Научная статья на тему 'О сущности и природе власти'

О сущности и природе власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
734
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / POWER / ПОТРЕБНОСТИ / NEED / ВЛАСТНО-ПОДВЛАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СУБЪЕКТ / SUBJECT / ОБЪЕКТ / OBJECT / ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА / POWERFULUNDER POWERFUL RELATIONS / USAGE OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Буланов Николай Иванович

Статья посвящена анализу сущности и природы власти, ее месту в процессе общественного воспроизводства и диалектической взаимосвязи власти и властных отношений эксплуатации человека (ВОЭЧ). Автор приходит к выводу, что власть это форма проявления витальной первичной потребности жить за счет другого, и выражается в отношениях между людьми, при которых одна сторона (властная) воздействует на поведение и деятельность другой (подвластной) с целью удовлетворения своих потребностей при помощи различных средств и способов, выработанных в ходе социогенеза. Проявления власти формируют властные отношения эксплуатации человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Essence and Nature Power

The article is dedicated to analysis to essence and natures authorities, her(its) place in process public reproduction and dialectical intercoupling power and powerful relations to usages of the person. Author concludes that power a form of the manifestation to primary need to live to account other, is expressed in relations between people, under which one side (powerful) acts upon behavior and activity other (under powerful) for the reason satisfactions of their own need with the help of different facilities and ways, worked out in the course of developments society. The Manifestations authorities form the powerful relations to usages of the person.

Текст научной работы на тему «О сущности и природе власти»

и нарастанию потребительской психологии законы стоимости начинают доминировать в духовной сфере, в результате чего происходит капитализация внутреннего мира: ментальность оказывается пронизана отношениями купли-продажи. Благополучие позднего капитализма куплено ценой трансформации познавательной активности в игровое мышление, жаждущее тривиальных наслаждений. Отсюда, в частности, и произошло разочарование в целенаправленной эволюции цивилизации, где идея прогресса оказалась исчерпанной и потеряла всякий смысл.

Функционирование капиталистической системы мирового хозяйства и ее опоры -буржуазной идеологии, подчиненное стремлению к увеличению капитала, к получению сверхприбыли, приводит к транснационализации финансово-спекулятивного капитала, размывающей институты государства и его фундаментальную опору - суверенитет национальной экономики.

ЛИТЕРАТУРА 1. Стинчкомб А. Предпосылки мирового капитализма: обновленный Вебер // Логос: философско-литературный журнал. 2004. № 6. С. 24-50.

2. См.: Бауман З. Законодатели и толкователи // Журнальный зал. [Электронный ресурс]. URL: http:// magazines.russ.ru/nz/2003/1/baum.html.

3. Жана К., Савона П. Геоэкономика (господство экономического пространства): Пер. с ит. М.: Ad Marginem, 1997. 206 c.

4. Голанский М. Новые тенденции в мировой экономике // Электронная библиотека Ruslib.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruslib.org/ books/golanskiy_m/novie_tendencii_v_mirovoy_eko-nomike-read.html.

5. Бек У. Что такое глобализация? / Пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельникова. М.: Прогресс, 2001. 304 с.

6. Пизано Д. Глобализация и международный финансовый кризис // Литературный центр. [Электронный ресурс]. URL: http://books-center.ru/ libcent_unnqpb.html.

7. Лал Д. Возвращение "невидимой руки": актуальность классического либерализма в XXI веке: Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2009. 426 с.

8. Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 464 с.

9. Хомский Н. Прибыль на людях: Пер. с англ. М.: Праксис, 2002. 256 с.

14 мая 2012 г.

УДК 1:31б

О СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ ВЛАСТИ Н.И. Буланов

Власть как наиболее сложное и многоплановое явление в течение многих столетий остается в центре внимания теоретиков, которые продолжают предпринимать многочисленные попытки определения власти, анализа процесса ее формирования, функционирования и использования в различных социальных системах.

