УДК 343.1
О СУБЪЕКТАХ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ
© Павел Анатольевич ЩЕКОЛДИН
Академия управления Министерства внутренних дел России, г. Москва, Российская Федерация, адъюнкт, кафедра управления органами расследования преступлений, подполковник полиции, е-шай: [email protected]
Рассматривается один из компонентов системы ведомственного контроля за деятельностью органов предварительного следствия территориальных органов Министерства внутренних дел России на районном уровне - ее субъекты.
Ключевые слова: органы предварительного следствия; система ведомственного контроля; субъекты управления; служебные полномочия.
Под ведомственным контролем в данной статье имеется ввиду одна из функций управления органами предварительного следствия в системе МВД России (далее -ОПС или следственные подразделения), осуществляемая уполномоченными должностными лицами и специализированными подразделениями данного ведомства. Этот контроль (внутриведомственный, внутрисистемный) именуют еще организационным или
управленческим контролем. Его следует отличать от процессуального контроля, осуществляемого руководителем следственного органа в соответствии только с нормами УПК РФ, который можно рассматривать как часть системы ведомственного контроля за деятельностью ОПС, реализация которого без процессуального инструментария была бы существенно затруднена. Как функция управления ОПС данный контроль в наибо-
лее широком понимании представляет собой наблюдение за соответствием и проверку соответствия деятельности ОПС установленным нормам и принятым решениям с целью предупреждения, выявления, преодоления и устранения негативных отклонений, недостатков, ошибок и нарушений в этой деятельности, а также с целью выявления и внедрения положительного опыта.
Как видно, данный контроль представляет собой сложное системное образование. Система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство [1, с. 584]. Внутренние свойства системы характеризуются системно-компонентным, системно-структурным, системно-функциональным и системно-интегративным аспектами [2]. Данные характеристики вполне можно использовать при рассмотрении внутренних свойств системы ведомственного контроля за деятельностью ОПС территориальных органов МВД России на районном уровне.
Обратимся к системно-компонентному аспекту этой системы. Компонент - любая часть системы, вступающая в определенные отношения с другими ее частями. В качестве компонентов выступают подсистемы и элементы [3]. Основными компонентами системы контроля являются его субъект, объект, предмет и связи между ними [4].
Сразу необходимо определить тот уровень деятельности ОПС, о котором пойдет речь в настоящей статье, т. е. районный уровень. Очевидно, что основная масса уголовных дел, подследственных следователям органов внутренних дел (ОВД), расследуется именно на этом уровне, где имеется наибольшее количество следственных подразделений с неоднородной структурой и где задействовано самое большое количество следователей, зачастую не вполне соответствующих профессиональным требованиям, что также порой можно отнести и к руководителям следственных подразделений на данном уровне. Понятно, что именно здесь возникает основная масса проблемных вопросов в соблюдении законности, качестве и эффективности предварительного следствия и в осуществлении соответствующего ведомственного контроля, который имеет свои особенности и образует наиболее сложную
систему в отличие от ведомственного контроля за деятельностью ОПС на более высоких уровнях, например - в следственных частях ОПС на региональном, межрегиональном, окружном уровнях и в центральном аппарате МВД России.
В настоящее время к территориальным органам МВД России на районном уровне относятся: 1) управления и отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в т. ч. по нескольким муниципальным образованиям; 2) управления и отделы МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах; 3) линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; 4) Управление МВД России на комплексе «Байконур» [5]. Причем в г. Москве территориальные органы на районном уровне имеют особую, усложненную иерархическую структуру, т. е. они сначала разделяются на территориальные органы (управления) по административным округам, которые в свою очередь разделяются на подчиненные им территориальные органы (отделы) по соответствующим районам [6]. Кроме того, в организационно-структурном построении
территориальные органы МВД России на районном уровне дифференцируются еще на органы (отделы) по муниципальным образованиям с постоянным населением менее 25 тыс. человек [7].
