© 2006 г. А.А. Лямина
О ТРАКТОВКЕ ПОНЯТИЯ «ГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Педагогической целью учреждений профессионального образования является формирование профессиональной культуры будущих специалистов. Так как культура дифференцируется по типу и характеру человеческой деятельности, то правомерно в качестве базового компонента профессиональной культуры специалиста выделить графическую культуру наряду с другими ее видами: коммуникативной, экономической, этической, эстетической, экологической и др. Выделение различных видов профессиональной культуры приобретает важное значение в связи с новыми требованиями общества к подготовке специалиста.
Анализ педагогической литературы показал, что термин «графическая культура» полностью не определен. Фундаментальная разработка данной проблемы в нашей стране началась только в последнее время.
Следует заметить, что попытки определить сущность понятия «графическая культура» предпринимались педагогами. А. А. Павлова, рассматривая ее во взаимосвязи с понятием «общая графическая грамотность», отмечает, что «общая графическая культура человека включает в себя общую графическую грамотность, знакомство с разделом «Перспектива» и элементами художественной графики (умение рисовать), знакомство с компьютерной графикой, знание общих вопросов истории графики и ее современного состояния» [1, с. 31].
Более глубокий анализ сущности понятия «графическая культура» содержится в работах современных исследователей. В.А. Курина данное определение рассматривает в тесной взаимосвязи с такими терминами, как «общая культура», «профессиональная культура», «педагогическая культура» и «творческая деятельность» [2 с. 32]). М.В. Лагунова постаралась отойти от традиционного, устоявшегося понимания графической культуры, ориентированного преимущественно на качественное усвоение графических знаний и эффективное их использование на практике. Применительно к профессиональной подготовке инженера-педагога она определяет графическую культуру как выражение зрелости и развитости продуктивно реализуемой в профессиональной деятельности системы качеств:
1) широкий графический кругозор и тезаурус, образованный системой графических знаний;
2) высокая продуктивность деятельности, основанная на системе графических умений и развитых на их базе способностей;
3) высокий уровень пространственного мышления, обеспечивающий процессы восприятия, структурирования, декодирования, графической информации профессионального характера;
4) интериоризированный ценностный комплекс графической области, обеспечивающий самоопределение, развитие и саморазвитие личности в профессиональной области [3].
Несколько односторонний взгляд на графическую культуру представил В.П. Молочков. Применительно к педагогике графическую культуру он рассматривает как «умение педагога создавать иллюстрации к опорным конспектам, умение рисовать и распечатывать на широком принтере блок-схемы, создавать плакаты, рисовать электрические принципиальные схемы и чертежи, умение оформить графикой книгу, статью в журнал, диссертацию, WEB страницу (сайт) в Internet, обычный или электронный учебник, умение создавать на экране ПК мультимедиа презентации и, используя проекционную панель, выводить их на большой экран и т.д.». Разработанная им концептуальная модель формирования графической культуры ориентирована на подготовку учителей, способных применять графические компьютерные технологии в учебном процессе общеобразовательной школы [4]. Следовательно, данная концепция направлена на развитие только одного из компонентов графической культуры. Она в основном нацелена на развитие медиакультуры будущих педагогов и отражает современную тенденцию в предъявлении информации, которая зачастую имеет графическую форму.
В связи с тем, что понятие «графическая культура» широко и многогранно, более правомерным будет рассматривать ее в широком и узком значении, как это делает В.В. Степакова [5, с. 5-8]. В широком значении - это «совокупность достижений человечества в области создания и освоения графических способов отображения, хранения, передачи геометрической, технической и другой информации о предметном мире, а также созидательная профессиональная деятельность по развитию графического языка». Формирование графической культуры есть процесс овладения графическим языком, который используется в различных областях деятельности (науке, технике, производстве и др.). На наш взгляд, данное определение является наиболее емким. В узком значении графическая культура представляет собой уровень совершенства, достигнутый личностью в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей.
Несмотря на то, что в отечественной педагогике термин «графическая культура» использовался, ощущается недостаток в работах, комплексно рассматривающих проблемы графической культуры как компонента профессиональной культуры с учетом новых парадигм науки, образования и культуры, способов владения ею, а также новых задач, которые должны решаться в рамках современного образования. В условиях поиска подходов и определений графической культуры, которая имеет интегративную основу, уместным является обсуждение различных ее аспектов -педагогического, психологического, политехнического
и профессионального - применительно к специальности 2808 «Моделирование и конструирование швейных изделий».