В отечественной литературе существуют различные подходы к определению власти.

Буланов Николай Иванович - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и права Азовского института экономики, управления и права - филиала Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), 346780, г. Азов, пер. Социалистический, 25, e-mail: ndonskoi@mail.ru, т. 8(86342)43057.

Так, И.И. Кравченко предлагает признаки в систематизации определения власти [1]. Б.И. Краснов приводит анализ определений власти [2]. Ю.М. Батурин дает систематизацию понятий власти в англо-американских исследованиях и предлагает системный подход и категориальный анализ рассматриваемого понятия [3]. В.Ф. Халипов в кратологи-ческом словаре приводит около 3000 терминов и понятий, дающих представление о власти как фундаментальном социальном явлении [4].

Nikolai Bulanov - Ph.D. of economy, associate professor, head of the of the Eeconomy and Right Department at the Azov Institute Economy, Management and Right - a Branch of the Rostov State Economic University (RINH), 25, Socialist Avenue, Azov, 34б780, e-mail: ndonskoi@mail.ru, ph. +7(8б342)43057.

Акцент делается на том, что власть - это право распоряжаться и управлять, подчинять своей воле, способность осуществлять свою волю.

На протяжении всей истории философии в определении власти развивалось "волевое" направление (Эпикур, христианская философия, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель). Если Эпикур, христианская философия и Г.В.Ф. Гегель отождествляют волю и свободу в содержательном плане, то Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо понятие власти используют в значении "интерес". И. Кант понимал волю как духовное основание деятельности человека и отношений его в обществе. В современной западной социологии "волевое" определение власти получило распространение благодаря Максу Веберу. В отечественной литературе также преобладает "волевая" концепция власти.

Правовой генезис власти отстаивали Т. Гоббс, Д. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант. Г.В.Ф. Гегель связывал властно-политический фактор с морально-нравственным.

В современной научной литературе понятие власти часто сводят к средствам ее осуществления. В таких случаях авторы не учитывают, что определение власти через авторитет, силу, убеждение могут характеризовать конкретную власть, но никак не сводятся к выражению власти, к одному из ее значений.

Ряд авторов рассматривает проблему власти в аксиологическом аспекте. Так, Г. Лассвел считает власть главным благом, ибо она позволяет обладать всеми другими ценностями и постоянно увеличивать их. В ряду таких общепризнанных ценностей, как любовь, уважение, нравственность, просвещенность, он отводит власти центральное место [5].

Многие "рассматривают власть как необходимую функцию любого коллектива по руководству своими членами для налаживания совместной деятельности"[6]. Таким образом, в понимании власти существует определенная противоречивость.

В.В. Ильин выделяет принципы власти в обществе: сохранения, действенности, легитимности, скрытности, принцип "антифортиссимо", согласно которому сила власти не равнозначна власти силы, принцип внутренней несвободы, реальности, приставки "со" (соучастие, осмыслие), конъюктурности, самокритичности, принуждения, культурно-

сти, меры, позитивности, ответственности, самоорганизации, внутреннего величия, постановки, твердости [7]. Именно по совокупности таких принципов можно характеризовать власть. Вместе взятые, они задают нормативную теорию пользования, владения и распоряжения властью.

Феномен власти анализируется учеными с различных точек зрения: психологической, социологической, экономической, политической, этической. Этот многосторонний подход представлен в западной политической науке множеством дивергирующих подходов, сконцентрированных на каком-либо одном аспекте власти - психологическом, социальном или политическом.

Одни исследователи рассматривают власть прежде всего как политическую категорию, которая не может быть применена к индивидуальным отношениям: власть есть "функция организации ассоциаций, создания и упорядочивания групп или функция самой структуры общества" [8, р. 733].

Сторонники более широкого подхода к изучению власти признают существование индивидуальной формы власти, отличной от политической, но имеющей с ней определенное сходство [9].

Наконец, третья группа политологов и политических философов, полагает, что власть во всех ее формах представляет единый феномен [10].

