ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
УДК 796 / 799. О. В. ТИМОФЕЕВА
Омский государственный технический университет
ЧЕРЛИДИНГ КАК НОВАЯ ФОРМА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
В исследовании приняли участие студентки Омского государственного технического университета факультетов экономического управления и гуманитарного образования, поступившие на первый курс. По результатам анкетирования и контрольных испытаний были зачислены в экспериментальную группу черлидинга и контрольную группу аэробики. Участие в показательных выступлениях групп черлидинга на соревнованиях различных видов спорта способствует повышению интереса к спортивной деятельности, что создаёт все условия для улучшения двигательной активности и здоровья человека. В результате занятий по разработанной нами методике групп черлидинга показатели физической подготовленности значительно выше у студенток экспериментальной группы, чем в контрольной.
В настоящее время в Российской Федерации отмечается негативная тенденция, связанная с ухудшением здоровья, снижением физической и функциональной подготовленности студенческой молодёжи. Одна из наиболее тревожных проблем — неспособность молодёжи адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Физическое состояние, уровень физической подготовленности, постоянное ухудшение здоровья молодёжи предопределяют невозможность её противостояния неблагоприятным условиям внешней среды и трудностям, связанным с изменениями социально-политического и экономического устройства общества [1,2,3]. Несмотря на законодательные и директивные инициативы структур Российской Федерации, предпринятые в последние годы, каких-либо позитивных изменений в создавшейся ситуации не происходит [4,5]. Центром внимания в деятельности кафедр физического воспитания остаются предусмотренные учебными программами нормативы и тесты, но специалисты указывают на необходимость поиска новых нетрадиционных технологий для организации занятий по физическому воспитанию в вузе [6]. Из вышесказанного следует, что модернизация образования, являющаяся общенациональной задачей, требует повышения качества обучения, разработки новых педагогических технологий, обеспечивающих осознанные потребности в занятиях физическими упражнениями в обучение и воспитание молодого поколения [7]. Необходимость новых подходов к активизации двигательной деятельности студентов, с учётом мотивационной сферы, предусматривающие развитие интереса к двигательной активности создаёт предпосылки для обновления содержание физического воспитания. [8,9].
В поиске новых эффективных средств физического воспитания для студенток имеющих слабый уровень физической подготовленности, учитывая их мотивационные потребности, мы обратили своё внимание на новый вид двигательной активности черлидинг. С таким названием большинство людей сталкиваются впервые, но с тем, что стоит за ним, наверняка знакомы очень многие. Ведь болельщикам на соревнованиях по различным видам спорта часто приходилось наблюдать за выступлениями групп поддержки. Девушки в ярких костюмах с помпонами
в руках — черлидеры — призваны для «разогрева» публики, собравшейся на трибунах. Этот молодой вид двигательной активности сочетает в себе такие виды спорта, как художественная гимнастика, акробатика, аэробика и хореография. Главная задача девушек не только ярко и красиво выступить на соревнованиях, но и «зажечь» публику, болельщиков, подчинить её активно поддерживать свою любимую команду Занятия к подготовке показательных выступлений в этих группах помогают студенткам не только улучшить физическое и функциональное состояние, но и способствуют воспитанию эстетики и культуры движений. Привлекательность этого молодого вида двигательной активности заключается в естественном желании девушек быть всегда на виду, быть красивыми и грациозными, участие в показательных выступлениях помогают приобрести уверенность, получить положительный эмоциональный заряд, хорошее настроение и повысить уровень самооценки. А это, в свою очередь, является одним из важных мотивов к занятиям.
Целью данной работы явилось изучение влияния подготовки показательных выступлений групп черли-динга на повышение уровня физического развития и динамику физической работоспособности студенток 1-го курса.
Методы и организация исследования
Для оценки уровня физического развития проводилось измерение антропометрических данных по методике И.В. Прохорцева [10]. Для оценки динамики физической работоспособности использовался Гарвардский степ-тест ИГСТ.