Педагогический аспект. Взяв за основу существующие в науке аксиологический, деятельностный, личностно-творческий подходы, перейдем к выработке понятия «графическая культура студентов».
Аксиологический подход включает ориентацию педагога на общечеловеческие, национальные и профессиональные ценности, ценностную направленность в педагогической деятельности. Ценности образования - это цели, значения, смыслы, идеальные формы педагогической деятельности, направленные на развитие человека на основе ценностных ориента-ций.
Иерархия ценностей, выявленная в результате анализа источников по проблеме ценностных ориентаций педагога, позволила установить, что ученые рассматривают образование, познание личности учителя и учащегося, их деятельность как профессиональные ценности: личность учителя, личность учащегося, общечеловеческие ценности, воспитательные ценности, духовные ценности, ценности педагогической деятельности и др. [6].
Под ценностями графической деятельности мы понимаем те ее особенности, которые позволяют конструктору-модельеру удовлетворять свои материальные и духовные потребности. Культурологическая направленность графической подготовки основана на ее роли в сохранении, генерации и трансляции духовно-культурных ценностей, в частности, представлений о графическом языке как синтетическом, имеющем различные системы (изобразительную, знаковую) отображения информации о трехмерных объектах, его зарождении, развитии и месте среди других языков, созданных мировой культурой. Следует учитывать ценность и значимость для каждого студента получаемых графических знаний и умений, что обеспечивает индивидуализацию и субъектностъ образования, способствующих непрерывному самообразованию и саморазвитию человека. Приобщение к графической культуре в процессе обучения предполагает осмысление личностью данных ценностей данной культуры. Приобщение к ценностям в образовательном процессе является средством присвоения личностью данных ценностей, а значит, средством ее развития и саморазвития. Таким образом, приведенный выше анализ позволяет заключить, что с аксиологических позиций графическая культура выступает как ценность.
Основываясь на мнении о том, что деятельность -основа, средство и решающее условие развития лично -сти, для теоретического анализа сущности культуры рассмотрим деятельностный аспект графической культуры студентов.
Деятельность представляется нам как целесообразное преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой такого преобразования служит труд. Графическая деятельность человека производна от труда и несет в себе его главную черту -творческое преобразование окружающего мира, в ходе чего человек преобразует и самого себя, будучи субъектом своего развития.
Определение соотношения понятий «познание» и «обучение» является важной проблемой педагогики, в том числе и для исследования деятельностного аспекта графической культуры. Познание как учебное, так и научное выступает в качестве одного из важных способов культурного творчества. Приведенные выше рассуждения согласуются с определениями С.Л. Рубинштейна понятий «учение» и «деятельность». Так, под учением он понимает «совместное исследование, проводимое учителем и учеником», а понятие «деятельность» рассматривает как «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» и отмечает следующие особенности учебной деятельности: субъектный характер; необходимость быть предметной, содержательной творческой и самостоятельной деятельностью [7].
Таким образом, на основании вышеизложенного и с учетом анализа деятельностного аспекта графической культуры мы определяем графическую деятельность студентов как культуротворческий процесс, направленный на создание нового, уникального и предполагающий диалог культур его субъектов.
На этом основании считаем важным представить в создаваемом нами определении графическую культуру студентов как динамический процесс, в котором личность не только потребляет ценности культуры, что указывает на ее связь с другими видами культур, но и создает, и обогащает материальную и духовную действительность с помощью графических знаний, умений и навыков.
Графическая деятельность - это всегда творчество. Она полностью соответствует определению творческой деятельности, данному Л. С. Выготским, в работах которого особенно ярко выступает проблема связи ценностей культуры с личностью и творческой деятельностью. Творчеством он называет «всякую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [8].
Мы используем определения творчества в соотношении с деятельностью, данные педагогами на основе логико-эвристического подхода. Так, в интерпретации В.Н. Соколова, творчество есть интеллектуальная деятельность человека, состоящая в производстве нового продукта или новых способов деятельности; творчество как форма познания нового основано и направляется логико-эвристической деятельностью; творчество первично по отношению к другим видам интеллектуальной деятельности; творчество является высшей и специфической формой деятельности и развития [9]. По определению А.В. Хуторского, «творчество - это всегда выход за рамки, за границы, это изменение существующих знаний, пониманий, норм, создание нового содержания, не включенного в программу усвоения» [10, с. 120-125]. Подобной точки зрения придерживаются И.П. Калошина, М.И. Мах-мутов, М.Г. Ярошевский и др. [11].
