Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2012. № 3
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
И.И. Ганчеренок
0 ВЕБЕРИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
В статье позиционируется диалектическое представление о развитии государственного управления как синергетическом процессе. Определены вариативные и инвариантные составляющие, коррелированные с традиционным и инновационным в государственном управлении, гармонизирующие устойчивое развитие современного национального государства и общества.
Ключевые слова: государственное управление, Вебер, веб-технологии, диалектика, синергетика.
Development of public administration is presented as a synergetic process. Variant and invariants components, which are correlated with innovations and traditions in public administration are determined. The latter ones allow to harmonize sustainable development of modern national state and society.
Key words: public administration, Weber, web-technology, dialectics, synergetics.
Немецкий социолог, историк и экономист Максимилиан Карл Эмиль Вебер в самом начале прошлого века сформулировал концепцию рациональной бюрократии или то, что мы сейчас называем традиционной иерархической организационной структурой управления, включая и государственный уровень. С другой стороны, каждый школьник знает о возможностях Интернета и соответственно о веб-технологиях, подразумевающих развитие «сетевых» неиерархических подходов в управлении. Таким образом, с одной стороны, налицо совпадение в лингвистическом плане (или закодированная закономерность), а с другой стороны, существенное отличие содержания собственно самих процессов. Наконец, мы имеем в действии закон диалектики «отрицания отрицания», который российский философ Е.Я. Режебек увязывает с процессом самоорганизации, утверждая, что «никакой другой механизм в природе — помимо отрицания отрицания — не обеспечивает избирательного наращивания самоорганизации»1. За счет отрицания отрицания происходит восстановление исходной структуры в качественно обновленном виде (рис. 1).
Ганчеренок Игорь Иванович — доктор физико-математических наук, профессор, проректор по учебной работе Академии управления при Президенте Республики Беларусь; e-mail: [email protected]
1 Режабек Е.Я. Отрицание отрицания — основополагающий закон диалектики // Философия и культура: когнитивные аспекты. Ростов-на-Дону, 2009.
Рис. 1. Диалектика развития систем управления
По мнению автора работы, цикл смены деструкции конструкцией — цикл отрицания отрицания — есть процесс самоорганизации. Добавим, что этот «цикл смены деструкции конструкцией» должен быть инновационным. Еще одним условием, как мы отмечали ранее2, является фундаментальная синергетичность системы, обеспечиваемая наличием конкретных свойств (рис. 2).
Синергетическая модель Открытость
д = N ( а, q, V, х, í)
Нелинейность
Рис. 2. Эволюция процесса в синергетической модели
Таким образом, система в своем развитии должна проявлять свойства открытости, неустойчивости и нелинейности. Только в этом
2 См.: Ганчеренок И.И. Меганауки и государственное управление // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2009. № 1. С. 25—33.
случае возможно качественное изменение самой системы и сохранение устойчивости.
Мы живем в ХХ! веке, веке ускоряющихся изменений. Во многом причиной этому становятся технологические революции, которые затрагивают не только производство материальных товаров, но и процессы, которые казались незыблемыми, как, например, веберовская модель государственного управления. Все чаще в мире говорят о принципах нового государственного менеджмента, или о «неовеберовской» модели государства. Однако возникает вопрос о терминологии и применимости этих новых подходов в конкретных, а не абстрактных государствах. Несмотря на широкое использование термина «неовеберовское государство» с 70-х гг. прошлого века, в публикациях, включая отечественные, по политическим наукам, социологии, государственному управлению, как правило, данный термин четко не определяется. С другой стороны, авторитетные эксперты — авторы «Оксфордского справочника по публичному менеджменту» отмечают, что «каждая страна делает собственный перевод и адаптацию» ключевых идей модернизации государства в соответствии с конституцией, институциональной культурой и экономическими обстоятельствами. Несмотря на конвергентную риторику необходимости менеджеризации государственного управления, вопросы реформы государственного управления остаются в основном прерогативой национального масштаба. А так называемая Европейская модель реформирования государственного управления скорее демонстрирует, насколько по-разному унифицированные подходы могут проявляться в различных странах.
