Ш11Ы111
шч
аналитическим обзор
Вышеизложенное обуславливает целесообразность участия врачебной комиссии в осуществлении внутреннего контроля. В частности, согласно приказу Минздрав-соцразвития России от 05.05.2012 №502н, в полномочия врачебной комиссии, помимо прочего, входит:
— оценка качества, обоснованности
и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;
— оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации.
Осуществляя названные полномочия, врачебная комиссия, с одной стороны, контролирует исполнение обязательных требований (например, в части лекарственного обеспечения пациентов), с другой стороны, фактически оценивает работу конкретного врача-специалиста (например, решая вопрос о необходимости продления листка нетрудоспособности). В результате на врачебную комиссию, по решению руководителя медицинской организации, могут быть возложены полномочия по организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Вместе с тем, осуществление внутреннего контроля исключительно посредством деятельности врачебной комиссии представляется недостаточным по следующим причинам. Во-первых, полномочия врачебной комиссии ограничены положениями приказа Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 №502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации». Как следствие, врачебная комиссия не сможет обеспечить контроль за соблюдением требований к правилам хранения лекарственных средств или выдаче листков нетрудоспособности сроком до 15 дней. Во-вторых, необходимо учитывать, что значительная часть стандартов медицинской помощи, утвержденных Минздравом России в 2012 году, зарегистрирована в Минюсте России и опубликована в «Российской газете» (специальные выпуски от 07.06.2013 №122/1, от 10.06.2013 №123/1 и другие). Иными словами, можно говорить о том, что данные стандарты вступили в законную силу и обязательны для исполнения. Вместе с тем, врачебная комиссия не предназначена для организации своевременного квалифицированного обследования и лечения пациентов медицинской организации, в том числе с учетом действующих стандартов оказания медицинской помощи. В силу положений ч. 2 ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ, это обязанность лечащего врача. Следовательно,
выявленное постфактум врачебной комиссией несоблюдение стандартов медицинской помощи уже можно расценивать как отсутствие внутреннего контроля за соблюдением соответствующих требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством РФ (например, предусмотренных ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ).
С учетом вышеизложенного, можно прийти к следующему заключению.
Первым шагом к исполнению лицензионного требования, установленного пп. «и» п. 4 постановления Правительства РФ от 16.04.2012 №291, должно быть издание руководителем медицинской организации приказа о порядке осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Данным локальным актом может быть предусмотрена система мероприятий, позволяющих, с одной стороны, обеспечивать контроль за исполнением требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством РФ, а с другой стороны, проводить оценку деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг. При этом название данного локального акта не должно противоречить действующему законодательству. Например, в Ростовской области ряд руководителей медицинских организаций, устанавливая порядок осуществления внутреннего контроля, руководствовались приказом Министерства здравоохранения Ростовской области от 20.05.2011 №720 «Об организации системы ведомственного контроля качества медицинской помощи». Соответственно, система внутреннего контроля в некоторых локальных актах названа системой ведомственного контроля. При этом не учитывалось, что вступившими с 01.01.2012 положениями ст. 89 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ не предусмотрена возможность осуществления ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности медицинскими организациями.
Однако сам по себе факт издания руководителем медицинской организации приказа о порядке осуществления внутреннего контроля не свидетельствует о его фактическом наличии и соблюдении соответствующего лицензионного требования.
Согласно судебной практике, сложившейся на территории Ростовской области, для соблюдения соответствующего лицензионного требования необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации.
Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности в медицинских организациях
М Ю. Соловьев, М. В. Калинина; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области, г. Ростов-на-Дону
Отношения, возникающие в области обеспечения радиационной безопасности персонала и пациентов при медицинском облучении, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 27), Федеральным законом от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», СП2.6.1.2612—10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010), СанПиН 2.6.1.1192—03
«Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований», СанПиН 2.6.1.2891—11 «Требования радиационной безопасности при производстве, эксплуатации и выводу из эксплуатации (утилизации) медицинской техники, содержащей источники ионизирующего излучения».
Требованиями вышеназванных нормативных документов установлено, что проведение
№5 (36) • 2013
www.akvarel2002.ru
аналитическим обзор
главный
тч
рентгенологических исследовании медицинскими организациями осуществляется при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условии труда с источниками ионизирующих излучений санитарным правилам.