Работы С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.М. Матюшкина, Я. А. Пономарева, О. К. Тихомирова, в которых развиты основные положения психологии творчества мышления, позволили составить концеп-
цию развития творчества в культурно-историческом плане, что имеет для нас принципиальное значение для рассмотрения личностно творческого аспекта графической культуры студента и решения проблемы развития его творческого потенциала. И. А. Шаршов, развивая творческий аспект деятельности, считает, что так как в творчестве выражен синтез личностного и деятельностного начал при доминирующем значении первого, то для решения проблемы развития творчества применительно к личности необходимо подойти к проблеме ее саморазвития. Эту взаимосвязь И.А. Шаршов выражает в понятии «творческое саморазвитие», понимая под саморазвитием «сознательный процесс личностного становления с целью эффективной самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний» и выделяя в нем четыре функциональных блока: самопознание, самоорганизацию, самообразование, самореализацию [12, с. 20-45]. Все эти блоки присутствуют в графической деятельности.
Основную роль самореализации Н.Б. Крылова видит в нацеливании личности на максимальное раскрытие творческих способностей, на адекватное и гибкое поведение, на выполнение действий, соответствующих ожиданию значимых других и собственных задач, в раскрытии потенциала личности [13, с. 8889]. Очевидно, что в условиях графическо-творческой среды каждая личность независимо от уровня ее интеллектуального развития может максимально раскрыть свои творческие возможности, пройти путь творческой самореализации.
В ходе графической деятельности студент создает и реализует систему представлений о культурном познавательном пространстве, о своем месте и культурном содержании общения в нем, т.е. осуществляет культурное самоопределение. Вместе с самореализацией оно становится толчком к новым формам культурной познавательной активности. На этом основании можно утверждать, что графическая деятельность студента необходима для самоопределения и самореализации его личности, что в свою очередь отражает современные цели образования.
Вне социального взаимодействия, как считает Л. Н. Коган, культура лишь выступает потенциальной возможностью культурной деятельности [14]. Так, Р.Р. Кондратов отмечает, что «образовательная культура личности» не должна быть результатом «замкнутого интеллектуального совершенствования», а должна превратиться в способ практического действия и отношения к другим людям [15, с. 96]. Это высказывание можно отнести и к графической культуре личности. Субъект-субъектное взаимодействие в процессе обучения позволяет личности успешно входить в социальную жизнь. Поэтому графическая деятельность является также и средством осуществления процесса социализации личности.
Таким образом, самоопределение, творческое саморазвитие и социализация личности являются обязательным условиями и результатом графической деятельности, что позволяет использовать эти понятия для отбора в определение феномена графической культуры студентов.
Психологический аспект. Рассмотрение психологического аспекта графической культуры невозможно без учета положений о единстве обучении и психического развития личности при ведущей роли обучения, психологических закономерностей и специфических особенностей формирования графических знаний, умений и навыков, пространственного мышления. Именно на отмеченных положениях основывается развитие таких факторов технического мышления, как пространственное представление и пространственное воображение.
Ориентация человека во времени и пространстве на основе пространственных представлений - необходимое условие успешного понимания и активного преобразования действительности. Более высоким (по сравнению с пространственным представлением) уровнем развитого технического мышления является пространственное воображение. Оно способствует свободному манипулированию закрепленными в памяти представлениями об объектах. В развитии мышления и познавательных способностей обучаемых огромная роль принадлежит графической деятельности [16]. В процессе обучения графическим дисциплинам развивается наглядно-образное мышление, которое выделяется наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим.
При определенной направленности заданий на трансформацию и комбинирование исходных графических данных оперирование пространственными образами стимулирует логическое мышление. Наглядно-образное мышление в свою очередь способствует развитию технического мышления, так как является одним из его компонентов [17].
В процессе графической деятельности совершенствуется репродуктивное и продуктивное воображение, проявляющееся в создании объемных образов реального мира и построении новых (конструирование, совершенствование, преобразование и т.д.). Отмеченные интеллектуальные операции, задействованные в названных процессах, носят универсальный характер и могут быть применены в других формах и видах деятельности.
