программы руководителей практики, проводят социологическое исследование об уровне готовности современной молодежи к семейной жизни.
III этап реализации программы:
- проведение научно-практической конференции «Молодежь. Семья. Общество», где будут представлены отчеты волонтеров о реализации программы, итоги социологических исследований по данной проблеме, научные доклады студентов, разрабатывающих проблемы семьи и молодежи.
- выпуск научно-методической литературы по итогам программы.
Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует целостная система подготовки молодежи к семейной жизни, это ведет к отрицательным социальным последствиям в обществе и негативно сказывается на самом институте семьи. Таким образом, необходимость добрачной подготовки современной молодежи как фактора дальнейшей стабильности семьи, особенно на первом этапе ее жизнедеятельности, становится очевидной. Программа, предлагаемая нами, во-первых, сможет информировать молодежь о наиболее важных аспектах семьи и брака. Во-вторых, будет способствовать формированию и укрепление мотивации создания собственной семьи в будущем, поможет осознать молодым людям необходимость создания семьи. В-третьих, сформирует у молодых людей готов-
ность к вступлению в брак и воспитанию будущих детей.
Литература
1. Абзаева А.П. Доклад на аппаратном совещании социального блока о количестве браков и разводов за январь-август 2012 г. по Республике Бурятия (Управление ЗАГС Республики Бурятия).
2. Буртонова И.Б. Воспитательный потенциал семьи в системе социально-педагогической работы дошкольного учреждения // Вестник БГУ. Вып.5. - 2012. - С.176-182.
3. Вершинин В.С. Брачный возраст: конфликт природы и общества // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 193.
4. Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. - М., 2006. - 176 с.
5. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. - М.: Институт социологии РАН, 2008. - 289 с.
6. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация социальной защиты семьи, женщин и детей. - М.: Академия, 2005. - 214 с.
7. Красовский Б.П. Выбор брачного партнера // Социс. - 2004. - №12. - С. 89-92.
8. Лагойда Н.Г. Современная студенческая семья: особенности и проблемы функционирования // Вестник БГУ. - 2009. - Вып. 5. - С. 247-254.
9. Лагойда Н.Г. Изучение истории семьи и ее значение для современной молодежи // Вестник БГУ. - 2008. -Вып.5. - С. 225-232.
10. Савинов Л.И. Семьеведение. - Саранск. Изд-во Мордовского университета, 2005. - 256 с.
11. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. - М.: Просвещение, 2001. - 144 с.
12. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы (Социально-демографическое исследова-
ние).- М.,2008.- 189 с.
Лагойда Наталья Григорьевна, кандидат философских наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]
Lagoida Natalya Grigorevna, candidate of philosophical sciences, associate professor, department of social work, Buryat State University. E-mail: [email protected]
УДК 316.74:796 © С.Б. Бымбыгыденова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
(на примере факультета «Физическая культура и туризм»
Республиканского многоуровневого колледжа)
В статье рассматриваются национальные виды спорта как средство социально-духовного развития молодого поколения.
Ключевые слова: национальные виды спорта, социально-духовное развитие, молодежь, национальная борьба, стрельба из лука, конные скачки.
S.B. Bymbygydenova NATIONAL SPORTS AS MEANS OF SOCIAL AND SPIRITUAL DEVELOPMENT OF YOUNG GENERATION
(on the example of the faculty “Physical culture and Tourism” of the Republican multi- level college)
The article deals with the peculiarities of national sports as means of social and spiritual development of young generation Keywords: national sports, social and spiritual development, youth, national wrestling, archery, horse racing
Национальные спортивные игры в современном мире играют важную роль во многих социальных процессах и явлениях. Как социальное явление, вошедшее в жизнь стран всего мира, они оформились относительно недавно, тем не менее современное общество невозможно представить без спорта. Развиваясь вместе с обществом, национальные спортивные игры стали выполнять многие значимые социальные функции.
