ПЕРЕДАЧА ИМУЩЕСТВА РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Линкин В.Н.
2.13. ПЕРЕДАЧА РЕЛИГИОЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ИМУЩЕСТВА РЕЛИГИОЗНОГО НАЗНАЧЕНИЯ: ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Линкин Виктор Николаевич, канд. юрид. наук. Должность: старший преподаватель. Место работы: Российский государственный университет правосудия. Филиал: Ростовский филиал. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье анализируется судебная практика по передаче государственного и муниципального имущества в собственность или пользование религиозным организациям. Неоднородность толкования понятия «имущество религиозного назначения» приводит к различным прецедентам, которые порождают мировоззренческие социальные конфликты.
Ключевые слова: светское государство, религиозные организации, имущество религиозного назначения, социальный конфликт.
TRANSFER OF RELIGIOUS ASSETS TO RELIGIOUS ORGANIZATIONS: REVIEW OF JUDICIAL PRACTICE
Linkin Viktor Nikolaevich, PhD at law. Position: senior lecturer. Place of employment: Russian state university of justice. Branch: Rostov branch. Department: state and legal disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article analyzes judicial practice on the transfer of state and municipal property to the ownership or use of religious organizations. The heterogeneity of the interpretation of the term "religious property" leads to various precedents that give rise to worldview social conflicts. Keywords: secular state, religious organizations, religious property, social conflict.
В настоящие время, в Российской Федерации происходят процессы по передаче религиозным организациям имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Многие процессы по передачи сопровождаются чередой судебных разбирательств и широким освещением в средствах массовой информации. Внимание уделяемое проблемам передачи привлекает внимание самых разных представителей общества.
Хоть и проблема вышла на федеральный уровень, мы не можем констатировать, наличие общественного договора по данному вопросу. Процессы которые сопутствуют передачи имущества религиозного назначения, достаточно скудно освещаются в средствах массовой информации, отсутствуют внятные комментарии должностных лиц и священнослужителей о будущей судьбе переданного имущества.
Анализируя судебную практику, можно заметить, что и у судей нет единого понимания протекающих процессов.
Для инициирования процесса передачи имущества религиозного назначения, первым и ключевым обстоятельством должно быть существование такого имущества.
Законодатель в ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», устанавливает, что «имущество религиозного назначения - недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая
объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных це-лей)»[1].
В приведенном понятии к имуществу религиозного назначения относится:
- помещения;
- здания;
- строения;
- сооружения;
- монастырские, храмовые и иные культовые комплексы.
Приведем несколько случаев, которые демонстрируют не только различные трактовки имущества религиозного назначения, но и методологические подходы определения такого имущества и прав на его получения.
В Ростове-на-Дону произошли три сходных по содержанию, но различных по итоговому решению прецедента.
Ростовский государственный театр кукол, построенный в 1960-х на фундаменте Благовещенской греческой церкви, которая, стоит заметить никогда не принадлежала Русской православной церкви, и была построенная на средства греческой общины, должен будет переехать в 2019 году, а здание перейдет РПЦ.
Наличие фундамента и остатка одной стены, послужило основанием для признания такого объекта -имуществом религиозного назначения.
В 2016 году в Арбитражный суд Ростовской области обратилось Центральное духовное управление мусульман Ростовской области. Объектом спора выступало здание бывшего клуба СКВО. Мечеть в 1963 году была передана КЭО СКВО. В 1978 году указанное здание было разрушено и на этом месте возведен клуб.
Центральное духовное управление мусульман Ростовской области заявило, что фундамент на котором стояла мечеть использовался при постройки клуба. Суд в своем решении определил, что «Фундамент здания, стены или кровля сами по себе не являются самостоятельными объектами недвижимости, а являются частями единого объекта, имеющего индивидуальные характеристики, такие как площадь, кадастровый номер, этажность. Даже в том случае, если здание клуба возведено с использованием материалов (конструкций) здания бывшей мечети, здание клуба является новым самостоятельным объектом недвижимости, не имеющим со зданием разрушенной мечети юридической связи»[2].
На лицо прямое расхождение в трактовки понятия «имущество религиозного назначения». На наш взгляд, именно принцип существования имущества в натуре, должен быть поставлен во главу угла. Невозможно передать имущество, которое уже не существует.
