еся, которые повторяют слова Джеммы, сначала с титрами повторяют, затем без (должны восстановить беседу) [6].
Для того, чтобы полностью восстановить разговор, учащимся предлагается выполнить некоторые задания:
Задание на понимание основного содержания видеофрагмента. 1. Read the questions and choose the correct answer. Задание 2. Fill the gaps with the correct phrase from the box.
Задание 3. Ответить на вопросы. Discussion:
1) How much do you use your phone when you're with your friends?
2) What do you think are the pros and cons of mobile phones?
Сайт www.puzzle-english.com. В данном веб-сервисе можно найти видеофрагменты на разные темы: «Жизнь на Марсе», «Описание внешности», «Устройство на работу», «В аэропорту», «В кинотеатре» и так далее. Также учителям для обогащения словарного запаса учащихся можно выбрать видеоклипы и работать с лексикой.
По учебнику к модулю 2b по теме "Чтение классики" («A classic read») мы выбрали с данного сайта видеофрагмент «Джейн Эйр» по произведению знаменитой британской писательницы Шарлотта Бронте с продолжительностью 4 минуты 19 секунд [7]. Задание 1. После просмотра фрагмента учащимся предлагается собрать фразу из предложенных слов.
Например: Идите и переоденьтесь. Он желает вас видеть.
Перевод слов дан в разброс: Wishes-Meet-Go-Your-To-He-Frock-You-And-Change (Go and change your frock. He wishes to meet you).
При необходимости учащиеся могут пересмотреть фрагмент с данным выражением. Если ошибаются три раза, компьютер выдает подсказки им.
Интересным также является знакомство с новыми словами, которые редко употребляются. Например, слово «Frock», которое переводится как «платье». Дается комментарий на употребление данного слова: «Несколько неоднозначна ситуация с употреблением этого слова. Хотя в британском английском все еще местами присутствует - иногда frock' называют «парадно-выходные» платья, такие, которые для бала. Часто еще используется для привлечения дополнительного внимания, так как звучит гораздо необычнее и эффектнее, чем какое-нибудь dress. В американском английском не встречается. В австралийском тоже проскакивает, хотя чаще как глагол в смысле «приодеться». В современном языке frock больше употребляется по отношению к рясам/одежде монахов - вот это значение точно встречается во всех вариациях». По одному видеофрагменту учащиеся могут ознакомиться с 63 фразами. Веб -сервис Puzzle English очень оригинальный и достаточно эффективный для изучения иностранного языка, благодаря большому набору возможностей, подаче материалов, преимущественно через видео.
Сайт www.real-english.com ориентирован на изучение английского языка с помощью применения видеоматериалов на разные темы. Мы выбрали урок по
Библиографический список
теме «Continental Airlines Customer Representative. Do vs Doing» [8]. В нем автор видеоролика вместе с другом Зигфридом беседуют с людьми в одном из залов аэропорта в Атланте, штат Джорджия, задавая людям разные вопросы, в том числе «Куда вы идете?». Также представлена интервью с персоналом аэропорта, отвечающих на вопросы по функциям их работы.
Задание 1. Watch the video. Answer the question.
1. In this video, we see
A. Actions of yesterday.
B. Actions going on now.
C. Only actions concerning jobs and regular habits.
2. Watch this video answers the question:
• What did you do yesterday?
• What are you doing?
• What do you do?
3. What does he do?
• He was a Customer Service Representative for Continental Airlines.
• He's a Ticketing Agent for Continental Airlines.
• He's a Customer Service Representative for Continental Airlines.
На сайте www.storylineonline.net представлены короткие видеоролики, где
отрывки из захватывающих и веселых детских книг читают профессиональные актеры, среди которых Элайджа Вуд, Джеймс Эрл Джонс, Гектор Элизондо и другие. Каждый рассказ сопровождается анимацией и длится примерно 5-10 минут [9].
Мы взяли видеофрагмент произведения "The tale of Peter Rabbit", относящийся к теме модуля 4 "Rules and Instructions". Social topic - "Neighborhood Safety".
В ходе исследования мы пришли к выводу что уровень сформированности и качества монологической речи находится у большинства учащихся на среднем и низком уровнях. И именно работа над видеоматериалами является более эффективной формой учебной деятельности, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и развитию устной речи учащихся (умений монологической и диалогической речи). Использование в подготовке аутентичных видеоматериалов становится средством погружения в языковую среду и мотивацией, что становится эффективным инструментом в формировании слухопроизносительных навыков у учеников. Можно сделать вывод о важности специальной целенаправленной методики по формированию устной речи у обучаемых. В результате данной работы учащиеся стали более контактными, общительными, активными, вступать в дискуссии, рассуждать, задавать вопросы и на них отвечают, используя клише.
1. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Москва,1985 г.
2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. Москва: АРКТИ, 2000: 143 - 149.
3. Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным языкам. Москва: Рус. яз., 1991.
4. Английский в фокусе. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. Москва: Просвещение, 2017.
5. Available at: http://www.ege.edu.ru/ru/main/main_item
6. Интерактивная образовательная платформа [официальный сайт]. Available at: http://www.learnenglishteens.britishcouncil.org
7. Интерактивная образовательная платформа для учителей. Available at: http://www.puzzle-english.com
8. Интерактивная образовательная платформа. Available at: www.real-english.com
9. Интерактивная образовательная платформа для учителей. Available at: https:// www.storylineonline.net
References
1. Zimnyaya I.A. Psihologicheskie aspekty obucheniya govoreniyu na inostrannom yazyke. Moskva,1985 g.
2. Gal'skova N.D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannym yazykam: posobie dlya uchitelya. Moskva: ARKTI, 2000: 143 - 149.
3. Leont'ev A.A. Obschaya metodika obucheniya inostrannym yazykam. Moskva: Rus. yaz., 1991.
4. Anglijskij v fokuse. 7klass: ucheb. dlya obscheobrazovat. uchrezhdenij Yu.E. Vaulina, Dzh. Duli, O.E. Podolyako, V. 'Evans. Moskva: Prosveschenie, 2017.
5. Available at: http://www.ege.edu.ru/ru/main/main_item
6. Interaktivnaya obrazovatel'naya platforma [oficial'nyj sajt]. Available at: http://www.learnenglishteens.britishcouncil.org
7. Interaktivnaya obrazovatel'naya platforma dlya uchitelej. Available at: http://www.puzzle-english.com
8. Interaktivnaya obrazovatel'naya platforma. Available at: www.real-english.com
9. Interaktivnaya obrazovatel'naya platforma dlya uchitelej. Available at: https:// www.storylineonline.net
Статья поступила в редакцию 13.02.19
УДК 378:796
Tsyrenov V.C., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, leading researcher, Buryat State University (Ulan-Ude, Russia),
E-mail: [email protected]
Aiusheev V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Buryat State University (Ulan-Ude, Russia), E-mail: [email protected]
NATIONAL SPORTS AS A MEANS OF CULTURAL DEVELOPMENT OF STUDENTS. The subject of the research is national sports of Buryatia as an effective means of cultural development of students. The relevance of the topic is due to the fact that this issue in pedagogical science has not been sufficiently studied. The purpose of the study is to determine the role of national sports not only as an effective means of physical education of young people, but the development of a whole personality. The general methodology of the study is determined by the principles of dialectical and materialistic knowledge of the world, society, man, the position of
the existence of universal communication and interdependence of facts and phenomena, holistic nature and social determinism of the process of personality formation. The material of the research is scientific research on Buryat history and ethnography, ethnopedagogics, methods of physical education. The theoretical significance of the study lies in the fact that its results can be used in the study of the problems of the use of original national sports, which make it possible to significantly enrich the content and forms of physical education in the higher education system of the Republic.
Key words: national sports, general culture, folk games, physical education, health.
В.Ц. Цыренов, д-р пед. наук, доц., ведущий научный сотрудник Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, Е-mail: [email protected]
В.В. Аюшеее. канд. пед. наук, доц. Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, Е-mail: [email protected]
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА
КАК СРЕДСТВО КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
Предметом исследования являются национальные виды спорта Бурятии как эффективное средство культурного развития студентов. Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что этот вопрос в педагогической науке недостаточно исследован учеными. Целью данного исследования является определение роли занятий национальными видами спорта не только как эффективного средства физического воспитания молодёжи, но развития цельной личности. Общая методология исследования определяется принципами диалектическо-материалистического познания мира, общества, человека, положением о существовании всеобщей связи и взаимообусловленности фактов и явлений, целостного характера и социальной детерминированности процесса становления личности. Материалом исследования послужили научные исследования по бурятской истории и этнографии, этнопедагогике, методике физического воспитания. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что её результаты могут быть использованы при исследовании проблем применения самобытных национальных видов спорта, дающие возможность значительно обогатить содержание и формы физического воспитания в системе высшего образования республики.
Ключевые слова: национальные виды спорта, общая культура, народные игры, физкультурное образование, здоровье.