Например, изначально люди занимались национальными видами спорта из-за трудового, эстетического и духовного блага. Но со временем значение спорта модифицировалось в культурно-зрелищное, социально-духовное направление.
На сегодняшний момент значительный интерес и практическую значимость в рамках изучения данной темы представляют работы Г.Н. Манжуева, Б.Д. Сандакова, И.Б. Тугутова, М.Н. Хамгушкеева, Х-Ц.Д. Гомбожаповой, С.В. Калмыкова, Г.Б. Бардамова, В.В. Павлова, А.И. Антропова, а также работы В.А. Фомина [3, с. 5-6]. Г.Н. Манжуев подробно анализирует роль общекультурных и спортивных праздников в развитии и консолидации бурятского народа [4, с. 34-37]. В.А. Фомин, в свою очередь, изучает историю развития национальных видов спорта в Республике Бурятия, а также занимается исследованием возрождения народных традиций [7, с. 26-28]. М.Н. Хамгушкеев рассматривает роль национальных игр в учебно-воспитательном процессе [9, с. 18-23].
Анализируя научные труды и публикации о национальных спортивных играх как о средстве социально-духовного развития студентов, необходимо отметить, что вопросы по этой проблематике не достаточно разработаны.
В настоящее время наблюдается глубочайший духовный кризис человечества. Во многих странах, независимо от общественного строя, нарастают такие явления, как алкоголизм, наркомания, преступность, духовно-нравственная деградация. Материальный достаток не решает проблемы и не устраняет кризис, корни которого достаточно глубоки. Прагматический уклон современной цивилизации привел человека к отчуждению от собственного внутреннего мира и духовных потребностей. Спасение в признании, что не одним хлебом живет человек, но и
высшими духовными ценностями, которые и составляют основу нашего бытия [8, с. 112-115].
Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени - все это разрушает человека и общество [8, с. 117-123].
Последствия этого кризиса наиболее заметны на подрастающем поколении. Молодежь, отчужденная от семейной и школьной жизни, от организованных и социально-значимых форм общественного и духовного воспитания, стала одним из основных источников пополнения криминальной среды.
Внимание к молодежи в рассматриваемом контексте далеко не случайно: ведь именно от нее зависит будущее страны, социализация новых поколений.
В то же время от степени вовлечения молодых людей в массовую спортивную деятельность во многом зависит их физическое, психологическое и нравственное здоровье, работоспособность, целеустремленность, эффективность адаптации к внешней среде.
На сегодняшний день, наряду с классическим спортом, возрастает роль национальных спортивных игр как элемента развития личности и общества в целом.
Национальные виды спорта, физические упражнения и народные игры формировались и совершенствовались на протяжении многих тысячелетий. Физическое воспитание было непосредственно связано с трудовым, нравственным, эстетическим воспитанием и закаливанием. Благодаря воздействию системы физического воспитания молодое поколение обретало, развивало и укрепляло физические и психические качества, а также двигательные навыки, которые применялись для трудовых и военных целей.
Для более глубокого изучения значимости национальных видов спорта как социальнодуховного развития молодого поколения необходимо проанализировать их у разных народов (бурят, якутов, казахов) в форме сравнительной характеристики.
№ Национальные виды спорта бурят Национальные виды спорта якутов Национальные виды спорта казахов
1 Конные скачки. Как и многие народы, с давних времен буряты устраивают конные скачки. Они изучают качество лошадей и умело выбирают резвых скакунов, которых тренируют и готовят к спортивным скачкам Конные скачки на различные дистанции. У народов Якутии данный вид спорта сформировался относительно недавно, но тем не менее, скачки лошадей вызывают у представителей данного народа необычайное восхищение и восторг Аламан-байга - скачки в степи или по пересеченной местности на дистанции до 50 км на неоседланных лошадях.
Джигит-жарыс - всадники состязаются в скорости и правильности седловки лошадей с преследующими скачками на них. Победитель определяется не только по первенству в скачках, но и по правильности седловки.