Данный уровень является наиболее обширным и, как видно, представляет собой сложные и неоднородные территориальные образования. Надо отметить, что за последнее время в результате проводимых реформ ОВД на этом уровне претерпели существенные организационно-структурные изменения [8; 9], которые оцениваются неоднозначно. Так, например, в результате их «укрупнения», т. е. реорганизации бывших горрайор-ганов внутренних дел в управления и отделы по муниципальным образованиям или нескольким муниципальным образованиям (межмуниципальные отделы) территории их обслуживания значительно увеличились. Для ОПС на указанном уровне в сельской местности это обернулось ослаблением низового управленческого звена, т. к. в зоне ответственности начальников следственных подразделений данных территориальных органов
оказалось сразу по несколько смежных муниципальных образований со значительными расстояниями, в каждом из которых ранее имелись свои начальники ОВД и следственных подразделений при них со своим штатом следователей и соответствующим ресурсным обеспечением. В городах (как правило - областных центрах), где ранее имелось по несколько самостоятельных ОВД и следственных подразделений при них, они теперь объединены в управления по этим городам под единым руководством, включая начальников следственных управлений и их заместителей, в связи с чем там, наоборот, произошло усиление управленческого звена ОПС при том, что бывшие начальники следственных подразделений при районных ОВД в данных городах сохранили свой статус начальников этих же подразделений, но уже в составе единых управлений.
Теперь непосредственно рассмотрим один из компонентов системы ведомственного контроля за деятельностью ОПС территориальных органов МВД России на районном уровне - ее субъектов.
В системе контроля субъекты - это носители контрольных функций, то есть те, кто контролирует, а именно: во-первых, руководители и начальники органов и подразделений, для которых функция контроля является их естественным и неотъемлемым свойством и качеством, и, во-вторых, специально уполномоченные для осуществления контроля должностные лица и специализированные (вспомогательные) подразделения. Они образуют сложный, активный компонент рассматриваемой системы, всегда являются источником, инициатором и движущей силой контрольных процессов.
В силу иерархичности структуры ОПС к числу данных субъектов относится не только низовое управленческое звено, т. е. начальники следственных подразделений и их заместители на этом уровне, но и все вышестоящие руководители по восходящей иерархии, т. е. начальники главных следственных управлений (управлений, отделов) территориальных органов МВД России на региональном (межрегиональном, окружном1) уровне и, наконец, начальник Следственного
1 Для ОПС линейных отделов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте (далее для таких же фрагментов текста - аналогично).
департамента МВД России, а также их заместители. Служебные полномочия данных лиц по осуществлению контрольных функций определяются ведомственными нормативными правовыми актами в пределах установленной компетенции [10-12]. Особенностью данных субъектов является то, что законом они наделены еще и полномочиями по осуществлению процессуального контроля в качестве руководителей следственных органов (п. 38.1 ст. 5, ст. 39 УПК РФ).
Помимо этого к субъектам данного контроля относятся специализированные подразделения в составе ОПС на региональном (межрегиональном, окружном) уровне и Следственного департамента МВД России, наделенные определенными служебными полномочиями и соответствующими возможностями по осуществлению контрольных функций за деятельностью ОПС на районном уровне. К их числу относятся контрольнометодические, организационно-зональные,
информационно-аналитические подразделения (кроме того, в главном следственном управлении ГУ МВД России по г. Москве -подразделение по рассмотрению жалоб и заявлений). Специфические функции контроля, кроме того, выполняют по своим направлениям работы подразделения по кадровой и воспитательной работе и подразделения ресурсного обеспечения. Аналогичные подразделения также имеются в составе некоторых крупных ОПС и на районном уровне, а именно - в следственных управлениях УМВД России по административным округам г. Москвы и УМВД городов с районным и иным муниципальным образованием. Все эти подразделения находятся в непосредственном подчинении начальников ОПС на указанных уровнях и их заместителей [11; 12]. По существу данные подразделения образуют единый аппарат контроля. Их наличие обусловлено большим объемом контрольной деятельности. Именно на них возложена основная нагрузка по осуществлению контроля за деятельностью ОПС на районном уровне. Организационно-правовой статус данных подразделений и их сотрудников, в т. ч. по осуществлению контрольных функций, также определяется ведомственными нормативными правовыми актами в пределах установленной компетенции.