Сказанное позволяет увидеть универсальность графического знания и деятельности для развития познавательных способностей человека, расширения круга используемых мыслительных средств и умственных операций, что в свою очередь повышает адаптивные возможности человека.
Пространственное мышление связано с продуктивными формами деятельности человека: конструированием, изобразительным (графическим) научно-техническим творчеством [18]. Графическая деятельность способствует развитию творческого мышления, т.е. достижению одного из самых высоких уровней процесса интеллектуализации. Развитие творческой графической деятельности студентов необходимо при изучении всех разделов графических дисциплин, что обеспечивает применение знаний и тем самым завершает процесс их усвоения.
Перейти к системному видению, к постижению целых совокупностей связей в процессе деятельно -сти специалиста, по нашему мнению, невозможно
без активного развития пространственного мышления. Совершенствование образного восприятия помогает мысли подняться на новый уровень. Эстетическое, целостное видение способствует переходу в мышлении от категоричности, жесткости к относительности, гибкости, диалектичности. Таким образом, уровень профессиональной подготовки конструктора-модельера в большой мере определяется тем, насколько развито и подвижно его пространственное мышление.
Профессиональный аспект. С целью выявления профессионального аспекта графической культуры необходимо остановиться на рассмотрении сущностных характеристик профессиональной культуры и подходах к ее определению.
В педагогике, как правило, выделяются в профессиональной культуре следующие базовые элементы: а) профессиональные знания; б) профессионально значимые приёмы и навыки; в) профессиональные ценности.
Существующие подходы позволяют рассматривать понятия «профессиональная культура» в нескольких смыслах:
- уровень и условие профессиональной деятельности,
- состояние и свойство субъекта деятельности,
- результат целенаправленного процесса подготовки к профессиональной деятельности.
Е.С. Романова представила в своем исследовании психологический анализ и профессиограммы 99 популярных профессий, в том числе и модельера [19, с.21]. Она выделяет качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности, к которым относит способности и личностные качества, интересы и склонности.
Более продуктивным, на наш взгляд, является рассмотрение профессиограммы конструктора-модельера, в которой личностные качества разделяются на креативные, когнитивные и оргдеятельностные. К первым относятся воображение, оригинальность, творчество, прогнозирование, инициативность, интуиция, вдохновение т. д. Они имеют важнейшее значение, так как именно творчество является неотъемлемым качеством профессиональной деятельности и формой самореализации конструктора-модельера, а следовательно, и способом измерения культурного потенциала профессии. Ко вторым - логическое познание, системное видение объектов, умение задавать вопросы, обобщать, делать выводы и т.д., а к третьим - планирование, целеустремленность, работоспособность, способность к коммуникации, самооценка и т.д.
Следовательно, сущность профессиональной культуры конструктора-модельера заключается в выражении профессиональной зрелости и развитости продуктивно реализуемых в профессиональной деятельности совокупности качеств, включающих в себя:
- профессиональные знания (знание основных направлений моды, положений действующей нормативной документации, методики моделирования и конструирования одежды и т.д.);
- умения, навыки и развитые на их основе способности, позволяющие продуктивно осуществлять про-
фессиональную деятельность (умения создавать эскизы моделей, работать с технологической документацией, наличие творческих способностей и т.д.);
- пространственное мышление;
- совокупность личностных качеств (креативные, когнитивные и оргдеятельностные) и ценностей (проявление ответственности за выполняемую работу, положительное отношение к профессиональной деятельности, сохранение и передача накопленного опыта профессиональной деятельности и т.д.), эстетический вкус.
Таким образом, развивать профессиональную культуру конструктора-модельера - это значит развивать все её элементы, в том числе и систему ценностных ориентаций личности, так как идеальная модель профессиональной деятельности конструктора-модельера включает в себя не только факторы технико-технологического характера, но и социокультурные. Ведь конструктор-модельер создает людям необходимую среду, в которой они становятся добрее, счастливее и духовно богаче, дарит людям радость обновления, а поэтому он должен обладать развитым эстетическим вкусом, уметь легко ориентироваться в вопросах современной моды и адаптироваться к новым быстро изменяющимся условиям жизни, понимать специфику современной культуры.
