный рынок как система в сфере реализации сельскохозяйственной продукции.
15.2. Особенности правового регулирования закупок и поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд.
15.3. Внешнеторговая деятельность сельскохозяйственных организаций и предприятий.
15.4. Правовые проблемы вхождения российских сельскохозяйственных товаропроизводителей в мировой агропродовольственный рынок.
Тема 16. Правовое регулирование профессиональной деятельности в аграрной сфере.
16.1. Правовые основы обеспечения сельскохозяйственными товаропроизводителями качественной, биологически полноценной и экологически безопасной сельскохозяйственной продукции.
16.2. Правовое регулирование в области растениеводства (семеноводство, селекционная деятельность, мелиорация, карантин растений).
16.3. Правовое регулирование в области животноводства (селекционная деятельность, племенное животноводство, ветеринария).
16.4. Правовое регулирование в области инженерно-технического обеспечения аграрного производства (перспективные технологии и технические средства в аграрном производстве, машинно-технологические станции, энергосбережение).
16.5. Техническое регулирование в аграрной сфере.
Тема 17. Юридическая защита прав и законных интересов сельскохозяй-
ственных товаропроизводителей.
17.1. Общая характеристика юридических механизмов защиты прав сельскохозяйственных организаций, предприятий, индивидуальных предпринимателей и некоммерческих малых форм хозяйствования (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, прокуратура, другие органы российской правоохранительной системы).
17.2. Особенности юридической защиты прав сельскохозяйственных товаропроизводителей в области:
- сельскохозяйственного землепользования;
- финансово-кредитных и бюджетных отношений;
- налогообложения;
- имущественных прав;
- при банкротстве;
- на рынке ценных бумаг;
- социально-бытовых условий на селе;
- использования природные ресурсов;
- реализации сельскохозяйственной продукции;
- неправомерных действий органов государственного надзора и контроля;
- сервисного и инженерно-технического обслуживания;
- внешнеэкономической деятельности;
- монополизма;
- селекционных достижений;па-тентоведения; интеллектуальной собственности;
- технического регулирования, сертификации;
- страхования;
- лизинга;
- других областях производственной и финансово-хозяйственной деятельности в аграрной сфере.
Тема 18. Юридическая ответственность за правонарушения и преступления в аграрной сфере.
18.1. Понятие правонарушения и преступления.
18.2. Виды юридической ответственности за правонарушения и преступления в аграрной сфере:
- дисциплинарная ответственность;
- материальная ответственность;
- административно-правовая ответственность;
- гражданско-правовая ответственность;
- гражданско-правовая ответственность.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Тема 19. Особенности и опыт правового регулирования сельскохозяйственной деятельности и аграрного
Образование
рынка в зарубежных странах.
19.1. Аграрное право стран СНГ и Балтии
19.2. Аграрное право стран Европейского союза.
19.3. Аграрное право на американском континенте.
19.4. Правовое регулирование сельскохозяйственной деятельности в азиатских странах (Китай, Япония и др.).
Предлагаемая Учебная программа, конечно же, не является абсолютной и возможна ее корректура. Важно, чтобы в государственном стандарте появились именно те предметы, которые крайне нужны для качественной подготовки современного аграрного специалиста.
В настоящее время в стране идет активная работа по подготовке государственных образовательных стандартов для бакалавров и магистров в связи с переходом с 01.09.09 на двухуровневую систему высшего образования.
Знакомство с проектами таких стандартов у автора вызвало два чувства: недоумение и разочарование, так как в них вновь предлагается в урезанном варианте преподавание юридических дисциплин в аграрных вузах.
В связи с этим хочется задать вопросы:
Кто занимался разработкой государственных стандартов для высшего аграрного образования? Почему не обсуждались проекты стандартов с вузами, с кафедрами аграрных вузов? Кто присвоил себе абсолютное право решать, что преподавать в современном вузе?
Во многих аграрных вузах страны сегодня имеются кафедры, где сосредоточен достаточный научно-практический потенциал, способный обеспечить высокое качество преподавания юридических дисциплин. Важно лишь принять на государственном уровне нормальные образовательные стандарты, чтобы обеспечить подготовку аграрных специалистов, адекватных современным рыночным условиям, и окончательно понять, что без определенного уровня юридических знаний не может быть полноценного аграрного предпринимательства. И, наконец, с правовым нигилизмом в нашей стране действительно пришло время расстаться. Но этого будет очень сложно добиться, если коренным образом не изменить подход к юридическому образованию студентов, в данном случае -аграрных вузов. Сегодня на самом деле в российском государстве должна быть другая школа и высшее образование, формирующие прежде всего личность с гуманистическими убеждениями и активной гражданской позицией.
Литература
1. Алексеев С.С. Теория права. - Изд. БЕК, 1994. - С.3.
2. Государственные образовательные стандарты, 2000.