янно порождая энтропию, служит источником саморазрушения, превращаясь из силы, противостоящей хаосу, в силу, его питающую. Отсюда становится ясно, сколь важно, чтобы противоречия развития стиля педагогической деятельности переживались преподавателем плодотворно.
Поскольку индивидуальный стиль деятельности представляет собой относительно устойчивый феномен, то трудно заранее предсказать, какое из возможных направлений в этой точке «выберет» система, по какому пути пойдет ее дальнейшее развитие - все это зависит от случайных факторов. Поэтому очень важна педагогическая помощь педагогу, находящемуся в неравновесном состоянии. Но следует отметить тот факт, что педагогическая помощь извне будет эффективна только при наличии сформированных внутренних условий, т. е. в зависимости от того, насколько педагог самостоятельно продвинулся вперед в процессе понимания необходимости изменения индивидуального стиля педагогической деятельности.
Поскольку мы характеризуем индивидуальный стиль педагогической деятельности как постоянную саморегулирующуюся систему, в которой поступающая извне информация обрабатывается в самоорганизующемся процессе, то именно активная роль внутренних условий, которые все более формируются и развиваются, определяет круг внешних воздействий. Из данного утвер-
ждения следует, что для эффективного воздействия на развитие индивидуального стиля педагога необходимо нарушить его статическую устойчивость и через бифуркацию перевести его в дина-мически-неравновесное, но поддающееся воздействию состояние саморегулируемого развития.
Самым сложным моментом является процесс создания возмущений для развития индивидуального стиля деятельности в нужном направлении. Самоориентация педагога на максимальное использование потенциала внутренней среды и непрерывное самообновление невозможны без творческого подхода преподавателя к саморегуляции стиля-системы.
Таким образом, в рамках синергетического подхода, индивидуальный стиль деятельности педагога представляет собой открытую саморегу-лируемую целостную систему, обеспечивающую свое развитие за счет активного использования как внутренних ресурсов, так и возможностей, определяемых условиями внешней среды. Данный подход не является отрицанием ни одного из существующих ныне в философской и психологопедагогической науке, но позволяет по-новому разрешить проблемы, связанные с развитием индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, с переходом его функционирования под воздействием «рычагов управления» (Г. Хакен) на более высокий уровень, связанный с более сложной организацией.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
И.А. Шаршов
Анализ исследуемой проблемы требует теоретико-методологического интегрального осмысления понятия «профессионально-творческое саморазвитие личности» в соответствии с лично-стно ориентированной направленностью образования. Для этого мы выстраиваем строгую родовую понятийную цепочку «саморазвитие» —> «творческое саморазвитие личности» -> «профессионально-творческое саморазвитие личности».
Саморазвитие, на наш взгляд, является высшим уровнем самодвижения, на котором происходят не хаотические, а направленные, осознанные изменения, приводящие к качественной трансформации элементов системы и их функций, сопровождаемые увеличением числа степеней свободы системы и появлением и усложнением новых динамических связей и взаимоотношений со средой. Диалектика взаимодействия внутрен-
них и внешних факторов детерминируется уровнем самостоятельности системы, точнее, уровнем ее самоорганизации. Чем более система самоор-ганизована, тем менее значительно влияние внешних факторов. Способность к самоорганизации прямо пропорционально определяет степень свободы системы, уровень ее автономности и устойчивости.
Процесс саморазвития является бесконечным, в то время как процесс самоорганизации, применительно к личности, без дополнительного уточнения будет иметь предел, определяемый отсутствием особых качеств разумной системы -механизмов самопознания. Выделяя самопознание в качестве первого относительно самостоятельного функционального блока саморазвития, необходимо отметить его неразрывную функциональную связь с самоорганизацией. Самоорганизация, надстраиваясь над механизмами самопо-
знания, носит исключительно сознательный характер: внутренняя цель формируется самой личностью; осуществляется саморегуляция между различными компонентами личности как системы; происходит выработка отношения к внешним целям и воздействиям. Представители синергетического подхода (H.H. Моисеев, И. Пригожин, Г. Хакен и др.) утверждают, что именно возможность сознательного выбора из различных вариантов лежит в основе саморазвития, способствуя появлению более совершенных форм самоорганизации.
