А.А. Горелов, доктор педагогических наук, профессор (г. Белгород) А.В. Лотоненко, доктор педагогических наук, профессор (г. Воронеж) О.Г. Румба кандидат педагогических наук, доцент (г. Санкт-Петербург)
О ДЕФИЦИТЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯХ И ПУТЯХ ВОСПОЛНЕНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РОССИИ
Статья рекомендована к печати доктором педагогических наук, профессором А.И. Крыловым, доктором педагогических наук, профессором Л.И. Лубышевой.
Статья подготовлена в рамках реализации Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, направление «Гуманитарные науки», мероприятие 1. 1 «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук» по теме: «Разработка новых физкультурно-оздоровительных технологий, способствующих повышению функциональных возможностей организма и обеспечению высокой эффективности образовательной деятельности студентов».
Аннотация. Конец XX и начало XXI веков принесли человечеству невиданные успехи во многих областях науки и сферах производства материальных благ. Это привело к тому, что большая часть населения планеты стала инертной, предпочитающей жить, не затрачивая собственной энергии на свое совершенствование. Появилось много литературы о сохранении здоровья, о его укреплении и сбережении. С экранов телевизоров предлагаются различные здоровъесберегающие, здоровь-формирующие, здоровьеориентированные технологии, однако люди, особенно в молодом возрасте мало думают о состоянии своего организма, не придают особого значения обеспечению его биологически необходимым уровнем двигательной активности, а, наоборот, стремятся к приятным ощущениям, не требующим физических усилий и особых напряжений.
Ключевые слова: физическая культура, двигательная активность, студенческая молодежь, гиподинамия, гипокинезия, образовательная и повседневная деятельность студентов вузов, физкультурно-оздоровительные технологии.
УДК 616.7:706
Молодое поколение современной России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Ранее сложившиеся стереотипы поведения, ценностные ориентации постепенно разрушаются, а формирование новых происходит хаотично и бессистемно. Молодежь теряет способность ощущать смысл происходящего, испытывает трудности в попытке сохранить свою индивидуальность, определить четкую направленность своего жизненного стиля. Это, в свою очередь, ведет к прогрессирующему повышению уровня заболеваемости, расширению спектра функциональных расстройств, снижению сопротивляемости организма молодых людей к различным стресс-факторам, неблагоприятным условиям природной среды и профессиональной деятельности.
Закончившееся столетие многие ученые называют веком физики и биологии, наше столетие претендует на век здоровья. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что медицина, взявшая на себя ответственность за здоровье человека, изначально занимала пассивно-оборонительную позицию, борясь с болезнями или, иными словами, исправляла последствия нарушенного состояния организма. Такой подход затормозил познание здоровья, которое само по себе представляет состояние организма [5,46].
Начало XXI века принесло России снижение продолжительности жизни населения. Ежегодная смертность стала превышать рождаемость. Это можно считать значимым признаком нарастающей катастрофы в жизни значитель-
ных масс населения и одним из главенствующих факторов, угрожающих национальной безопасности, экономическому прогрессу, политической стабильности и росту международного авторитета Российской Федерации. Авторы статьи, на основе глубоких аналитических исследований высказывают серьёзную озабоченность о современном состоянии студенческой молодежи.
Начало третьего тысячелетия принесло человечеству множество благ, которые сделали большую часть населения планеты инертной, предпочитающей жить, не затрачивая собственной энергии на свое физическое совершенствование. Это, в свою очередь, привело к прогрессирующему повышению уровня заболеваемости, расширению спектра функциональных расстройств, снижению сопротивляемости людей к различным стресс-факторам, неблагоприятным условиям природной среды и профессиональной деятельности. По данным Минздрава России, в последние годы отмечается ухудшение демографических показателей россиян, связанное с различными отклонениями в состоянии здоровья. За последние 10-15 лет число людей, страдающих различными заболеваниями, значительно возросло. Начало XXI века принесло России снижение продолжительности жизни населения. Ежегодная смертность стала превышать рождаемость [13]. Это можно считать значимым признаком нарастающей катастрофы в жизни значительных масс населения и одним из главенствующих факторов, угрожающих национальной безопасности, экономическому прогрессу, политической стабильности и росту международного авторитета Российской Федерации. При этом тяжесть надвигающейся катастрофы усиливается наличием в ней многочисленных проблем, связанных с современной молодежью. Так, результаты многочисленных научных исследований свидетельствуют о заметном снижении уровня здоровья, как учащихся средних школ, так и студентов вузов. Причина этого кроется в характере труда молодых людей и в их образе жизни. Сложившийся режим образовательной деятельности, условия повседневной жизни учащейся молодежи представляют собой реальную угрозу
для её здоровья, а значит — и для её физического потенциала, и для её перспектив. В частности, многочасовые аудиторные занятия, длительная интеллектуальная деятельность, связанная с выполнением домашних заданий, неоправданный дефицит физкультурных занятий и соответствующие этому жизненные позиции молодых людей способствуют распространению чумы XXI века — гиподинамии. Её разрушающие последствия сказываются на опорно-двигательном аппарате, деятельности основных функциональных систем организма, психоэмоциональном состоянии индивидуума. В конечном итоге это не только провоцирует возникновение болезней, но и значительно снижает эффективность любой образовательной деятельности - ДОУ, школе, вузе.
Появление множества новых профессий изменили привычный ритм жизни человека, усилили его нервно-психическую составляющую. Следствием этого явилось и возникновение специфических нарушений регуляции функционирования основных физиологических процессов. Это же, в свою очередь, приводит к распространению таких заболеваний как ише-мическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, нервно-психические и онкологические заболевания.
Научно-технический прогресс способствует дисбалансу в соотношении умственного и физического труда человека. Особенно сильно это проявляется в образовательном процессе студентов. Расширение объема и усложнение содержания учебных программ ведут к значительному увеличению удельного веса самостоятельной работы. Это, в свою очередь, ведет к почти 50% сокращению двигательной активности [31].
Более 40 лет назад в 1979 году на 32-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения была утверждена глобальная стратегия достижения здоровья, согласно которой основной целью всех стран и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является достижение стабильного здоровья населения планеты уже к 2000 году [46]. Современное состояние данной проблемы показывает, что цель эта до сих пор не достигнута, более того, рост заболевае-
мости и смертности является следствием снижения трудоспособности людей. ВОЗ определяет этот кризис как глобальный. Он касается всех стран: и развивающихся (голод, перенаселение, детская смертность), и высокоразвитых (рост психических и нервных расстройств, инфарктов, инсультов, распространенности СПИДа). Не достигнута эта цель и в нашей стране. Разработанные до настоящего времени программы оздоровления населения чаще всего направлены на решение задач снижения показателей заболеваемости и смертности. Конкретный же человек в этих программах является средством, неким инструментом для достижения поставленных целей, поскольку уровень здоровья населения в целом рассматривается как показатель уровня развития общества и характеризуется: рождаемостью и смертностью (общей, младенческой, детской, материнской), продолжительностью жизни, инфекционной заболеваемостью т.д. [15].