Надо отметить, что сотрудники контрольно-методических, организационно-
зональных, информационно-аналитических подразделений, подразделений по рассмотрению жалоб и заявлений имеют процессуальный статус следователя, однако не имеют юридически закрепленных полномочий по осуществлению процессуального контроля, хотя фактически допускаются, например, к проверкам материалов расследуемых уголовных дел, не находящихся в их производстве, и к разработке процессуальных решений для их принятия руководителем следственного органа (например - указаний в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК РФ), что противоречит УПК РФ, поэтому такой их статус требует законодательного установления, либо необходимо наделить этих субъектов данными полномочиями на подзаконном (ведомственном) уровне и придать им статус инспекторов.
На районном уровне такие крупные ОПС, как следственные управления УМВД России по административным округам г. Москвы и УМВД городов с районным и иным муниципальным образованием, располагают своими канцеляриями [11], которые непосредственно подчиняются начальникам данных ОПС и которых также можно отчасти причислись к субъектам контроля, осуществляемого в сфере делопроизводства, документооборота и режима в этих ОПС.
К субъектам контроля внутри самих ОПС на районном уровне можно отнести также старших следователей (старших следователей по особо важным делам - в подразделениях следственных частей следственных управлений УМВД России по административным округам г. Москвы и УМВД городов с районным и иным муниципальным образованием) [7] и еще - наставников [13]. Они тоже не обладают полномочиями по осуществлению процессуального контроля. Их контрольные функции сводятся в основном к непосредственному наблюдению за действиями неопытных и недисциплинированных следователей своего подразделения и к своевременному информированию о результатах наблюдения своих непосредственных начальников. Данные функции должны прописываться в соответствующих должностных инструкциях (функциональных обязанностях) указанных лиц. Здесь уместно
сказать о таких понятиях, как «взаимный контроль» и «самоконтроль». Их субъектами являются сами рядовые сотрудники-исполнители (следователи) того или иного подразделения. То есть в данном случае субъекты и объекты контроля совпадают в лице либо отдельно взятого коллектива сотрудников (взаимный контроль) либо отдельно взятой личности в этом коллективе (самоконтроль). Данные виды контроля имеют неформальный, ненормативный характер, основаны на высоком корпоративном духе и на добровольном стремлении сотрудников к такому контролю. В современных условиях о них трудно говорить применительно к деятельности ОПС, однако к достижению таких состояний внутри следственных подразделений необходимо стремиться.
Субъектов контроля в самих ОПС на районном уровне можно еще дифференцировать и на таких должностных лиц, как руководители следственных групп и руководители следственно-оперативных групп (СОГ). Первые имеют исключительно процессуальную природу. Они назначаются руководителем следственного органа при создании следственной группы, из числа подчиненных следователей (как правило - наиболее опытных и квалифицированных), в рамках и на период расследования конкретного уголовного дела (ст. 163 УПК РФ). В части руководства следственной группой и осуществления контроля за деятельностью ее членов они имеют только процессуальные полномочия, которые прописаны довольно обобщенно как организация работы следственной группы и руководство действиями подчиненных следователей (ч. 3 ст. 163 УПК РФ), также еще -участие в следственных действиях, производимых подчиненными следователями (ч. 5 ст. 163 УПК РФ). По существу данные полномочия руководителя следственной группы сводятся только к распределению между подчиненными следователями производства определенных следственных, иных процессуальных действий и к осуществлению контроля за их производством путем непосредственного наблюдения и проверок накопленных материалов (протоколов, постановлений и т. п.) по конкретному уголовному делу. Руководитель следственной группы непосредственно подчиняется руководителю следственного органа и его полномочиями не обла-
дает. Вторые из названных должностных лиц являются результатом организационно-управленческих решений, принимаемых на уровне начальников ОВД. В настоящее время предусмотрено два вида СОГ - дежурная и специализированная, руководителями которых выступают следователи. Особенности данных СОГ и содержание служебных полномочий их руководителей определяются ведомственными нормативными правовыми актами [14]. Их принципиальное отличие от следственных групп заключается в том, что они не ограничиваются рамками расследования только одного конкретного уголовного дела (специализированные СОГ) и могут использоваться еще до возбуждения уголовных дел (дежурные СОГ). Надо сказать, что указанные должности (руководителя следственной группы и руководителя специализированной СОГ) используются на районном уровне, как правило, в наиболее крупных ОПС (управлениях, отделах), имеющих свои специализированные подразделения по расследованию отдельных категорий преступлений, выделенных по признакам особой тяжести, организованности, серийности и других, производство предварительного следствия по которым представляет повышенную сложность и значительный объем.
