УДК 31
Бымбыгыденова Соелма Баировна
аспирант кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета
О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ КЛАССИЧЕСКОГО СПОРТА И НАЦИОНАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ ИГР БУРЯТ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Bymbygydenova Soelma Bairovna
PhD student, Political and Social Sciences Department,
Buryat State University
CONCERNING THEORETIC RESEARCHES OF CLASSICAL SPORTS AND NATIONAL SPORT GAMES OF BURYATS: SOCIOLOGICAL ANALYSIS
Аннотация:
В статье представлен теоретический анализ социологической литературы в области исследований современного классического спорта и национальных спортивных игр бурят. Отмечена недостаточная изученность и отсутствие обобщающих работ по рассматриваемой проблематике с социологической точки зрения, конкретно работ по бурятским национальным спортивным играм.
Ключевые слова:
спорт, национальные виды спорта, «бухэ барил-даан», физическая культура, социализация, социологический анализ, «эрын гурбан наадан».
Summary:
The article presents a theoretical analysis of the researches concerned with the classic sports and national sport games of the Buryats during the modern times. The author emphasizes insufficient state of exploration and lack of generalized works regarding the range of problems under the consideration from the sociological perspective, in particular, dealing with the Buryat national sport games.
Keywords:
sport, national sport, “buhe barildaan", physical education, socialization, sociological analysis, “eryn gurban naadan".
В условиях современного общества классический спорт и национальные спортивные игры как явление общественной жизни получают все большее распространение. Подтверждающим фактором служит изучение классического спорта и национальных спортивных игр с экономической, политической, правовой, психологической, педагогической и социологической стороны.
Еще с древнейших времен к понятию спорт были неравнодушны многие ученые и науки, так как спорт был не только культурно-зрелищным явлением, но и выполнял важнейшие социальные функции.
Если рассматривать Древнюю Грецию (на примере пифагорейской школы), то она славилась гармонией физического и интеллектуального развития. Нельзя не вспомнить и о спортивных состязаниях гладиаторов Рима, спартанцев, великий Колизей и многое другое. Данные обстоятельства говорят о высоком месте спорта в жизни любого времени и общества.
Наконец, вся эллинистическая система воспитания и обучения строилась на гармонии интеллектуального и физического развития. Великий ученый не мог не быть великим спортсменом, что подтверждают примеры Платона, Архимеда, Плутарха и многих других, являющихся примером подражания тех времен и не только.
Известно, что Олимпийские игры имели огромное значение в культурно-массовой жизни народа. В дни проведения Игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции. На Олимпийские празднества собиралось до 45-50 тыс. зрителей, среди которых были знаменитые философы, историки, поэты. В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон - в панкратионе, Гиппократ занимался борьбой и гонках на колесницах [1].
В это время здесь шла бойкая торговля, заключались торговые сделки, гости общались с представителями других стран, знакомились с развитием ремесел и земледелия, разнообразными обычаями и религиозными обрядами, слушали философов, историков, поэтов, музыкантов и служителей религиозного культа. В общественно-политической и культурной жизни Греции периода расцвета олимпийские праздники играли очень большую роль, способствуя объединению полисов - городов-государств. За месяц до Игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие - экехерия: прекращались всякие распри между полисами, никто не имел права вступать на землю Олимпии с оружием в руках [2].
Таким образом, тенденция огромной значимости спортивных игр как культурно-массового зрелища, социально-культурного явления наблюдается еще с древнейших времен. Спортивные
игры наряду с философией, театром, музыкой, изобразительным искусством играли также важную роль в образовании и воспитании населения.
Не только в Древней Г реции развивался спорт, но и во многих других государствах. Так, например, при правительстве Чингисхана проводились массовые спортивные соревнования по стрельбе из лука, по конным скачкам и по борьбе. Основной целью данных мероприятий было выявление наиболее сильных богатырей. Не секрет, что данные мероприятия проводились для популяризации военного дела и в оборонительных целях от внешних нападений. Каждый хан выставлял своего «батыра» на соревнование, выигравший получал материальный приз и народное признание.
До XIX в. как таковое понятие «спорт» не существовало. Лишь в Англии данное определение укоренилось, выступая одним из важнейших досуговых видов деятельности. Если раньше спорт имел зрелищное направление, то на сегодняшний момент он все больше понимается как процесс воспитания, социализации и развития.
Прежде чем рассмотреть историковедческие проблемы классического спорта, необходимо проанализировать понятие спорта. Так, в словаре «Термины, понятия, определения в физической культуре, спорте и туризме» понятие «спорт» толкуется двояко. Первое толкование определяет спорт как составную часть физической культуры, включающую в себя процессы систематической тренировки, подготовки и участия в спортивных соревнованиях. Второе - как специализированную область деятельности, связанную с выполнением и демонстрацией физических возможностей человека.