Р.К. Агарвал в своем докладе «Кто здоров в России?» на VI международной научно-практической конференции «Здоровье и образование в XXI веке» [1] привел данные, свидетельствующие о том, что в России здоровые люди находятся в диапазоне от 5 до 20% от общей численности населения. По последним данным ЮНЕСКО, коэффициент жизнеспособности России по 5-балльной шкале составляет всего лишь 1,4 балла [45,48].
Наблюдения последних лет указывают и на прогрессивное ухудшение здоровья учащихся общеобразовательных школ. По данным М.М. Полевщикова, А.М. Шраги, Н.И. Палаги-на [44], в средних школах уровень здоровья учащихся за несколько лет снизился в 4-5 раз, в 4 раза увеличилось количество психических заболеваний, в 3 раза возросло число учащихся с заболеваниями органов пищеварения, в 5 раз - с нарушениями осанки и с проблемным зрением.
Будущие студенты, выпускники средних учебных заведений также характеризуются наличием широкого спектра различных заболеваний. Так, по данным Главного вычислительного центра Минздрава РФ 38% подростков 1517 лет подвержены болезням органов дыхания,
20% - нервной системы и органов чувств, 9,5% - зрения, 4,5% - расстройствам психики, 4% имеют нарушения эндокринной системы, обмена веществ и иммунитета [22]. Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава РФ по результатам обследования выпускников средних школ сделал заключение, что 83% из них требуются лечебные мероприятия в амбулаторных условиях, 10% необходимы лечебно-кор-рекционные мероприятия в стационарах, 15% требуется санаторно-курортное лечение [27]. При этом отмечается, что число здоровых детей среди выпускников общеобразовательных учебных заведений составляет всего 5-6%, а имеющих хроническую патологию - 60-70% [42].
В настоящее время число здоровых выпускников школы, которые будут обучаться в высших учебных заведениях, не превышает 14% [38], причем распространенность и тяжесть заболеваний среди старшеклассников настолько велики, что ограничивают выбор ими будущей профессии в 40-58% случаев.
Исследование динамики заболеваемости подростков, допризывной и призывной молодежи свидетельствует, что лишь 20% от общего числа призывников по состоянию здоровья способны служить в Армии и Военно-Морском флоте, каждый третий из числа призываемых на военную службу получает отсрочку или освобождается от военной службы по состоянию здоровья [57]. По данным научно-исследовательского центра по физической подготовке и спорту Вооруженных сил Российской Федерации, 60% призывников имеют неудовлетворительные оценки по физической подготовке и только 16% имеют спортивные разряды.
Многочисленные исследования, проведенные уже в нашем столетии, свидетельствуют, что около 50% студентов российских вузов имеют отклонения в состоянии здоровья [56, 18, 23, 35, 56, 59]. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного их развития. Наблюдается ежегодное увеличение числа студентов, относящихся по состоянию здоровья к специальному учебному отделению (СУО). К началу ны-
нешнего века их количество достигло 1 млн. 300 тыс., что на 24% больше, чем в 1995 г. Постоянно растёт число студентов, которым по состоянию здоровья вообще запрещено заниматься физическими упражнениями. По данным В.А. Коваленко [24], в вузах нашей страны обучается около пяти миллионов студентов, и основной причиной ухудшения их здоровья является недостаточная двигательная активность.
Подобная ситуация характерна не только для России, но и для других стран. По данным А. Драчука [20], М. Булатовой, О. Литвина [4], Г. Грибана, Т. Кутека [16], В. Романенко, А. Драчука [47], Д. Давиденко с соавт. [17], Л. Должен-ко [19], высокие умственные нагрузки, дефицит двигательной активности, нерациональное питание и вредные привычки, стрессовые ситуации и неудовлетворительная организация процесса физического воспитания отрицательно сказываются на состоянии здоровья студентов вузов Украины. Исследования, проводимые в этот же период в Белоруссии, также выявили увеличение числа студентов, отнесенных к СУО. Ученые этой страны наблюдали следующую негативную динамику: в 2001 г. количество студентов СУО составляло 33%, в 2002 - 37%, в 2003 - 46%, в 2004 - 48% [34,37]. Казахские ученые констатируют, что процесс обучения в вузе связан со снижением двигательной активности за счет увеличения затрат времени на образовательную деятельность. Дефицит двигательной активности закономерно приводит к снижению умственной и физической работоспособности [39,40]. Аналитический обзор, имеющихся в литературе данных свидетельствует, что качественная подготовка будущих специалистов в высших учебных заведениях во многом зависит от состояния здоровья студентов, уровня их физической подготовленности и работоспособности, функциональной тренированности организма. Высокий уровень здоровья является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности, наиболее полному самовыражению личности. Однако, как показывают исследования, состояние здоровья студентов не соответствует запросам практики.
Студенчество представляет особую социальную группу, для которой снижение двигательной активности особенно характерно вследствие увеличения затрат времени на учебную деятельность. Данные научных исследований свидетельствуют, что реальный объем двигательной активности современного студента не соответствует тем нормативным требованиям, которые обеспечивают полноценное функционирование молодого организма [7,17,35]. При этом негативное влияние гиподинамичес-кого режима деятельности, носящего, зачастую, монотонный характер и насыщенного, как правило, различными вредными привычками (курение, употребление тонизирующих и алкогольных напитков) является причиной раннего износа молодого организма [26,31,38,41]. Это, в свою очередь, приводит к ежегодному увеличению числа студентов, переводимых по состоянию здоровья в СУО. В настоящее время их количество, в среднем по России, достигает 30-40% [10,11,12,50,53].