Кроме рассмотренных выше должностных лиц и специализированных подразделений самих ОПС к субъектам контроля за их деятельностью на районном уровне причисляются также и начальники собственно территориальных органов МВД России на данном уровне и выше по всей иерархии, в структуре которых состоят ОПС. Функции организации и осуществления в соответствии с законодательством РФ производства предварительного следствия по уголовным делам прямо прописаны в полномочиях МВД России и его территориальных органов, руководители которых организуют деятельность территориального органа, планирование и координацию деятельности его структурных подразделений на территории обслуживания; распределяют обязанности между своими заместителями; делегируют в установленном порядке часть предоставленных им организационно-распорядительных полномочий
своим заместителям, а также начальникам структурных подразделений по вопросам организации деятельности этих подразделений;
утверждают положения о структурных подразделениях территориального органа [5; 7; 10; 15; 16] (и в отношении следственных подразделений, и по вопросам контроля за их деятельностью). При этом начальники ОПС на районном уровне назначаются на должность и освобождаются от должности начальниками территориальных органов МВД России на региональном уровне по представлению соответственно начальников ОПС на региональном уровне. Структура и штатное расписание ОПС на районном уровне утверждаются начальниками территориальных органов МВД России на региональном уровне в соответствии с утвержденной типовой структурой и установленной штатной численностью [17]. Причем в результате проводимых реформ в настоящее время начальникам ОПС территориальных органов МВД России на районном уровне теперь возвращен статус заместителей начальников данных ОВД [18]. Безусловно, что начальники ОВД не обладают полномочиями по осуществлению процессуального контроля, но при этом являются достаточно могущественными субъектами организационного (управленческого) контроля за деятельностью ОПС, например - по вопросам координации их деятельности в осуществлении взаимодействия с другими подразделениями (оперативными, экспертно-криминалистическими и др.) территориального органа на районном уровне в процессе раскрытия и расследования преступлений [14].
Начальникам территориальных органов МВД России на районном уровне подчинены дежурные части, штабы, подразделения делопроизводства и режима [7], которые также отчасти можно рассматривать в качестве субъектов контроля за деятельностью ОПС. К примеру, дежурные части контролируют своевременность выезда следователей в составе СОГ на места происшествий и получение от них информации о результатах осмотров для принятия соответствующих мер по организации раскрытия преступлений по «горячим следам» в течение дежурных суток [14; 19]. В составе штабов имеются подразделения анализа, планирования и контроля, информационного обеспечения, которые выполняют свою роль в контроле за деятельностью ОПС как структурного подразделения ОВД [20], также как и подразделения дело-
производства и режима участвуют в этом контроле по своему направлению работы.
Наконец, субъектов контроля за деятельностью ОПС на районном уровне представляет институт зонального контроля и особого контроля (при необходимости). Данные виды контроля устанавливаются субъектами управления ОВД на региональном уровне и реализуются специально уполномоченными на то должностными лицами (главными инспекторами, организаторами, исполнителями) [21]. Как правило, зональный контроль устанавливается в отношении территориального органа или группы ОВД в целом, однако может устанавливаться и в отношении их отдельных структурных подразделений, в т. ч. следственных подразделений на районном уровне. При этом обязанности должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями по контролю за следственными подразделениями, возлагаются на сотрудников, замещающих должности не ниже следователя по особо важным делам. Особый контроль - исключительная мера, он является усиленным вариантом зонального контроля, устанавливается на определенный период времени в отношении территориальных органов или их отдельных структурных подразделений, имеющих негативные тенденции развития.