В свою очередь, физическая культура выступает составной частью общей культуры, сферой социально-культурной деятельности, представляющей собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, совершенствования его двигательной активности, направленной на укрепление его здоровья и способствующей гармоничному развитию личности. Но помимо данного определения, выделяется второе: физическая культура представляет собой часть культуры человека и общества, использование человеком двигательной деятельности для улучшения его физического состояния.
Таким образом, со временем спорт значительно модифицировался: появились науки, изучающие спорт с разных точек зрения (социология, психология, педагогика и др.), научные труды многих ученых и специалистов, появились федерации по определенным видам спорта (федерация вольной борьбы, федерация самбо и т. д.) и др.
Первые работы по социологии спорта были представлены еще Эмилем Дюркгеймом. В своих работах он рассматривал спорт как социальный факт, а также как способ действия, распространенного на всем протяжении истории данного общества, имеющего в то же время свое собственное существование, независимое от индивидуальных проявлений [3].
Спорт в целом включен в систему межличностных, межколлективных и глобальных межче-ловеческих отношений. Данное обстоятельство позволяет рассматривать его как отдельный социальный феномен и трактовать понятие «спорт» в широком смысле как специфические межличностные отношения, возникающие на основе соревновательной деятельности.
Рассматривая вопросы классического спорта с социологической точки зрения, следует отметить, что современный период общественного развития в России характеризуется социальной нестабильностью, нарастанием уровня конфликтности общественных отношений, снижением общего уровня жизни и качества жизни. В результате реформ государство утратило свои позиции во многих сферах общественной жизни. Эти факторы предопределили ситуацию в современном российском спорте и оказали влияние на позиции спорта как агента социализации.
Перестройка общественного строя, охватившая многие сферы социальной жизни, включая и спорт, в комплексе с отсутствием целенаправленной политики государства в этой сфере, обернулись разрушением структуры управления массовым спортом, выведением спорта из приоритетных установок населения на уровне массового сознания. За десятилетие реформ в масштабе страны оказались разрушенными и перестали работать тысячи спортивных площадок, не финансируется деятельность ряда спортивных школ. Данные обстоятельства в настоящее время оборачиваются катастрофическим снижением показателей здоровья среди молодежи.
Все это неблагоприятно сказывается на социальном развитии и становлении молодежи. Подробно спорт как агент социализации и как аспект социального развития и становления личности рассматривали ученые В.Г. Бауэр, Н.Н. Визитей, О.А. Мильштейн, А.С. Лебедев, Л.И. Лу-бышева, Н.И. Понамарев и др.
В.Г. Бауэром проанализирована социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях России. В своих работах он акцентирует внимание на роли спорта как усиливающего фактора воздействия на социум и подчеркивает важные социальные функции.
В настоящее время во многих развитых государствах мира спорт оказывает значительное влияние на процесс социализации молодежи. Также изучением спорта как социального явления занимается ученый Н.Н. Визитей [4].
О.А. Мильштейн изучает социальные аспекты физического совершенствования личности, а также спорт как агент социализации личности. Социализирующая роль спорта, осуществляемая посредством вовлечения социализирующихся индивидов в спортивную деятельность и активно воздействующая на разные стороны развития личности, по-разному проявляется в разных странах и обществах, но в целом от уровня включенности спортивной деятельности в социализацию зависит эффективность самой социализации как процесса [5].
В работах А.С. Лебедева рассматривается спорт не только в социальном аспекте или как агент социализации личности, но и конкретно изучены социокультурные функции спорта, а также гуманистическая сущность современного спорта.
Несомненный вклад в социологическую науку внесла Л.И. Лубышева. Ею изданы учебные пособия по социологии физической культуры и спорта, в том числе в системе физкультурного образования [б].
Н.И. Пономаревым написаны учебные пособия по основам социологии физической культуры, а также труды о социальных функциях физической культуры и спорта. Немалый интерес представляет издание «Физическая культура как элемент культуры общества и человека». Автор посвятил проблеме влияния спорта на процессы социализации раздел своей монографии «Социальные функции физической культуры и спорта» (1974), ставшая одной из фундаментальных работ, раскрывающих природу физической культуры и спорта, их место в обществе, особенности взаимоотношений с другими общественными явлениями, закономерности возникновения, развития и функционирования спорта. Н.И. Пономарев рассмотрел ряд проблемных вопросов влияния физической культуры и спорта на формирование целостной, всесторонней развитой личности [7].
Как свидетельствуют многочисленные труды, влияние спорта на культурную, социальную, экономическую жизнь любого общества во все времена было значительным.