Эффективное развитие личности обязывает рассмотреть не только средства получения личностью информации о себе (самопознание), планирования, обеспечения и контроля своего поведения (самоорганизация), но также механизмы и суть целеполагания личности и средства достижения результата. Особый аспект исследования представляет собой профессиональная самореализация как цель, условие и результат целенаправленного профессионально-творческого саморазвития личности в процессе обучения в вузе. Процесс самореализации подразумевает постановку целей, разработку планов, проектов и идей, а также владение способами их осуществления.
Полноценная самореализация личности с необходимостью предполагает предварительную стадию, на которой осуществляется педагогическая активность личности, направленная на себя, с целью не просто раскрытия имеющихся способностей, но и приобретения и развития новых для сознательного совершенствования личностью своих сущностных и потенциальных сил с целью «достроить» себя до идеального образа («самообразование») как целостной личности, способной к творческой самореализации. Для этого мы выделяем предшествующий самореализации относительно самостоятельный блок механизмов саморазвития - самообразование, включающий в себя процессы самообучения и самовоспитания.
Таким образом, саморазвитие личности -это сознательный процесс личностного становления с целью эффективной самореализации на основе внутренне значимых устремлений и внешних влияний. Разнообразные механизмы процесса саморазвития соединены нами в четыре функциональных блока-стадии: самопознания, самоорганизации, самообразования и самореализации. В целостной структуре функциональных блоков саморазвития личности в качестве способов мы рассматриваем творчество и интеллект.
Необходимость интеллектуальной составляющей вызвана реальным положением дел в образовательном процессе в вузе: учебно-профессиональная деятельность студентов основывается преимущественно на интеллектуальной деятельности, предполагая высокую степень умственного развития личности. В условиях саморазвития лучшие шансы имеют те студенты, которые обладают более совершенным интеллектом.
Особый интерес в этой связи представляет творчество как педагогический феномен. Саморазвитие возможно и на репродуктивном уровне, при отсутствии творческой направленности деятельности. Если в философском смысле саморазвитие подразумевает те или иные изменения в личности, появление чего-то нового (признак творчества), то в педагогическом плане простые изменения не могут считаться проявлением творческой активности. Таким образом, мы рассматриваем творчество как важнейший способ эффективного саморазвития, определяющий его созидательную сущность.
Все вышеизложенное позволяет нам утверждать существование интегрального понятия «творческое саморазвитие личности» (ТСЛ). Оно является определенной структурно-процессуальной характеристикой личности, которую можно представить и как процесс повышения эффективности процессов «самости», и как уровень и особое качество личности (как способность к творческому саморазвитию).
Подобная интерпретация позволяет нам ввести понятие пространства творческого саморазвития личности, располагающегося в многомерном пространстве личностных качеств, ценностей и способностей. Для наглядности укрупним базис пространства: в качестве базисных векторов возьмем саморазвитие, творчество и интеллект. На самом деле эти понятия сами являются многомерными образованиями, то есть некими подпространствами меньшей размерности в том же пространстве ТСЛ.
Саморазвитие (Q
Рис. 1. Пространство творческого саморазвития личности
Творческое саморазвитие личности - это
интегративный творческий процесс сознательного личностного становления, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активнотворчески воспринятых внешних факторов. Процесс ТСЛ, как форма существования личности на определенном этапе ее становления, затрагивает все внутренние сферы человека и находит свое выражение во всех личностных проявлениях: в активности, деятельности, общении и т. п.,
что, в свою очередь, способствует формированию дальнейшей мотивации творческого саморазвития. При анализе особенностей этого процесса для студентов мы подразумеваем его профессиональную направленность.