Как же при всем многообразии подходов найти наиболее общее и полное определение природы власти?

По мнению Ф. Бурлацкого, для определения природы власти необходимо использовать ряд подходов: 1) классовый; 2) конкретно-социологический, учитывающий плюралистический характер власти в обществе; 3) конструирование не только общего понятия власти, но и выяснение специфических ее видов (экономической, политической, государственной и т.п. власти); 4) дифференциация общественной и личной власти, которые переплетаются между собой, но могут и не быть связаны друг с другом; 5) учет различных особенностей власти в разных социально-политических структурах, формациях, цивилизациях; 6) выделение волевых и правовых начал, которые тесно связаны между собой, но не всегда совпадают друг с другом [11]. Такой подход интересен, однако в нем не отводится места для выяснения специфики взаимоотно-

шений человека и власти. Т. Гоббс, например, видел сущность власти в ограничении "естества" человеческих стремлений [12], а бихеви-ористы - в природном стремлении индивида к власти [13]. Отсюда следует, что понятие власти нужно выводить с учетом многообразных связей человека с миром (абиотических и биологических факторов и их роли в становлении человека, исторического развития общества и его влияния на формирование человека, взаимосвязи человека и культуры, влияния общества на природу и т.д.).

Всестороннее исследование поведения человека при использовании данных, полученных разными науками, может разъяснить его властно-подвластное поведение в конкретных ситуациях. Еще Ч. Дарвин в работе "Происхождение человека" утверждал, что особенности поведения, как и физические особенности организма, должны иметь биологическое объяснение. Исходя из этого положения, некоторые ученые рассматривают социальное поведение как результат биологической эволюции.

Анализ моделей поведения разных видов животных, включая приматов, позволил со-циобиологам выделить в многообразии форм "социального" поведения животных повторяющиеся блоки: сексуальное поведение особей; кооперирование особей (проблема эгоизма-альтруизма); отношение особей друг к другу и к "чужакам" (т.е. проблема агрессивного поведения). По представлениям биополитиков, зачатки политических отношений, в том числе и властных, можно обнаружить уже у стад-ноживущих млекопитающих. В проявлении враждебности исследователи видят характерную черту многих взаимодействий при наличии доминирования. Д. Дъюсбери предлагает определение доминирования связывать "с дифференциальными привилегиями, которыми пользуются разные члены данной группы" [14].

Х. Хекхаузен считает началом властного поведения у применяющего власть субъекта мотивацию воздействия на другого человека, что в свою очередь подводит властную сторону к желанию обладать источниками власти и приводить их в действие при помощи влияния субъекта власти на поведение объекта [15]. Этой же позиции придерживается и В.М. Кайтуков, использующий в своем анализе термин "диктат" [16].

Итак, формирование властно-подвластных отношений личностей берет начало в индивидуальных биологических особенностях человека, в его генетической и психофизиологической основе. Вместе с тем, сомнительно полагать, будто гены определяют некий стандарт личности, а среда накладывает на него индивидуальные отпечатки. Это слишком упрощенная схема.

Концепция гармонизирующей эволюции [17], получившая широкое распространение в современной генетике, предполагает, что уже на ранних стадиях становления человека путем отбора мутаций и их рекомбинаций биологические свойства индивида социализировались. Поэтому генетическую программу человека, которая становится его внутренним содержанием, можно назвать "социализированной". Другими словами, биологическое начало получает разную степень выраженности под воздействием воспитания и межличностных отношений, развиваясь в социальных условиях.

Все это указывает на онтологический статус понятия власти, так как оно отражает фундаментальные основания человеческого бытия. В нем власть представляет собой общественные отношения, носит социальный характер, что необходимо помнить при раскрытии специфики властных отношений в обществе. Именно онтологичность понятия "власть" заставляет нас чаще всего воспринимать его объективные проявления, как нечто само собой разумеющееся, как данность. Мы разделяем ту точку зрения, что формирование личности в отношении ее к власти -это единый системный процесс взаимного диалектического опосредования биологического и социального в человеке.