С древнейших времен складывались и национальные виды спорта, национальные спортивные традиции, национальные спортивные игры, которые также выступали основным видом досуга и зрелищным мероприятием любого народа. Они совершенствовались по мере хозяйственной деятельности человека, по мере совершенствования его разума. Национальные спортивные традиции зависели от многих факторов: ландшафта, климата, природы и т. д.
Все виды национального спорта были направлены на развитие у молодежи физических и духовных качеств: физической силы, выносливости, ловкости, меткости, на развитие способности разума анализировать множество данных и т. д. Кроме того, многие виды национального спорта были направлены на воспитание у молодежи воли к достижению цели, на единение с природой, культурой других народов [8].
Данные свидетельствуют о том, что процессы взаимного культурного влияния и культурного общения оказывают большое влияние на характер самих игр как одного из важных средств духовного развития людей. Нужно отметить, что у каждого народа были свои спортивные игры, состязания, мероприятия, которые в дальнейшем именовались как народные игры или национальные игры.
Для более содержательного изучения источниковедческой проблемы национальных спортивных игр нами проанализирован термин «национальные виды спорта». В словаре А.Н. Блеера по терминологии спорта под национальными видами спорта поднимаются виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся в пределах одного субъекта РФ или одной страны.
Научных трудов о национальных спортивных играх бурят и по сей день недостаточно, так как они развивались на самодеятельных началах. Поскольку не существовало никаких органов управления этими процессами, самобытная народная практика воспитания не могла оформиться в развитую систему.
Теоретическое изучение роли и влияния национальных спортивных игр на социально-культурное развитие молодого поколения в Республике Бурятия находится на начальной стадии изучения, недостаточно научных разработок на данную тему. Указанными обстоятельствами объясняется пока еще явно неполная ее изученность.
К исконным традиционным спортивным играм бурят относят: «бухэ барилдаан», «Иуур харбаан», «шагай наадан», «Иээр шаалган», «мори урилдаан», «шатар» и др. Но на современном этапе развития общества сложились в культуре бурят три вида спорта - национальная борьба, стрельба из лука и конные скачки, именуемые «Эрын гурбан наадан», отражающие в своем содержании кочевой образ жизни.
В ходе теоретического анализа мы установили, что у степных народов испокон веков существуют схожие виды спорта: стрельба из лука, конные скачки и борьба с незначительными расхождениями в правилах. К примеру, у якутов, казахов, бурят развиты индивидуальные виды спорта: национальная борьба, стрельба из лука и конные скачки. Это явление не случайно, ведь «Три игры мужей» олицетворяют дух множества, силы и ловкости, которые так необходимы были для трудовой, военной, хозяйственной деятельности.
Так, в работах Шахмадурова борьба - совокупность нескольких видов спорта, объединенных одним общим критерием - единоборством двух спортсменов в захвате. Принято различать международные и национальные виды борьбы. У каждого народа есть свой вид национальной борьбы, так например, гюлеш - азербайджанская национальная борьба, кох - армянская, чидаоба - грузинская, кошти - иранская, казахша-курес - казахская, куреш - киргизская, трынтэ - молдавская, гуш-тингири - таджикская, куряш - татарская, гюреш - турецкая, гореш - туркменская, кураш - узбекская, хапсагай - якутская, сумо - японская и т. д.
В условиях Средневековья, когда стала формироваться бурятская нация, физическое развитие являлось основным элементом жизнедеятельности человека. Физическая подготовка, особенно в тот период, составляла один из важных элементов выживания человека в суровых природно-климатических условиях. Первоначальное знакомство с физическими упражнениями у детей осуществлялось через элементы игровой и трудовой деятельности. У бурятского народа принято с малолетства приучать мальчиков к мужскому труду, а девочек к женскому.
В ходе развития бурятской культуры и этноса национальные виды спорта присутствовали всегда, так как они были необходимы в военном деле, в хозяйстве. Этнограф М.Н. Хангалов (1958) писал: национальные виды спорта начали развиваться в дореволюционный период, в рамках проведения молебнов: религиозные обряды сопровождались национальными играми, танцами, борьбой, стрельбой из лука, устраивались скачки и бега рысаков.
Профессор Б.Д. Санданов отмечал, что состязания были связаны с культом гор (шаманское верование). Сначала на вершине горы «обо» совершались богослужения, затем все участники спускались с горы, и начиналось пиршество и состязания. Обязательную часть праздника составляли три игры мужей: «бухэ барилдаан», стрельба из лука, конные скачки [9].
