Некоммерческие организации: обзор законодательства
О ВОЗВРАЩЕНИИ РЕЛИГИОЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ КУЛЬТОВЫХ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА
К. Б. ЕРОФЕЕВ, кандидат технических наук адвокат, Адвокатская палата Санкт-Петербурга
Вопрос возвращения церковной собственности весьма актуален и вызывает в обществе оживленную дискуссию. Действительно, до Октябрьской революции Православная церковь являлась одним из крупнейших собственников. Так, в 1899 г. в Российской Империи существовало 66 780 храмов, часовен и молитвенных домов. В этот перечень не вошли здания и сооружения 43 496 православных учебных заведений разного уровня, 26 683 библиотек, служебных жилых помещений 103 296 белого духовенства1. Показательно, что в настоящее время, по данным Министерства юстиции РФ (декабрь 2006 г.), в нашей стране 22 513 зарегистрированные религиозные организации, из них 12214 религиозных организаций принадлежат Русской Православной Церкви2. Даже несмотря на то, что в значительной мере церковное имущество в годы советской власти оказалось утраченным, при его массовом возвращении историческому владельцу может начаться процесс серьезного передела собственности.
Впервые после советского периода ст. 26 Закона РСФСР от25.10.1990 № 267-1 «О свободе вероисповеданий» 3 (ныне не действующего) религиозным орга-
1 В. Д. Бонч-Бруевич. Силы русского клерикализма. В кн. Религия и церковь в истории России. М. Издательство «Мысль», 1975, с. 208-213.
2 Данные опубликованы на интернет-портале «Религия и СМИ». Адрес в Интeнeтehttp://www. ге%аге. ги/аі1іс1е36302.Ьіт
3 Текст Закона опубликован в Ведомостях Верховного Со-
вета РСФСР от 25 октября 1990 г., №21, ст. 240
низациям были предоставлены права собственников на принадлежавшее им имущество («здания, строения, предметы культа, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимоедля ихдеятельности»).
Положения вышеуказанной статьи также предустматривали возможность передачи религиозным организациям имущества государством в собственность.
В соответствии сп. 1ст. 19 Закон РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990 (с изменениями от 24 июня 1992г., 14 мая, 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г.)4 в собственности религиозных организаций, являющихся юридическими лицами, могут находиться «здания, предметы культа, объекты производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения ихдеятельности. Религиозные организации имеют право собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное государством, либо приобретенное по другим основаниям, допускаемым законом».
Распоряжением Президента РФ от 23.04.1993 № 281-рп «О передаче религиозным организациям
4 Диапазон действия данной редакции: с 25.12.1993 по 31.12.1994. В настоящее время Закон утратил силу. Текст Закона опубликован в Ведомостях съезда народных депутатов РСФСР от 27 декабря 1990 г. № 30 ст. 416.
культовых зданий и иного имущества»5 предусматривалась передача «в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности, для использования в религиозных, учебных, благотворительных и других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий».
Во исполнение указанного Распоряжения было принято постановление Правительства РФ от
06.05.1994 № 466 «О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества религиозного назначения, относящихся к федеральной собственности»6. Данным постановлением был одобрен представленный Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом и Министерством культуры РФ, согласованный с заинтересованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представителями религиозных объединений перечень культовых зданий и сооружений, подлежащих передаче религиозным объединениям в первоочередном порядке, согласно приложению № 1 к постановлению, который содержал около 370 культовых зданий и сооружений (подавляющее большинство — православных, незначительное количество — католических, и лютеранских и иных).
Так как в указанном постановлении отсутствовал детально разработанный механизм передачи имущества, то в дополнение к постановлению были приняты Распоряжения Госкомимущества РФ от
08.08.1994 № 2115-р7 и письмо Госкомимущества РФ от 01.12.1994 № ОК-6/Ю365 «Об участии религиозных объединений в приватизации государственного имущества» 8.
Действующее в настоящее время Положение о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, было утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности иму-ществарелигиозного назначения» 9.
5 Текст распоряжения опубликован в Собрании актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1993г., № 17, ст. 1455.
6 Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 10 июня 1994 г.
7 Текст распоряжения опубликован в журнале «Панорама приватизации», 1994г., № 19.
8 Текст письма опубликован в журнале «Панорама приватизации», 1995, № 2.
9 Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 11 июля2001г., № 130.
Данное Положение определяет порядок передачи религиозным организациям в собственность либо пользование находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества религиозного назначения (здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, в том числе монастырские и иные культовые комплексы, построенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также профессионального религиозного образования) и движимого имущества религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей).
Пункт 1 постановления подчеркивает, что «указанное имущество передается религиозным организациям безвозмездно для использования его в функциональных целях».
Пункт 2 постановления предусматривает, что передача «находящегося в федеральной собственности имуществарелигиозного назначения, в том числе находящегося в пользовании религиозных организаций, в собственность религиозным организациям может осуществляться при условии обеспечения религиозной организацией его сохранности и использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определяемыми ее уставом.
