аналитический обзор
1<еквп
Правительство Ростовской области, Ростовское региональное отделение Российского фонда культуры наградило дипломом «Человек года 2012» в номинации «Врач года» победителя Областного конкурса «Врач года»
Игоря Владимировича Галеева,
начальника Госпиталя для ветеранов войн.
О врачебной комиссии медицинской организации
С. С. Меметов, д.м.н., зам. начальника госпиталя по клинико-экспертнойработе, заслуженный врач РФ; Л. Ю. Балека, зам. начальника госпиталя по организационно-методической работе; В. Н. Петрова, врач-статистик; ГБУ РО «Госпиталь для ветеранов войн», г. Ростов-на-Дону
Новым этапом развития здравоохранения в целом стал 2011 год, когда был принят Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».
Впервые на законодательном уровне было дано определение понятию «врачебная комиссия» и обозначены конкретные задачи, которые она решает. Так, в соответствии с п. 1 ст. 48 данного закона врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей. В п. 2 ст. 48 определены цели врачебной комиссии, в частности говорится, что врачебная комиссия создается в медицинском учреждении в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение медицинской комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациентов. Дальнейшее развитие организации деятельности врачебной комиссии отражено в приказе Министерства здравоохранения и социального развития от 5.05.2011 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации». Общие положения порядка соответствуют целям врачебной комиссии, отраженным в федеральном законе. Считаем целесообразным более подробно остановиться на функциях и порядке создания и деятельности врачебных комиссий.
Следует сразу отметить, что количество функций, возлагаемых на врачебную комиссию, существенно увеличилось. Если в соответствии с ранее действовавшим приказом на врачебную комиссию было возложено 16 функций,
то в соответствии с новым приказом их количество увеличилось до 23, что говорит о существенном расширении полномочий врачебной комиссии. Кроме того, в ранее действовавшем приказе назначению лекарственных средств, в том числе назначению наркотических, психотропных препаратов, принятию решения о назначении одному больному пяти и более наименований лекарственных средств одномоментно (в течение одних суток) или свыше десяти наименований в течение одного месяца, было посвящено четыре пункта, а в новом приказе назначению лекарственных препаратов посвящен всего лишь пункт 4.11, который гласит: «Принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг».
На сегодняшний день при назначении и выписке лекарственных препаратов необходимо руководствоваться Инструкцией о порядке назначения лекарственных средств, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 №110.
Считаем целесообразным остановиться на вопросах качества оказания медицинской помощи. Так, если в соответствии с ранее действовавшим приказом на врачебную комиссию возлагалась только оценка качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, то согласно пунктам 4.6, 4.7, 4.8 и 4.10 нового приказа на врачебную комиссию, помимо оценки качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, возложены и другие функции, характеризующие качество медицинской помощи, такие как: • оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;
навву
аналитическим обзор
• разработка мероприятий по устранению
и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;
• принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, врачебная комиссия проводит отбор пациентов, формирует и направляет комплект документов в Комиссию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации путем применения специализированной информационной системы, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.12.2011 №1689н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 08.02.2012 №23164).
Следует также отметить, что в соответствии с п. 4.9 нового приказа, на врачебную комиссию возлагается обязанность по изучению каждого случая смерти пациента, а также выработке мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента.
Ранее этот вопрос входил в компетенцию комиссии по изучению летальных исходов (КИЛИ), которая создавалась в медицинской организации приказом руководителя. Таким образом, в настоящее время необходимость создания КИЛИ в медицинских организациях отпала, а вопросы по изучению причин смерти, а также по разработке мероприятий по устранению нарушений в этой сфере возлагаются на врачебную комиссию.
Особого внимания заслуживает п. 4.15 вышеназванного приказа: осуществление медицинского освидетельствования подозреваемых лиц, обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, на предмет наличия у них тяжелого заболевания, включенного в перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2011 №3 (Собрание законодательства Российской Федерации 2011 г. №4, ст. 608). Несмотря на то что эта функция врачебной комиссии действует уже более полутора лет в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации, она является относительно новой, и ее применение на практике вызывает много вопросов и проблем, касающихся, например, места проведения этого освидетельствования, проведения дополнительного обследования в случае возникновения необходимости, уточнения стадии заболевания, степени выраженности функциональных нарушений и т. д.
Что касается порядка создания и деятельности врачебной комиссии, то существенных изменений не прои-
зошло, за исключением конкретизации ранее действовавших пунктов, в частности в п. 13 приказа уточнены функции секретаря врачебной комиссии:
• составление планов-графиков заседаний врачебной комиссии (ее подкомиссии);
• подготовка материалов для заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);
• уведомление членов врачебной комиссии
(ее подкомиссии) о дате и времени проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);
• оформление решений врачебной комиссии (ее подкомиссии) и ведение специального журнала, в котором учитывается принятие решения врачебной комиссии (ее подкомиссии);
• организация хранения материалов работы врачебной комиссии (ее подкомиссии).