3'2017
Пробелы в российском законодательстве
Схожая ситуация сейчас происходит в Москве, с Всероссийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии, существующим с 1933 года. Который был построен на месте монастыря с использованием фундамента и нескольких стен. Но само здание, построенное в стиле советского конструктивизма, не может уже выполнять ни какую религиозную функцию.
Зачастую процесс передачи в собственность имущества религиозного назначения выступает, как закономерный итог использования государственного и муниципального имущества религиозной организации. Изначально государство передает в возмездное пользование какой-либо объект недвижимости, религиозная организация адаптирует его для уставных целей, а затем, используя ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» получает данный объект в собственность или безвозмездное пользование.
Приведем пример непоследовательности распорядительного органа муниципальным имуществом. Местная православная религиозная организация «Свято-Князь-Димитриевский приход» г. Новочеркасска Ростовской Епархии РПЦ получила в срочное возмездное пользование для деятельности прихода нежилое здание на основании договора аренды от 1.01.2004 с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Новочеркасска.
1.06.2006 в отношении того же здания заключен новый договор аренды на срок до 30.04.2007.
2.11.2015 здание передано приходу по договору безвозмездного пользования для осуществления религиозной деятельности, определенной уставом прихода, на срок с 2.11.2015 по 1.11.2020.
15.04.2015 приход обратился в КУМИ г. Новочеркасска с просьбой о передаче здания в собственность на основании Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», но получил отказ.
Муниципалитет на протяжении 12 лет предоставлял данное имущество в пользование, но после того как религиозная организация решила воспользоваться правом, которое предоставляет ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», получило отказ.
В суде религиозная организация ссылается на то, что с момента предоставления помещения приняла меры к ее обустройству для приведения в состояние, пригодное к использованию для отправления религиозного культа. Здание используется как храм - место богослужений.
При этом статьей 12 ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» предусмотрено, что передача государственного или муниципального имущества, которое не имеет религиозного назначения, но на день вступления в силу настоящего Федерального закона перепрофилировано (целевое назначение которого изменено), реконструировано для осуществления и (или) обеспечения видов деятельности религиозных организаций, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, и передано в установленном порядке религиозным организациям в безвозмездное пользование,
осуществляется безвозмездно в собственность религиозных организаций.[1]
Из приведенных положений следует, что спорное имущество подпадает под критерии имущества, допустимого к передаче в собственность религиозной организации, поскольку на дату введения в действие Федерального закона было преобразовано для использования в религиозных целях и находилось во владении религиозной организации.
То обстоятельство, что в отношении него первоначально был заключен договор аренды, а лишь впоследствии титул пользования изменен на безвозмездное пользование не может умалять прав религиозной организации на получение такого имущества в собственность, так как по смыслу закона основаниями передачи является состояние имущества (пригодность к использованию по религиозному назначению) и факт владения им религиозной организации.[3]
Анализирую судебную практику по применению ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», напрашивается вывод, что органы государственной и муниципальной власти нередко принимают решения, как следует не разобравшись в ситуации. Зачастую это является следствием несовершенства законодательства посвященному процессу передачи имуществ религиозного назначения. Одним из примеров является вольное толкование, понятия «имущество религиозного назначения», что на наш взгляд, создает правовые прецеденты необоснованной передачи имущества или отказа в передачи такого имущества.
Одним из первых шагов по избежанию нарушения прав и законных интересов, как государства, населения, так и религиозных организация, это выработка четких критериев относимости объектов недвижимости к имуществу религиозного назначения.
Только обеспечение одинакового подхода к реализации вышеуказанного закона, как органами государственной и муниципальной власти, так и судами, позволит удержать межконфессиональное равновесие, которое достигнуто путем провозглашения Российской Федерации светским государством.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» // СЗ РФ 06.12.2010, N 49, ст. 6423.
2. Арбитражный суд Ростовской области. Решение от 20 декабря 2016 г. По делу п а53-16538/2016.
3. Арбитражный суд Ростовской области. Решение от 8 июня 2016 г. по делу N А53-8141/16.
Материал выверен, цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником. Материал не содержит сведений ограниченного распространения. Статья проверена в системе «Антиплагиат».