Теоретический анализ и обобщение исследовательских работ Ю.А. Ларина, В.Г. Ковалевой, (2003), О.П. Маркевича, В.А. Медведевой,
[2005], Т.В.Карасевой, Ю.В. Нарядновой, (2004), Н.В. Белкиной, (2006), А.В. Скляренко,
(2006), Л.Ф. Ретюнских с соавт., (2008), проведенный исследовательской группой НОЦ Бел-ГУ [25] в рамках данной проблемы высветил довольно негативную картину в вузах различных регионов России и Белоруссии. Так, в Гомельском государственном медицинском университете (ГГМУ) в 2001-2002 учебном году в состав СМГ входило 33 % первокурсников, в
2002-2003 уч.г. их насчитывалось уже 37 %, в
2003-2004 уч.г. их стало более 40%. В Шуйском Государственном педагогическом университете в 2002-2003 уч.г. выявлено более 500 студентов с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Сравнение этих данных с 1999 г. показывает увеличение этой категории обучаемых в 2,5 раза. В Хабаровском промышленно-эконо-мическом техникуме (ХПЭТ) в 2002-2003 уч.г. к СМГ было отнесено 20,3% студентов, в 20032004 уч.г. - 24,1%, в 2004-2005 уч.г. их количество возросло до 29,1%. Подобная картина наблюдается и в Тихоокеанском государственном
университете (ТОГУ, г. Хабаровск): их количество с 1991 по 2005 гг. увеличилось с 7,7% до 31,2 %. В Липецком государственном педагогическом университете (ЛГПУ) в 2005-2006 уч.г. 14,3% первокурсников занимались в СМГ, в 2006-2007 уч.г. - 15,5%, в 2007-2008 уч.г. -17,1%. По данным комплексного обследования студентов Таганрогского радиотехнического университета в 1974 году, группу практически здоровых людей составили 78,7% от общего числа обучаемых, 1993 г. эта группа уменьшилась до 44,6%, а с 1994 по 2003 гг. эти цифры колебались 46% и 61%.
Последние полмиллиона лет человек эволюционирует без изменений в своей генетической программе. В то же время условия повседневной жизни наших далеких предков по объему выполняемых движений вряд ли сопоставимы с условиями повседневной жизни современного человека. Мы затрачиваем несравненно меньше физических сил, чтобы обеспечить собственное существование. Но укрепившаяся за многие тысячелетия в геноме человека норма двигательной активности не стала для него анахронизмом, ибо непросто при геноме, который не изменяется, освободиться от обусловленных им программ жизнедеятельности. Развитие сердечно-сосудистой, дыхательной, гормональной и других систем организма тысячелетиями развертывалось в условиях активной двигательной деятельности. На последнем же 100-летнем отрезке эволюции условия жизни предлагают организму совершенно необычную малоподвижную форму реализации сложившихся способов жизнедеятельности его органов и систем. Природа человека не прощает этого. Гипокинезия стала причиной появления новых болезней, связанных с глубокими функциональными и структурными изменениями на уровне воспроизводства клеточных структур в цепи ДНК -РНК-белок [58].
То, что образовательная деятельность студентов проходит в условиях недостаточной двигательной активности и большой учебной загруженности стало аксиомой. Это в свою очередь привело к повышению интереса ученых различных отраслей к поиску эффективных путей оздоровления студенческой молодежи,
снижения роста её заболеваемости в процессе образовательной подготовки, снижения уровня умственной и физической работоспособности в процессе последующей трудовой деятельности [3, 28,29,30,32,33,54,55].
Экспериментальными исследованиями, проведенными отечественными учеными в последние годы [21,60] доказано, что труд студентов и особенно первокурсников имеет определенную специфику. Рабочая нагрузка в обычные дни составляет 12-14 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии - 16-18 часов. При этом высокая интенсивность образовательного процесса сопровождается стрессовыми ситуациями, которые особенно превалируют у студентов, проживающих в общежитии.
Ограничение двигательной активности (гиподинамия) противоречит биологическим законам развития человека. Её негативное воздействие сказывается на перестройке деятельности сердечно-сосудистой системы, ухудшении приспособительных механизмов аппарата кровообращения к физической нагрузке, значительном снижении физической работоспособности, возрастании энергозатрат. При этом наблюдается атрофия мышц, уменьшение прочности костей, ухудшение деятельности основных функциональных систем организма [22]. Гипокинезия (снижение общего объема двигательной активности, малая подвижность, вынужденное уменьшение объема произвольных движений) ведет к снижению микронасосной функции мышц, уменьшению работы всех звеньев кровообращения, возникновению целого комплекса различных расстройств в обмене веществ, системе дыхания, ускорении процесса старения [45]. Результатом её воздействия является сокращение объема мышечной массы, снижение тонуса мышц, уменьшение массы и плотности костной ткани, снижении эластичности сухожилий и суставных связок, ухудшение координации. Резкое уменьшение количества сигналов, поступающих от мышц в центральную нервную систему, отрицательно сказывается на её деятельности и приводит к снижению умственной работоспособности. Происходящие при этом изменения в эндокринной системе способствуют быстрой
утомляемости, проявлению эмоциональной неустойчивости [31].
Любая, в том числе и образовательная деятельность человека сопряжена с различными эмоциональными проявлениями. Каждый индивидуум обладает собственным эмоционально-энергетическим стереотипом, обусловленным врожденными свойствами темперамента; состоянием внутренних органов, вызывающих то или иное эмоциональное состояние; средствами воздействия, которые могут выработать у человека определенные реакции. Любая эмоция сопровождается выделением определенных гормонов, влияющих на положительные или отрицательные процессы в организме. Интенсивные, длительные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции, так же, как и недостаток эмоциональных переживаний, снижают сопротивляемость организма, угнетают компенсаторные и уменьшают резервные механизмы организма и тем самым способствуют развитию нарушений в деятельности внутренних органов и обменных процессов [38].
Умственная работоспособность неотделима от общего состояния здоровья и двигательной активности. В возрасте 17-20 лет, когда завершается формирование организма, его вегетативных функций, наиболее результативны воздействия физических упражнений. В возрасте 20-29 лет достигает своего наивысшего уровня одно из важнейших для деятельности человека качеств — выносливость. В «студенческом» возрасте происходит наиболее активное развитие и относительная стабилизация психофизиологических функций, завершается основной цикл соматического формирования человека, происходит становление интеллекта, его целостности и структуры, организуемой мышлением. Обучение, сопровождающееся постоянной умственной работой, определяет высокий общий тонус интеллекта [2,6]. В этот период физическая культура становится важнейшим средством закалки организма и биологической основой для эффективного процесса познавательной деятельности; тренированная мускулатура помогает нервной системе справляться с умственными нагрузками [6].
Известно, что если у людей сформирован интерес к двигательной деятельности, то она для них становится источником получения психосоматического комфорта или, как называл П.Ф. Лесгафт, «возвышающим чувством удовольствия». Только в случае, если потребность в двигательной активности обусловлена внутренними побуждениями, опирающимися на положительные эмоции и интерес, можно говорить о позитивном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие личности. При этом необходимым условием повышения умственной и физической работоспособности человека путем использования физических упражнений является определение оптимального уровня двигательной активности. Чрезмерный уровень физических нагрузок ведет к переутомлению, резкому снижению работоспособности и дезадаптации организма [36]. Великий отечественный физиолог И.М. Сеченов впервые показал преимущество смены работы одних мышц другими перед полным их бездействием для восстановления работоспособности. Этот принцип лег в основу организации отдыха в сфере умственной деятельности. Кроме того, в процессе регулярного выполнения физических упражнений в коре больших полушарий возникает «доминанта движения», благотворно влияющая на состояние мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизируя сенсомоторную зону коры головного мозга, поднимает тонус всего организма. Эта доминанта способствует и восстановительным процессам во время активного отдыха [6].