Исследование проводилось на базе Омского государственного технического университета (кафедра физического воспитания и спорта). В начале эксперимента было сформировано, две группы студенток, из них 50 человек составили экспериментальную группу и 50 — контрольную. В экспериментальной группе основными средствами физического воспитания служили базовые элементы черлидинга, на основе которых составлялись танцевальные композиции длительностью три минуты и в дальнейшем использовались для показательных выступлений на соревнованиях различных видов спорта как внутри вуза, так
Таблица 1
Оценка антропометрических показателей до и после проведения эксперимента
Показатели Этап тестирования ЭГ КГ Р3 и Р4 между ЭГ и КГ
X ± т п = 50 р1 X ± т п = 50 Р2
Вес, кг 1 54,7 ± 0,5 <0,01 54,9 ± 0,4 >0,05
2 50,4 ± 0,4 52,8 ± 0,3 <0,01
Обхваты, см
плечо 1 24,1 ± 0,1 <0,01 24,2 ±0,1 <0,05 >0,05
2 22,7 ±0,07 23,7±0,07 <0,05
грудь 1 86,5 ± 4,2 >0,05 87,2 ± 4,2 >0,05 >0,05
2 85,6 ± 5,6 86,5 ±4,7 >0,05
талия 1 64,3 ± 0,2 <0,01 65,4 ± 0,2 <0,05 <0,05
2 60,4 ±0,07 63,9±0,15 <0,001
ягодицы 1 92,4 ± 0,2 <0,01 92,3 ± 0,2 <0,05 <0,05
2 89,7 ± 0,6 90,8 ± 0,8 <0,001
бедро 1 53,2 ± 0,3 <0,01 54,2 ± 0,2 <0,05 >0,05
2 51,8 ±0,2 53,1 ± 0,2 <0,001
голень 35,6 ± 0,1 <0,05 34,8±0,04 <0,05 <0,05
34,8 ±0,05 34,4±0,02 <0,01
Примечание: 1— тестирование до начала эксперимента; 2 — тестирование после проведения эксперимента,
Р1 — достоверность различия конечных величин; Р2 — достоверность различия конечных величин; Р3 — достоверность прироста показателей экспериментальной группы; Р4 — достоверность прироста показателей контрольной группы.
и за эго пределами. Также дополнительно нами были использованы индивидуально подобранные силовые упражнения, направленные на коррекцию фигуры по методике И.В. Прохорцева, в конце каждого занятия использовался блок упражнений на развитие гибкости. В контрольной группе занятия проводились с применением средств аэробики (базовая программа для вузов) где использовались базовые шаги классической аэробики и степ-аэробики. На основе этих шагов составлялись танцевальные аэробные связки, в конце каждого занятия выполнялся блок упражнений, направленный на развитие силовых качеств. Во всех группах занятия проводились в рамках академического расписания два раза в неделю и один раз дополнительно в виде элективных курсов. Занятия в группах черлидинга отличаются от такого популярного вида, как аэробика. С одной стороны, совершенно иным характером, где не будут использоваться движения с резкими механическими сотрясениями (прыжки, падения, ударные упражнения и др.), с другой — продолжительностью танцевальной композиции (3 мин) и возможностью участвовать в показательных выступлениях на соревнованиях различных специализаций.
Особенностью разработанной нами методики явилось включение в программу физического воспитания (в вариативную часть) подготовку к показательным выступлениям групп черлидинга. Кроме того, исполь-
зовались индивидуально подобранные, направленные на коррекцию фигуры силовые упражнения.