Другая особенность, на которую обращает внимание эстонский профессор Рандма-Лиив, это мода на новый государственный менеджмент. Правда, все, что модно, не всегда практично, а то и вовсе не используется в реальной жизни. Далее в работе3 приводится следующая «западная» точка зрения, что «новый государственный менеджмент не ведет к созданию сильного государства, способного решать многочисленные внутренние и внешние проблемы, характерные для вновь образовавшихся независимых государств, такие как гиперплюралистические партийные системы, неэффективное регулирование экономики, здравоохранения и окружающей сре-ды»4. Интересно и другое замечание данного автора, касающееся развития так называемых демократических ценностей, сводящих роль граждан до роли клиентов. Рандма-Лиив делает вывод, что «хрупким демократиям Восточной и Центральной Европы намного
3 Рандма-Лиив Т. О применимости «западных» теорий государственного управления в посткоммунистических странах // Трансъевропейский диалог «На пути к неовеберовскому государству? В Европе и за ее пределами». Таллинн, 2008.
4 Там же.
выгоднее работать с гражданами (всеми социальными группами), чем с клиентами. И для дальнейшего развития стран Центральной и Восточной Европы сначала надо обеспечить наличие целостности государственного управления, культуры и порядка работы государственной службы — другими словами, установление сильного государства, а уж затем постепенно внедрять новые элементы, применяя современные инструменты менеджмента, в том числе основанные и на веб-технологиях. И здесь трудно не согласиться с данным утверждением, так как именно по этому пути развиваются и российское, и белорусское государства. Результаты прошедших президентских выборов в Российской Федерации с беспрецен-дентной «веберизацией» избирательных участков еще раз подтвердили актуальность такой стратегии. С другой стороны, российский лидерский потенциал продемонстрировал опережающую инновационную восприимчивость по отношению к так называемым развитым демократиям. Как оказалось, «концептуально близко» похожий путь прошла и Республика Корея, описав его в уникальных монографиях «Корея — Через тернии к звездам»5 и «Открываем Корею в государственном управлении»6. Нам представляется интересным, особенно применительно к современным условиям и условиям Союзного государства России и Белоруссии, привести аккумулированный рецепт всемирно признанного «корейского чуда», как это сделано в этих работах.
10 факторов экономического успеха
1. Стабильная система государственного управления и эффективное правительство. Политические лидеры могут приходить и уходить. Их приверженность долгосрочному экономическому развитию должна оставаться. В Корее, за 18 лет своего правления президент Пак Чон Хи обеспечил эффективное управление, направленное на развитие.
2. Национальная безопасность. Страна, в которой не обеспечена безопасность, не сможет привлечь долгосрочные иностранные инвестиции.
3. Глобальное видение национальных лидеров.
4. Активная внешняя политика.
5. Компетентные экономисты. В Корее было много преданных и интеллектуальных экономистов, которые оказались способными идентифицировать конкурентные преимущества Кореи.
5 Korea — From Rags to Riches: 60 Great Stories of Korean Meracle / Ed. Eung-kuyk Park, Chang-seok Park. Seoul, 2010.
6 Discover Korea in Public Administration / Ed. Eung-kyuk Park, Chang-seok Park, Bernard Rowan. Seoul, 2011.
6. Возврат «мозгов». Корея активно проводит политику по возвращению ученых, которые прошли обучение за рубежом.
7. Предприниматели, способные на риск. Корея не испытывала нехватки в предпринимателях с соответствующими качествами. Хорошим примером является производство автомобилей Hyundai и Kia, демонстрирующее полное изменение мирового мнения от презрения к уважению.
8. Своевременные инвестиции в технологию. Прогресс в мировой конкуренции стал возможным благодаря своевременным инвестициям в технологии.
9. Образованные трудовые ресурсы. Развитие невозможно без поддержки образованной рабочей силы. Хорошие планы должны осуществляться способными людьми. Давняя традиция корейцев жертвовать собой ради образования своих детей является одним из ключевых компонентов, который сделал экономическое развитие в Корее успешным.
10. Традиция трудолюбия. Корейцы ее рассматривают как следствие пройденных испытаний или конфуцианский дух. Несмотря ни на что, корейцы всегда напряженно работают, и это воплощается в мощное экономическое развитие.