К сожалению, в новом приказе, в отличие от ранее действовавшего, не отражены квалификационные требования к секретарю врачебной комиссии. Вместе с тем в п. 1 ст. 48 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» четко указано, что врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей. Таким образом, данная статья закона не предусматривает в составе врачебной комиссии лиц со средним специальным образованием, следовательно, секретарь врачебной комиссии должен быть врачом. Тогда как ранее действовавший приказ по организации деятельности врачебной комиссии не исключал возможности использовать в качестве секретаря работника со средним специальным медицинским образованием. На сегодняшний день действующая нормативная база исключает такую возможность — как уже было сказано выше, в соответствии с законом врачебная комиссия состоит из врачей, кроме того, в соответствии с п. 17 приказа от 5.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», секретарь врачебной комиссии вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал. Внесение записей в медицинскую документацию является прерогативой врача и не может осуществляться работником со средним специальным образованием, тем более такой важной записи, как решение врачебной комиссии.
Изменения коснулись также порядка принятия решения комиссии (ее подкомиссии). Так, если в соответствии с ранее действовавшим законодательством решение врачебной комиссии (ее подкомиссии) считалось принятым, если его поддержало большинство членов врачебной комиссии, то в соответствии с п. 15 нового приказа решение врачебной комиссии (ее подкомиссии) считается принятым, если его поддержало две трети членов комиссии.
Не менее важным является тот факт, что в новом приказе уточнены требования к оформлению протокола решения врачебной комиссии (ее подкомиссии), в частности, в нем должны быть отражены следующие сведения:
• дата проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии);
• список членов врачебной комиссии
(ее подкомиссии), присутствующих на заседании;
№1(32) • 2013
www.akvarel2002.ru
эпидемиология
• перечень обсуждаемых вопросов;
• решение врачебной комиссии (ее протокол) и его
обоснование.
Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал.
Выписка из протокола решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании его письменного заявления.
Протоколы решений врачебной комиссии (ее подкомиссии) подлежат хранению в течение десяти лет.
Председатель врачебной комиссии ежеквартально, а также по итогам года представляет руководителю медицинской организации письменный отчет о работе врачебной комиссии (ее подкомиссии).
Контрольные функции за деятельностью врачебной комиссии и ее подкомиссий осуществляет руководитель медицинской организации.
Таким образом, вступление в силу новых нормативных документов позволило конкретизировать работу врачебной комиссии, определить ее роль в деятельности медицинской организации в целом. Вместе с тем следует отметить, что расширение полномочий врачебной комиссии значительно увеличивает нагрузку на работу ее членов.
0О0 «МИРТА-ФДРМ»
Полимерные изделия медицинского назначения,
медицинское белье и одежда из нетканых материалов, медицинские перчатки, перевязка, лабораторный пластик и стекло
195248 г. Санкт-Петербург, ул. Б. Пороховская, 47, офис 315А Тел. (812) 227-73-73, тел./факс (812) 227-37-08 E-mail: [email protected]
Специализированные противоэпидемические бригады Роспотребнадзора — на страже санитарно-эпидемиологического благополучия населения
А. Б. Мазрухо, Н. Л. Пичурина, С. А. Иванов, К. К. Рожков, ФКУЗ Ростовский-на-Дону противочумный институт; М. Ю. Соловьев, Управление Роспотребнадзора по Ростовской области; Г. В. Айдинов, Б. Х. Джансейидов,
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области»;
О. П. Панасовец, ФБУН «Ростовский-на-Дону научно-исследовательский институт
микробиологии и паразитологии»
Одной из особенностей последнего десятилетия XX и начала XXI века является рост числа чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера, сопровождающихся медико-санитарными последствиями и эпидемическими осложнениями различной интенсивности. Угроза возникновения последних — актуальная проблема здравоохранения государства.
Высокий риск биолого-социальных чрезвычайных ситуаций существует и в Ростовской области, крупнейшем на юге страны центре многоотраслевой промышленности, развитого сельского хозяйства и транспортной инфраструктуры. Он определяется реальностью завоза особо опасных бактериальных и вирусных ин-
фекционных болезней (в том числе холеры) и наличием природных очагов туляремии, Крымской геморрагической лихорадки, лихорадки Западного Нила, лептоспи-роза и других инфекций. Природные очаги Ростовской области широко вовлечены в сферу хозяйственной деятельности человека, в том числе в периоды их циклической активизации.
При возникновении чрезвычайных ситуаций в Ростовской области возможно развитие нескольких сценариев событий эпидемиологического характера, которые могут произойти на фоне ухудшения среды обитания людей и будут сопровождаться значительным экономическим ущербом, а также частичной дестабилизацией системы медицинских и противоэпидемических