Научная статья на тему 'О целесообразности выявления системных механизмов обеспечения студенческой молодёжи оптимальными двигательными режимами'

О целесообразности выявления системных механизмов обеспечения студенческой молодёжи оптимальными двигательными режимами Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горелов Александр Александрович, В И. Лях, Румба Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О целесообразности выявления системных механизмов обеспечения студенческой молодёжи оптимальными двигательными режимами»

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ СИСТЕМНЫХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ ОПТИМАЛЬНЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ РЕЖИМАМИ

А. А. Горелов, В. И. Лях, О. Г. Румба

В настоящее время проблема дефицита двигательной активности населения одна из наиболее актуальных во всём мире. Успехи научно-технического прогресса сделали комфортными труд и быт современных людей, дали возможность быстрого перемещения на большие расстояния и защиту от природных стихийных явлений. Вместе с тем вновь появившиеся «блага цивилизации» стали причиной того, что у большинства наших современников не удовлетворяется естественная генетически заложенная потребность в движении. Двигательная активность необходима для нормальной деятельности всех органов и систем организма, поскольку изначально филогенетически все они возникли именно для обслуживания двигательной деятельности как залога выживаемости вида. Характерный для нашего времени недостаток движений обусловливает возникновение нарушений в сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной, пищеварительной системах организма, а также появление избыточной массы тела, депрессий, нервно-психических расстройств.

Особое беспокойство среди учёных во всём мире вызывает тот факт, что в наибольшей степени негативные последствия дефицита двигательной активности испытывает на себе учащаяся молодёжь, и прежде всего студенчество по причине значительного увеличения затрат времени на учебную деятельность. При этом, по словам сербского профессора Д. Живковича с соавторами (2009), повседневные морфофункциональные изменения, вызванные дефицитом двигательной активности, заметны не очень, однако отрицательное кумулятивное воздействие гиподинамии и гипокинезии приводит к негативным изменениям в организме, которые проявляются: (а) в снижении функциональной активности органов и систем; (б) нарушении процессов нервной и гуморальной регуляции; (в) появлении трофических и дегенеративных изменений опорно-двигательного аппарата, его нервномышечного и костного компонентов; (г) нарушении обменных процессов; (д) увеличении объема жировой ткани. Ряд отечественных и зарубежных специалистов отмечают также, что негативное влияние гиподинамии и гипокинезии значительно усиливается различными

618

вредными привычками (курение, употребление тонизирующих и алкогольных напитков), которые приводят к раннему износу молодого организма. Тревога о здоровье подрастающего поколения инициирует поиск эффективных решений проблемы дефицита двигательной активности во всём мире. Особенно активную позицию занимают учёные из США, Германии, Польши, Казахстана, Сербии, России, Белоруссии.

Впервые активные меры по решению проблемы дефицита двигательной активности были предприняты в 80-90 гг. ХХ в. в США и Западной Европе, когда на базе традиционных видов спорта начали интенсивно развиваться новые виды двигательной активности. Тогда среди населения начали культивировать спрос на рекреационные развлечения и оздоровление с использованием различных видов двигательной активности. Основная идея западных специалистов заключалась в том, чтобы сделать занятия физическими упражнениями модными. Открытие физкультурно-оздоровительных групп на коммерческой основе вызвало естественную конкуренцию и желание предложить что-то новое, отличное от того, что уже есть. Началось интенсивное развитие методики использования традиционных видов гимнастики, акробатики, плавания, тяжёлой атлетики в рекреационнооздоровительных целях, что привело к привлечению новых технологий в виде тренажёрных устройств, а также новых видов двигательной активности - аэробики, шейпинга, степ-аэробики, слайд-аэробики и др. На основе интеграции различных видов упражнений возникли и новые их виды: сочетание аэробики и плавания - аквааэробика, велосипеда и гимнастики - велокинетика, акробатики и упражнений со скакалкой -роуп-скиппинг и т. п. Таким образом, основой западной идеи «популяризации» двигательной активности стало воздействие на мотивационную сферу занимающихся, что обусловило развитие конкуренции на рынке физкультурно-оздоровительных услуг и возникновение большого количества новых видов двигательной активности, призванных удовлетворить самые разнообразные вкусы населения.