10 требований для экономического прогресса
1. Продолжить прочные связи с США и Китаем. Национальная безопасность имеет первостепенное значение для Кореи. Самым лучшим вариантом на данный момент является продолжение тесных связей с США и Китаем.
2. Улучшение отношений с Северной Кореей. Улучшение отношений важно не только по соображениям безопасности, но и по экономическим причинам.
3. Исследования и разработки в области высоких технологий. Глобальная конкуренция становится все жестче с каждым годом. Инвестиции в исследования и опытно-конструкторские разработки имеют огромное значение для мировой конкурентособности и преодоления высоких затрат.
4. Развитие конкурентных преимуществ. Корея является классическим примером создания конкурентных преимуществ, которые не основаны на природных ресурсах. Поиск создания конкурентных преимуществ должен ускоряться.
5. Предоставление большей экономической свободы. Уже имеется более 200 соглашений о свободной торговле и соглашений об экономическом партнерстве в современном мире. Глобализация является необратимым явлением. Корея должна быть ведущим игроком в этой «игре».
6. Поиск надежных источников энергии. Это будет нелегко, но важно найти надежных поставщиков энергии, поскольку в ближайшем будущем произойдут большие изменения на энергетическом рынке.
7. Урегулирование споров между работниками и администрацией.
Трудовые споры должны регулироваться путем переговоров, а не через массовые уличные демонстрации, которые наносят ущерб обеим сторонам.
8. Улучшенная система социальной защиты. Улучшение системы социальной защиты — это не просто забота о бедных или гуманитарная проблема. Это поможет экономическому развитию в долгосрочной перспективе.
9. Ликвидация понятия пенсионного возраста. Пенсионный возраст является одной из глупейших социальных традиций. Обязательный выход на пенсию необходимо остановить, чтобы сохранить опытные кадры с более низкой оплатой труда, когда продуктивность снижается с возрастом.
10. Быть творчески направленными. Всегда обращать внимание на внешние факторы и мыслить нестандартно. Творческие люди и креативный бизнес сделают то, чего не смогут другие.
Таким образом, очевидно последовательное сочетание в корейском алгоритме успешности «веберовской рациональности» и технологизации процессов развития. Или, другими словами, Корея ярко продемонстрировала преимущества разумного сочетания традиций и инноваций, без шараханий ни в сторону «догоняющего развития», ни в сторону «опережающей менеджеризации», когда политико-административная система рискует столкнуться с феноменом «ошибки преждевременного переключения».
Другое дело, что процессы в синергетических системах, как, например, дерегулироваение, децентрализация, либерализация и технологизация, неизбежные в современной экономике и обществе, требуют несравненно более высокой компетентности чинов-ников7. Приведем конкретный пример. С 1 сентября 2011 г. белорусский бизнес получил давно ожидаемую возможность подачи документов для регистрации субъекта хозяйствования в электронном виде через Автоматизированную информационную систему Единого государственного регистра (АИС ЕГР). Однако полноценное использование потенциала регистра предполагает внесение изменений в 804 нормативно-правовых акта. Очевидно, что такой объем работы в сжатые сроки основывается на значительном увеличении эффективности государственных служащих, непрерыв-
7 См.: Морозевич А.Н. Основные приоритеты развития Академии управления при президенте Республики Беларусь // Проблемы управления. 2008. № 3. С. 4—15.
ное образование которых должно учитывать лучший зарубежный опыт, аккумулированный нами в рамках сотрудничества с Корейским институтом государственного управления и странами Европейского союза в рамках международного проекта Egoprise (www. egoprise.eu).