Результаты многочисленных научных исследований свидетельствуют о заметном снижении уровня здоровья как учащихся средних школ, так и студентов вузов.
Средства массовой информации, различные книжные издания обрушивают на сознание соотечественников нескончаемый поток информации о различных «панацеях», несущих здоровье и благодать современному человеку. К их числу относятся различные дыхательные системы, двигательные режимы, гипер- и ги-потермические закаливания, диеты, восточные оздоровительные системы и пр., которые не
имеют в своей основе какого-либо научного обоснования, а базируются либо на личном опыте, либо на данных древних источников, дошедших до нас из глубины веков. Анализ этих источников показывает, что серьёзных экспериментальных исследований указанных оздоровительных систем никто не проводил. В то же время самостоятельный оздоровительный практикум с помощью этих, так сказать, «самопальных» технологий может привести не только к пессимальному эффекту, но и к летальному исходу [13].
Все сказанное свидетельствует о необходимости вдумчивого подхода к рационализации образовательной и повседневной деятельности современного студента, к научному поиску таких технологий, которые, с одной стороны, укрепляли бы его здоровье, а, с другой - надежно и устойчиво вписывались в образовательное пространство любого вуза, независимо от его профессиональной направленности.
В настоящее время система вузовского образования обеспечивает двигательную активность студентов двумя плановыми занятиями по физической культуре в неделю. В то же время потребность молодого организма в движениях соответствует 14-19 тыс. шагов в сутки, или 1,3-1,8 часа в день [49]. При этом типовые вузовские программы по физической культуре, какие бы эффективные средства в них не закладывались, не могут решить задачу укрепления здоровья студентов, обеспечения их организма высоким уровнем работоспособности, который позволил бы успешно овладевать будущей профессией. Объём нагрузки, декларируемой их содержанием явно недостаточен. С той целью многие специалисты рекомендуют увеличить объем двигательной активности обучаемых до 8-10 часов в неделю за счет дополнительных внеурочных факультативных занятий или домашних заданий. Вместе с тем, по-нашему мнению, эта мера не вполне эффективна и может быть реализована только путем соблюдения ряда условий, которые в настоящее время вряд ли могут быть выполнены. Это и уровень образованности студентов, позволяющий самостоятельно выполнять физические упражнения, и наличие спортивной базы по
месту постоянного проживания, и индивидуальные особенности физического развития и функционального состояния, и способность каждого человека к самостоятельному дозированию нагрузок, и, наконец, высокий уровень мотивации к самостоятельной физической тренировке.
Тревога о здоровье подрастающего поколения инициирует поиск эффективных решений проблемы дефицита двигательной активности во всём мире. Особенно активную позицию занимают учёные из США, Германии, Польши, Казахстана, Сербии, России, Белоруссии.
Аналитические исследования, проведенные в НОЦ БелГУ под руководством профессора А.А. Горелова выявили, что первые активные меры по решению проблемы дефицита двигательной активности были приняты в 8090-е гг. XX века в США и Западной Европе, когда на базе традиционных видов спорта начали интенсивно развиваться новые виды двигательной активности. Тогда среди населения начали культивировать спрос на рекреационные развлечения и оздоровление с использованием двигательной активности. Иначе говоря, основная идея западных специалистов заключалась в том, чтобы сделать занятия физическими упражнениями модными. Открытие физкультурно-оздоровительных групп на коммерческой основе вызвало естественную конкуренцию и желание предложить что-то новое, отличное от того, что уже есть. Началось интенсивное развитие методики использования традиционных видов гимнастики, акробатики, плавания, тяжёлой атлетики в рекреационно-оздоровительных целях, что привело к привлечению новых технологий в виде тренажёрных устройств, а также новых видов двигательной активности - аэробики, шейпинга, степ-аэробики, слайд-аэробики и др. На основе интеграции различных видов упражнений возникли новые их виды: сочетание аэробики и плавания - аквааэробика, велосипеда и гимнастики - ве-локинетика, акробатики и упражнений со скакалкой - роуп-скиппинг и т.п. [61,62,65,66]. Таким образом, основой западной идеи «популяризации» двигательной активности стало воз-
действие на мотивационную сферу занимающихся, что обусловило развитие конкуренции на рынке физкультурно-оздоровительных услуг и возникновение большого количества новых видов двигательной активности, призванных удовлетворить самые разнообразные вкусы населения.
В настоящее время современному жителю нашей планеты предлагается огромное количество разнообразных физкультурно-оздоровительных рекомендаций, способствующих улучшению общего физического состояния, профилактике и лечению различных заболеваний, совершенствованию телесных кондиций и многому другому. Большую популярность имеют дыхательные упражнения по Бутейко, Стрельниковой, гипо- и гиперкапнические тренировки, занятия йогой, бодифлекс, оздоровительное плавание и аквааэробика, китайская оздоровительная гимнастика, оздоровительный туризм, оздоровительный фитнес, оздоровительная аэробика, оздоровительный бег, черлидинг и др. Комплексные научные исследования, проводимые в НОЦ БелГУ показали, что часть из вышеприведенных рекомендаций имеют под собой лишь собственный опыт, часть не прошли достаточно полного экспериментального обоснования. Из всех имеющихся в арсенале оздоровительных средств и технологий нельзя ничего сказать об их месте в образовательном процессе студента. Ни одна из вышеперечисленных технологий не испытана во взаимодействии с другими элементами базовой образовательной системы вуза. Не исследованы механизмы их взаимодействия и взаимосодействия.
Не вызывает сомнения тот факт, что два занятия в неделю по 2 академических часа (90
мин) не могут решить проблему восполнения дефицита двигательной активности студентов, тем более, продолжительность этих занятий, в реальных условиях образовательной деятельности сокращается. Сокращение продолжительности плановых занятий происходит по многим объективным (перемещение к местам проведения занятий, переодевание, соблюдение санитарно-гигиенических требований после окончания занятий и др.) и субъективным (неблагоприятные условия природной среды, задержки студентов при сдаче учебных пособий, в гардеробе, отправление естественных потребностей и др.) причинам.
С целью анализа этих причин, способствующих сокращению времени на проведение плановых занятий по физической культуре, сотрудниками НОЦ ФОТ БелГУ, А.А. Гореловым, В.Л. Кондаковым и А.Н. Усатовым был проведен хронометраж временных затрат студентов БелГУ на: перемещение от учебного корпуса к спортивному комплексу; переодевание; получение спортивного инвентаря; соблюдение гигиенических правил содержания тела после получения физических нагрузок и т.п. Результаты хронометража представлены в таблице 1. Она хорошо иллюстрирует, что съедает время, отведенное на занятия по физической культуре. При этом очень важно отметить, что в данной таблице сделан хронометраж на одного человека. То есть суммировались «чистые затраты», без учета задержек на ожидание в очереди в гардероб, в душевую кабинку, на использование фена и т.д., то есть не учитывалась пропускная способность указанных «станций».