Жорга-жарыс - распространенные у казахов скачках иноходью под седлом. За третий сбой на галоп всадника исключают из соревнований.
Кунан-байга - распространенные в Казахстане скачки на короткие дистанции обязательно на трехлетних лошадях.
2 Национальная борьба «Бухэ барилдаан». Национальные герои славились необычайной ловкостью гибкостью, и большой физической силой «Хапсагай» - якутская борьба. На современном этапе якутская борьба по правилам наиболее схожа с классической борьбой «Казахша-курес» - казахская спортивная борьба. В Казахстане данный вид спорта считается наиболее перспективным.
3 Стрельба из лука (стрельба по сурам) «Улар» - стрелковые виды спорта «Жамбы-ату» - стрельба из лука в цель.
Таким образом, у всех нардов наблюдаются единичные, схожие виды спорта: национальная борьба, стрельба из лука и конные скачки. Это явление не случайно, ведь именно «три игры мужей» олицетворяют дух множества, силы и ловкости, которые так необходимы были для трудовой, военной и хозяйственной деятельности.
Конечно же на этом не заканчивается весь перечень национальных видов спорта у народностей. У бурят, например, встречается игра «шатар» (шахматы). Цель национальной шахматной игры - развитие интеллектуальных способностей человека. У якутов - якутские национальные прыжки (кылыы) - выполняются одиннадцать безостановочных прыжков с разбега на одной ноге с приземлением на обе ноги), также соревнование по ходьбе на охотничьих лыжах [5, с. 15-17]. У казахов - «аудыспарак» - борьба на лошадях, «кыз-куу» - погоня за девушкой, «кус-салу» - охота с ловкими птицами (охота с беркутами) [10, с. 341-343].
Вся эта богатая палитра способствовала социализации молодых людей, ведь с ранних лет юношей обучали данным видам физических упражнений для дальнейшей адаптации к внешней среде.
По мнению многих специалистов, такие национальные виды спорта, как борьба, стрельба из лука и конные скачки являются наиболее перспективными, играют важную роль в разви-
тии классического спорта и имеют глубокий практический смысл. В силу исторических изменений национальные спортивные игры явились средством нравственного и духовного воспитания на социальном и индивидуальном уровнях.
В настоящее время национальные спортивные игры как явление общественной жизни получают все большее распространение. Ярким подтверждением этому является «Сурхарбан» (стрельба по сурам) и международный фестиваль «Алтаргана» - высший этап развития культурно-спортивных праздников бурятского народа.
Необходимо отметить, что «Сурхарбан» в старину был не просто местом и временем спортивных баталий, а праздником с глубоким психологическим, социальным, философским и педагогическим содержанием. Это была акция единения людей между собой. На современном этапе «Сурхарбан» стал общенародным событием бурят [1, с. 63-72].
В настоящее время «Сурхарбан» значительно модифицировался и, сохраняя прежнее значение, дал толчок появлению нового праздника -«Алтаргана» - международный фестиваль. К играм, спортивным состязаниям, художественным выступлениям (пению, танцам) прибавляются спектакли, выставки произведений изобразительного искусства, научно-практические конференции и др. Все это придает разносто-
ронность, масштабность, значимость и весомость.
В последние дни значительный вклад в развитие традиций национальных видов спорта оказывают Буддийские традиционные сангхи, особенно Иволгинский и Агинский дацан. Они проводят многочисленные соревнования, в которых принимает участие огромное количество спортсменов. Например, каждый год в религиозных хуралах в честь Хамбо-ламы Иволгинско-го дацана фигурируют около 600 борцов из Монголии, Республики Бурятия, Иркутской области, Агинского округа, Якутии [2, с. 85-88].
С целью выявления роли и значимости национальных видов спорта как средства социально-духовного развития молодого поколения было проведено социологическое исследование методом анкетирования, в котором участвовали 65 студентов Республиканского многоуровневого колледжа.