Таким образом, ключевыми факторами становятся востребованность компетентного специалиста и наличие как компетенций «электронного управления», так и восприимчивости к инновациям, которая может стать основой нелинейной модели инновационной деятельности, в том числе и в государственном управлении по аналогии с нелинейной оптикой (заметим, что этот результат в области физики был отмечен Нобелевской премией), когда результат инновационной деятельности (Р) может быть формализован следующим образом:
Р = Р+Р ,
л нл '
где Рнл ~х (восприимчивость к инновациям), Рл — результат в рамках линейной модели. Отметим, что введенная нами нелинейная добавка, как правило, ассоциируется в области управления с тем, что современный классик менеджмента П. Друкер имел в виду еще в 1997 г. в своей лекции «Инновация как дисциплина»: «Инновационный — не значит выдающийся, а, скорее, добросовестный... Добросовестный и настойчивый в поиске не только проблемы, но и возможности решить ее». Отсюда «правило управления в социуме "Неизвестно, как откликнется"»8 вряд ли можно отнести к «следствиям синергетических представлений». Как откликнется — в управлении должно быть известно, по крайней мере, должна быть известна вероятность этого «как». А вот правило «Малым вызовешь большое, но большим не всегда достигнешь малого», имеющее в виду резонансность влияния, следовало бы формулировать как «Настраевыемым, т.е. гибким, тьюнинговым, вызовешь большое, а жестким, даже большим, не всегда достигнешь и малого».
Таким образом, именно формирование таких компетенций, как восприимчивость к инновациям и добросовестность у специалиста и особенно у руководителя, на наш взгляд, является одним из главных направлений совершенствования современной системы управленческого образования. В нее, безусловно, должны быть включены компоненты философско-синергетической грамотности, обеспечивающей формирование и проявление, в терминологии российского академика В. Степина, здоровых «социальных генов» развивающегося социума. А для этого очень важным представляется проектирование модели современного управленца в рамках
8 См.: Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М., 2007.
компетентностного подхода, когда выделяются и культивируются у государственных служащих новые компетенции, обеспечивающие эффективность управления в информационном обществе.
С другой стороны, важно и понимание конкретной практико-ориентированности как философской, так и синергетической науки. Ведь, например, вывод9, что «для дальнейшего развития стран Центральной и Восточной Европы сначала необходимо обеспечить наличие "веберовских" элементов концепции неовеберовского государства», следует из классического закона диалектики «отрицания отрицания». А эффект синергии как необходимое условие независимости и конкурентоспособности современного государства требует наличия открытости через эффективное использование лучшего зарубежного опыта, когерентности через консолидацию общества и нелинейности через инновационное развитие.
Подчеркнем и немаловажное представление управления и как искусства. Ведь очень сложно ожидать, что решение современных дилемм, отмеченных в работе10 — сильное государство или государство с минимальными полномочиями, гибкость или постоянство, регулирование или дерегулирование, фрагментарность или единство, ценности демократические или технократические — может быть найдено в рамках строго научных представлений. Здесь, на наш взгляд, очень важно не переоценить роль научных теорий, гармонизируя их с традициями народа, ценностями общества и миссией государства. Эти понятии мы относим к инвариантным. А вот человеческий потенциал, генерирующий вариативность развития, должен эффективно реализовываться управленцами, воспитанными (здесь мы пониманием весь непрерывный процесс образования в течение всей жизни) на ценностях, включая такие ценности информационного общества, как креативность и доверие11, и нацеленными на достижение государственной миссии.
Список литературы
Ганчеренок И.И. Меганауки и государственное управление // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2009. № 1.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М., 2007.
Морозевич А.Н. Основные приоритеты развития Академии управления при президенте Республики Беларусь // Проблемы управления. 2008. № 3.
Рандма-Лиив Т. О применимости «западных» теорий государственного управления в посткоммунистических странах // Трансъевропейский диалог
9 См.: Рандма-Лиив Т. Указ. соч.
10 Там же.
11 Discover Korea in Public Administration / Ed. Eung-kyuk Park, Chang-seok Park, Bernard Rowan. Seoul, 2011.
«На пути к неовеберовскому государству? В Европе и за ее пределами». Таллинн, 2008.
Режабек Е.Я. Отрицание отрицания — основополагающий закон диалектики // Философия и культура: когнитивные аспекты. Ростов-на-Дону, 2009.
Discover Korea in Public Administration / Ed. Eung-kyuk Park, Chang-seok Park, Bernard Rowan. Seoul, 2011.
Korea — From Rags to Riches: 60 Great Stories of Korean Meracle / Ed. Eung-kuyk Park, Chang-seok Park. Seoul, 2010.
Lynn E.L. What is a Neo-Weberian State? Reflections on a Concept and its Implications. URL:http://fsv.cuni.cz/ISS-50-version1—080227_TED1_Lynn_ Whats_neoweberian_state.pdf (дата обращения: 01.02.2012)