На сегодняшний момент значительные исследования представлены работами таких ученых, как В.А. Фомин, Г.Н. Манжуев, И.Б. Тугутов, М.Н. Хамгушкеев, Х.-Ц.Д. Гомбожапова,
С.В. Калмыков, Г.Б. Бардамов, В.В. Павлов, А.И. Антропов, Д. Амоголонова, Б.Д. Санданов, В.Д. Дашинорбоев и др.
Б.Д. Санданов в работе «Стрелы летят в цель» описывает особенности национального вида спорта - стрельбы из лука, акцентирует внимание на истории его развития в Республике Бурятия. С.Ц. Гомбожапова анализирует системное развитие этого вида спорта.
Г.Н. Манжуев рассматривает роль общекультурных и спортивных праздников в развитии и консолидации бурятского народа. Он делает акцент на развитии бурят-монгольского троеборья «Наадан», пропагандирует бурят-монгольские праздники «Сурхарбан» и «Алтаргана». Вместе с тем он обращает внимание на исторические моменты развития культурно-спортивных праздников монголоязычных народов [10].
Особый интерес в сфере развития национальной борьбы вызывают работы В.Д. Дашинор-боева, Д.В. Цыбикдоржиева. В.Д. Дашинорбоев подробно рассмотрел особенности национальной борьбы у народов России, СНГ, Азии. Д.В. Цыбикдоржиев изучил историю и этнографию национальной борьбы монгольских народов [11].
М.Н. Хамгушкеев непосредственно рассматривает роль национальных игр в учебно-воспитательном процессе. Д. Амоголонова в своей статье «Религия в конструировании современной бурятской национальной идеи» рассматривает религиозную принадлежность в качестве одной из характеристик особенностей национального образа. Конкретно религия выступает в качестве целостного механизма национального возрождения и стрежня национальной идеи. В ее работах подробно рассматриваются роль «Трех игр мужей» не только с точки зрения оздоровления населения, но и как понимание сокровенного учения Будды, к его срединному пути в Мадхьямике. В пропаганде национальных видов спорта бурят огромную роль занимает Буддийская традиционная сангха России. Ни один религиозный молебен не обходится без проведения мероприятий с национальными видами спорта, в основном - это национальная борьба, стрельба из лука, конные скачки.
В свою очередь, Г.Б. Бардамов рассматривает не только системные принципы управления физической культурой и спортом в вузах, но также глубоко исследует аспекты возрождения национальных игр и состязаний в рамках физкультурного образования. Здесь необходимо подчеркнуть совместные работы Г.Б. Бардамова с В.А. Фоминым о возрождении традиционных культур и традиций народов Бурятии в системе состязательной деятельности. Особый интерес в его работах связан с
этнической характеристикой индивидуального стиля деятельности спортсмена-борца. В.А. Фомин исследует исторические проблемы развития национальных видов спорта, а на региональном уровне -развитие спорта и национальных видов спорта бурят («Спортивная Бичура»). Работа «Золотая колыбель» посвящена истории развития национальной борьбы в Республике Бурятия.
Таким образом, мы усматриваем недостаточную разработанность с социологической точки зрения проблемы национальных спортивных игр и отмечаем необходимость ее более глубокого осмысления. Безусловно, есть труды ученых об истории развития национальных видов спорта, о внедрении их в учебный процесс, о значимости их в консолидации бурятского народа и т. д. Но на сегодняшний момент отсутствуют обобщающие работы по рассматриваемой проблематике, и это связано в первую очередь с тем, что в социологическом контексте данная тема в изучении является новым направлением.
Ссылки:
1. Бальсевич В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. 1996. № 10. С. 39.
2. Там же.
3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта. М., 2004. 235 с.
4. Бауэр В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России // Теория и практика физической культуры. 2001. № 1. С. 50.
5. Мильштейн О.А. Социальная сущность спорта как фактора формирования личности // Социально-педагогические проблемы физической культуры и спорта. Малаховка, 1988. С. 59.
6. Лубышева Л.И. Указ. соч.
7. Понамарев Е.И. Спорт и социальная дифференциация российского общества // Актуальные проблемы социального функционирования транзитивного общества : соц. очерки. Ростов на/Д., 2002. С. 85.
8. Бымбыгыденова С.Б. Национальные виды спорта как средство социально-духовного развития молодого поколения // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 5. Психология, социальная работа. 2013. С. 87.
9. Санданов Б.Д. Стрелы летят в цель. Улан-Удэ, 1989.120 с.
10. Манжуев Г.Н. История и современность культурно-спортивных праздников монголоязычных народов (на примере Бурятии) : монография. Улан-Удэ, 2008. 152 с.
11. Цыбикдоржиев Д.В. История и этнография о национальной борьбе монгольских народов. Удан-Удэ, 2000. С. 9.