Идея поиска мотивации к занятиям физической культурой получила широкое распространение и среди учёных, работающих на территории СНГ. Однако в нашей стране она по-прежнему остаётся практически нереализованной. Анализ мнений многих авторов, занимающихся изучением физической культуры в вузах различного профиля, показал, что в настоящее время физическая культура не стала потребностью большинства и функционирует на крайне низком уровне, что не способствует личному благополучию и профессиональным успехам молодых людей. Причины низкого интереса к занятиям физи-

619

ческой культурой одни авторы видят в неэффективности реализации вузовских программ, в недостатке времени, которое отводится на обязательные занятия, а также в недостаточной образовательной направленности содержания предмета; другие - в слабой разработке научно обоснованных методов построения процесса физического воспитания в условиях вуза, в недостаточной готовности студента заниматься самостоятельными формами физкультурной деятельности, чтобы активно и целенаправленно решать задачи культурного преобразования собственной физической природы, укрепления своего здоровья и повышения творческого долголетия. Среди основных причин дефицита двигательной активности у студентов Г. М. Соловьев (1998) особо выделил следующие: (а) недооценку значимости психологопедагогического фактора формирования мотивационно-ценностных ориентаций (знаний, мотивов, убеждений, интересов, потребностей);

(б) недостаточное владение преподавателями теоретическими и методическими знаниями и неумение передавать эти знания учащимся;

(в) отсутствие государственной системы внедрения инноваций.

Несмотря на то что в нашей стране идея формирования в студенческой среде сильных мотивационных установок к активным занятиям физической культурой и спортом остаётся весьма привлекательной для педагогической науки, большинство отечественных специалистов считают, что пути решения проблемы дефицита двигательной активности следует искать в пересмотре вузовских программ по дисциплине «Физическая культура». При этом авторами особо отмечается целесообразность увеличения количества занятий физической культурой с двух раз в неделю до трёх, а также негативные последствия отсутствия на старших курсах дисциплины «Физическая культура». Кроме того, подробно рассматривается возможность предоставления студентам выбора видов спорта и двигательной активности согласно их личным предпочтениям. Некоторые авторы являются сторонниками введения в образовательные программы элективных курсов по дисциплине «Физическая культура». Весьма распространена также точка зрения о целесообразности введения в образовательную деятельность вуза дополнительных занятий физической культурой в виде физкультминуток, физкультпауз, дней здоровья, физкультурных праздников и пр.

Особую дискуссию среди отечественных специалистов вызывает вопрос разработки программ по физической культуре для студентов специального медицинского отделения, поскольку в настоящее время единой программы по этому предмету для студентов этой специали-

620

зации не существует, и кафедры физического воспитания большинства вузов разрабатывают собственные учебные программы. Отличительной особенностью таких программ является попытка решения оздоровительной задачи занятий через принципы формирования специальных медицинских групп и подбор соответствующих средств физической культуры.

Обобщая представленные в специальной отечественной и зарубежной литературе подходы к решению проблемы дефицита двигательной активности студенческой молодёжи, можно заключить, что в настоящее время, очевидно, просматривается два пути решения проблемы:

первый, так называемый «западный» путь, в основе которого лежит идея «популяризации» двигательной активности посредством формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом, создания новых модных видов двигательной активности, привлечения новых конкурентоспособных технологий;

второй - «отечественный» путь, в основе которого лежит идея пересмотра вузовских программ по дисциплине «Физическая культура», однако отсутствует единая линия воплощения этой идеи в жизнь.

Основная идея планируемых совместно с зарубежными учёными научных исследований в этой области заключается в том, чтобы экспериментальным путём оценить эффективность всех предлагаемых в специальной литературе подходов к решению проблемы дефицита двигательной активности студенческой молодёжи, разработать и экспериментально оценить собственные подходы, выявить оптимальные двигательные режимы для студентов с учётом их уровня здоровья, пола, режима труда и отдыха, мотивации к повышению двигательной активности, личных предпочтений. Далее на основе полученных научных результатов выявить системные механизмы обеспечения студенческой молодёжи оптимальными двигательными режимами и органично вписать эти механизмы в образовательное пространство вуза.

621

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.