Возьмем в качестве примера результаты опытов, поставленных французским ученым С. Колином. Крыс обучили добывать корм в аквариуме, заполненном водой. Для того чтобы воспользоваться пищей, они должны были перенести ее на сушу в жилую клетку. После объединения крыс в группы произошло их немедленное расслоение. Одни крысы продолжали добывать корм, а другие стали поджидать "добытчиков" в жилой клетке и питаться за их счет. При объединении в группы только добывающих корм крыс или только "нахлебников" часть ныряющих крыс прекратила добывание пищи, а часть "нахлебников" начала добывать корм. Такого

рода исследования, в особенности выполненные на высших человекообразных обезьянах, делают малоправдоподобным представление о том, что до возникновения орудийной деятельности и собственности на добытый продукт наши отдаленные предки были равными и свободными в своем поведении [18].

Проводя анализ витальных первичных потребностей и их эволюционных проявлений [19], мы определили, что в процессе воспроизводства социума действия человека по удовлетворению своих потребностей могут быть осуществлены самостоятельно или путем использования труда другого человека. Возможность удовлетворять свои потребности за счет другого человека состоит, как минимум, в существовании другого индивида, способного добыть или произвести средства существования и подчиняющегося властному принуждению к таким действиям. Именно в этом единичном акте властно-подвластных отношений мы видим сущность проявления власти. Здесь власть предстает как собственность на подвластного человека.

Учитывая существующие точки зрения, мы полагаем, что власть - это форма проявления витальной первичной потребности жить за счет другого, выражающаяся в отношениях между людьми, при которых одна сторона (властная) воздействует на поведение и деятельность другой (подвластной) с целью удовлетворения своих потребностей при помощи различных средств и способов, выработанных в ходе социогенеза. Это определение представляется более полным для понимания власти как биосоциального явления. Оно характеризует генезис, социальный характер власти, может распространяться на любое сообщество людей в любом определенном историческом времени. При этом предполагается многоликость власти, присущая любому объединению людей, ее многофункциональность, которая зависит от средств воздействия и предполагает наличие всеобщего свойства власти - подчинения.

Итак, мы установили, что первичная потребность жить за счет другого и форма ее проявления - власть - реализуются лишь в неразрывном блоке с другими витальными первичными потребностями: информация, питание, свобода, любовь, которые совместно существуют и лежат в основе побудительных мотивов поведения человека. Эволюционный

процесс социализации наполняет эти первичные потребности гаммой экономических, социальных, политических и т.д. потребностей. Они образуют "ствол" и формируют "крону дерева" эволюции развития человечества.

Так, потребность в информации проявляется в общественном воспроизводстве в процессе филогенеза и социогенеза, в форме сознания, самосознания, мировоззрения, духовной и материальной культуры (обычай, мораль, религия, право, наука, технологии, информация). Потребность в питании проявляется в форме труда, производства, потребления, распределения, обмена, экономики, базиса, отношений товар-деньги-товар. Потребность жить за счет другого проявляется в различных формах властных отношений эксплуатации человека, в том числе в таких категориях, как власть, классы, частная собственность, отчуждение человека, политика, государство, надстройка, власть-деньги-власть. Потребность в свободе - "мотивация сопротивления принуждению", нашла свое выражение в стремлении к безопасности, независимости, справедливости, социальному равенству, коллективизму, классовой борьбе, свободному времени. Половая потребность, вначале как генетическая программа половой жизни, основывается на инстинкте продолжения рода, реализуется в форме семьи и порождает чувство любви - форму преодоления отчуждения человека, вершину нравственного отношения к человеку [17, с. 21-23].

Все названные нами стороны биосоциальной действительности следует рассматривать в процессе общественного воспроизводства в неразрывном единстве, в том числе со всеми формами проявления субъект-объектного действия власти.

