ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, ПОСТУПАЮЩЕГО В СОБСТВЕННОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
ХЁЫСТОВ Михаил Викторович
Аннотация: в статье анализируются наиболее значимые источники формирования имущества, поступающего в собственность религиозных организаций Русской Православной Церкви: создание имущества за счет собственных средств; частные пожертвования; передача религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности; доходы от культовой деятельности.
Annotation: in article the most significant sources of formation ownership, arriving in the property of the religious organizations of Russian Right-nice Church are analyzed: creation of property at the expense of own means; private donations; transfer to the religious organizations of property religious on-value, being in the state and municipal property; income from cult activity.
Ключевые слова: собственность, имущество, пожертвования, культовая деятельность.
Key words: ownership, property, donations, cult activity.
Вопрос об источниках формирования имущества, поступающего в собственность религиозных организаций Русской Православной Церкви, - один из важнейших при характеристике их субъективного права собственности. В п.2 ст.21 Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» приведен широкий перечень источников формирования имущества религиозных организаций, который не является исчерпывающим.
В соответствии с п.2 ст. 21 названного закона религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Такой источник формирования имущества, как его создание за счет собственных средств, является достаточно распространенным среди религиозных организаций Русской Православной Церкви. На практике нередко православные приходы усилиями прихожан или своих работников занимаются строительством тех или иных подсобных помещений, написанием и реставрацией икон, созданием предметов, используемых при богослужениях и т.п. Но в особенности распространена практика самостоятельного создания того или иного имущества в православных монастырях. Это связано, в первую очередь, со спецификой внутреннего устройства и целей, преследуемых монастырями. Поскольку целями создания последних является не только вероисповедание, но и удаление монашествующих от мира, монастыри всегда стремились к самодостаточности и
независимости в экономическом плане. Несмотря на то, что в настоящих условиях такая самодостаточность едва ли возможна, монастырям, находящимся в сельской местности, весьма свойственны занятия огородничеством, садоводством, животноводством, рыболовством и т.п., а находящимся в городах - занятия хлебопечением, швейным производством, осуществляемыми для удовлетворения собственных нужд.
Право собственности на имущество, «приобретенное за счет собственных средств», возникает у религиозных организаций Русской Православной Церкви на основе заключения таких гражданско-правовых договоров, как купля-продажа, подряд, мена, поставка и т. п., а также в результате осуществления предпринимательской деятельности.
Одним из источников формирования имущества и возникновения права собственности на него у православных религиозных организаций являются частные пожертвования. Это вытекает из п. 1 ст. 582 ГК РФ, п. 1 р. XV Устава Русской православной церкви, принятого 13—16 августа 2000 г., а также п. 40 Устава Прихода.
Пожертвование как юридическое действие в пользу церковных учреждений было известно на протяжении тысячелетий. В Российской империи принятие денег и другого движимого имущества церковными организациями не обусловливалось особыми законами. О пожертвованиях в пользу церкви или на постоянное содержание причета, ценность которых значительна, сообщалось Св. Синоду через епархиальное начальство.1 Данное обстоятельство подчеркивает и К.П. Победоносцев, указывая, что «принятие приношений в пользу
1 Певцов В.Г. Лекции по церковному праву — Петербург, 1914. С. 283.
церкви вещами и деньгами допускается свободно. Недвижимое имущество в пользу архиерейских домов, церквей и монастырей принимается через Св. Синод с Высочайшего соизволения, а в пользу духовных училищ — с разрешения Синода».2
Пожертвование не имело специального законодательного регулирования и в советском гражданском праве. Только во второй части ныне действующего Гражданского кодекса РФ содержится ст. 582 под названием «Пожертвование». Из анализа указанной статьи следует, что пожертвование в юридическом смысле является особой разновидностью дарения, представляя собой не одностороннюю сделку, а договор, сторонами которого выступают жертвователь (даритель) и получатель жертвования (одаряемый). В связи с этим, для пожертвования характерны все признаки договора дарения. Вместе с тем, пожертвование имеет и ряд специфических особенностей. В частности, при пожертвовании в качестве дара может выступать только вещь или имущественное право (разрядка автора), но не освобождение одаряемого от имущественной обязанности, как в обычном договоре дарения. В договоре пожертвования субъектный состав одаряемых более узкий. Помимо граждан, одаряемыми могут быть только те виды некоммерческих организаций, которые перечислены в п. 1 ст. 582 ГК. К ним относятся: лечебные, воспитательные, учебные, научные, благотворительные учреждения, учреждения социальной защиты, фонды, музеи и другие учреждения культуры, общественные и религиозные организации, а также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.
Важнейшим признаком договора пожертвования является то, что дар передается на достижение какой-либо общеполезной цели. При этом, согласно п. 3 ст. 582 ГК, пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам — может быть обусловлено использованием этого имущества по определенному назначению. В случае отсутствия данного условия в договоре пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.
Итак, из п. 1 ст. 582 ГК следует, что пожертвования могут поступать в адрес самой религиозной организации. Чьего-либо разрешения или согласия на их принятие не требуется (п. 2 ст. 582 ГК). Религиозная организация, принимающая пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должна вести обособленный учет всех операций по
2 Победоносцев К.П Курс гражданского права— М.: Статут. 2002. Ч. 1 С. 445-446.
