УДК 343.244 ББК 67.308
О ВИКТИМОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ГАНУС,
соискатель ИМПЭ им. А.С. Грибоедова Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
E-mail: pototsky@adm.iile.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Представлена система мероприятий виктимологической профилактики преступлений в Российской Федерации.
Ключевые слова: Российская Федерация, профилактика преступлений, средства массовой информации, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, потерпевший, «ситуационная модель предупреждения преступности».
Annotation. Showed with the system of measures victimological crime prevention in the Russian Federation. Keywords: Russian Federation, crime prevention, the media, the Criminal Procedure Code, the victim, «situational model of crime prevention».
Одним из значимых направлений деятельности по предупреждению преступности в Российской Федерации1 следует признать виктимологическую профилактику преступлений, среди основных мероприятий которой следует выделить:
• правовое обучение, повышение уровня правовой грамотности и информирование населения об их правах и способах защиты этих прав;
• изготовление и распространение различных печатных материалов и информирование через средства массовой информации (СМИ) о том, как предотвратить внезапное нападение, избавиться от внезапной агрессии. Для несовершеннолетних важно информирование о том, как правильно отказаться от предлагаемого участия в употреблении алкогольных напитков и наркотических веществ, совершении противоправных и преступных действий и т.д.;
• предостережение населения через СМИ о повышении криминогенности отдельных объектов, об ухудшении криминогенной ситуации в определенных районах города, а также выдача рекомендаций о вик-тимологически грамотном поведении в сложившихся ситуациях. Необходим постоянный контроль над участками местности, которые чаще всего становятся местами совершения преступлений (пустыри, парки, скверы, стройки, заброшенные дома), освещение улиц, парков, подъездов домов и других общественных мест;
• приближение постов правоохранительных органов к местам наиболее вероятного совершения преступлений, а также систематическое патрулирование таких мест;
• непосредственное наблюдение за лицами, ведущими себя подозрительно в общественных местах, местах массового скопления людей, своевременное вмешательство в виктимогенные ситуации;
• организация кризисных центров, «телефонов доверия», консультационных пунктов, являющихся профилактическими учреждениями виктимологического профиля с возможностями всесторонней (правовой, психологической, материальной) помощи населению.
В этом же направлении необходима комплексная работа по усилению гарантий прав потерпевших2 и повышению качества виктимологической профилактики преступлений, в связи с чем считаем целесообразным осуществить следующие мероприятия.
1. Привести в соответствие понятие «потерпевший от преступления» положению, содержащемуся в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью. Понятие потерпевшего как лица, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также вред имуществу и деловой репутации, данное в ст. 42 УПК РФ представляется узким, что в свою очередь может повлечь ущемление прав отдельных лиц, ставших в той или иной мере жертвами преступных деяний. Требует уточнения понятие «потерпевший от преступления» как лицо, которому индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление его основных прав в результате действия или бездействия нарушающего уголовное законодатель-ство3, а также лица, которому был причинен ущерб при попытке оказать помощь жертвам, находящимся в бедственном положении, или предотвратить вик-тимизацию4.
2. Обеспечить защиту прав потерпевших в случаях некриминализованности в законодательстве Российской Федерации причинившего ущерб деяния, явля-
ющегося нарушением нором международных актов о правах человека.
Особую значимость имеет активизация государственной, в том числе законотворческой и программной, деятельности в целях эффективной виктимологической профилактики преступлений против несовершеннолетних. Для решения этих задач необходимо:
• развивать сети спортивных секций, спортивных и неспортивных клубов, кружков, объединений в целях обеспечения виктимологической безопасности досуга несовершеннолетних;
• усилить контроль правоохранительных органов над деятельностью досуговых учреждений (особенно игровых заведений и баров, клубов, предлагающих посетителям алкогольные напитки);
• активизировать деятельность подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних в выявлении и разобщении групп с антиобщественной направленностью, а также профилактике преступности как подростковой, так и направленной против несовершеннолетних;
• разрабатывать и внедрять в воспитательный процесс детских дошкольных учреждений и в образовательный процесс учебных заведений специальные программы по виктимологическому воспитанию детей и подростков.