В данном исследовании приняли участие студенты в возрасте от 17 до 22 лет (17 - 36,4 %, 18 - 41 %, 19 - 9,1 %, 20 - 11,4 %, 22 - 5 %), среди них мастерами спорта являются 40 % учащихся, кандидатами в мастера спорта 60 %.
В рамках данного образовательного учреждения два раза в год проводится аттестация студентов, на которой выявляется нынешний уровень спортивной и учебной подготовки. На аттестации ставится определенная цель по достижению высоких результатов и спортивного и учебного характера для каждого студента. Учащиеся Республиканского многоуровневого колледжа принимают участие в различных соревнованиях: первенство России, первенство мира, чемпионаты Азии и др. В летний период - в соревнованиях с национальным колоритом, где проводятся первенства по национальной борьбе, стрельбе из лука, по конным скачкам, представляя свое поселение.
К мероприятиям можно отнести следующие: религиозные молебны, т.е. хуралы, в которых участвуют 17,9 % опрошенных, связанные с подношением хозяевам местности (обоо тахил-га) - 25,3 %, бурятский спортивный народный праздник «Сурхарбан» - 37,3 %, летние праздники с спортивным наклоном «Зунай наадан» -14,9 %, бурятский фестиваль «Алтаргана» только 4,5 %. Многие спортсмены отмечают, что занимаясь национальными видами спорта, они практикуют свои навыки перед международными и олимпийскими соревнованиями.
Основными видами спорта, которыми занимаются студенты являются вольная борьба (57 %), волейбол (11,4 %), бокс (9,1 %), стрельба из
лука (7 %) и т.д. На данном этапе участвующие в исследовании студенты занимаются выбранным видом спортом от 2 до 10 лет.
По итогам анкетирования нами было выявлено, что большинство студентов занимаются национальными видами спорта (непрофессионально), помимо выбранного классического.
81,8 % опрашиваемых активно занимаются национальной борьбой «Бухэ барилдаан», стрельбой из лука только 13,7 % и конным видом спорта - 4,5 %. Связано это с тем, что с малых лет семьи обучают своих сыновей национальным видам спорта, а затем отдают в спортивные секции. Здесь прослеживается аспект традиции и воспитания.
В рамках социологического исследования, главной задачей было выявить основной мотив участия студентов-спортсменов в соревнованиях по национальным видам спорта.
Лидирующим мотивом для спортсменов (16,7 %) является развитие различных качеств: силы воли, целеустремленности, упорства, уверенности, решительности, смелости, мужества, ответственности и т.д. Следующий этап занимает потребность расширения круга общения, налаживания межличностных взаимоотношений между спортсменами, знакомство с знаменитыми спортсменами и тренерами - 12,3 %. И на третьем месте обосновались мотивы сохранения традиций, развития духовного потенциала. Средним показателем является пропаганда здорового образа жизни (9,3 %). Низшую ступень занимают материальные ценности - 7,4 %.
Таким образом, прослеживается закономерность возрождения национальных видов спорта, влияющих не только на зрелый возраст, но и на молодое поколение. В рамках исследования нами проанализировано, что все виды национального спорта направлены на развитие у молодежи физических и духовных качеств, на воспитание у молодого поколения воли к достижению цели, на единение с природой, культурой, с традициями.
Прежде всего, национальные виды спорта воспитывают морально-волевые качества и выступают как символ сохранения культурного и социального наследия как источника подтверждения тех связей общественной структуры и культурных воззрений, которые упрочивают это наследие. На примере студентов-спортсменов нами выявлено, что молодежь на сегодняшний момент разделяет ценности развития национальных видов спорта.
В.В. Ихисонова. К вопросу об изучении социальной структуры общества в рамках структуралистского подхода в социологии
Литература
1. Бардамов Г.Б., Павлов В.В., Антропов А.И. Аспекты возрождения национальных игр и состязаний в рамках физкультурного образования: матер. науч.-практ. конф. -Улан- Удэ: Изд-во ВСГТУ, 1998.