Политехнический аспект. В различных отраслях промышленности усилилась тенденция схематизации, формализации изображений, замены наглядных изображений условными обозначениями с целью придания им более универсального значения. Возрастают требования к качеству знаний важнейших правил и способов выполнения чертежей, установленных государственными стандартами ЕСКД в связи с непрерывно усиливающейся ролью чертежа как международного языка техники. Графическая документация становится все более значимой в условиях широкого использовании компьютерной техники и перехода промышленности на безбумажную организацию единого информационного пространства. Особенности приема, опознания, переработки информации условно графического характера при работе с компьютерной техникой предполагают свободные преобразования пространственных образов в широком смысле.
Профессиональная деятельность специалиста требует от него умения ориентироваться в основных направлениях технического прогресса, умения разбираться в технике и технологии современного швейного производства, понимания конструкции изделий, пространственного отношения элементов в костюме. Такие дисциплины, как «Инженерная графика и перспектива», «Спецрисунок и художественная графика» -основа профессиональной подготовки конструктора-модельера, так как способствуют развитию технического мышления, приемов и способов «чтения» графической информации производственного характера (изображений деталей конструкции изделия, технологических процессов и т. д.). В настоящее время чертеж является основным документом, при помощи которого конструктор передает информацию о швейном изделии, а портной реализует ее в продукте своего труда. Неслучайно, Е.Л. Сурин отмечал, что «воображение
конструктора и выполняемый им чертеж постоянно находятся в диалектическом взаимодействии и взаимно дополняют друг друга, так как конструктор не может удерживать в сознании настолько ясные и устойчивые пространственные образы, чтобы оперировать ими в уме, не прибегая к чертежу. В этом отношении конструирование без чертежа можно было бы сравнить с игрой в шахматы не глядя на доску» [20]. Таким образом, путь к политехническим обобщениям лежит через широкое использование условных графических изображений и обозначений, воспроизводящих общие закономерности рассматриваемых объектов.
Графическая культура студентов как компонент профессиональной культуры выражает ведущие характеристики процесса становления специалиста, инициирует способности к творческой самореализации, определяет эффективность познавательной деятельности, способствует перенесению графических знаний, умений и навыков исследования в область познавательной и практической деятельности.
На основании вышеизложенного мы определяем сущность графической культуры будущего конструктора-модельера, являющейся компонентом профессиональной культуры специалиста, как его интегра-тивное качество, характеризующееся единством графических знаний, умений и навыков, ценностного отношения к результатам графической деятельности и обеспечивающее его профессиональное творческое саморазвитие.
Литература
1. Павлова А.А. Методические основы графической подготовки учителя труда и общетехнических дисциплин: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1992.
2. Курина В.А. Формирование графической культуры у будущего учителя технологии: Дис. . канд. пед. наук. Брянск, 1997.
3. Петров Ю.Н., Червова А.А, Лагунова М.В. Теоретические основы формирования графической культуры инженера-педагога. Н. Новгород, 2001. С. 108-109.
4. Молочков В.П. Концептуальная модель формирования графической культуры в вузе // Высшее образование сегодня. 2003. № 4. С. 54-58.
5. Степакова В.В. Методическое пособие по черчению. Графические работы: Кн. для учителя. М., 2001.
6. Педагогическая наука в России 20-го столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлин-ского. М., 1997.
7. См.: Дьяков А.А., Зайцев Н.И., Машненкова Л.П. Культура как способ реализации творческих возможностей человека // Введение в культурологию. М., 1995. С.70-80.
8. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., 1997.
9. СоколовВ.Н. Педагогическая эвристика. М., 1995.
10. Хуторской А. Выход из капкана: эвристическое обучение как реальность // Народное образование. 1999. № 9.
11. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983; Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1997; Яро-шевский М.Г. История психологии. М., 1985.
12. Шаршов И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента: Дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2000.
13. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2. М., 1995.
14. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
15. См.: Давыдов В.В., Арсеньев А.С. и др. Философ-ско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1994.
16. Ботвинников А.Д., Ломов Б.В. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников. М., 1979.
17. Вопросы совершенствования графической подготовки инженера-педагога // Сб. науч. тр. Свердловск, 1988.
18. Дембинский С.И., Кузьменко В.И. Методика преподавания черчения в средней школе. М., 1968.
19. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. СПб., 2004.
20. Сурин Е.Л. Роль пространственного воображения в практике конструкторской работы и в преподавании графических дисциплин во втузах // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. М., 1961.
Ставропольский государственный педагогический институт
9 ноября 2006 г.