Таблица 1 Результаты хронометража действия студентов БелГУ перед и после плановый занятий по физической культуре (зимнее время)
№ п/п Характеристика деятельности студентов Время,затраченное на реализацию действий (мин.)
1 Перемещение из аудитории учебного комплекса этаж) к гардеробу ( 1 этаж) (9 5
2 Получение верхней одежды и одевание 5
3 Перемещение от учебного корпуса к учебн спортивному комплексу о- 12
4 Замена обуви и сдача верхней одежды в гардероб 6
5 Перемещение в раздевалку 2
6 Переодевание 5
7 Перемещение к местам занятий 2
8 Построение 1
9 Перемещение в раздевалку по окончанию занятий 2
10 Помывка в душе 5
11 Обтирание, сушка волос, расчесывание (девушек 0 10
12 Одевание девушек 7
13 Косметические процедуры девушек 7
14 Перемещение к гардеробу, замена обуви, одевание верхней одежды 6
15 Перемещение в учебный корпус 12
16 Сдача верхней одежды в гардероб 5
17 Перемещение к месту следующего занятия этаж) (9 5
Суммарное время, затраченное студентами 92
Каким же образом на практике нивелируются указанные выше причины? Анонимный опрос студентов показал следующее. Для того, чтобы успеть к началу занятий, большая часть студентов в день плановый занятий по физической культуре приходят в университет в спортивной форме и не снимают ее в течение всего дня (первое нарушение гигиенических правил), тем самым экономится время на переодевание. Большая часть студентов вообще отказывается от вод-нык процедур и связанный с ними временный затрат (второе и имеющее весьма негативные последствия нарушение гигиенических правил). На этом экономится примерно 40 мин. Как раз это время и приходится на реальную двигательную активность студентов. Естественно, оно не может удовлетворить потребности организма в движениях и не только восполняет дефицит двигательной активности, но и не позволяет: в пол-
ном обыеме решать задачи физической культуры, а именно — развивать и совершенствовать базовые физические качества, формировать двигательные навыки, укреплять здоровье, закаливать организм, повышать его устойчивость к неблагоприятным факторам природной среды и профессиональной деятельности; в полном обыеме осваивать примерную программу для вузов по дисциплине «Физическая культура»; овладевать знаниями, умениями и навыками в самостоятельном выполнении физических упражнений; повышать мотивацию студентов к занятиям физической культурой.
Анализ, проведенный специалистами НОЦ ФОТ Бел-ГУ показал, что сложившиеся в практике вузовского образования механизмы управления процессом физической культуры провоцируют: создание негативного отношения у студентов, преподавательского состава, родителей студентов к физической культуре вообще и к плановым занятиям по физической культуре в частности; развитие различных кожных заболеваний в результате несоблюдения гигиенических требований; несоблюдение оптимального соотношения обыема и интенсивности физических нагрузок в недельном и, соответственно, в семестровом циклах образовательной деятельности; дискриминацию нравственных и духовных ценностей физической культуры; нивелирование положительного эффекта занятий физическими упражнениями, в связи с отсутствием условий для формирования «следовык» механизмов.
С целью научного обоснования различнык подходов, обеспечивающих регулирование двигательной активности студентов на базе Белго-
Ш
родского государственного университета в январе 2009 года был создан Научно-образовательный центр физкультурно - оздоровительных технологий, одним из направлений деятельности которого является системное регулирование механизмов двигательной активности студентов различных категорий и групп.
Первой научной разработкой, в рамках данного научного направления, было исследование возможностей самостоятельной физической тренировки, вписывающейся в структуру образовательного процесса БелГУ
В основу технологии регулирования двигательной активности студентов в процессе повседневной и образовательной деятельности были положены исследования, проведенные И.В. Русаковой [48], В.Г. Стрельцом с соавт., [52], А.А. Гореловым, И. Русаковой [8], А.А. Гореловым с соавт., [9], А. Gorelov, I. Rusakova [63,64], в ходе которых изучались возможности устранения дефицита двигательной активности военных лётчиков дальней авиации и женщин слушателей Военно - учебного заведения с помощью методики «домашних заданий» по физической подготовке.
Суть методики заключается в следующем. В начале учебного года (периода обучения, семестра обучения) каждый летчик (слушатель) заводит «Дневник домашних заданий», в котором имеются соответствующие графы, указывающие день недели и дату, раскрывающие перечень самостоятельно выполняемых физических упражнений на каждый день, количество повторений, интенсивность нагрузки по частоте пульса, время самостоятельной физической тренировки. Организационные мероприятия заключаются в том, что в конце одного из плановых занятий по физической подготовке руководитель дает пилотам (слушателям) задание на СФТ с учетом индивидуального уровня физического развития, функционального состояния и возрастных особенностей. При этом каждый занимающийся получал организационно - методические указания о ведении дневника, т.е. фиксировать показатели самоконтроля, по которым специалист по физической подготовке и спорту совместно с врачом оценивают эффективность индивидуальных физических нагрузок. В содержание инди-
видуальных тренировок включался широкий спектр общеразвивающих упражнений с эспандерами, резиновыми бинтами, гантелями, гимнастическими палками и др.
Данный подход может быть адаптирован и для образовательной деятельности студенческой молодежи, но при соблюдении определенных условий. А именно, привязан к климато -географическим условиям местности, в которых находится вуз, к условиям быта студентов и спортивной базе и др. При этом, каждый студент должен овладеть определённым уровнем теоретических знаний и практических умений в выполнении физических упражнений, а так же знать методы индивидуального контроля за состоянием организма и регулирования физических нагрузок.