Проведенный нами анализ вызвал закономерную необходимость расширить и наполнить большим онтологическим содержанием модель субъект-объектного действия власти Х. Хекхаузена [15, с. 156].

Оставляя по сути первый шаг модели -"мотивация субъекта власти" (актуальные потребности субъекта власти, удовлетворение которых возможно за счет объекта властного воздействия) без изменения, мы предлагаем наполнить второй шаг модели ("сопротивление объекта власти") следующим содержанием - потребность свободы от субъекта власти.

Третий шаг модели - "источники власти" (личностные: ум, физическая сила,

красота, обаяние; институциональные: экономические, правовые, оружие, ролевые полномочия) мы предлагаем в таком виде -(индивидуальные: потребность жить за счет другого, обладание информацией, свобода властвования, социально-физиологические возможности; институциональные: политические, экономические, правовые, информационные, управленческие, технологические.

Четвертый шаг модели - "внутренние барьеры" (боязнь ответных мер, ценности, затраты, недостаточная уверенность в себе; институциональные: культура), мы предлагаем представить в таком виде - индивидуальные: боязнь ответных мер, затраты, ценности, недостаточная уверенность в себе; институциональные: социальный контроль, гласность, культура, мораль.

Пятый шаг модели - "средства воздействия" (убеждения, угрозы, обещания, вознаграждение, насилие, принуждение, изменение окружающей обстановки), мы предлагаем обозначить так - индивидуальные: убеждение, угрозы, обещания, вознаграждения, насилие, принуждение; институциональные: государство, частная собственность, разделение труда, эксплуатация, закон, средства массовой информации, полномочия, властно-административный ресурс, правоохранительные органы, армия.

Шестой шаг модели - "реакция объекта воздействия" (уступки, послушание, внутреннее согласие, потеря самоуважения, уважение к обладающему властью субъекту) предлагается представить как уступки, послушание, исполнение требований, чувство зависимости и несправедливости, внутренний протест, стремление изменить свое положение), а "мотивы и источники власти объекта воздействия", которые в модели не раскрыты, мы предлагаем обозначить как - индивидуальные: потребность в свободе (независимости, справедливости, равенстве, безопасности), степень информированности, социально-физиологические возможности, формы протеста; институциональные: социальный контроль (политические партии, профсоюзы, другие общественные объединения), законодательство, гласность, коллективные формы протеста.

Седьмой шаг модели - "последствия для субъекта власти" (изменение потреб-ностного состояния, ощущение своей власти,

новый образ объекта воздействия, изменения ценностей) мы предлагаем обозначить так -индивидуальные: удовлетворение потребностей, ощущение своей власти, новый образ объекта воздействия, изменение ценностей, стремление утвердить свое положение; институциональные: расширение экономических возможностей, поддержка политического режима, лоббирование правовых норм в личных интересах, принятие мер подавления объекта власти.

Мы предлагаем ввести в модель важный восьмой шаг - "последствия для объекта власти" в виде - индивидуальные: эксплуатация, ограничение свободы, зависимость, разрушение культурных ценностей, неравенство, отчуждение, поиск освобождения; институциональные: консолидация с другими объектами власти в целях защиты своих интересов через расширение социального контроля и участие в управлении, исполнение или изменение законодательства, гласность, коллективные формы протеста.

Таким образом, раскрыть власть как первоначальную социальную силу индивида - значит вычленить такие исходные действия, поступки, отношения, с помощью которых человек преодолевает общественные преграды, сопротивление других индивидов, преследуя свои личные интересы и формируя властные отношения эксплуатации человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власть: Философско-политические аспекты. М.: ИФ, 1989. 234 с. С. 6-25.

2. Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений// Социально-политический журнал. 1994. № 3-6. С. 80.

3. Власть: Очерки современной политической философии Запада. М.: Наука, 1989. 328 с. С. 131-134.