Результаты исследования и их обсуждение
Для оценки уровня физического развития проводилось измерение антропометрических данных. Результаты показали, что в конце эксперимента в группе занимающихся по рекомендуемой нами методике, направленной на подготовку показательных выступлений групп черлидинга, было выявлено достоверное улучшение антропометрических данных. Сравнительный анализ обхватов в конце эксперимента показал достоверное различие между экспериментальной и контрольной группами. При сравнении результатов экспериментальной и контрольной групп студенток было выявлено, что в экспериментальной группе вес уменьшился более значительно (<0,01) (за счёт достоверного уменьшения жировой массы тела). Указанное уменьшение произошло в результате уменьшения обхватов талии, ягодиц, бедра, голени при уменьшении кожно-жировых складок в данных областях. В КГ также произошли положительные сдвиги, но они были менее значительны, чем в ЭГ (<0,05) (табл. 1). Для оценки динамики физической работоспособности использовался Гарвардский степ-тест ИГСТ. Анализ первого этапа обследования показал примерно одинаковый уровень подготовленности студенток экспериментальной и контрольной групп. После физических
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
%
Рис. 1. Динамика физической работоспособности по Гарвардскому степ-тесту
тренировок в течение двух лет (в конце эксперимента) показатели улучшились в обеих группах, но динамика их была разнонаправленной. Так, работоспособность максимально достоверно возросла лишь в экспериментальной группе ( Р <0,001), в контрольной также произошли положительные сдвиги ( Р <0,05), но они были менее значительны, чем в ЭГ (рис. 1).
Заключение
В целом вышеизложенное указывает на более значимые и достоверные изменения антропометрических данных и физической работоспособности у студенток экспериментальной группы. Что подтверждает эффективность включения, подготовки и участия в показательных выступлениях групп черлидинга в программу физического воспитания студенток. Высокая заинтересованность девушек, целенаправленное воздействие индивидуально подобранных силовых упражнений, желание хорошо выглядеть, выступая перед большой аудиторией, и благоприятное эмоциональное состояние, полученное в результате включения показательных выступлений групп черлидинга, способствовали более положительной динамике исследуемых показателей у студенток экспериментальной группы.
Таким образом, полученные дынные свидетельствуют высокой эффективности разработанной экспериментальной методики показательных выступлений групп черлидинга. Следовательно, это позволило сделать ряд выводов и практических рекомендаций по разработке учебных программ физической подготовки студенток вузов.
Библиографический список
1. Курпан Ю.И. Оставайся изящной / Ю.И. Курпан. — М. : Советский спорт. — 1991. — 64с.
2. Манина Т.С. Эта многоликая гимнастика / Т.С. Мани-
на, Н.Е.Водопьянова. — Л.: Лениздат. — 1989. — 80 с.
3.Виленский М.Я.Студент как субъект физической культуры / М.Я. Виленский. — Москва : Теория и практика физической культуры — 1999. — № 10. — 5 с.
4. Молчанов, С.В. Спорт как зрелище : учеб. пособие / С.В. Молчанов. — Минск : Изд-во МГПУ, 1984.— 18 с.
5. Семёнова М.А. Организационно-педагогические условия физкультурно-оздоровительной работы в высшей школе на современном этапе / М.А. Семёнова. — Москва : автореф. дис. канд. пед. наук. — 2007. — 26 с.
6. Лубышева Л.И. Физкультурное воспитание в вузе: Сущность и ориентиры развития / Л.И. Лубышева. Тула : Теория и практика физического воспитания учащейся молодёжи : межвуз. сб. науч. трудов — Изд-во Тульского госпединститута, 1993. — 24 с.
7. Сальников, В.А. Индивидуализация в системе физкультурного образования / В.А,Сальников. — Омск : Актуализация принципов и технологии обучения в системе физкультурного образования : сб. науч. трудов. — 1996. — 6 с.
8.Виленский М.Я. Сравнительная характеристика восстановительного периода после напряженной физической и умственной работоспособности / М.Я. Виленский. Теория и практика физической культуры — 1971. — № 5. — 48 с.
9. Пилоян, Р.А. Физическая культура как объект познания в аспекте психологической теории деятельности / Р.А.Пилоян, А.Д.Суханов. — Москва : Теория и практика физической культуры. — 2000. — № 11. — 40 с.
10. Прохорцев Л.И. Способ тренировки тела человека типа «шейпинг» / Л.И. Прохорцев. — Санкт-Петербург, Патент № 2007205 на изобретение от 15 февраля 1994 года. Российская Федерация.
ТИМОФЕЕВА Ольга Владимировна, преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.
Дата поступления статьи в редакцию: 29.08.2008 г.
© Тимофеева О.В.