С этой целью сотрудниками НОЦ ФОТ Бел-ГУ была разработана технология регулирования двигательной активности студентов, применительно к условиям Белгородского государственного университета. В основу её легли следующие положения. При организации ежедневных самостоятельных физических тренировок по методу «домашнего задания» и подборе физических упражнений, учитывались пожелания студентов, которые могли сделать самостоятельный выбор технологии, исходя из предлагаемого перечня. Продолжительность СФТ не должна быть меньше 15 и не более 30 мин. Перед началом самостоятельных тренировок все студенты овладевают оптимальным объемом теоретических знаний и практических умений в выполнении физических упражнений, способами дозирования физических нагрузок, формируют навыки самоконтроля за своим физическим состоянием. Обязательность ведения дневника самоконтроля за своим самочувствием. Еженедельное оценивание уровня функционирования физических качеств, а также самочувствия, активности и настроения. Управления процессом СФТ в процессе плановых занятий по физической культуре со стороны преподавателя кафедры физического воспитания. Организация в процессе других занятий образовательной программы БелГУ 5-минутных двигательных тренажей (двитре-нов), методике проведения которых обучаются физорги учебных групп. Обязательное фиксиро-
вание продолжительности двитренов. Ежемесячное определение уровня физической работоспособности студентов основного отделения при помощи группового выполнения 3-х минутного степ-теста, в спецмедгруппах - 30-сек степ-теста или пробы Руфье - Диксона. Индивидуальное регулирование физических нагрузок студентов с учетом уровня общей физической работоспособности. Учет места проживания студентов, времени приема пищи, возможности соблюдения санитарно-гигиенических правил. Регулярное проведение воскресных массовых спортивных мероприятий, включающих соревнования по упражнениям, имеющим высокую эмоциональную окраску и способствующие снятию психологического напряжения. Управление соревновательным процессом выходного дня через создание мотивационных установок к желанию студентов участвовать в соревнованиях. Продолжительность воскресных физкультурно-оздоровительных мероприятий не должна превышать более 2-х часов.
Таковым был общий замысел предложенной нами технологии регулирования двигательной активности студентов БелГУ. К частным предпосылкам относились: структура, содержание и направленность плановых занятий по физической культуре, которые должны соответствовать общепринятым положениям. В их содержании изменяется лишь один фактор - на первом плановом занятии недели вместо комплексной тренировки, на которую отводится 10 мин, студенты обучаются тем упражнениям, которые будут включаться в содержание СФТ, на втором — в это же время проводится экспресс тестирование уровня развития определенных физических качеств и общей физической работоспособности. Инструкция с организационно-методическими указаниями по проведению двитренов и их содержанием вклеивается на последнюю страницу учебного журнала. Создание условий для максимального использования времени, отводимого на плановые занятия физической культурой. Обязательное обучение студентов методике измерения дистанции парами шагов.
Данные положения легли в основу базовой программы, которая была испытана в течение
первого семестра учебного года сотрудниками НОЦ ФОТ БелГУ А.А. Гореловым, В.Л. Кондаковым, А.Н. Усатовым с привлечением преподавателей кафедры физического воспитания № 1.
Результаты педагогического эксперимента показали, что все испытуемые регулярно, в течение 20 мин., занимающиеся СФТ, независимо от её содержания повысили общий уровень физической работоспособности, улучшили функциональную тренированность организма. У испытуемых всех экспериментальных групп произошли достоверные положительные изменения в уровне умственной работоспособности. У студентов, регулярно посещавших плановые занятия по физической культуре, а также участвующих в спортивных мероприятиях вуза (опытная группа) также произошли положительные изменения, однако достоверных различий между исходными и конечными результатами отмечено не было. Студенты же контрольной группы, посещавшие плановые занятия и спортивные мероприятия БелГУ от случая к случаю показали достоверно худшие результаты в конце эксперимента.
Таким образом, даже малые по продолжительности, но регулярные самостоятельные физические тренировки, составленные с учетом мотивов студентов оказывают влияние не только на восполнение двигательной активности, но и способствуют совершенствованию базовых физических качеств, формированию основных двигательных навыков, повышению физической и умственной работоспособности, укреплению здоровья и закаливанию организма.
Проведенные исследования также показали перспективность дальнейших исследований по обоснованию системных механизмов регулирования двигательной активности студенческой молодежи с использованием достаточно большого незадействованного пространства, имеющегося в системе образовательной подготовки вуза.
Примечания:
1. Агарвал, Р.К. Кто здоров в России? / Р.К. Агарвал // Здоровье и образование в XXI веке: Матер. VI меж-дунар. науч.-практич. конф. - М.: Изд-во РУДН, 2003. - С. 27-29.
2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1968. - 339 с.
3. Артемов, А.Б. Организация физического воспитания студентов в МИИТе / А.Б. Артемов, А.И. Качурин, И.Г. Кремнева // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 5. - С. 22-22.
4. Булатова, М., Литвин, О. Здоров'я и ф1зична шдготовлешсть нселення Украйни // Теор1я I методика ф1зичного виховання I спорту. - 2004. - №1. - С. 3-9.
5. Булич, Э.Г. Современные достижения науки о здоровье / Э.Г. Булич // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №1. - С. 62-63.
6. Виленский, М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе: Учебное пособие / М.Я. Виленский. - М.: МГПИ, 1982. -156 с.
7. Волков, В.Ю. Физическая культура студента: Курс дистанционного обучения (электр.) / В.Ю. Волков, Л.М. Волкова. - СПб, 2003. - 610 с.
8. Горелов, А.А. О самостоятельной физической тренировке студенток / А.А. Горелов, И.В. Русакова // Физическая культура и здоровье студентов ВУЗов: Материалы Междунар. Межвуз. науч.-практ. конф. 22 декабря 2003 г. / СПбГУП. - СПб, 2004. - С. 50 - 52.
9. Горелов, А.А. Гиподинамия и средства повышения устойчивости лётного состава к её воздействию / А.А. Горелов, И.А. Лотарев, А.А. Лотоненко // Культура физическая и здоровье: науч.-методич. журнал. -Воронеж: Изд-во ВГПУ 2009, № 2 (21). - С. 63-66.
10. Горелов, А.А. О целесообразности применения дыхательных упражнений со студентками, имеющими нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы / А.А. Горелов, О.Г. Румба, М.Д. Богоева // Проблемы и перспективы развития российской спортивной науки: Матер. Всерос. науч.-практич. конф., посвящ. 75-летию ВНИИФК, 15-16 декабря 2008 г / ВНИИФК. - М., 2008. - С. 222-225.
11. Горелов, А.А. Анализ показателей здоровья студентов специальной медицинской группы / А.А. Горелов, О.Г. Румба, В.Л. Кондаков // Научные проблемы гуманитарных исследований: науч.-теоретич. журнал. -Пятигорск: Изд-во ПГТУ 2008, вып. 6. - С. 28-33.
12. Горелов, А.А. Дыхательные упражнения как фактор улучшения состояния здоровья студентов с заболеваниями органов дыхания / А.А. Горелов, О.Г. Румба, Е.Н. Копейкина // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта: науч.-теоретич. журнал. - СПб: Изд-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2008, вып. 11 (45). - С. 2125.
13. Горелов, А.А. Сопряжённое воздействие дозированного голодания и умеренных физических нагрузок как средство оздоровления мужчин среднего возраста / А.А. Горелов, В.А. Малахов В.А., Собянин Ф.И.. Со-корев В.В.// Вестник спортивной науки: науч.-теоретич. журнал / ВНИИФК. - М., 2009, №5. - С. 43-45.