4. Халипов В.Ф. Власть: Кратологический словарь. М.: Республика, 1997. 432 с.

5. Lasswell H. Language of politics. Cambridge, 1965. 107 р. P. 29-55.

6. Фарбер И.Е. Вопросы теории советского конституционного права. Вып. 1. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1967. 320 с. С. 88.

7. Ильин В.В. Власть // Вест.Моск.ун-та. Сер. 12. Социал.-полит. исслед. 1992. № 3. С. 10-23.

8. Biersledt R. An Analysis qf Social Power // American Sociological Reviw. 1950. № 15. P. 730-738.

9. Parsons T. On the Concept of Politicai Power // Procesdings of ohe Amerikan Philosophical Society. 1963. № 107. P. 248.

10. Lasswell H.D., Kaplan A. Power and Society. New Haven, 1950. 296 р. P. 75.

11. Политические системы современности. М.: Наука, 1978. 254 с. С. 24-25.

12. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. 732 с. С. 94.

13. Уотсон Д.Б. Психология с точки зрения бихе-виориста // Хрестоматия по психологии. М.: Просвещение, 1980. 296 с. С. 147.

14. Дъюзбери Д. Поведение животных: сравнительные аспекты. М.: Мир, 2001. 480 с. С. 110.

15. Хекхаузен Х Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986. 408 с. С. 332.

16. Кайтуков В.М. Эволюция диктата: Опыты психофизиологии истории. М.: Благотворительный фонд "Норд", 1994. 412 с. С. 468.

17. Гусева Т.И., Каратьян Т.В. Психология личности. М.: Эксмо, 2008. 160 с. С. 5.

18. См.: Симонов П.В. Природа поступка // Коммунист. 1988. № 8. С. 87-94.

19. Буланов Н.И. Витальные первичные потребности и их эволюционные проявления // Научная мысль Кавказа. Приложение. 2005. № 4. С. 18-25.

5 апреля 2012 г.

УДК 316(075.8)

КАТЕГОРИАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ТРИПАРТИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

А.Н. Радченко

Проблематика трипартизма не один десяток лет находится в поле внимания зарубежных ученых. Начиная с 90-х годов прошлого века, эту тему начали активно развивать отечественные исследователи трудовых отношений. Среди достаточно большого разнообразия научных работ нужно особо отметить труды В.Г. Смолькова, Ф.И. Гайнуллиной, В.И. Митрохина, В.Н. Киселева [1] и ряда других исследователей, в трудах которых социальное партнерство рассматривается как особый вид социально-трудовых отношений в демократическом обществе с рыночной экономикой, являющийся своеобразным показателем его развития. Главным результатом являлось понимание системности явления трипартиз-ма в современном российском обществе и его значение как регулятора социально трудовых отношений.

Целью данной статьи является рассмотрение категориально-теоретических аспектов изучения феномена трипартизма и практики его использования в современной России.

Радченко Андрей Николаевич - соискатель кафедры социологии и права Института по переподготовке и повышению квалификации Южного федерального университета, 344010, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: arad1313@yandex.ru.

Трипартизм является основой социального партнерства. Эксперты международной организации труда (МОТ) определяют социальное партнерство (трипартизм) как механизм, посредством которого предприниматели, представители трудящихся и правительства разрабатывают комплекс согласованных и многосторонних действий для решения всех важнейших вопросов экономической и социальной политики в национальном масштабе путем поиска компромиссов [2]. Основным элементом трипартизма является трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

В публикациях МОТ приводится определение категории "механизм социального партнерства". Под ним понимается совокупность следующих общественных институтов: - согласование между субъектами трудовых отношений на национальном уровне социально-экономической политики в целом, включая распределение доходов, разработку критериев социальной справедливости и мер по защите интересов сторон;

Andrey Radchenko - the competitor of Sociology and the Right Department of the Institute on Retraining and Improvement of Professional Skill at the Southern Federal University, 160, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: arad1313@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.