Рассматривая ситуационное предупреждение преступности одним из наименее разработанных в Российской Федерации направлений автором предлагается «Ситуационная модель предупреждения преступности» (рис.1).
Рис.1. Ситуационная модель предупреждения преступности.
Ситуационная модель предупреждения преступности основывается на диспозиционных переменных личности потенциального преступника и социально-экономической среде окружения, поэтому структуру криминальных возможностей представляем в виде трех направлений: жертвы, цели и орудия преступлений.
Физическая среда, в которой существует человек, поставляет как жертвы, так и цели, которые ставят перед собой преступники. В результате образ жизни, окружающая среда, социально-экономическая структура общества, включая демографию, географию, урбанизацию и индустриализацию, здравоохранение и образование, а также правовые и политические институты создают ситуационную среду преступлений. Число потенциальных преступников и их мотивы, также частично определяются социально-экономической структурой общества через многие механизмы (отчуждение, субкультурные влияния, отсутствие заботы и недостаток любви и т. д.).
Сложное взаимодействие между потенциальными правонарушителями и жертвами, целями и возможностями, орудиями преступлений и их использованием определяет масштаб и характер самих потенциальных ситуаций для совершения преступлений.
Далее приводим этапы, на которые должны делиться мероприятия по предотвращению преступлений:
• сбор данных о характере и размерах конкретной проблемы преступности;
• анализ ситуационных условий, которые позволяют или содействуют совершению преступления;
• систематическое изучение возможных способов блокировки возможностей для конкретных преступлений, включая анализ затрат, которые понадобятся для предотвращения преступлений;
• реализация наиболее перспективных, возможно и экономических, мер;
• мониторинг результатов и распространение опыта. Отметим, что проблема методологии предотвращения преступлений лежит во взаимосвязи социального, правового и многих других форм вмешательства.
Нами предлагаются методы предупреждения преступности в
области ситуационной профилактики, которые являются логичным продолжением выше представленной модели.
Контроль доступа к защищаемому пространству. К таким мерам можно отнести видеонаблюдение, ограждения автомобильных стоянок, введение ПИН кодов, сложную систему идентификации, например, в г. Лондоне в некоторых районах допускается запись телефонных разговоров.
Физические барьеры. Зачастую весьма эффективным способом снижения преступлений становятся дополнительные замки, сейфы, экраны наблюдений, замки на руле автомобиля и др.
Управление возможными орудиями преступлений. Изъятие ножей, различных видов оружия, стеклянных бутылок на транспорте, в магазинах и стадионах, использование пластмассой посуды в местах скопления людей, ограничение времени и географии продажи спиртных напитков.
Изоляция потенциальных правонарушителей. Организованная доставка болельщиков на стадионы и разнесение прибытия болельщиков-противников, сокращение количества припаркованных автомобилей в непосредственной близости от киосков и мелких магазинов, совершенствование управления дорожного движения с целью предотвращения заторов, ограничение скоростного движения, частая установка (дублирование) знаков дорожного движения.
Скрининг документов, билетов, штрих-кодирование, введение электронных баз данных.
Наблюдения. Формальные наблюдения осуществляются со стороны полиции, охранников, основной функцией которых является сдерживание угрозы потенциальных правонарушений. Также к такой форме наблюдения прибегают и менеджеры (в магазинах, выставках).
Дополнительная подсветка в магазинах, домах, банках.
Сокращение искушения по совершению преступлений: рекомендации по использованию личных украшений в темное время суток, недопущение входа посторонним лицам в личное жилище, хранение навигаторов и других предметов вне автомобиля, использование пин-кодов на всей электронной технике, чтобы при краже ей невозможно было пользоваться.
Стимулирование совести. Таблички на складах и в магазинах «Идет видеонаблюдение», «Курение запрещено», использование телевидения для показа негативных последствий преступлений, совершаемых под действием алкоголя, наркотиков.
Естественно, что реализация указанной модели невозможна без эффективной системы государственных органов и общественных институтов, осуществляющих деятельность по предупреждению преступности на различных уровнях, координируемых единым руководящим федеральным центром, реализующим политику предупреждения преступности.