14. Гостев, Г.Р. Физическая культура в субъектах Российской Федерации / Г.Р. Гостев, А.В. Лотоненко, П.П. Струк. - М.: «ТиПФК», 2004. - 360 с.
15. Гостев, Р.Г. Физическая культура и спорт в современных условиях / Р.Г. Гостев. - М.: «Еврошкола», 2005. -418 с.
16. Грибан, Г., Кутек, Т. Анал1з стану здоров'я студенпв вищих навчальных заклад1в // Спортивний в1сник Придншров'я: Науково-теоретичний журнал. - 2004.
- №7. - С. 130-132.
17. Давиденко, Д.Н. Социальные и биологические основы физической культуры: Учебное пособие / Отв. ред. Д.Н. Давиденко / Д.Н. Давиденко, А.И. Зорин, В.Е. Борилкевич. - СПб.: СПбГУ 2001. - 208 с.
18. Давиденко, Д.Н. К вопросу о физкультурном образовании студентов / Д.Н. Давиденко, Б.Г. Тихонов, В.А. Щёголев, Л.Г. Яценко // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Материалы международной конференции. - Ч. 1. - М.: МГУ, 2000. - С. 4-6.
19. Долженко, Л. Анализ физического здоровья и физической подготовленности студенческой молодежи Украины / Л. Долженко // Стратегия развития спорта для всех и законодательных основ физической культуры и спорта в странах СНГ: Матер. Междунар. науч. конгресса 24-25 сентября 2008 г. / ГУФВС. - Кишинёв: ГУФВС, 2008. - С. 143-146.
20. Драчук, А.1.Оптим1защя ф1зичного вихования студенпв вищих заклад1в освгги гуманитарного профшю: Автореф. дис.. .канд. наук. ф1з. виховання та спорту: 24.00.02 / Льв1вский державний шститут ф1зичной культури. - Льв1в., 2001. - 20 с.
21. Дробышева, С.А. Повышение двигательных возможностей студентов с заболеванием вегето-сосудистой дистонией средствами физического воспитания / С.А.Дробышева // Дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2004. - 139 с.
22. Карпенко, М.П. Психофизиологические, организационные и технические аспекты оздоровления студентов методами физической культуры и метеобарокор-рекции / Ред. М.П. Карпенко / М.П. Карпенко, О.Я. Боксер, А.Л. Димова. - М.: СГА, 2003. - 111 с.
23. Каленникова, Н.Г. Сравнительный анализ состояния здоровья различных групп населения, проживающих на территории Брянской области / Н.Г. Каленникова, Л.Н. Клебанова // Медико-биологические проблемы физической культуры и спорта в современных условиях: Матер. межд. науч.-практич. конф., Белгород, 1719 ноября 2003 г. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. - С. 114-118.
24. Коваленко, В.А. Физическая культура в обеспечении здоровья и профессиональной психофизической готовности студентов / В.А. Коваленко // Физическая культура и спорт в Российской Федерации (студенческий спорт): Сб. науч.тр. - М.: Полиграф-сервис, 2002.
- С. 43-66.
25. Копейкина, Е.Н. Построение процесса физического воспитания студенток с нарушениями в состоянии дыхательной системы: Монография / Е.Н. Копейкина, О.Г. Румба, А.А. Горелов. - Белгород: ИПЦ «Пли-тера», 2010. - 133 с.
26. Коренберг, В.Б. О некоторых базовых понятиях в нашей сфере / В.Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 2. - С. 9-13.
27. Кучма, В.Р. Состояние здоровья и проблемы медицинского обеспечения подростков / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Раппопорт // Здоровье населения и среда обитания: Информационный бюллетень. - М.: Федер. центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003. - №9 (126). - С. 3-8.
28. Логинов, С.И. Физическая активность студентов на Севере и стадии изменения поведения, связанного с выполнением физических упражнений / С.И. Логинов // Теория и практика физической культуры. - 2002. -№ 5. - С. 39 - 42.
29. Логинов, С.И. Стимуляция физической активности, связанной со здоровьем студентов Сибирского Севера, на основе транстеоретической модели изменения поведения / С.И. Логинов, Л.И. Ревдова // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №4. - С. 2126.
30. Лотоненко, А.В. Молодёжь и физическая культура /
A.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов. - М.: ФОН, 1996. -317 с.
31. Лотоненко, А.В. Физическая культура и здоровье: Монография / А.В. Лотоненко, Г.Р. Гостев, С.Р. Гостева, О.А. Григорьев. - М.: Еврошкола, 2008. - 450 с.
32. Малетина, Е. Б. Актуализация физического воспитания студентов как фактора сохранения их здоровья: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Б. Малетина. -Челябинск, 2004. - 21 с.
33. Мандриков, В.Б. Методология профилирования физического воспитания студентов в медицинских вузах: Дис. ... д-ра. пед. наук / В. Б. Мандриков. - Волгоград, 2002. - 110 с.
34. Маркевич, О.П. Оптимизация физического здоровья студенток специального отделения / О.П. Маркевич,
B.А. Медведев // Ол1мпшский спорт I спорт для вс1х: Тези доповгдей IX м1жнародного науковийго конгре-су. Кшв, 20-23 вересня 2005 р. - Кшв: Видавництво НУФВУСУ «Олшшська лгтература), 2005. - С. 594.
35. Марчук, С.А. Некоторые аспекты здоровьесбережения студенческой молодежи / С.А. Марчук // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №4. - С. 13-15.
36. Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшен-никова. - М.: Медицина, 1988. - 256 с.
37. Медведев, В.А. Физкультурно-оздоровительные технологии в физическом воспитании студенческой молодежи республики Беларусь / В.А. Медведев, О.П. Макаревич // Ол1мпшский спорт I спорт для вах: Тези доповщей IX м1жнародного науковийго конгресу. Кшв, 20-23 вересня 2005 р. - Кшв: Видавництво НУФВУСУ «Олшшська лгтература», 2005. - С. 597.
38. Митяева, А.М. Здоровый образ жизни: Учеб. пособие для студентов вузов / А.М. Митяева. - М.: Академия, 2008. - 144 с.
39. Михайлова, С.И. Особенности проведения занятий по физической культуре со студентами, имеющими от-
клонения в состоянии здоровья / С.Н. Михайлова, Т.В. Никулина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: Матер. XIII междунар. науч. конгресса, Алматы, 7-10 октября 2009 г. - Алматы: КазАСТ, 2009. - С. 61-64.
40. Молдагалиева, Ш.Б. Методика занятий оздоровительной аэробикой со студентами вузов Казахстана / Ш.Б. Молдагалиева // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: Матер. XIII междунар. науч. конгресса, Алматы, 7-10 октября 2009 г. - Алматы: КазАСТ, 2009. - С. 64-67.
41. Назарова, E.H. Здоровый образ жизни и его составляющие: Учеб. пособие для студ. вузов / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Академия, 2007. - 256 с.