Имущество религиозного назначения, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит отчуждению из федеральной собственности, может быть передано религиозной организации в безвозмездное пользование на определенный срок или на период существования этой организации, а также может быть предоставлено ей в совместное с иными организациями использование».
Пункт 7 постановления предусматривает, что основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения является письменное обращение религиозной организации, направляемое в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом или его территориальный орган по месту нахождения такого имущества.
В обращении религиозной организации излагается просьба о передаче имуществарелигиозного назначения в собственность или пользование с указанием адреса и пообъектного состава такого имущества.
К обращению прилагаются:
а) нотариально заверенные копии устава и документа, подтверждающего факт внесения записи о
религиозной организации в Единый государственный реестр юридических лиц;
б) при наличии ограничений и обременений имущества правами третьих лиц — согласие (несогласие) указанных лиц с передачей имущества религиозной организации (в письменной форме);
в) историко-архивные или иные документы о конфессиональной принадлежности имущества;
г) справка государственного органа охраны памятников истории и культуры субъекта Российской Федерации о принадлежности имущества к памятникам истории и культуры (в отношении недвижимого имущества).
К обращению религиозной организации о передаче недвижимого имущества религиозного назначения, отнесенного к памятникам истории и культуры, помимо документов, указанных в п. 7 указанного Положения, прилагаются следующие документы, получаемые религиозной организацией в государственном органе охраны памятников истории и культуры субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое имущество:
а) заключение государственного органа охраны памятников истории и культуры субъекта Российской Федерации о возможности передачи памятника истории и культуры в собственность или пользование религиозной организации;
б) копия паспорта памятника истории и культуры (либо историческая справка);
в) акт о техническом состоянии памятника истории и культуры;
г) проект договора (обязательства), согласованный с религиозной организацией (п. 8 постановления).
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом или по его поручению его территориальный орган рассматривает обращение религиозной организации и в 2-месячный срок принимает решение, о котором сообщает религиозной организации. В случае отказа или частичного удовлетворения просьбы, содержащейся в указанном обращении, сообщаются также основания принятия такого решения (п. 9 постановления).
Согласно п. 12 Положения основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации движимого имущества религиозного назначения, указанного в пункте 11 Положения, является письменное обращение религиозной организации, направляемое соответственно в Федеральное агентство по культуре и кинематографии либо в Федеральное архивное агентство.
В обращении религиозной организации излагается просьба о передаче в пользование, в том числе предоставлении в совместное с иными орга-
низациями использование движимого имущества, указывается его наименование и пообъектный состав имущества, оценка его религиозной ценности, наименование и адрес организации, за которой закреплено это имущество, а также данные о месте (помещении), в котором оно будет содержаться.
К обращению прилагаются:
а) нотариально заверенные копии устава и документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в Единый государственный реестр юридических лиц;
б) справка органа внутренних дел по месту расположения религиозной организации о наличии или об отсутствии охраны объекта, об оснащении помещений охранной сигнализацией;
в) справка из Государственной противопожарной службы по месту расположения религиозной организации об оснащении помещений пожарной сигнализацией;
г) письмо организации, за которой закреплено указанное имущество, о характере его использования и о согласии (несогласии) с передачей имущества религиозной организации либо с его совместным использованием.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии либо Федеральное архивное агентство рассматривает обращение религиозной организации и в 2-месячный срок принимает решение, о котором сообщает религиозной организации и соответствующей организации культуры (архиву). Рассмотрение проводится, как правило, с привлечением представителей соответствующей религиозной организации и организации культуры (архива). В случае отказа или частичного удовлетворения просьбы, содержащейся в указанном обращении, сообщаются также основания принятия такого решения.
Указанное Положение предусматривает передачу религиозным организациям недвижимого и движимого имущества, находящегося в федеральной собственности, не затрагивая вопрос о передаче имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации. Таким образом, на региональные органы власти возлагаются обязанности по созданию необходимой правовой базы для передачи в собственность религиозных организаций имущества, находящегося в собственности субъектов Федерации. К такого рода региональным нормативно-правовым актам относится Закон Санкт-Петербурга от 9 марта 2006 г. № 59-12 «О порядке передачи в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга» (принят Законодательным
Собранием Санкт-Петербурга 8 февраля 2006г., с изменениями от 6 мая 2008 г.)10.
Указанный Закон (далее — «Закон Санкт-Петербурга») определил порядок передачи в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга и являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга. Считаем важным отметить, что Закон Санкт-Петербурга дал определение имуществу религиозного назначения. В соответствии со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга под имуществом религиозного назначения понимаются «объекты недвижимого имущества, построенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, атакже профессионального религиозного образования (здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, монастырские комплексы), нежилые помещения, предназначенные при строительстве зданий (строений), в которых они расположены, для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также профессионального религиозного образования, и движимое имущество (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужения и иных религиозных целей)».
Данное определение «имущества религиозного назначения» весьма расплывчато, особенно в том, что касается движимого имущества (в отличие, например, от перечня имущества религиозного назначения в соответствии с постановлением Правительства РФ от31.03.2001 №251 «Об утверждении перечня предметов религиозного назначения и религиозной литературы, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставной (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений) в рамках религиозной деятельности, реализация (передача для собственных нужд) которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость» (с изменениями от 6 сентября, 3 декабря 2002г.) и).