В данную систему должны входить как государственные органы, исполняющие меры предупреждения с целью упреждения, ограничения, устранения криминогенных явлений, защиты социальных благ, личности, выявляющие и изучающие объекты предупредительного воздействия и реализующие меры по предупреждению и пресечению преступлений, так и государственные органы, определяющие политику предупреждения преступности, планирование и контроль действий реализующих эту политику, а также осуществляющие непосредственное управление и координацию отдельных направлений и участников.
Можно говорить о действующей с большей или меньшей степенью эффективности системе государственных органов, осуществляющих профилактику в ходе выполнения своих правоохранительных функций (суд, прокуратура, органы внутренних дел, органы вневедомственного контроля, частные охранные предприятия, добровольные отряды охраны правопорядка) и непосредственно осуществляющих индивидуальную профилактику (трудовые и учебные коллективы, объединения граждан или органы общественной самодеятельности, местные религиозные организации, органы местного самоуправления, органы опеки и попечительства, сотрудники правоохранительных органов и иных государственных учреждений, например, специальных учебных заведений для несовершеннолетних правонарушителей). Что касается системы органов, выполняющих планирование, руководство и координацию деятельности по предупреждению преступлений, то можно говорить если не об отсутствии таких органов, то, по крайней мере, о крайне низкой эффективности их деятельности, что, естественно, сказывается на эффективности деятельности всей системы предупреждения преступности.
На федеральном уровне при Совете Безопасности РФ, который осуществляет координацию деятельности по стратегическим проблемам безопасности, создана и функционирует Межведомственная комиссия по защите прав граждан и общественной безопасности, противодействию преступности5. В состав данной Комиссии входят, в основном, руководители федеральных органов государственной власти, так или иначе принимающие участие в противодействии преступности.
В соответствии с Положением в функции Комиссии, в частности, входит:
• разработка основных направлений стратегии в области обеспечения защиты прав граждан, общественной безопасности, противодействии преступности в Российской Федерации;
• подготовка предложений Совету Безопасности по выработке и реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступных и иных противоправных действий;
• оценка эффективности функционирования системы обеспечения защиты граждан от преступных и иных противоправных действий, подготовка предложений по ее совершенствованию;
• анализ и прогнозирование состояния преступности и иных криминальных явлений в целях обеспечения общественной безопасности;
• подготовка предложений Совету Безопасности по разработке проектов нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасности личности, общества и государства от преступных и иных противоправных действий;
• рассмотрение в установленном порядке проектов федеральных целевых программ, направленных на противодействие преступности и обеспечение общественной безопасности, оценка их эффективности, подготовка соответствующих предложений;
• заслушивание по поручению Президента РФ информации руководителей правоохранительных органов о состоянии противодействия преступности и об обеспечении общественной безопасности;
• обобщение практики противодействия коррупции в федеральных органах государственной власти и внесение предложений по профилактике этого вида противоправных действий;
• изучение зарубежного опыта противодействия преступности и коррупции, подготовка предложений по его использованию в деятельности правоохранительных органов Российской Федерации.
Стоит отметить, что подобные органы созданы и на уровне субъектов Российской Федерации (так, например, Управление по вопросам безопасности и взаимодействия с правоохранительными органами Совета по экономической безопасности Кабардино-Балкарской Республики), и на уровне муниципальных образований (как, например, Межведомственная комиссия по профилактике преступлений и иных правонарушений Орехово-Зуевского муниципального района Московской области).
Но, несмотря на то, что на данные субъекты возложены обширные полезные функции координации деятельности по предупреждению преступности, практика показывает, что эти субъекты функционируют, главным образом, в режиме периодических заседаний. Не представляет никакого сомнения, что данные органы, в целях эффективной реализации возложенных на них функций, должны иметь чёткую организационную структуру, охватывающую все уровни и действовать на основании общего нормативного акта, а в своей деятельности руководствоваться общими федеральными планами и программами, иметь собственный рабочий аппарат, независимые аналитические службы, вертикальную координацию деятельности между собой и горизонтальное взаимодействие с другими субъектами предупредительной деятельности.
Несомненно, деятельность такой системы предупреждения преступности нуждается в самостоятель-
ной эффективной правовой базе. Однако, в Российской Федерации ныне процесс предупреждения преступности не имеет самостоятельной правовой базы. Существующие правовые нормы разбросаны по различным отраслям законодательства, зачастую фрагментарны, несогласованы между собой и тем самым не способствуют консолидации профилактической деятельности различных субъектов.