42. Онищенко, Г.Г. Безопасное будущее детей России. Научно-методические основы подготовки плана действия в области окружающей среды / Г.Г. Онищенко, А.А. Баранов, В.Р. Кучма. - М.: Изд-во ГУ Научный центр здоровья детей. - 2004. - 154 с.
43. Подлубная, A.A. Роль физического развития в укреплении здоровья школьников / А.А. Подлубная, В.Ф. Балашова // Физическая культура, спорт и здоровье: Сб. науч. ст. - Йошкар-Ола, 2003. - С. 67-72.
44. Полевщиков, М.М. Индивидуальный подход в системе оздоровления учащихся / М.М. Поевщиков, А.М. Шрага, Н.И. Палагина // Физическая культура, спорт и здоровье: Сб. науч. ст. - Йошкар - Ола. 2002. - С. 57 -62.
45. Ракеева, М. Т. Движение - путь к активному долголетию / М.Т. Ракеева // Проблемы физического воспитания, спортивной тренировки и профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту: Матер. междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЧПГУ им. И.Я. Яковлева, 2003. - С. 82-84.
46. Роженков, В.В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования: Монография / В.В. Роженков, М.М. Полевщиков. - М.: Советский спорт, 2006. - 280 с.
47. Романенко, В., Драчук, A. Стан здоров'я студенток вищих навчальних заклада гуманитарного профшю // Молода спортивна наука Украйнг Зб1рник наукових праць в изииз1 ф1зичной культури I спорту. Вип. 8 -Льв1в.: НФВ «Украинсьш технологи», 2004. - Том 3. -С. 310-312.
48. Русакова, И.В. Содержание и направленность физической подготовки военнослужащих-женщин с гипо-динамическим характером профессиональной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук / И.В. Русакова. -СПб:,1998. - 203 с.
49. Салькова, Е.В. Физическая подготовленность студентов как важный компонент в образовательном процессе / Е.В. Салькова, А.В. Володин, Н.А. Князева // Стратегия развития спорта для всех и законодательных основ физической культуры и спорта в странах СНГ: Матер. Междунар. науч. конгресса 24-25 сентября 2008 г. / ГУФВС. - Кишинёв: ГУФВС, 2008. - С. 192194.
50. Сивас, Н.В. Физическое воспитание студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья / Н.В. Сивас,
С.П. Евсеев, Д.Н. Давиденко, С.С. Крючек // Адаптивная физическая культура: науч.-теоретич. журнал. -СПб: Изд-во СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. - 2002. -Вып. 1 (9). - С. 14-15.
51. Скуратович, М.Н. Методика занятий по физическому воспитанию в вузе со студентами специальной медицинской группы с различными вариантами вегетативной дисфункции: Дис. ... канд. пед. наук / М. Н. Скуратович. - Омск, 2006. - 142 с.
52. Стрелец, В.Г. Содержание и направленность физической подготовки военнослужащих-женщин с гипо-динамическим режимом профессиональной деятельности / В.Г. Стрелец, А.А. Горелов, И.В. Русакова, Г.А. Гордеева. - СПб: ВИФК, 1997. - 128 с.
53. Тимошина, И.Н. О физкультурном образовании учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе / И.Н. Тимошина, И.М. Купцов, Л.А. Парфёнов // Адаптивная физическая культура: науч.-теоретич. журнал. - СПб: Изд-во СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - Вып. 2 (26). - С. 22-24.
54. Трещева, О. Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О. Л. Трещева. - Омск, 2003. - 51 с.
55. Трушкин, А. Г. Педагогические основы инновационных технологий физического воспитания оздоровительной направленности: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. Г. Трушкин. - М., 2002. - 52 с.
56. Уваров, В.А. Анализ изменения физической подготовленности, физического развития и здоровья студентов за последнее десятилетие (1988-1999) / В.А. Уваров, Н.К. Ковалев, Т.А. Булавина // Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы: Матер. междун. конф. - Ч.1. - М.: МГУ, 2000. - 256 с.
57. Унгурян, Г.А. Заболеваемость подростков, допризывников и призывников в современных условиях / Г.А. Унгурян // Боевой стресс и постстрессовая адаптация участников боевых действий: Сб. науч. тр. / под ред. И.Б. Ушакова, Ю.А. Бубеева - М.: ИСТОКИ, 2003. -С.48-49.
58. Фомин, Н.А. Основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. - М.: ФиС. - 234 с.
59. Щербаков, В.Г. Концепция непрерывного образования по физической культуре: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий». - Ч. 1. / В.Г. Щербаков, В.А. Щёголев, В.Ю. Волков, Д.Н. Давиденко, И.М. Козлов, Л.М. Волкова, А.Ф. Пшеничников. -СПб.: «Нестор», 2000. - С. 5-6.
60. Яцковская, Л.Н. Физическое воспитание студентов, временно освобожденных от занятий по состоянию здоровья, посредством оздоровительно-образовательного тренинга: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Н. Яцковская / СибГУФКиС. - Красноярск, 2007. - 24 с.
61. Boreham, С. The development and evolution of fitness testing equipment and procedure suitable for use in physical and health education of рптагу school children. Final report / С. Boreham. - Belfast: The Quiches University of Belfast. - 1989. - P. 12-16.
62. Cooper, M. Aerobics for women / M. Cooper, K. Cooper.
- Philadelpia and London, 1972. - 160 p.
63. Gorelov, A. Basic Components of System of Physical Exercises Designed for Military Women // A. Gorelov, I. Rusakova // The Millennium Conference of Physical Education / Korea-Russia. - Сеул: Конжуйский университет, 2000. - P. 114 - 116.
64. Gorelov, A. The Junfluence of Special Physical Exercises Which are Carried out AT-VIRUS a Workplace during a Long Period of Mental Activity for Maintenance of Women's Capacity for Work// A. Gorelov, I. Rusakova / / The Millennium Conference of Physical Education / Korea-Russia. - Сеул: Конжуйский университет, 2000.
- с. 78 - 81
65. Starosta, V. Избранные проблемы терминологии в науке о движениях человека / V Starosta, V. Petrinsky / / Состояние и перспективы развития физкультурного образования на современном этапе: Матер. I Меж-дунар. науч.-практич. конф., посвящ. 40-летию ф-та ФК БелГУ 17-20 октября 2007 г. / Фед. агентство РФ по образованию, БелГУ, Упр-ие образования и науки Белгородской обл. - Белгород, 2007. - С. 49-53.
66. Withes, T.T., Telford,R.D. The determination of maximum anaerobic power and capacity / T.T. Withes, R.D. Telford: Physiological guidelins of the elite athlete /G. Gass (Ed). - Canberra, Australia: Australian Sports Commission, 1987. - P. 105-124.