Тогда профессионально-творческое саморазвитие личности (ПТСЛ) студента - это творческое саморазвитие его личности в учебном процессе вуза, обеспечивающее дальнейшую творческую самореализацию в профессиональной деятельности. ПТСЛ осуществляется посредством механизмов самопознания, самоорганизации, самообразования как стремление к про-фессионально-творческой самореализации, используя творчество и интеллект в качестве способов интенсификации этого процесса.
Профессиональная компетентность формируется на базе общего личностного развития (образования) и для дальнейшего культурного становления и формирования его индивидуального стиля деятельности. Структурно ПТСЛ является подпространством пространства ТСЛ, и его модель может быть построена в той же трехмерной системе координат с учетом профессиональной ориентации каждой оси. Точка в пространстве ПТСЛ отражает состояние профессиональнотворческого саморазвития личности в данный момент, определяемое степенью выраженности качеств-координат. Для построения наглядной модели процесса ПТСЛ мы определяем ключевые стадии всех трех базовых процессов в пространстве ПТСЛ (саморазвития, интеллекта и творчества), пространственные пересечения которых дадут представление об их интегральном взаимодействии.
Рассматривая саморазвитие как структурнопроцессуальную характеристику личности, мы можем провести параллель между выделенными нами функциональными блоками саморазвития и стадиями реализации саморазвития как процесса. В качестве таких блоков-стадий формирования способности к саморазвитию возьмем самопознание, самоорганизацию, самообразование и самореализацию, имеющие профессиональную направленность. Для творчества и интеллекта мы также предлагаем несколько относительно самостоятельных блоков-стадий, каждый из которых раскрывает определенную грань понятий «творчество» и «интеллект» и дает представление о динамике соответствующего профессионального роста. Для осей творчества и интеллекта в пространстве ПТСЛ реализуем принцип взаимной дополнительности соответствующих качеств на одноименных стадиях, синхронизируя их со стадиями по оси «саморазвитие».
Первыми стадиями интеллекта и творчества назовем взаимодополняющие личностнопрофессиональные особенности: рациональноматематическое мышление (в том числе пространственное) и творческое воображение соответственно. Так же, как самопознание является
фундаментом саморазвития, так и эти способности являются основой становления интеллектуальной и творческой личности специалиста.
В факторных моделях интеллекта, а также в тестах на интеллект в обязательном порядке присутствуют математический и (иногда в качестве отдельного) пространственный факторы, причем, во многих теориях они являются определяющими. Но реально в процессе обучения в вузах эти способности развиваются только на специальных факультетах, лишая студентов гуманитарных факультетов математической составляющей как мощного средства саморазвития профессионально-значимых качеств.
Стадия рационально-математического мышления подразумевает развитие не только арифметических способностей, но и пространственного воображения, что имеет непосредственную связь с творческим воображением. Последнее мы понимаем как способность личности к созданию новых образов, структур, идей, связей посредством сочетания или рекомбинации ранее известных элементов. Таким образом, творческое воображение основано на оперировании наглядными мыслительными моделями, но при этом имеет черты опосредованного, обобщенного познания и абстрактных представлений, объединяющие его с мышлением. Важно, чтобы образное воображение интегрировалось с рационально-математическим с целью их полноценного взаимного развития. Это взаимодействие мобилизует интуицию и наблюдательность, критическое отношение к изучаемому, умение обобщать, логику, точность, способность к моделированию, способности генерировать идеи, анализировать и отстаивать свое мнение, систематизировать знания и т. п.
В качестве вторых стадий интеллекта и творчества отметим память (смысловую и образную соответственно). В мнемонической деятельности сокрыты и интеллектуальный, и творческий аспекты. Г.К. Середа характеризует память как непрерывный, никогда не прекращающийся процесс «самоорганизации» индивидуального опыта человека. То есть профессиональная память организует и реконструирует добытые знания.