Характеризуя субъектов контроля, необходимо вкратце затронуть их соответствующие полномочия, являющиеся их неотъемлемым свойством и составляющие их сущность, т. е. полномочия находятся в пределах данного компонента рассматриваемой системы контроля. Выше эти полномочия были частично обозначены. Условно их можно разделить на две группы. Это - процессуальные полномочия и служебные (организационные, управленческие) полномочия.
Принадлежность процессуальных полномочий была указана выше. Ими обладают исключительно руководители следственных органов, т. е. должностные лица, возглавляющие соответствующие следственные подразделения, а также их заместители (п. 38.1 ст. 5 УПК РФ). Данные полномочия имеют законодательное происхождение и четко определены законом (ст. 39 и некоторые другие нормы УПК). Их контрольная функция по существу заключена всего только в четырех нормах. Это полномочия: 1) проверять мате-
риалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела (п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК); 2) лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения, которая допускается на основании судебного решения (п. 4 ч. 1 ст. 39 УПК); 3) рассматривать требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменные возражения следователя на указанные требования (ч. 4 ст. 39 УПК); 4) рассматривать жалобы на процессуальные действия (бездействия) и решения следователя (ст. 124 УПК). Причем последние два, по сути, сводятся к первому - процессуальной проверке дослед-ственных материалов или материалов уголовного дела. Остальные нормы касаются уже выработки мер корректирующего воздействия, в т. ч., например: изымать и передавать уголовные дела (п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК); отменять постановления (п. 2 ч. 1 ст. 39 УПК); давать указания (п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК); давать (не давать) согласия (п. 4 ч. 1 ст. 39 УПК); разрешать отводы и самоотводы (п. 5
ч. 1 ст. 39 УПК); отстранять от производства расследования (п. 6 ч. 1 ст. 39 УПК); продлевать (не продлевать) сроки расследования (п. 8 ч. 1 ст. 39 УПК); возвращать уголовные дела на доследование (п. 11 ч. 1 ст. 39 УПК РФ) и т. п. Кстати, уж если руководитель следственного органа наделен столь властными процессуальными полномочиями, для повышения эффективности процессуального контроля было бы не лишним также наделить его полномочиями - лично присутствовать на следственных действиях, производимых подчиненными следователями, без участия в их производстве (т. е. без вмешательства в процессуальную самостоятельность следователя), что особенно актуально в отношении неопытных следователей.
Как видно, все это касается чисто вопросов расследования конкретных уголовных дел и направлено в основном на соблюдение норм уголовно-процессуального закона,
принципов уголовного судопроизводства. Во-
просов же организации следственных подразделений и управления ими, в т. ч. осуществления управленческой функции контроля за их деятельностью, уголовно-процессуальные нормы не затрагивают. Таким образом, процессуальный контроль является частью и необходимым инструментом, процессуальным механизмом ведомственного контроля как функции управления ОПС.
Служебные полномочия по осуществлению контроля за деятельностью ОПС носят более глобальный, всеобъемлющий и стратегический характер. Они прописываются в подзаконных (ведомственных) нормативных правовых актах и распространяются не только на начальников следственных подразделений, но также на иных руководителей ОВД, специально уполномоченных должностных лиц и специализированные подразделения в зависимости от направлений контрольной деятельности. Они имеют целью не только достижение законности, но также служебной дисциплины в деятельности подчиненных следователей, качества, эффективности производимых расследований, надлежащей организованности и обеспеченности следственных подразделений, разрешение актуальных проблем, решение приоритетных задач в деятельности ОПС, на их развитие по намеченному курсу. Конкретное содержание служебных полномочий по осуществлению контроля за деятельностью ОПС, в т. ч. на районном уровне, имеет многообразный характер и определяется предназначением и целями ОПС, их основными задачами и функциями, устанавливаемых основополагающими нормативными правовыми актами Президента РФ и МВД России [11; 12; 17].