В условиях снижения общего культурного уровня населения актуализируется вопрос поиска оптимальных и эффективных средств формирования различных аспектов культуры. В педагогической науке и практике одним из эффективных средств формирования культуры признается деятельность, основанная на основе этнокультурных традиций. К их числу можно отнести использование в этих целях национальных видов спорта. Они детерминируют многофункциональное воздействие на развитие личности (физическое, нравственное, эстетическое и умственное). Значение национальных видов спорта в физическом развитии студентов трудно переоценить. Посредством двигательных действий развиваются и совершенствуются все основные функции организма человека.
Известно, что важную роль в образовании и воспитании личности отведена спортивным играм, в том числе народным. Даже во времена правления Чингисхана проводились соревнования по стрельбе из лука, борьбе и конным скачкам, целью которых было определение самых сильных богатырей. Безусловно, значимой целью их проведения являлась популяризация спорта как средства развития военных навыков. Тогда обществу нужны были воины, способные защитить свои земли от возможных внешних нападений. И каждый победитель не только получал материальный приз, но большое народное признание. В современном моно-голоязычном мире такое отношение к победителям спортивных игр сохранилось и по сей день. В нынешней Монголии особым народным признанием пользуются именно победители национального культурно-спортивного праздника Наадан 'Состязание'. Причём победители турнира борцов признаются практически национальными героями.
Физическая культура как часть общей культуры является средством гармоничного развития личности, и в первую очередь направлено на совершенствование его двигательной активности, сохранение и укрепление соматического здоровья. В ходе своей эволюции спорт серьезным образом трансформировался, он стал предметом научных интересов различных наук (педагогика, психология, социология и др.), расширился перечень видов спорта, появились различные направления спортивных движений, в том числе спорт для лиц с нарушениями развития различного генезиса. Всё это подтверждает тот факт, что спорт все больше становится значимой частью социокультурной жизни общества.
Анализ развития спорта у степных народов показал, что издавна в число наиболее значимых национальных видов спорта входили борьба, конные скачки и стрельба из лука. Конечно, у разных народов имелись определенные различия, например, в интерпретации правил их проведения. К традиционным спортивным играм бурят относятся такие как бухэ барилдаан 'борьба', Ьуур харбан 'стрельба из лука', шагай надаан 'шашки', Ьээр шалган 'разбивание хребтовой кости', мори урилдаан 'конные скачки', шатар 'шахматы' и др., которые в целом отражают номадный образ жизни бурят, сущность их культуры. И все же наибольшей популярностью пользуются так называемые Эрын гурбан наадан 'Игры трех мужей', соревнования, включающие три вида спорта (стрельба из лука, борьба и конные скачки), По мнению С.Б. Бымбыгынденовой, для бурят «Игры трех мужей» олицетворяли «силу и ловкость, дух множества» [1].
Возникает вопрос - что же такое национальные виды спорта? Нам импонирует подход к определению данной дефиниции А.Н. Блеером, который под этим термином понимал «виды спорта, исторически сложившиеся в этнических группах населения, имеющие социально-культурную направленность и развивающиеся в пределах одного субъекта России или одной страны» [2].
В ходе этногенеза бурят народные игры становились их частью жизни, отражали его культуру. При этом необходимо признать, что вышеназванные спортивные игры как правило сопровождали религиозные обряды. В этой связи Б.Д. Санданов считал, что «соревнования были связаны с культом гор. Совершив
религиозные обряды на вершине горы, его участники спускались вниз и там начинались спортивные состязания, включая «бухэ барилдаан», стрельбу из лука и конные скачки» [3]. Сегодня данная традиция присутствует в культуре бурят. Более того, руководство Традиционной Сангхи России и лично Хамба-лама Дамба Аюшеев одним из приоритетов выделяют развитие национальных видов спорта, их популяризацию среди современной молодежи. Проведение самых значимых буддийских праздников завершается проведением «Игр трех мужей» и это стало хорошей традицией.
Анализ научно-теоретических источников показал, что в исследованиях бурятских ученых Г.В. Бардамова [4], С.В. Калмыкова [5], ГН. Манжуева [6], Б.Д. Санданова [3], Н.М. Хамгушкеев [7] и др. нашли отражение различные аспекты развития бурятских национальных видов спорта. Так, Д. В. Цыбикдор-жиев исследовал историю и этнографию национальной борьбы монгольских народов [8].
ГН. Манжуев же рассматривает роль спортивно-культурных праздников (таких как Сурхарбан) в качестве средства развития и консолидации бурятского этноса [6].
Г В. Бардамов в свою очередь акцентирует внимание на вопросе возрождения национальных видов спорта в рамках физкультурного образования [4]. Вызывает интерес исследования В.А. Фомина [9], направленные на возрождение национальных игр, традиционных для бурят.