Смысловая память, присущая в большей степени интеллектуальной личности, выделяется на основе взаимосвязи памяти с мышлением и заключается в том, что информация подвергается активной мыслительной обработке, логическому анализу и синтезу, установлению взаимосвязей, обобщению и т. п. Смысловая память относится к преднамеренным мыслительным процессам: субъект сознательно ставит цель, задачу на запоминание, обеспечивая волевую регуляцию процессов памяти. Образная память определяется связью памяти с восприятием и воображением и обычно разделяется на отдельные виды, в зависимости от типа анализатора: на зрительную, слуховую, вкусовую, осязательную и обонятель-
ную память. На наш взгляд, более удачной характеристикой памяти является не источник информации, а объект памяти. Если смысловая память имеет дело с понятиями, словами, то образная, понятно, оперирует образами. При этом образная память зачастую имеет непроизвольный характер, вызывая возникновение неожиданных ассоциаций; ей присуща эмоциональность, что является дополнительным мощным фактором запоминания. Для эффективного профессионально-творческого саморазвития необходимо пользоваться всеми видами памяти в совокупности, осуществляя их взаимодополнение.
Третьей стадией интеллекта назовем отмечаемые всеми исследователями вербальные способности, которые тесно коррелируют с общей культурой личности и академической успеваемостью. К вербальным способностям мы относим семантическое понимание, способности к словесным аналогиями, умение определять и объяснять понятия, речевую беглость, адекватный словарный запас (профессиональную 1рамотность) и т. п.
Для творчества в качестве третьей стадии выделим дуальный по отношению к вербальным способностям способ самовыражения и самообразования - актерское искусство. При подготовке специалиста полезно использование в образовании основных приемов системы К.С. Станиславского, совершенствующих искусство перевоплощения, речевую импровизацию, мимику, жесты и т. п. Причем, в отличие от актера, в творческом арсенале саморазвивающейся личности должно быть больше ролей, ее поведение должно быть более гибким и изобретательным. Актерские приемы творческого перевоплощения обогащают возможности самопознания личности и средства профессионального общения.
Наконец, четвертыми стадиями интеллекта и творчества назовем логику и интуицию соответственно. Подобно тому, как самореализация является одновременно стадией и промежуточной целью саморазвития, по достижении которой начинается новый виток бесконечного процесса саморазвития, так и логические и интуитивные способности выступают непосредственно качествами, присущими интеллектуальной и творческой личности на определенных этапах ПТСЛ, а также целями этого процесса, которые заключаются в
умении личности на практике решать профессиональные проблемы и задачи.
Логика, являясь высшим проявлением интеллектуального мышления, выступает, в то же время, точкой отсчета для интеллектуального развития на более высоком уровне профессионального самосовершенствования. Аналогично, интуиция трактуется и как скрытая в глубинах бессознательного первопричина творческого акта (А. Бергсон, Н.О. Лосский, 3. Фрейд и др.), то есть с необходимостью сопровождает все предыдущие стадии творчества, и как специфический механизм творческого процесса, не сводимый к дискурсивному мышлению. Профессиональная интуиция считается высшим проявлением компетентности, являясь специфическим творческим механизмом выхода за границы сложившихся профессиональных стереотипов.
Построим модель ПТСЛ, изобразив соответствие стадий трех координатных составляющих в пространстве ПТСЛ.
Рис. 2. Модель профессионально-творческого саморазвития личности (ПТСЛ)
Пространственная модель ПТСЛ является динамической, поскольку процесс профессионально-творческого саморазвития в ней схематически можно представить как движение личности от точки О, отвечающей минимальной выраженности базовых качеств и способностей (или от того действительного состояния ПТСЛ, на котором в данный момент находится личность), к вершине куба, соответствующей достижению четвертых стадий по всем направлениям. Осуществление этого движения индивидуально для каждого студента.
^ " Саморсалиіиіція
НІ ~ Самообразование
Самооргантялня
Самоіншіанме
И игу миля І---Л опое ж
----- Вербальные способности
----- Смисл о пая намить
----- Раиноналыю-матсматческое мышление