Среди ведомственных нормативных актов следует отметить совместный Приказ МВД РФ и ФНС РФ «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» от 30 июня 2009 г.6, которым утверждены Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесённых к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения ; о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
Как видно из указанных нормативных актов деятельность государственных органов по предупреждению преступности определена в них более чем в общем плане, нормативно не установлены основные задачи, содержание, формы и методы работы по предупреждению преступности.
В связи с этим назрела необходимость в систематизации законодательства о предупреждении преступности в виде отдельного федерального закона РФ.
Справедливости ради надо сказать, что такие попытки уже предпринимались неоднократно, например, в Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 гг., утверждавшейся уже утратившим юридическую силу постановлением Правительства РФ «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы» № 270 от 10 марта 1999 г.7, предусматривалась разработка федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений». Проект такого закона был разработан межведомственной рабочей группой и внесён на рассмотрение в Государственную Думу ФС РФ, однако и доныне, по ряду объективных и субъективных причин, так и не был принят.
При разработке указанного законодательного акта следует предусмотреть правовую регламентацию всей системы предупреждения преступности, в том числе основания для проведения профилактической работы, средств и мер предупредительного воздействия, указать основные субъекты государственной системы предупреждения преступлений, их компетенцию и по-
рядок контроля за их деятельностью. Также необходимо определить роль органов местного самоуправления как особого субъекта предупредительной деятельности и внести в перечень мер общего предупреждения преступлений виктимологическую профилактику.
Существенным шагом в деятельности по предупреждению преступности было бы также возложение на органы власти и управления обязанности по проведению криминологической экспертизы проектов решений в области социально-экономической политики.
1 Мы разделяем суждение ученых о необходимости использования исключительно этого термина для наименования государства с 25 декабря 1991 г. (см. об этом, например: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).
2 О потерпевшем, как участнике уголовного процесса, подробнее см.: Галузо В.Н., Якупов Р.Х. Уголовный процесс: Учебник. 7-е изд., перераб. М.: ТЕИС, 2013. С. 142-146.
3 О правомерности использования именно этого термина подробнее см.: Галузо В.Н. О системе уголовного законодательства в Российской Федерации / Конвенционные начала в уголовном праве: Международная научно-практическая конференция 22 ноября 2013 г. / Отв. ред. Б.В. Яцеленко. М.: РПА Минюста России, 2014. С. 99-104.
4 См.: Резолюция 40/34, принятая сороковой сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, 96-е пленарное заседание, 29 ноября 1985 г.
5 Представляется правомерным использование этого термина в качестве альтернативы термину «борьба с преступностью» (см. об этом, например: Галузо В.Н. Борьба с преступностью в России: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2008. № 7. С. 35-36).
6 См.: Приказ МВД РФ, ФНС РФ «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» от 30 июня 2009 г. // РГ. 2009. 16 сентября.
7 См.: СЗ РФ. 1999. № 12. Ст. 1484.
УДК 343.4 ББК 67.308
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ИЗНАСИЛОВАНИЯ
МЕВЛУД ДЕМУРАЛОВИЧ ДАВИТАДЗЕ,
доктор юридических наук, профессор Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: md2050@mail.ru ЕЛЕНА ИВАНОВНА КАЛИНИНА, соискатель кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, инспектор по оперативно-розыскной работе Информационного центра
УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве Научная специальность 12.00.08 - уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право E-mail: ivan40.sorok@yandex.ru
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Прослеживается история становления и этапы развития уголовного законодательства России об ответственности за изнасилования; рассмотрены особенности данного преступления. Делается вывод о том, что именно «половая неприкосновенность и половая свобода» выступают в качестве объекта уголовно-правовой охраны.
Ключевые слова: изнасилование, половая свобода и половая неприкосновенность, уголовная ответственность, уголовно-правовая охрана.
Annotation. Analyzed the history of formation and development stages of the Russian criminal legislation on liability for rape, as well as features of this crime. Concluded that "sexual inviolability and sexual freedom" are the object of legal protec-
Keywords: rape, sexual freedom and sexual inviolability, criminal liability, criminal and legal protection.