Размещение источников ионизирующего излучения проводится в соответствии с проектом, разработанным проектной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности. Проектные материалы должны соответствовать требованиям радиационной безопасности, что подтверждается соответствующим заключением территориального органа, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
При обращении с рентгеновскими медицинскими аппаратами организации (лечебно-профилактические учреждения, стоматологические клиники, другие юридические лица) обеспечивают проведение подготовки и аттестации руководителей и исполнителей работ, специалистов, осуществляющих производственный контроль, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с рентгеновскими аппаратами, по вопросам обеспечения радиационной безопасности.
К самостоятельной работе с источниками ионизирующего излучения допускается персонал, имеющий профессиональную подготовку (сертификат специалиста), а также подготовку по вопросам обеспечения радиационной безопасности персонала и пациентов, что подтверждается соответствующим документом, выданным организацией, имеющей лицензию на образовательную деятельность.
Требования к подготовке по вопросам обеспечения радиационной безопасности предъявляются также к персоналу (стоматологи, хирурги, урологи, ассистенты хирурга, травматологи и другие), выполняющему сложные манипуляции под контролем рентгеновского излучения, проведение которых не входит в должностные обязанности персонала рентгеновского кабинета. Данная группа персонала, помимо подготовки по радиационной безопасности, должна быть обеспечена индивидуальным дозиметрическим контролем, средствами индивидуальной защиты, а также отнесена к группе Б приказом по учреждению.
Требования к подготовке по вопросам обеспечения радиационной безопасности предъявляются также к персоналу, который — в случае отсутствия врача-рентгенолога — принимает окончательное решение о целесообразности, объеме и виде рентгенологического исследования.
Учитывая, что в вышеперечисленных документах не приводится периодичность проведения подготовки по вопросам радиационной безопасности, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области предлагает руководствоваться общепринятыми требованиями к дополнительному профессиональному образованию, а именно — не реже одного раза в пять лет.
Выполнение медицинских рентгенологических исследований проводится по обоснованным клиническим показаниям. Направление пациента на медицинские рентгенологические процедуры осуществляет лечащий врач, зафиксировав в истории болезни или направлении на исследование обоснование к проведению данного вида процедур. Выполнение рентгенологических процедур проводится с использованием средств индивидуальной
защиты и с обязательным контролем индивидуальных доз облучения пациентов, с последующей регистрацией в карточке учета.
Пациент имеет право отказаться от медицинских рентгенологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении. По требованию пациента ему предоставляется полная информация об ожидаемой дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.
Окончательное решение о целесообразности, объеме и виде исследования принимает врач-рентгенолог, а в случае его отсутствия — врач, направивший на рентгенологическое исследование, прошедший обучение по радиационной безопасности в учреждении, имеющем лицензию на образовательную деятельность в данной области.
Организация, осуществляющая деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обеспечивает проведение производственного контроля за обеспечением радиационной безопасности. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с территориальными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.
Производственный контроль в рентгеновских кабинетах предусматривает индивидуальный дозиметрический контроль персонала и пациентов, контроль мощности дозы рентгеновского излучения на рабочих местах персонала и в смежных помещениях, контроль технических параметров рентгеновского оборудования и средств индивидуальной защиты персонала и пациентов, контроль показателей микроклимата, освещенности, эффективности системы вентиляции и заземления.
С целью исключения несанкционированного использования источников излучения также установлены требования по выводу из эксплуатации радиационных объектов и источников излучения. Работы по выводу из эксплуатации и утилизации источников ионизирующего излучения осуществляет организация, имеющая соответствующую лицензию. После вывода из эксплуатации они должны быть приведены в состояние, исключающее возможность использования их в качестве источника ионизирующего излучения. Рентгеновская трубка должна быть демонтирована, а компоненты трубки утилизированы как производственные отходы.
Документы (дефектная ведомость, акт на списание, акт утилизации и пр.), подтверждающие вывод из эксплуатации и утилизацию медицинских рентгеновских аппаратов, направляются в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области в установленном порядке.
Юридические и физические лица, нарушающие требования радиационной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», ст.28; Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 55).
www.akvarel2002.ru
№5 (36) • 2013