Итак, рассмотрены практически все основные субъекты контроля. Как видно, данный компонент образует сложную, структурированную, иерархично выстроенную подсистему в системе ведомственного контроля за деятельностью ОПС территориальных органов МВД России на районном уровне. Схематично в пространственном образе рассмотренная подсистема субъектов контроля представляет собой горизонтально-вертикально-уровневое (трехуровневое), т. е. конусовидное (или пирамидальное) расположение. В его основании находится низовое управленческое звено (районной уровень), которое непосредственно и постоянно со-
прикасается и контактирует с подконтрольными объектами, «впитывает» информацию об их деятельности. Выше - управленческое звено на региональном (межрегиональном, окружном) уровне, которое выполняет основную нагрузку по осуществлению настоящего контроля по проверке, обработке и анализу поступающей снизу информации в пределах того или иного региона. Замыкает вершину управленческое звено на федеральном уровне, где скапливается вся обработанная и обобщенная информация о деятельности всех ОПС на районном уровне.
1. Философский энциклопедический словарь / редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. М., 1989.
2. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. С. 21-31.
3. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М., 1980. С. 70-74.
4. Теория управления / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М., 2004. С. 271-300.
5. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от
01.03.2011 г. № 248 (ред. от 19.09.2011).
6. Вопросы реформирования территориальных органов МВД России: приказ МВД России от
14.06.2011 г. № 637 (ред. от 29.07.2011).
7. О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России: приказ МВД России от
30.04.2011 г. № 333 (ред. от 29.07.2011).
8. Об организационных вопросах и структурном построении аппаратов, подразделений и организаций системы органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 20.11.2002 г. № 1120 (в настоящее время утратил силу).
9. О некоторых организационных вопросах и структурном построении органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 30.12.2007 г. № 1220 (в настоящее время утратил силу).
10. О введении в действие Наставления по организации работы городских, районных органов внутренних дел, линейных органов внутренних дел на транспорте: приказ МВД России от 20.09.1994 г. № 260.
11. О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422: приказ МВД России от 04.01.1999 г. № 1 (ред. от 30.04.2011).
12. Об утверждении Положения о Следственном департаменте МВД России: приказ МВД России от 01.07.2011 г. № 780.
13. Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 24.12.2008 г. № 1139 (ред. от 06.07.2010).
14. Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений: приказ МВД России от 26.03.2008 г. № 280.
15. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента РФ от 01.03.2011 г. № 249.
16. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: приказ МВД России от 21.04.2011 г. № 222.
17. О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 23.11.1998 г. № 1422 (ред. от 23.05.2011).
18. О внесении изменений в указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 1998 г. № 1422 «О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» и в Положение, утвержденное этим указом: указ Президента РФ от
19.10.2011 г. № 1392.
19. О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 26.02.2002 г. № 174.
20. Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел: приказ МВД России от 12.02.1997 г. № 86.
21. Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 03.02.2012 г. № 77.
Поступила в редакцию 4.12.2012 г.
UDC 343.1
ON SUBJECTS OF INSTITUTIONAL CONTROL FOR ACTIVITY OF PRELIMINARY INVESTIGATION BODIES OF TERRITORIAL BODIES OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AT DISTRICT LEVEL Pavel Anatolyevich SHCHEKOLDIN, Academy of Management of Ministry of Interior Affairs of Russian, Moscow, Russian Federation, Adjunct, Crimes Investigating Bodies Management Department, Lieutenant Colonel of Police, е-mail: [email protected]
One of the parts of the institutional control over the activities of preliminary bodies of territorial bodies of Ministry of Internal Affairs of Russia at district level, its subjects is considered.
Key words: preliminary investigation bodies; system of institutional control; subjects of management; service authority.