Однако анализ показал и то, что изучение роли и влияния национальных видов спорта на культурное развитие молодежи в Бурятии не стало предметом широкого научного исследования. Действительно эффективная педагогическая практика и по сей день не оформлена в сложившуюся систему.
Необходимо отметить, что спорт оказывал существенное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и зависит от множества факторов, включая климат, природу и пр. Все национальные виды спорта, как и, впрочем, любые виды спорта, направлены на развитие у молодых людей комплекса физических (выносливость, сила, гибкость, меткость) и духовных качеств (в первую очередь обогащение культуры).
Такие виды спорта как стрельба из лука, борьба, шахматы играют важную роль в развитии классического спорта, со временем приобретают еще большее значение в нравственном и социальном становлении молодежи. Апофеозом развития национальных видов спорта в Бурятии стало проведение международного фестиваля «Алтаргана», главной целью проведения которого является консолидация бурятского этноса, разделенного не только разными территориальными границами внутри страны, но и вне ее. Надо признать, что фундаментом проведения фестиваля стал национальный праздник «Сурхарбан», который и сам претерпел серьезные трансформации в последнее время.
С целью выявления роли национальных видов спорта в культурном развитии молодежи нами проведен опрос 72 студентов различных курсов Бурятского государственного университета, активно занимающихся стрельбой из лука (28 чел. - 38,9%) и вольной борьбой (44 чел. - 61,1%). Кроме занятий классическим спортом практически все студенты принимают участие в спортивных мероприятиях, проводимых под эгидой Традиционной Сангхи России. Это говорит о том, что через занятие национальными видами спорта молодые люди сохраняют традиции своего народа, его богатую культуру.
Большое значение для нас имело выявление причин и мотивов участия в соревнованиях по национальным видам спорта. По мнению абсолютного большинства респондентов (23,1%), главным мотивом участия в соревнованиях является развитие личностных качеств, среди которых они выделяют такие как уверенность, ответственность, уважение старших и т. д.
Вторым по значимости мотивом студенты выделили развитие духовных качеств, этнокультурных традиций (14,7%). На третьей позиции - возможность расширения социальных коммуникаций, общения с известными в этой сфере людьми (11,9%). И лишь на последней позиции мотив материального вознаграждения (4,8%).
Можно резюмировать, что в молодежной среде национальные виды спорта приобретают все большую популярность, они интенсивно возрождаются. Это обстоятельство не может не радовать. Ну и примечательно то,
что через занятия национальными видами спорта происходит процесс формирования этнокультурной идентичности молодого человека, приобщение к собственным традициям. При этом очевидно и то, что развиваются морально-волевые качества студентов, формируется их психологическая устойчивость.
Таким образом, занятия национальными видами спорта являются не только эффективным средством физического воспитания молодежи, но развития целостной личности.
Библиографический список
1. Бымбыгынденова С.Б. О теоретических исследованиях классического спорта и национальных игр бурят: социологический анализ. Теория и практика общественного развития. Краснодар: «ХОРС», 2014; 8: 49 - 53.
2. Блеер А.Н., Суслов Ф.П., Тышлер Д.А. Терминология спорта: толковый словарь-справочник. Москва: Академия, 2010: 464.
3. Санданов Б.Д. Три игры мужей. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1993: 160.
4. Бардамов Г.В. Вольная борьба: развитие и стратегия совершенствования тактико-технического мастерства. Теория и методика обучения в вузе. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госун-та, 2002: 248.
5. Калмыков С.В. Бурятская борьба как эффективное средство при обучении технике вольной борьбы в стойке. Буряты в контексте современных этнокультурных и этносоциальных процессов. Традиционная культура, народное искусство и национальные виды спорта бурят в условиях полиэтничности. Улан-Удэ: ИПК ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2006; 2: 63 - 68.
6. Манжуев Г.Н. История и современность культурно-спортивных праздников монголоязычных народов (на примере Бурятии). Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госун-та, 2008.
7. Хамгушкеев Н.М. Национальные игры в учебно-воспитательном процессе. Усть-Ордынский, 1998.
8. Фомин В.А. Возрождение народных традиций. Исторические, педагогические и медико-биологические аспекты физической культуры и спорта. Чита: Алый парус, 1999: 26 - 28.
9. Цыбикдоржиев Д.В. История и этнография о национальной борьбе монгольских народов. Улан-Удэ: Бэлиг, 2000: 9.
References
1. Bymbygyndenova S.B. O teoreticheskih issledovaniyah klassicheskogo sporta i nacional'nyh igr buryat: sociologicheskij analiz. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. Krasnodar: «HORS», 2014; 8: 49 - 53.