Сделано это не случайно. В каждом случае религиозной организации придется доказывать, что отнятое у нее ранее имущество носит именно
10 Текст Закона опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости», 22 марта 2006г., № 48, стр. 4.
11 Текст постановления опубликован в «Российской газе-
те» (выпуск выходного дня № 15) от 13 апреля 2001 г. № 73.
религиозное назначение, а органы власти субъекта Федерации смогут отказать в передаче того или иного имущества в ее (религиозной организации) собственность. Несколько более определенный характер носит определение «недвижимое имущество религиозного назначения» — это непосредственно культовые здания (храмы) или имущество, в котором ранее осуществлялось духовное образование. Данное определение вполне однозначно препятствует возвращению традиционным религиозным конфессиям зданий и сооружений, которые до национализации предназначались, например, для проживания клира, подсобных и хозяйственных помещений, гаражей и др. Таким образом, «одаряемые» государством приходы могут столкнуться с явными трудностями по воссозданию имущественно-хозяйственного комплекса для богослужебных и сопутствующих целей.
В подтверждение своей позиции считаю необходимым сослаться на формирующуюся в Северо-Западном федеральном округе арбитражную практику Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.12.2001г. №23012 было оставлено в силе постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тверской области от 05.10.2001 по делу № 230, которым местной религиозной организации «Евангелическо-лютеранский приход Христа Спасителя» отказано передать в собственность здание, находящееся по адресу: г. Тверь, ул. Салтыкова-Щедрина, 40/13.
Как указано в постановлении арбитражного суда Северо-Западного округа, данное здание «изначально являлось жилым домом и не предназначалось для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, атакже профессионального религиозного образования». Истцом не были представлены доказательства, подтверждающие последующую перестройку указанного здания в целях изменения его функционального назначения.
Кроме того, в материалах дела имеются документы, свидетельствующие о том, что «спорное здание не сохранилось в натуре, поскольку пострадало в период Великой Отечественной войны и претерпело значительные изменения в результате капитальных ремонтов.
Материалами дела подтверждено, что в результате реконструкции жилой дом был полностью
12 Информационно-правовая система «Гарант». Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационноправовом сотрудничестве с Информационно-правовой системой «Гарант».
переоборудован под размещение Областной медицинской библиотеки. С 1999 г. здание находится в оперативном управлении детской клинической больницы. Следовательно, не имеется оснований считать данное здание имуществом религиозного назначения».
Обе стороны делали ссылки на многочисленные архивные документы середины XIX в. — первой трети XX в. как из фондов городских коммунальных служб, так и из церковных фондов.
Данное постановление арбитражного суда Северо-Западного округа весьма примечательно еще и тем, что суд дает ссылку на законодательство Российской Империи. В постановлении указывается, что «ст. 714 Свода Законов Российской Империи предусматривала, что «для приобретения имущества стоимостью до 5 ООО руб. духовными организациями необходимо разрешение Министерства Внутренних дел по Положению Совета его». Министр внутренних дел Российской Империи отказал лютеранскому приходу в возврате уплаченной Принцем П. И. пошлины при покупке дома в связи с тем, что приход не является приобретателем дома».
Представляется, что Российская Федерация, признав в начале 1990-хгг. себя правопреемницей СССР, пока еще не де юре, но де факто включает в свою правовую систему и законодательство дореволюционной России. Тем более, что в первой половине 1990-хгг. Правительство России признало свою задолженность по облигациям военных займов времен Первой мировой войны, а также предпринимало попытки законодательно определить статус царствовавшей до1917г. семьи Романовых.
Возвращаясь к Закону Санкт-Петербурга отметим, что в собственность религиозных организаций передается имущество религиозного назначения,
используемое ими на основании заключенных с уполномоченным правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга договоров безвозмездного пользования. Передача имущества религиозного назначения религиозным организациям осуществляется с учетом исторической конфессиональной принадлежности религиозного имущества. Требуется детальная проработка договоров о передаче зданий епархии светскими и церковными юристами. Многие церковные здания в настоящее время существенно перестроены, включены в производственно-хозяйственный комплекс предприятий и даже переданы другим конфессиям. Все это также является объективным препятствием для завершения процесса возвращения церковного имущества епархии.
В настоящее время в России началась разработка нового федерального закона, регулирующего вопросы передачи в собственность религиозных организаций имущества религиозного назначения13. Предполагается, что проект закона будет согласовываться с руководством крупнейших религиозных конфессий. Целью закона является возвращение церковной собственности, прежде всего храмов, а также тех зданий, сооружений и земельных участков, которые требуются для возрождения благотворительной, социальной, образовательной, просветительной, научной, культурной деятельности Русской православной церкви и других исторических конфессий.
13 По данным интернет-портала «Коммерческая недвижимость» от 30.06.2008 г. Интернет-адрес http://www. сге. ги/гш/ archivnews/3760/.