использованию пожертвованного имущества, что следует из п. 3 ст. 582 ГК. Наиболее распространенной формой пожертвования православным религиозным организациям является передача денег физическими лицами - прихожанами через кружки, а также в ящик для пожертвований.3 На кружке (ящике для пожертвований) должна быть соответствующая надпись, позволяющая отнести полученные средства либо к средствам на содержание (например, на ремонт храма), либо к средствам на уставную деятельность. Формулировки на кружках (ящиках для пожертвований) должны соответствовать формулировкам в приходных кассовых ордерах, по которым полученные от прихожан суммы сдаются в кассу прихода или подворья. При поступлении средств в ящик для пожертвований составляется акт приема пожертвования.
Следует подчеркнуть, что в указанных выше случаях пожертвования делаются анонимно. Для одаряемого жертвователь оказывается индивидуально не определен, сам договор совершается в устной форме, поскольку жертвуются, как правило, небольшие (не превышающие три тысячи рублей) суммы, а также в связи с совпадением момента заключения и исполнения договора. В данном случае возникает вопрос о возможности отмены пожертвования, если пожертвованное имущество используется не в соответствии с назначением, указанным жертвователем, или назначение изменяется с нарушением правил, предусмотренных п. 4 ст. 582 ГК. Считаем возможным согласиться с мнением, высказанным по данному вопросу А. Эрделевским, который утверждает, что «право на отмену пожертвования при наличии предусмотренных п. 5 ст. 582 ГК условий, может возникнуть у любого жертвователя, в том числе и анонимного. Понятно, что в этом случае при предъявлении требования о возврате пожертвования жертвователю придется доказывать, во-первых, что он действительно является таковым, и, во-вторых, размер пожертвования. Иные способы доказательств, кроме объяснения сторон и показаний свидетелей, вряд ли возможны».4
Пожертвования религиозным организациям в натурально-вещественной форме должны приходоваться с соблюдением требований бухгалтерского учета (оценка по рыночной стоимости, постановка на учет в составе материалов или другого имущества). В практике деятельности религиозных организаций присутствуют пожертвования, учет которых затруднителен и нецелесообразен. К таким пожертвованиям относятся
3 Данная форма известна давно. О ней упоминает В.Г. Певцов в указ соч. С. 286.
4 Эрделевский А. Пожертвование // Деньги и благотворительность. 2000, № 1. С. 37.
продукты, которые прихожане приносят на канун для поминовения усопших.
В литературе высказано мнение, что пожертвованием являются средства, полученные от продажи свеч, приобретаемых прихожанами для богослужения5. Данное мнение, на наш взгляд, противоречит положениям ст. 582 ГК, а также нормам, регулирующим отношения дарения. Возникшие отношения по юридической природе должны быть отнесены к купле-продаже. Средства, полученные в результате продажи свеч прихожанам, могут использоваться в соответствии с целями и задачами, вытекающими из уставной деятельности религиозной организации. Все иные средства, пожертвованные православным религиозным организациям, также используются в указанных целях.
Религиозные организации Русский Православной Церкви могут выступать не только в качестве получателей пожертвований, но и в роли жертвователей. Право на благотворительную деятельность православных религиозных организаций предусмотрено ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», хотя статуса благотворительной организации они не имеют. Благотворительная деятельность религиозных организаций может осуществляться путем непосредственного оказания адресной помощи малоимущим членам прихода, организации в рамках прихода благотворительных трапезных, патронажных и адаптационных служб, реализации программ по работе с беженцами и др.
Говоря о таком источнике формирования имущества, как передачи государством имущества в собственность религиозных организаций, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время порядок передачи имущества религиозного назначения религиозным организациям регулируется ФЗ от 30 ноября 2010 г № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности»,6 в котором определено понятие «имущества религиозного назначения», принципы и порядок передачи данного имущества религиозным организациям.
В соответствии с п. 1 ст. 2 названного Закона к имуществу религиозного назначения относится недвижимое имущество: помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры народов РФ) монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы, построенные для осуществления и (или) обеспечения совершения богослужения, других
5 См.: Макальская М.Л. Вопросы налоговых льгот в связи с введением в действие главы 25 Налогового кодекса РФ // Приход, 2002. № 2. С. 19.
6 /СПС «Гарант», 03 декабря 2010 г.
религиозных обрядов и церемоний, проведения молитвенных и религиозных обрядов, обучения религии, профессионального религиозного образования, религиозного почитания (паломничества, в том числе здания для временного проживания паломников). Имуществом религиозного назначения является и движимое имущество (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей. Названное имущество передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее Уставом. В связи с этим в Закон «О свободе совести ...» внесено изменение и в п. 2 ст. 22 слова «передача религиозным организациям в пользование по функциональному назначению» заменены словами «передача в установленном порядке в пользование религиозным организациям».
Передача имущества должна осуществляться в соответствии с планами передачи, которые формируются Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, а также органом местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находится соответствующее имущество.
Основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации, исполненное в произвольной форме в письменном виде. Данное заявление должно быть согласовано с вышестоящим органом (центром) религиозной организации и подано в уполномоченный орган. Если на дату подачи заявления соответствующее имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственному или муниципальному унитарному предприятию, учреждению либо на ином праве третьим лицам, копия заявления религиозной организации направляется в адрес указанных лиц.
Заявление религиозной организации уполномоченным органом должно быть рассмотрено в месячный срок со дня поступления заявления. По результатам рассмотрения принимается либо решение о передаче имущества религиозной организации, либо о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи, либо мотивированный отказ в передаче этого имущества. Срок самой передачи не может превышать два года со дня принятия решения о передаче.
Срок передачи имущества, находящегося на праве хозяйственного или оперативного управления государственным или муниципальным предприятием и учреждением не может превышать шесть лет со дня принятия к рассмотрению заявления религиозной организации.
Что касается передачи в собственность религиозным организациям объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, то она имеет некоторые особенности (ст. 5 Закона «О передаче.»). Передача данных объектов осуществляется с соблюдением требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ. При передаче названного объекта в собственность религиозной организации она принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Все обременения (ограничения) должны быть указаны в охранном обязательстве собственника данного объекта, которое оформляется при передаче в установленном порядке.
Объекты культурного наследия федерального значения передаются в собственность только централизованным религиозным организациям.
Одним из источников формирования имущества, поступающего в собственность религиозных организаций Русской Православной Церкви, являются доходы от культовой деятельности. Так, согласно п.1 гл.15 Устава Русской Православной Церкви, средства Русской Православной Церкви и ее канонических подразделений образуются, в том числе, из «пожертвований при совершении богослужений, Таинств, треб и обрядов». Аналогичные формулировки имеются в уставах религиозных организаций Русской Православной Церкви.
При этом, по нашему мнению, ни в коем случае нельзя относить к предпринимательской культовую деятельность или иначе религиозные услуги, оказываемые священнослужителями при совершении ими богослужений, Таинств, треб и обрядов. Данный вывод можно аргументировать, с одной стороны, тем, что культовая деятельность не соответствует главному признаку
предпринимательской деятельности, изложенному в п.1 ст.2 ГК РФ, согласно которому предпринимательская деятельность направлена на «систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». С другой стороны, культовая деятельность является неотъемлемым признаком религиозных организаций, сутью и основной целью которых является исповедание веры.
В связи с этим, представляется неправильным по отношению к доходам, получаемым от культовой деятельности, употреблять слово «прибыль». В то же
время едва ли можно говорить о «пожертвованиях» применительно к культовой деятельности, как это делает Устав Русской Православной Церкви. Дело в том, что на практике не во всех случаях услуги, связанные с культовой деятельностью, оказываются на безвозмездной основе. Если же они оказываются за определенную плату, нельзя говорить о том, что заказчик таких услуг «жертвует» конкретное имущество той или иной религиозной организации. Практика безвозмездного
предоставления услуг, связанных с культовой деятельностью, достаточно распространена среди приходов и монастырей Русской Православной Церкви. В основном это касается тех религиозных организаций, экономическое положение которых позволяет последним оказывать подобные услуги на безвозмездной основе. Те же приходы и монастыри, которые вынуждены в настоящее время восстанавливать полуразрушенное имущество, едва ли могут отказаться от такого источника поступления средств как доходы от культовой деятельности. В связи с этим, более корректным по отношению к анализируемому источнику формирования имущества религиозных организаций Русской Православной Церкви, было бы использование формулировки не «пожертвования», а «доходы от культовой деятельности».
Помимо вышеназванных, одним из немаловажных способов приобретения средств являются поступления от проводимых религиозными организациями Русской Православной Церкви мероприятий, а именно, различных концертов, выставок, лекций, семинаров и т.д. Безусловно, все названные мероприятия должны проводиться в соответствии с уставом религиозной организации и не противоречить ее целям деятельности. Деятельность по проведению таких мероприятий относится к разряду культурно-просветительской деятельности религиозных организаций Русской Православной Церкви. При этом необходимо учитывать, что культурно-просветительская деятельность не сводится к проведению таких мероприятий. К этой деятельности относятся, в том числе, образовательная, издательская деятельность, библиотечное дело, организация паломнических поездок и т.п.
В качестве одного из источников формирования имущества религиозных организаций Русской Православной Церкви можно рассматривать и приватизацию государственного и муниципального имущества, а также государственное финансирование либо оказание иной материальной помощи в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры. Так, согласно п. 3 ст.4 Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных
объединениях», государство «оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры». При этом помощь государства в содержании памятников истории и культуры должна оказываться религиозным организациям, которым принадлежат такие объекты как на праве собственности, так и на праве безвозмездного
пользования. Оказание такой помощи ежегодно планируется Министерством культуры РФ по перечням, согласованным с централизованными религиозными организациями и осуществляется из средств федерального бюджета. Помощь в содержании и реставрации памятников истории и культуры должны оказывать религиозным организациям также субъекты Российской Федерации.