2. Bleer A.N., Suslov F.P., Tyshler D.A. Terminologiya sporta: tolkovyjslovar'-spravochnik. Moskva: Akademiya, 2010: 464.
3. Sandanov B.D. Tri igry muzhej. Ulan-Ud'e: Buryat. kn. izd-vo, 1993: 160.
4. Bardamov G.V. Vol'naya bor'ba: razvitie i strategiya sovershenstvovaniya taktiko-tehnicheskogo masterstva. Teoriya i metodika obucheniya v vuze. Ulan-Ud'e: Izd-vo Buryat. gosun-ta, 2002: 248.
5. Kalmykov S.V. Buryatskaya bor'ba kak 'effektivnoe sredstvo pri obuchenii tehnike vol'noj bor'by v stojke. Buryaty v kontekste sovremennyh 'etnokul'turnyh i 'etnosocial'nyh processov. Tradicionnaya kul'tura, narodnoe iskusstvo i nacional'nye vidy sporta buryat v usloviyah poli'etnichnosti. Ulan-Ud'e: IPK FGOU VPO VSGAKI, 2006; 2: 63 - 68.
6. Manzhuev G.N. Istoriya isovremennost'kul'turno-sportivnyh prazdnikov mongoloyazychnyh narodov (na primere Buryatii). Ulan-Ud'e: Izd-vo Buryat. gosun-ta, 2008.
7. Hamgushkeev N.M. Nacional'nye igry v uchebno-vospitatel'nom processe. Ust'-Ordynskij, 1998.
8. Fomin V. A. Vozrozhdenie narodnyh tradicij. Istoricheskie, pedagogicheskie i mediko-biologicheskie aspekty fizicheskoj kul'tury i sporta. Chita: Alyj parus, 1999: 26 - 28.
9. Cybikdorzhiev D.V. Istoriya i 'etnografiya o nacional'nojbor'be mongol'skih narodov. Ulan-Ud'e: B'elig, 2000: 9.
Статья поступила в редакцию 05.02.19
УДК 378
Shahbazova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Academy of Natural Sciences, senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology,
Dagestan Academy of Education and Culture (Derbent, Russia), E-mail: [email protected]
CONCEPTUAL BASES OF MODELING EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION. The article studies conceptual foundations of modeling the educational environment of a higher educational institution. It discusses possibilities of designing an educational environment at the university, proposes a hypothetical model of the educational environment. The points of view of Russian and foreign researchers involved in the issue of the educational environment in higher education are reviewed and compared. The author stands on the position that the problem of targeted interruption of educational institutions of various orientations can be solved by modeling an educational environment consisting of combining school, additional, pre-university and university education with a single target. In addition, the author considers it extremely important to achieve activity from students in working with teachers, which largely determines the quality and effectiveness of the educational environment.
Key words: educational environment, mobile educational environment, design, modeling, labor market, higher educational institutions.
М.А. Шахбазова, канд. пед. наук, проф. академии естествознания, доц. каф. педагогики и психологии, Дагестанская академия образования и
культуры, г. Дербент, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
Статья посвящена концептуальным основам моделирования образовательной среды высшего учебного заведения. В ней рассматриваются возможности проектирования образовательной среды в вузе, предлагается гипотетическая модель образовательной среды. Рассматриваются и сопоставляются точки зрения отечественных и зарубежных исследователей, занимавшихся вопросом образовательной среды в высшем учебном заведении. Автор стоит на позиции, что проблему целевого разрыва деятельности образовательных учреждений различной направленности можно решить посредством моделирования образовательной среды, состоящей из объединения школьного, дополнительного, довузовского и вузовского образования с единой целевой установкой. Кроме этого, автор считает чрезвычайно важным добиваться активности от обучающихся в работе с преподавателями, что во многом определяет качество и эффективность образовательной среды.
Ключевые слова: образовательная среда, мобильная образовательная среда, проектирование, моделирование, рынок труда, высшие учебные заведения.
Современная конъюнктура рынка труда, образовавшаяся в силу общего развития и научно-технического прогресса, предъявляет особые требования к сотрудникам, в частности, к их навыкам, определяющим уровень их конкурентоспособности. Во многом жизнеспособность специалистов в рыночной среде зависит от той подготовки, которую они получили во время обучения в высшем учебном заведении. А одним из ведущих аспектов качественного и эффективного
образования в вузе является грамотно организованная информационно-образовательная среда (ИОС).
Рынок труда, как отечественный, так и мировой, также требует от высших учебных заведений определённого уровня и вида подготовки будущих кандидатов. Ввиду этого вузы и работодатели стараются консолидировать собственные усилия в подготовке кадров на этапе высшего образования. Центральной зада-