2. Бымбыгыденова С.Б. Классический спорт и национальные спортивные игры как средство социально - духовного развития студентов // Потенциал молодежи - развитию территории» в рамках Байкальского экономического форума: материалы науч.-практ. конф. - Улан-Удэ, 2012.
3. Гомбажапова Х-Ц.Д., Калмыков С. В. Стрельба из лука: история и современность. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2009. - 124 с.
4. Манжуев Г.Н. Роль общекультурных и спортивных праздников в развитии и консолидации бурятского народа // Вестник БГУ. - № 15. - 2011.
5. Национальные виды Якутой АССР: учеб. пособие для студентов факультета физического воспитания Яутско-
го госуниверситета. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1988. - С. 1517.
6. Санданов Б.Д. Эрын гурбан наадан (Три игры мужей). - Улан-Удэ: Соел, 1993. - 160 с.
7. Фомин В.А. Возрождение народных традиций: материалы регион, науч.-практ. конф.: исторические, педагогические и медико-биологические аспекты физической культуры и спорта. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 1999. - С. 2628.
8. Хачецуков З.М. Образ духовности как фактор социализации молодежи в России // Социализация молодежи на Юге России в XXI веке: материалы межрегион. науч.-практ. конф. - Ростов н/Д, 2007. - С. 117-123.
9. Хамгукеев Н.М. Национальные игры в учебновоспитательном процессе. - Усть-Ордынский, 1998.
10. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту / гл. ред. Г.И. Кукушкин. - М., 1961. - Т. 1. -368 с.
Бымбыгыденова Соелма Баировна, аспирант кафедры политологии и социологии Бурятского государственного университета, педагог-психолог Республиканского многоуровневого колледжа. Тел. 89243935199, е-mail: [email protected]
Bymbygydenova Soelma Bairovna, postgraduate student, department of political science and sociology, Buryat State University, educator-psychologist, Republican Multi- level College, е-mail: [email protected]
УДК 316.324 © В.В. Ихисонова
К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА В РАМКАХ СТРУКТУРАЛИСТСКОГО ПОДХОДА В СОЦИОЛОГИИ
Дается анализ некоторых социологических концепций по исследованию социальной структуры общества. Рассматривается теоретико-методологическая характеристика изучения общества в структуралистском подходе.
Ключевые слова: социальная структура, социальная группа, социальная стратификация, социальная динамика.
V.V. Ikhisonova
TO THE ISSUE OF STUDY A SOCIAL STRUCTURE OF SOCIETY WITHIN STRUCTURALIST APPROACH IN SOCIOLOGY
In this article the analysis of some sociological concepts in research a social structure of society is given. The theoretical and methodological characteristics of studying the society within structuralist approach has been considered.
Keywords: social structure, social group, social stratification, social dynamics.
Проблемы, связанные с исследованием социальной структуры общества, динамикой ее развития, являются одними из важнейших в социологии. В настоящее время очевидно, что исследование данных проблем в российской науке приобретает качественно новые характеристики. Следовательно, необходимо еще раз обратиться к методологическим основам анализа динамики социальной структуры общества с учетом мирового опыта социологического знания, накопленного в этой сфере. В статье рассматривается, во-первых, становление некоторых важнейших концепций социальных систем и изменения социальной структуры, во-вторых, наиболее известные в истории социологии прикладные исследования, посвященные данной тематике.
Так называемая «институциональная» трактовка социальной структуры ведет свое начало от Эмиля Дюркгейма, придававшего решающее значение в объяснении социальных явлений, установлению причинных зависимостей между изучаемыми явлениями и социальной средой, образующими ее «социальными фактами», под которыми он понимал различные элементы коллективного сознания: обычаи, верования, мораль и другие. Социальные факты существуют объективно, обладают по отношению к индивиду принудительным воздействием, поэтому они сходны с природными факторами и закономерностями. Видимым воплощением социальных фактов являются социальные институты, при помощи которых общество регулирует поведение людей в отдельных жизненно важных об-